Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 04 (25) · Вкладка в «БШ» № 07 (139) · 1–15 апреля 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Мнение

Ольга Козлова

«Учи других – и сам поймешь»

Материалы апрельской вкладки «Методический день» посвящены теме «Повышение квалификации». Тема неисчерпаема, и мы затронули лишь ее малую толику.

По опыту работы известно о трудностях методистов при подготовке плана повышения квалификации школьных библиотекарей. Это проблема и для районных, городских методистов, и специалистов институтов переподготовки работников образования.

Необходимо быть максимально информированным в библиотечных проблемах, тщательно отслеживать публикации в профессиональных изданиях, ориентироваться в знаменательных датах, своевременно исключать материалы, утратившие актуальность, и включить новые разработанные темы.

Специалистам институтов повышения квалификации легче, поскольку ряд тем могут переходить из одного курса в другой. Районным методистам труднее. Контингент школьных библиотекарей один и тот же и ждет новой информации или уточнений по ранее представленным темам.

Дабы не работать вслепую, методисты прибегают или к диагностическому исследованию, или к анкетированию школьных библиотекарей. Благодаря им, методисты узнают потребности, затруднения и интересы публики, которую намереваются обучать на протяжении года.

Так методистом информационно-методического центра Управления образования г. Кирова Ольгой Викторовной Кинчиной были выявлены затруднения школьных библиотекарей по следующим вопросам:

1. Изучение и внедрение новых библиотечных технологий.

2. Комплектование и сохранность книжных фондов.

3. Теория и организация библиографической службы.

4. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний среди учащихся, проведение библиотечно- библиографических уроков.

5. Платные услуги в библиотеке.

Очевидно, что суть системы повышения квалификации библиотекарей заключается в плавной перестройке профессионального мышления работников, выработке убеждения в необходимости постоянного обновления и углубления библиотечных и общекультурных знаний, совершенствовании умений и навыков, овладении новыми методами работы. А в связи с модернизацией образования, обучение способствует адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач.

В работе по повышению квалификации зачастую возникает проблема с лекторским составом, поскольку не всегда удается найти средства на оплату этой работы. Очевидно, что определенное количество тем приходится досконально изучать и преподносить самим методистам. Существенно помогают районным методистам по учебным фондам методические объединения, опытные библиотекари – энтузиасты. Большим везением в решении этой проблемы следует считать наличие активной ЦДБ. Проведение совместных семинаров становится все чаще приметой времени.

Специалистам институтов повышения квалификации намного легче определиться с лекторами. Там имеется немалый педагогический потенциал и, кроме того, заложены средства на оплату работы преподавателей. Однако, как показывает практика, «под каждой крышей – свои мыши»…

Сегодня мы публикуем интереснейшие учебно-тематические планы курсов методистов по библиотечным фондам, а также курсов школьных библиотекарей Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан. Эти материалы, на наш взгляд, интересны актуальностью тематики, представительностью состава преподавательских и лекторских сил, а также разнообразием применяемых форм.

Необычный, но чрезвычайно необходимый, аспект повышения квалификации библиотекарей разработали методисты Центральной городской библиотеки г. Омска — «Изучение современной художественной литературы в системе повышения квалификации библиотекарей (опыт проведения семинаров и практикумов)». В связи с публикацией этого ценного материала благодарим секцию публичных библиотек Российской библиотечной Ассоциации и лично ее председателя Светлану Федоровну Бартову за издательскую деятельность секции, которая предоставила возможность ознакомиться с представленной методикой.

Много муки перенесет пшеница до калача.

Русская народная пословица