Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу
<olwik2004@mail.ru>
Мнение
Ольга Козлова
«Учи других – и сам поймешь»
Материалы апрельской вкладки
«Методический день» посвящены теме «Повышение
квалификации». Тема неисчерпаема, и мы затронули
лишь ее малую толику.
По опыту работы известно о трудностях
методистов при подготовке плана повышения
квалификации школьных библиотекарей. Это
проблема и для районных, городских методистов, и
специалистов институтов переподготовки
работников образования.
Необходимо быть максимально
информированным в библиотечных проблемах,
тщательно отслеживать публикации в
профессиональных изданиях, ориентироваться в
знаменательных датах, своевременно исключать
материалы, утратившие актуальность, и включить
новые разработанные темы.
Специалистам институтов повышения
квалификации легче, поскольку ряд тем могут
переходить из одного курса в другой. Районным
методистам труднее. Контингент школьных
библиотекарей один и тот же и ждет новой
информации или уточнений по ранее
представленным темам.
Дабы не работать вслепую, методисты
прибегают или к диагностическому исследованию,
или к анкетированию школьных библиотекарей.
Благодаря им, методисты узнают потребности,
затруднения и интересы публики, которую
намереваются обучать на протяжении года.
Так методистом
информационно-методического центра Управления
образования г. Кирова Ольгой Викторовной
Кинчиной были выявлены затруднения школьных
библиотекарей по следующим вопросам:
1. Изучение и внедрение новых
библиотечных технологий.
2. Комплектование и сохранность
книжных фондов.
3. Теория и организация
библиографической службы.
4. Пропаганда
библиотечно-библиографических знаний среди
учащихся, проведение библиотечно-
библиографических уроков.
5. Платные услуги в библиотеке.
Очевидно, что суть системы повышения
квалификации библиотекарей заключается в
плавной перестройке профессионального мышления
работников, выработке убеждения в необходимости
постоянного обновления и углубления
библиотечных и общекультурных знаний,
совершенствовании умений и навыков, овладении
новыми методами работы. А в связи с модернизацией
образования, обучение способствует адаптации
библиотекарей к решению новых производственных
задач.
В работе по повышению квалификации
зачастую возникает проблема с лекторским
составом, поскольку не всегда удается найти
средства на оплату этой работы. Очевидно, что
определенное количество тем приходится
досконально изучать и преподносить самим
методистам. Существенно помогают районным
методистам по учебным фондам методические
объединения, опытные библиотекари – энтузиасты.
Большим везением в решении этой проблемы следует
считать наличие активной ЦДБ. Проведение
совместных семинаров становится все чаще
приметой времени.
Специалистам институтов повышения
квалификации намного легче определиться с
лекторами. Там имеется немалый педагогический
потенциал и, кроме того, заложены средства на
оплату работы преподавателей. Однако, как
показывает практика, «под каждой крышей – свои
мыши»…
Сегодня мы публикуем интереснейшие
учебно-тематические планы курсов методистов по
библиотечным фондам, а также курсов школьных
библиотекарей Института повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Республики Татарстан. Эти материалы, на наш
взгляд, интересны актуальностью тематики,
представительностью состава преподавательских
и лекторских сил, а также разнообразием
применяемых форм.
Необычный, но чрезвычайно необходимый,
аспект повышения квалификации библиотекарей
разработали методисты Центральной городской
библиотеки г. Омска — «Изучение современной
художественной литературы в системе повышения
квалификации библиотекарей (опыт проведения
семинаров и практикумов)». В связи с публикацией
этого ценного материала благодарим секцию
публичных библиотек Российской библиотечной
Ассоциации и лично ее председателя Светлану
Федоровну Бартову за издательскую деятельность
секции, которая предоставила возможность
ознакомиться с представленной методикой.
Много муки перенесет
пшеница до калача.
Русская народная пословица |
|