Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 04 (24) · Вкладка в «БШ» № 08 (138) · 16–30 апреля 2005 года

 Технологии

Денис Ковалев

Представьте себе, что… – 2

Еще один взгляд на ролевые игры*

Денис Сергеевич Ковалев
Москва

Чем сегодня занимаются люди в свободное время?.. Способов проведения досуга множество: можно отдыхать на природе, заниматься спортом, читать, смотреть телевизор, придаваться всевозможным порокам, проводить время в Интернете, посещать различные развлекательные и культурные заведения, но эта статья поведает о другом способе проведения свободного времени – ролевых играх.

Термин «ролевая игра» хорошо знаком психологам, которые часто используют их в своей работе, как правило, с детьми, но и в обыденной жизни эти игры имеют место: они помогают спланировать порядок действий при пожаре, наводнении, захвате заложников, и даже большинство военных учений проводится по принципу ролевой игры. Что же такое ролевая игра?.. На этот вопрос уже нельзя дать однозначный ответ, ибо человечество, которое всегда стремилось к комфорту и наслаждению, не важно, будь то плотские наслаждения, интеллектуальные или духовные, придумало множество вариаций, видов, подвидов ролевых игр.

Суть ролевой игры сводится к двум словам «роль» и «игра». Если первое слово понятно, то второе имеет двоякий смысл: «игра», как игра актера, и «игра», как игра в целом, т.е. способ приятного и интересного времяпрепровождения.

Принцип так же универсален: есть игроки или один игрок; есть правила, по которым происходит игра; и в большинстве случаев, есть те или тот, кто выступает неким координатором игры. Последний придумывает или берет уже готовый сюжет, тогда как игроки придумывают или берут готовых персонажей, которые являются, как правило, ключевыми в этом сюжете и «отыгрывают» их, как будто это они сами. Фактически получается что-то вроде театра, но в случае театра игра актеров ни в коей мере не выходит за рамки сценария. Ролевая же игра позволяет персонажам поступать именно так, как хочется игрокам, поэтому на сто процентов предсказать развитие сюжета, который обычно имеет одну лишь завязку и таймер событий1, происхождение которых не зависит от действий персонажей, практически невозможно.

Как уже было сказано, вариаций и направлений в ролевых играх множество, но существует три основных вида. Многие пользователи компьютеров сталкивались с такими играми, как «Baldur’s Gate», «Fallout», «Arcanum», «Neverwinter Nights» – это наиболее яркие компьютерные ролевые игры, где вы наделяете персонажей какими-то умениями и способностями. Эти персонажи перемещаются по виртуальному миру, выполняя всевозможные задачи, разгадывая хитроумные загадки, отчего становятся сильнее и их навыки растут с опытом. Но такие игры не дают свободы действий, поскольку все поступки предусмотрены программой и вариативность действий очень ограничена.

Существуют кардинально противоположное направление – «живые» ролевые игры, так называемые «полевки» или «полигонки» (от слова «полигон» – место, где происходит игра). Организаторы придумывают правила игры и сюжет, чаще всего беря за основу какой-то исторический период или фантастическое произведение, выбирают полигон (участок в среднем 5 км радиусом, обычно на природе). Примерно от десяти человек до нескольких тысяч, в зависимости от масштаба игры, выезжают на эту местность, взяв с собой костюмы, предметы быта, оружие, доспехи, если того требует исторический или альтер-исторический период и, выбрав роль, имя и биографию персонажа, пытаются вжиться в роль, создать атмосферу именно того времени и места.

Так, например, можно отыграть события, описанные в книге «Властелин колец» Д.Р.Р.Толкиена или смоделировать время мифической Англии, когда ей правил король Артур. Конечно, возможен и меньший масштаб. Например, несколько человек могут в небольшом доме сыграть что-то наподобие «Десяти негритят» Агаты Кристи (такие игры называются «павильонные»). В них игроки создают себе альтер-эго и думают, поступают уже не как Володя Пупкин или Марина Селезнева, а становятся на время игры рыцарем или фрейлиной, хозяевами таверны, обычными воином или крестьянкой. Соответственно действия, контакты с другими персонажами, диалоги должны соответствовать выбранной роли.

Существует третья разновидность ролевых игр, о которой и пойдет речь, – это так называемые настольные ролевые игры. Происходят они, как уже можно догадаться, за столом в небольшом, желательно уединенном помещении. Участвуют в отдельно взятой игре, как правило, от двух до шести человек, один из которых является ведущим (или мастером игры), остальные, соответственно, игроками.

