Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Валентина Ситникова

Как говорить о памяти?

Заметки библиографа

Валентина Игоревна
Ситникова

библиограф Коми Республиканской юношеской библиотеки
г. Сыктывкар

Приближается большая дата – 60-летие Победы нашего народа над фашистской Германией. Культурные и образовательные учреждения «напряглись»: что-то нужно делать. И хочется ведь что-то особенное, чтобы зазвучало, было услышано, прочувствовано. По школам нашего города пробежал неофициально объявленный лозунг: «60 добрых дел – к 60-летию Победы!» Вспомнились дела давно минувших дней, дни моего детства и юности, – тимуровское движение, пионерские и комсомольские поручения. Тогда казалось все это нужным, востребованным. Сегодня – другое время. А День Победы ведь остался! И память о нем еще жива… Как будто… Но раз сомнения возникают, значит есть проблемы. Проблемы в воспитании этой памяти у молодого поколения.

Какими видятся события той страшной войны современному школьнику? Что он чувствует? Какая реакция у него будет на ту информацию, которую ему предложит школа, телевидение, библиотека?

Я попыталась в этом разобраться через разработки сценарных материалов ко Дню Победы прошлых лет.

За десятилетия празднования Дня Победы выработалось много форм проведения этого мероприятия. В этот день можно устроить встречу с ветеранами, провести уроки мужества, тематические уроки по истории и литературе, кинолектории, литературно-музыкальные вечера, библиотечные уроки, Дни воинской славы. Найдены и нетрадиционные формы: урок-конференция, полилог, устный журнал, вечер размышлений.

В первые годы после войны праздник Победы держался на чувстве вины перед погибшими. И это чувство было знакомо послевоенному поколению. Герой стихотворения «Песня о погибшем друге» В.Высоцкого чувствует вину перед другом, он живет с сознанием того, что его жизнь выкуплена у смерти гибелью друга.

Я кругом и навечно
виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
Я почел бы за честь, –
Но хотя мы живыми
До конца долетели, –
Жжет нас память и мучает совесть,
У кого, у кого она есть.

Вправе ли мы ожидать у сегодняшнего молодого поколения этого чувства вины?

Бытует довольно распространенное мнение, что с уходом из жизни последних участников этой войны, потребность отмечать праздник отпадет. Это мнение высказал совсем молодой человек. И его отношение к мероприятию может быть, например, таким:

– Та великая война нашего народа вызывает у нас не воспоминания, а мысли… щемяще-печальные и светлые.

– Да? А у меня не вызывает.

– 27 млн наших людей – мужчин, женщин, детей унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше нашего сострадания и участия. Но мы должны о них помнить!

– Кому это мы должны? Я никому ничего не должен!

Возможно, этот внутренний монолог и зазвучит в душе какого-нибудь подростка. И поэтому главная цель организатора мероприятия – воспитать у молодого человека другое отношение: понимания, сострадания, любви к своей истории.

Казалось бы, что тут сложного – рассказать кое-что о войне, привести цифры, напомнить о том, что «должны» мы помнить, включить военные песни, прочесть нужные стихотворные строки, пригласить ветерана. Все?

Худ. С.Красаускас. 1974. Из серии «Вечно живые»

Нет, оказывается не все. Листая старые сценарии, еще раз убедилась, что Слово – это сильное орудие воспитания. Почему некоторые фразы организаторов мероприятия неприятно слышать, они отталкивают? Другие – заинтересовывают, и увлекаешься чтением сценария. И появляется мысль, может быть, такие чувства возникают не только у меня? Вот и захотелось с коллегами посоветоваться…

С письмами фронтовыми, стихотворениями, фотографиями, песнями, как-то все понятно. Они сами по себе дают мощный эмоциональный импульс. А вот слова ведущего «о памяти», «о долге» перед ветеранами как-то невольно пробегаешь глазами. Все «общие места»!

Большинство сценариев изобилуют формулировками с обобщающими определениями – «народ», «страна», «миллионы», «люди», «воины-освободители», «защитники Отечества». И задумываешься: о чем это или о ком? Да ведь ни о чем. Во всяком случае, не об отдельно взятой судьбе, не о Человеке. О какой-то стране, которая воевала, и о каком-то народе, который выстоял!

Но ведь сказать-то о памяти и долге нужно! Вот и заинтересовало, а как же «выкручиваются» ведущие с подачей этой информации.

Оказывается, напомнить о долге и памяти можно по-разному. В большинстве сценариев демонстрируется мотивация памяти. Мы попытались найти ответы в сценариях на вопрос: «Почему мы должны помнить?» И вот что получилось:

«Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь». Другими словами, боимся за свою жизнь, за свое будущее.

