Я иду на урок
Елена Венедиктова
Том Сойер учился в моем классе
Преподавание литературы –
средство получения знаний о себе и о мире.
Из заповедей технологии РКМЧП
На протяжении нескольких лет я
вела уроки творчества, где использовала
различные методические приемы для пробуждения
интереса не только к чтению, но и к
сочинительству, личному творчеству. Многое
получалось, но все равно в классе были ученики,
которых книга не трогала, и они искали любой
повод увильнуть от письменной работы. После того
как я познакомилась с материалами
«Международной программы развития критического
мышления средствами чтения и письма» (РКМЧП),
сразу же решила попробовать работать по-новому. А
самое главное – выстроилась упорядоченная
система работы с текстом, в которую легко вошли и
мои приемы. Таким образом, пришло решение
осуществить давнее желание: попробовать
прочитать с учениками начальной школы большое
произведение от начала до конца. За несколько
недель мы с ребятами могли бы понять героев
книги, стать участниками, поразмышлять не только
над текстом, но и над собой. Книга была выбрана
уже давно. Сейчас трудно сказать, почему именно
«Том Сойер». Может быть, возраст литературного
героя и моих учеников был приблизительно один и
тот же, да и проблемы, поднимаемые автором, в
какой-то мере близки детям, а значит, уже есть тот
необходимый объем знаний, который поможет
выстроить диалог с текстом. Но скорее всего
потому, что эта книга была самой любимой книгой
моего детства.
Сразу скажу, что не только мои ученики
первый раз знакомились с этим произведением, –
новый подход к чтению заставил и меня по-другому
взглянуть на знакомый текст. А значит, мы учили
друг друга: я и мои ребята!
Елена Ивановна
Венедиктова
учитель начальных классов Сибирского Кадетского
Корпуса, преподаватель высшей категории
Новосибирск |
Прежде всего, я попробовала
выяснить, читал ли кто-то из моих учеников раньше
эту книгу. Оказалось, что практически никто из
ребят не был знаком с романом Марка Твена. Только
несколько человек вспомнили о фильме, который
смотрели настолько давно, что забыли сюжет.
Тогда, было интересно услышать, какие идеи придут
им в голову при ответе на следующий вопрос:
«Ребята, Том Сойер – это мальчик вашего возраста.
Как вы думаете, почему Марк Твен посвятил
маленькому мальчику целую книгу, что мог
совершить Том для этого?»
Ответы детей были самыми
разнообразными:
– Марк Твен очень любил детей.
– Том Сойер – это непослушный
мальчик, так как послушным не посвящают книги.
– Том был путешественником.
– Том – герой, совершивший
необыкновенный поступок.
После прочтения первой главы у ребят
возник вопрос: вымышленный ли это персонаж.
Приведу примеры полярных точек зрения – Ирины Л.
– положительной, успевающей, правильной и Марка
Ш. – спокойного, тихого и медлительного
«троешника».
Ирина Л.:
«Том Сойер – это вымышленный персонаж.
Шутливый, избалованный, смешной, радостный,
непослушный, хитрый, озорной, ленивый. Когда
хочет, тогда работает и помогает. Человек
настроения».
Марк Ш.:
«Я думаю, что сам Марк Твен в жизни
очень походил на веселого и смелого Тома Сойера.
Он любит и понимает детей, и он знает,
что дети будут смеяться над поступками Тома.
Я думаю, что такой мальчишка жил в
самом деле. Он знал, что про него пишут книгу, и
совершал подвиги специально».
После этого я поняла, что ребята
«приняли» главного – героя, но самое главное –
произошло отождествление с собой. По ходу чтения,
каждая тема находила отклик и выявляла проблемы
сегодняшнего дня.
С огромным удовольствием
перечитывались и анализировались диалоги.
Интересно то, что внимание учащихся
класса было направлено не на интересные
приключения, а на взаимоотношения героев и
рефлексию Тома:
· Том и взрослые;
· Том и дети;
· Том и любовь;
· Том и личные страхи детей-читателей.
Наверное, никогда еще я не узнавала
ребят так близко, как сейчас.