Издавна люди задавались вопросом, «а что бы было, если?..» Настольные ролевые игры позволяют получить наиболее полный из возможных ответ на этот вопрос, поскольку у вас нет зависимости от наличия компьютера, а, главное, компьютерная программа вас не ограничивает. Чтобы поучаствовать в живой ролевой игре вам нет необходимости покупать костюмы, амуницию и ехать куда-то далеко от цивилизации. Границы настольной ролевой игры – это не много не мало – границы фантазии игроков и ведущего, а человеческая фантазия не имеет границ. Но в то же время компьютер может заменить отсутствующего мастера и других игроков, да и добиться осязаемого реализма, как в живых ролевых играх, невозможно, поэтому все три вида довольно популярны и их различия позволяют представителям разных слоев общества наслаждаться ими.

Все что вам необходимо для игры – это чистый листок бумаги, карандаш, желание играть и тот, кто согласится стать ведущим.

С чего же все начинается?.. Разумеется с сюжета, который получает развитие в каком-то заданном времени и в какой-то заданной части пространства. Под временем подразумевается прошлое, настоящее и будущее, и даже если сюжет проистекает в нашем мире, на нашей планете Земля, то прошлое, настоящее и будущее в альтернативных (пусть даже сказочных) мирах как правило остаются относительными историческими периодами нашего мира. Ну а под пространством следует понимать не только какую-то часть нашей планеты, но и придуманные миры и вселенные. Источником сюжета могут служить, как учебники и более серьезные труды по истории, так и литературные произведения в жанрах фантастики и фэнтези, детектива и ужасов, сказки и саги, романа и триллера. Опытные мастера придумывают свои собственные миры, историю для этого мира, придают географическую и астрономическую форму, населяют его тварями разумными и не очень и т.д., фактически выполняют функции Творца, но мир разумеется не реальный, а вымышленный. Выбрав время, место и источник, сюжет обретает жанр – здесь все то же что и с литературой и кинематографом, сюжет может иметь детективный, приключенческий жанр, это может быть роман, триллер и даже ужасы или мистика вплоть до безумного карнавала (а что бы было, если встретились в одном месте и решили поговорить Пушкин, Вольтер и Омар Хайям, какой бы у них состоялся разговор?). Все же наиболее распространенные жанры – это приключения и детектив, поскольку обыденная жизнь обычных людей вряд ли кого-то заинтересует, поэтому, как правило, сюжет включает в себя незаурядные, а зачастую форс-мажорные ситуации, яркие и стремительные события и в целом представляет собой активное действо, в котором непосредственное участие принимают персонажи игроков, по каким-то причинам оказываются втянутыми в это действо. Вот пример небольшого эпизода настольной ролевой игры:

Действие этого эпизода разворачивается в Англии времен короля Ричарда и Робина Гуда. Бедный, но благородный рыцарь сэр Арчибальд Хампширский в сопровождении своей супруги леди Элизабет, друга Дугласа МакГрегора и пяти человек наемной свиты отправились навестить отца леди Элизабет, здоровье которого скорее всего не позволит ему перенести следующую зиму. Путь их лежит через Шервудский лес.

Действующие лица:

Андрей (сэр Арчибальд Хампширский) – так и не нашедший славы и богатства в крестовом походе, обедневший рыцарь.

Володя (Дуглас МакГрэгор) – близкий друг сэра Арчибальда, не раз спасавший его от смерти.

Марина (леди Элизабет) – жена сэра Арчибальда.

Анна (Бетти) – служанка леди Элизабет.

Мастер – все остальные персонажи затронутые в данном эпизоде.

Мастер. Вы въехали в Шервуд рано утром, облака стянуты серой пеленой, моросит мелкий дождь, а туман похоже не собирается рассеиваться. Ветви исполинских деревьев, свисающие на дорогу, словно сговорившись с холодным ветром, цепляются и распахивают и без того прохудившиеся плащи. Чем дальше вы углубляетесь в лес, тем хуже становится дорога, уже несколько раз наемникам приходилось вытаскивать повозку, застрявшую в грязи. Тишина… Куда-то исчезли все звуки, складывается впечатление, что лес как будто умер, как вдруг послышался резкий свист и звук падающего дерева где-то впереди в тумане, из-за которого с разных сторон начали появляться люди количеством около сорока с длинными луками, нацеленными на вас. Проехав немного вперед, вы видите, что дерево аккуратно лежит посреди дороги, перегородив ее так, что даже одинокий наездник не сможет его пересечь не то, что повозка. Перед баррикадой стоит человек огромного роста в доспехе из шкур, оперевшись на оглоблю ему подстать.