Или вот пример. «Защитников Родины почитают в нашей стране с древних времен. В память о них возводят храмы и часовни, устанавливают памятники, мемориалы, их имена поминают в дни общенародных торжеств. Каждая семья хранит память о своих героях. Давайте и мы вспомним о людях, которые прошли через ужас войны, претерпели ту боль, что она несет, отдали жизнь во имя победы». Получается, традиция у нас в стране такая бытует – помнить, вот и мы помним.

А вот такая формулировка разве может убедить школьника? «Возможно, ты усомнишься в целесообразности разговора и спросишь: “Зачем мне это нужно?” Мы не знаем точного ответа. Но одну причину знаем точно – для памяти. Ведь мы… Все… Люди».

«Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя».

Вот сколько ответов на один вопрос – «потому что страшно за будущее, традиция такая выработалась, потому что все мы люди, “иначе нельзя”». И столько же получается рациональных оправданий проведения праздника Победы, столько же доказательств его необходимости. Все вышеуказанные формулировки построены по схеме: «Мы должны помнить, потому что…» Первая часть реплики указывает на необходимость, вторая обосновывает эту необходимость. Эти слова скорее обращены к сознанию молодого человека, чем к его сердцу. Произнесенная в начале мероприятия, эта фраза может спровоцировать настроение необходимости, диктата на все мероприятие – мы должны помнить, а, следовательно, должны смотреть, слушать или участвовать в мероприятии.

Другой вариант заявления темы памяти в формулировке: «Мы помним». О памяти говорится в решительных, уверенных лозунгах-девизах: «Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам!» «Солдаты, отдавшие жизнь за наш народ, воскресают и вечно живут в его памяти!» Подобные слоганы требуют к себе ответной реакции зрителя. Заставляют его задуматься: «Мы помним!», «Солдаты вечно живут в нашей памяти!» – А помню ли я? А живут ли солдаты в моей памяти?

Самым привлекательным, на наш взгляд, напоминанием молодому человеку о его исторической памяти является путь по схеме: «Я люблю». Посмотрите, какой удачный пример зачина у мероприятия Т.Заводовой. (Любовь, поэзия, война // Праздник в школе. – Мн. : Красико-Принт, 2004. – С. 59.). Сценарий посвящен теме любви в творчестве К.Симонова. Начинается вечер словами: «Опять о поэзии? Нет, опять о любви, хотя и через поэзию выраженную!» И хочется перефразировать этот оборот: «Опять о войне? Нет, опять о любви!» И это будет правдой. Потому что, по большому счету, главное в Дни Победы для ветеранов услышать не то, что их помнят и что им должны, а почувствовать, что их любят, и для молодых людей вопрос: «Почему должны помнить?» потеряет актуальность, если где-то в глубине души замерцает огонек тепла и сострадания к ветерану, и проснется гордость за свою Родину.

Не появляется категоричных утверждений о долге в сценарии Э.Барановой «Как мы неистово любили» (Баранова Э. Как мы неистово любили // Библиотека. – 1995. – № 11. – С. 41.). Автор выбирает тему, интересную для молодого человека – любовь в военное время. Композиция сценария составлена из писем военного времени, стихотворных отрывков. Ремарок ведущего в сценарии совсем немного, однако, процитированное в начале высказывание А.Тарковского «Как странно, что для того, чтобы любить и беречь друг друга, мы обычно ждем невероятных катаклизмов, которые как бы позволяют нам это», задает проблематику всего сценария и служит поводом для философского размышления – Как мы любим? Неужели для того, чтобы любить, нужна война?

Оба автора: Т.Заводова, Э.Баранова – умело находят приемы возбуждения интереса к теме с самого начала мероприятия: приемом риторического вопроса – «Опять о поэзии?» и цитированием авторитетного лица – высказывание А.Тарковского.

Слова ведущего будут эмоциональнее и убедительнее, если ведущий скажет не о долге, а поделится своими чувствами, передаст свой личный опыт. Такая доверительная интонация, безусловно, вызовет понимание и создаст нужную в данном случае атмосферу сопричастности празднику: «Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака – за подвиги в той войне, мне хочется уловить в его лице нечто характерное для него в далекой молодости…» (Учамбрина И. День Победы // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 47.).

Это только отдельные примеры… Но и они говорят о многом. О Слове, которое прозвучит и будет воспринято молодым человеком. И жаль, если негативно!

Как-то отложились в душе стихотворные строки, приведенные в одном из сценариев:

Они нас выдумают снова –
Косая сажень, твердый шаг –
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать.
Как мы дышали…

Наверное, эти строки появились как отклик на одно из майских торжеств. И в них – ироническая реакция лирического героя на приукрашенную ложь: всем хорош выдуманный образ, да только не дышит!

Поэтому хочется пожелать организаторам этого Великого праздника дыхания и любви в сложной работе по патриотическому воспитанию молодежи: всего вам доброго! С праздником, Днем Победы!