Так
получилось, что произведение рассматривалось с
позиции ребенка и взрослого. Дети встали на
сторону главного героя и объясняли мне причины
его поступков. Мне же была отведена роль тети
Поли, и уже ребятам было интересно услышать тот
или иной комментарий с позиции взрослого. В
каждой главе поднимались проблемы, близкие
каждому из моих учеников.
Например, фраза из шестой главы «У меня
сегодня заболел зуб, и можно я не пойду в школу…»
не оставила равнодушным никого. Вы даже не
представляете, сколько версий прозвучало на
уроке. Ведь видно, что с желанием все время ходили
в школу – и на тебе...
Восьмая глава – «Побег из дома» – тоже
воспринималась серьезно. В детских комментариях
были перечислены причины собственного понимания
проблемы:
– Любит охотиться, чтобы никто не
мешал, устал от занудства взрослых, чтобы не
учиться в школе, не выслушивать замечания
взрослых, скучно ходить в церковь, никому не
нужен, чтобы делать то, что хочет, свобода…
На вопрос «Почему Том Сойер хотел
стать пиратом?» Кристина П. ответила так:
– Мне кажется, он хотел стать пиратом
потому, что они казались ему сильными. Им можно
было все!!! Еще Тому не нравилось, что его поучают
тетя и брат. Он хотел быть свободным от всех дел,
разбогатеть и стать знаменитым, вернуться в свой
городок и сказать: «Вот я, Том Сойер – гроза морей
и океанов!»
Каждый указывал то, что близко только
ему. Ребенок, которого водят на церковные службы,
на все вопросы отвечал, что Тому Сойеру скучно в
церкви. Эта причина кочевала из главы в главу. А
другой мальчик, проживающий у бабушки по причине
развода родителей, все время повторял фразу:
«потому что никому не нужен».
И особенно задевает, когда то же самое
пишет вполне благополучный ребенок: «Когда Том
понял, что всеми забыт, он решил уйти из дома. Я,
наверное, сделал бы также, я знаю, что это такое…»
Ребята высказывали свои мнения и на
уроках и вне уроков. Как будто что-то произошло, и
какой-то волшебник разрешил моим милым ученикам
говорить все, что они хотят. Вот, наверное, здесь,
я столкнулась с первыми трудностями, когда надо
было постоянно возвращать ребят к тексту,
уводить от личных дискуссий. В таких случаях
выручали приемы РКМЧП: слушание и совместный
поиск, обсуждение в паре, эссе и др.
Мы учились задавать вопросы, выделять
ключевые моменты текста, обращали внимание на
построение словосочетаний и предложений.
Одной из трудных тем для обсуждения
оказалась девятая глава: «Почему Том стал думать
о смерти?» Выводы ребят говорили о том, что каждый
ощутил себя на месте главного героя, понял его
позицию, и каждый смотрел на ситуацию через «свои
очки». Версии для обсуждения подобных тем уже
детьми назывались, но в данной интерпретации
зазвучали по-новому, более жестко: влюбился, а ему
не отвечали взаимностью; все надоело и стало
скучно жить; не любил постоянных замечаний; его
никто не любил; подслушал разговоры о смерти;
предательство; не хотел учиться; не хотел ходить
в церковь.
Зато сколько эмоций вызвала десятая
глава – «Ночные страхи». Не хватило урока, чтобы
слушать сочинения всех желающих о своих ночных
страхах. В классе было очень тихо и никто не
смеялся. Наверное, иногда нам кажется, что это
неважно – обращать внимание на мелкие проблемы
детей, а они очень хотят, чтобы мы заметили их и
помогли им. А со стороны, наверное, казалось, что
занимались глупым делом – выслушивали мнения
вполне взрослых детей о своих ночных страхах.
Как-то в начале урока, я писала на доске
название следующей главы «Муки совести». Так как
настроение у детей было хорошим, то думать о
«муках» мои ученики совсем не желали. Поэтому
естественно, что за своей спиной я услышала
чей-то шепот: «Странно – муки есть, а где же
радости?» Таким образом, тема для обсуждения была
выбрана, и основную часть урока мы говорили о
«совести». В конце занятия на доске были выписаны
детские ассоциации, по которым велась беседа:
«Совесть – мораль с детства;
бессовестный; напоминает, что ты человек; для
правды; не дает врать; муки твоей души; сила воли;
внутренний стыд; помощник; злая память о плохом
деле; бессилие; слабость; друг».