Андрей (сэр Арчибальд Хампширский). выезжаю вперед и громким твердым голосом спрашиваю, обращаясь к верзиле – «Кто вы такие!? И что вам надо!?»

Мастер (Маленький Джон). верзила, ухмыльнувшись, отвечает –«Да в общем практически ничего... заплатите налог да и езжайте себе дальше».

Володя (Дуглас МакГрэгор). подъезжаю к Арчибальду и, поравнявшись с ним, спрашиваю – «Какой еще налог?!»

Мастер (Маленький Джон). «Ну, я думаю, всех ваших денег вполне хватит, чтобы его оплатить», с разных сторон послышался приглушенный смех грабителей.

Анна (Бетти). со словами: «Госпожа, мы все погибнем!!! нас убьют, госпожа!! Или даже хуже!..», – обхватываю ноги леди Элизабет и, уткнувшись в лицом в ее колени, начинаю рыдать.

Марина (леди Элизабет). достаю из складок платья стилет и говорю: «Не бойся Бетти, если мужчины не смогут спасти нас, я сумею защитить нашу честь, а теперь молись, Бетти… Молись…», – начинаю читать Patter noster…

Володя (Дуглас МакГрэгор). спешиваюсь, медленно достаю топор и щит и говорю предводителю: «Давай так, ты и я один на один, если я тебя одолею, вы дадите нам проехать, если ты меня, мы отдадим деньги, какие найдете. Или ты настолько труслив, что прячешься за спинами своих людей!?»

Мастер. даже издалека вы заметили, как побагровело лицо великана, он схватил оглоблю, окованную металлом на концах, и с громким боевым кличем стремительно начал приближаться к Дугласу. Завязался бой и уже через пять минут стало видно, что здоровяк начинает теснить Дугласа, который пропускает все больше и больше ударов, но тут Дуглас бросил щит в лицо противника и, поднырнув под оглоблю, со всей силы ударил обухом топора под колено верзилы, повалив его на землю.

Володя (Дуглас МакГрэгор). замахиваюсь топором, чтобы добить разбойника.

Андрей (сэр Арчибальд Хампширский). «Достаточно!!! По условиям поединка вы должны нас немедленно пропустить! или слухи о благородстве Робин Гуда и его людей лживы?..»

Мастер. Кряхтя, великан поднялся на ноги и, прихрамывая, начал двигаться в сторону завала. «Черт с вами, проезжайте…», – раздраженно пробормотал он сквозь зубы…

Принцип передачи всей информации в настольной ролевой игре заключается в словесном описании всего происходящего в воображаемом мире, т.е. мастер описывает словесно пейзажи, встречающихся существ, говорит от имени этих существ, игроки опять же словесно выражают реакцию своего персонажа, на описанный мастером окружающий их мир, включая диалоги и поступки. И если в компьютерных играх картинка – это графика игры; в живых играх то, что видит игрок, то и происходит; а картина происходящего в настольных ролевых играх образуется в фантазии игроков и мастера.

Итак мастер определился с выбором места, времени, сюжета и жанра, игроки захотели участвовать в игре, т.к. им это интересно, теперь осталось определиться с механикой игры, т.е. законами и правилами, по которым будет происходить игра. Пусть вас не пугают слова «законы и правила», правила вполне постижимы человеком, а законы созданы для того, чтобы их нарушать, кстати именно поэтому появились различные направления и течения в ролевых играх. Если рассматривать всевозможные вариации на тему настольных ролевых игр, можно выделить три основных направления: словесные игры, систематизированные и некую смесь из выше перечисленного – сторителлинг (от англ. Storytelling).

Что касается второго направления – это наиболее распространенная разновидность настольных ролевых игр. Игровых систем множество и каждая представляет свод правил, которые направлены на математическое преобразование и сведение к статистике всего виртуального игрового пространства, включая одушевленные и неодушевленные объекты. Простым языком люди, животные, иные организмы (в фантастике и фэнтези их предостаточно) имеют какие-то характеристики (как правило – это сила, ловкость, интеллект, выносливость, обаяние), навыки в тех или иных умениях, опыт, физиологические особенности. Все это и многие другие аспекты выражены в виде числовых обозначений и переменных, в тоже время различные неодушевленные предметы (дом, к примеру) имеют какую-то математическую сложность их сломать или по ним взобраться. Естественно, все это не представляет собой сверх сложную матрицу, все предельно упрощено и заложено в простейшие математические формулы. Все эти правила, а также сопутствующая информация публикуется в виде иллюстрированных книг и продается в специализированных магазинах, например, клуб «Портал» в Москве. Различных ролевых систем множество, какие-то рассчитаны на строго определенный жанр и на строго определенный мир или вселенную, другие универсальны и могут быть использованы практически для любой игры, но все же, какие-то игровые системы лучше подходят под тот или иной жанр и стиль игры, какие-то хуже. Главное, что дают правила, это возможность относительно логично и справедливо разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, такие как: попал персонаж в цель или нет, сумел убедить кого-либо в чем-либо или нет, получилось увернуться или нет, взломал замок или он настолько качественный, что его взломать не так-то просто и т.д. Т.е. математические отображения характеристик и навыков персонажа позволяют наиболее правильно разрешать конфликты между персонажем и ситуацией, между двумя персонажами (бой между Дугласом и Джоном). Естественно, как и в жизни, в ролевой игре существует фактор везения, этот фактор обусловлен наличием специальных игральных костей, которые не обязательно имеют привычные шесть граней, наиболее распространены кости с 4, 6, 8, 10, 12, 20, 100 гранями, каждая ролевая система требует свой набор, который может состоять из одного шестигранника или же из всего перечня, все зависит от выбора системы. Игральные кости привносят в математические формулы некий элемент неожиданности и дают возможность, например, менее опытному воину случайно победить матерого ветерана.

Многие системы имеют всевозможные дополнения, над которыми трудился далеко не один человек и которые были специально написаны для игры по каким-то специфическим мирам. Например, там содержится описание мира от поверхностного (география, население, флора, фауна, мировая политика, экономика, история и т.д.) до более конкретного (страны, локации, известные личности, организации, религия и т.п.). Все эти книги, а также упомянутые игральные кости можно купить в специализированных магазинах. Конечно, эти книги привносят в игру реалистичность и логику, но все же основным инструментом мастера и игроков является их фантазия.

Особое место в систематизированных ролевых играх занимает создание персонажа. Основываясь на информации, полученной от мастера, о сюжете и жанре игры, игрок начинает, пользуясь книгой правил, создавать персонаж. Он придумывает ему адекватное имя, описывает его рост, вес, возраст, черты лица, цвет волос и так далее. Затем, исходя из своих пристрастий или пожеланий мастера, выбирает физические и ментальные характеристики, основной род занятий, умения. Затем игрок придумывает биографию своему персонажу, формирует его мировоззрение, которое может отличаться от мировоззрения самого игрока, наделяет какими-то чертами, фактически вкладывает душу в колонки цифр. После того, как персонаж готов, можно приступать к игре. В идеале игрок должен как можно четче представить своего персонажа. Конечно, игровая система в этом помогает, ведь игрок хорошо осознает, на что способен его персонаж, также игроку необходимо хотя бы немного вжиться в роль, чтобы получить как можно больше удовольствия от игры и качественным отыгрышем своего персонажа доставить удовольствие мастеру и своим друзьям.

Механика словесной ролевой игры самая простая по части реализации, но предоставляет ряд требований к игрокам. Для игры нет необходимости искать какие-то правила или же какую-то игровую атрибутику. Абсолютно все в этой разновидности ролевой игры выражается посредством устной речи, поэтому и появилось такое название. Все вопросы, которые решает система, ложатся на знания, логику и здравый смысл мастера и игроков. Но здесь присутствуют подводные камни. Поскольку систематизация в игре отсутствует, игрокам и мастеру приходится разрешать всевозможные конфликты словесно. Например, если персонаж хочет незаметно пройти мимо стражи, в одном случае он говорит, что использует навык скрытного передвижения и, совершив нехитрые математические операции, зависящие от уровня опыта в этом навыке, мастер решает, получилось это у персонажа или нет. В случае словесной ролевой игры игрок должен подробнейшим образом объяснить, как он это делает, и мастер, опираясь на логику и здравый смысл, выдает результат. Проблемы появляются, когда игрок решает использовать какие-то знания, в которых он сам, как человек, не разбирается, а его персонаж является специалистом. Или же может возникнуть проблема, когда и игрок, и его персонаж хорошо осведомлены, но мастер не имеет вообще никаких сведений об этом. Т.е. словесные игры требуют от мастера и игроков недюжинных познаний в тех или иных сферах жизни, иногда даже не существующих в реальном мире (например, магия). В то же время мастер должен быть максимально честным и беспристрастным, поскольку правил, на которые можно сослаться в споре игрока и мастера, нет.