И все же настоящая полемика
разгорелась, когда встал вопрос – признаваться
Тому или нет в том, что он видел убийцу?
Класс разделился на две группы,
сомневающихся не было! Девочки решили, что
признаваться обязательно надо, а мальчики
утверждали обратное, вероятно исходя из
собственного жизненного опыта – из чувства
безопасности. Вот тогда-то и прозвучала фраза,
заставившая меня задуматься, а вечером звонить
друзьям и делиться поразившими меня
высказываниями. Но это было потом, а сначала
предстояло самое трудное – безоценочное
принятие данного мнения (кто знаком с программой
РКМЧП, меня поймет):
«Пусть индеец убьет еще кого-нибудь,
тогда и догадаются, кто настоящий убийца…»
А когда девочки стали возражать,
возникла еще одна фраза о том, что «смерть одного
ничего не значит…» Страшные слова… Я рада, что
спустя некоторое время, ребята сами догадались
об их жестокости и поразились тому – как такое
вообще могло прийти в голову! Но это произошло не
сразу и не так скоро, как мне бы хотелось. Именно в
девятнадцатой главе мы приводили примеры
«жестоких» слов, хотя название главы звучало
совсем просто: «Я не подумал…» Были разобраны
различные ситуации, в которых оказался Том Сойер,
да и оказывались сами ребята, не отдавая отчета
своим поступкам. На уроке прозвучало много
примеров, когда простые с виду слова и действия
приносят боль и огорчение: «не подумал и сделал;
сделал, а потом подумал; забыл; сказал не то;
пошутил; нагрубил близким; ушел из дома; наврал;
наговорил на кого-то (сплетни)».
И потом в своей письменной работе
многие написали о том, что теперь уж точно
постараются думать, прежде чем что-то сказать или
сделать.
Алена С.: «Я хочу
поменять эти слова на другие. Например:
неправильно делал – замена – Я буду думать, а
потом делать. Я хочу поменять в себе все плохое.
Иногда я так много забываю… Я не думаю, но очень
хочу, чтобы у меня память была лучше…» Чем не
рефлексия!
Таким образом, от главы к главе
решались нравственные задачи, не только
общественные, но и личные. И уже ни у кого не
вызвало удивления, когда Том все-таки выступил на
суде и спас приговоренного к смерти.
За полгода мы привыкли к
замечательному мальчишке, и с некоторой долей
грусти дочитывали последние главы. И как я была
рада, когда мои четвероклассники сами нарисовали
«снежный ком», который привел Тома к печальным
событиям; когда сами решили, что «свою злость
лучше остановить в самом начале, пока она (не дай
бог) чего не натворила».
Влад Ж.: «Лично я отношусь к Тому
Сойеру очень даже хорошо. Том Сойер – хороший
пацан. Вот только до начала его настоящих
приключений он был ленив, разболтан и никуда не
годный. В душе Том был всегда Добрым, но он был еще
и очень хорошим хитрецом и подлизой, когда дело
касалось сладостей. Но за все время своих
приключений он изменился в лучшую сторону, и я
стал относиться к нему хорошо, потому что раньше
мне казалось, что он слишком избалованный
мальчик. Еще мне кажется, что автор относится к
нему хорошо. Не знаю почему, но думаю – хорошо!»
Как жаль, что быстро пролетело время, и
теперь мне остается только вспоминать, как и с
помощью каких приемов мы учились мыслить. В какой
момент «на смену пассивному читателю пришел
активный участник» (Журнал «Перемена», том 3). И
как радостно было слышать в начале четвертой
четверти, что за время весенних каникул многие
прочитали «Приключения Геккельбери Финна», а
Влад Ж. – «Принца и нищего», только потому, что
увидел фамилию знакомого автора. А еще то, что
«оказывается Том Сойер – любимый герой» моих
учеников.
И отвечая на вопрос,
поставленный вначале – вымышленный это герой
или нет – я говорю:
– Нет! Теперь я знаю точно – Том
Сойер учился в моем классе! |