И все же, несмотря на некоторые сложности, словесная ролевая игра остается популярной, поскольку простенькие игры помогают приятно провести время в компании единомышленников, а главное – новичкам проще разобраться на начальных этапах в ролевых играх, чтобы потом уже браться за сложные системы.

Сторителлинг, как уже было сказано – это синтез систематизированной и словесной ролевой игры. Само название состоит из английских слов story (рассказ) и tell (говорить), отсюда можно сделать вывод, что сам стиль игры предполагает повествование. Получилось так, что многие игровые механики с развитием разрослись и стали слишком сложны. Нагромождения правил вместо помощи начали тормозить игру и мешать участникам получать удовольствие от игрового процесса. Система в сторителлинге все же присутствует, но она сокращена до необходимого минимума по сравнению с обычными систематизированными играми и отодвинута на второй план. Основной упор делается на красивое связное повествование, которое не прерывается ежеминутным поиском в книге правил нужных моментов. А все, что отсутствует в системе, берет на себя рассказчик (мастер).

Вот уже много лет люди по всему миру играют в ролевые игры, тратят свое время на странный и непонятный вид досуга. Причины этого явления разнообразны и, наверное, не всякий, играющий в ролевые игры, сможет ответить на вопрос: «Зачем?..» Главным образом ролевые игры создают, пусть на непродолжительное время, альтернативу обыденному миру. Каждый игрок, как бы ни была скучна его жизнь, может испытать новые необычные для него чувства и эмоции, а самое главное, они помогают воплотить разнообразные и фантастические мечты. Есть люди, которые играют для реализации своих актерских талантов и, соответственно, им интересна театральная составляющая ролевых игр. Другие получают шанс избавиться от своих комплексов, третьи – просто хорошо проводят время с друзьями, четвертых увлекает интеллектуальное «противостояние» игрока и мастера.

Этот вид досуга появился очень давно и ввиду многих причин являлся лишь забавой аристократов. Но в конце ХХ века преимущественно на западе в свободную продажу начали поступать всевозможные ролевые издания, игровая атрибутика (карты и атласы фантастических миров, специальные игральные кости, различные миниатюры) и даже специально разработанные сюжеты. Сейчас ролевые игры стали доступны многим и повсеместно. Не исключение Россия. Живые, а также компьютерные ролевые игры появились еще в 80-х, настольные – вначале распространялись медленно. В основном приходилось искать литературу, посвященную настольным играм, в Интернете и только в конце 90-х ролевая литература, а точнее ее мизерная часть, появилась на прилавках магазинов (и то, исключительно в нескольких крупных городах). И если на западе ролевые игры – это целая индустрия и серьезный бизнес, то в России этого нет и даже не налажен канал импорта. Конечно, у нас в стране были попытки выпустить свои ролевые игры. Например, ролевая игра в жанре мистического боевика «Эра Водолея», которая была анонсирована, как первая коммерческая ролевая игра в России, но это ей не помогло. «Эра Водолея» не вызвала интерес даже у людей, знающих о факте существования подобных игр в целом, поскольку была примитивной и являлась слабой копией западных ролевых систем, но все же надо отдать должное – задумка была неплохая. Но основной причиной является отсутствие рынка: в России не так много людей занимаются или хотя бы знает о существовании ролевых игр. Первый шаг к популяризации был сделан издательством «Хобби-Игры», которое выпустило игру под названием «Искусство Волшебства» – адаптированный перевод западной игры «Ars Magica».

Ввиду многих причин в России ролевые игры не получили широкой популярности. Во-первых, в доступной продаже отсутствуют по всей стране ролевые издания, во-вторых, ролевые игры требуют высокого интеллекта, большого количества знаний и, что самое главное, отсутствия комплексов, которые мешают самовыражению, в-третьих, ролевые игры требуют довольно много времени, которое не у всех есть, а, учитывая экономическое состояние нашей страны, не многие могут себе позволить тратить время на подобные развлечения. Этот список можно продолжить.

Если кого-то после прочтения статьи заинтересовали ролевые игры, то более подробную информацию можно найти на сайте http://rolemancer.ru – это один из ведущих сайтов, посвященных ролевым играм, там есть ссылки и на другие ресурсы, но в любом случае ни одна статья, ни рассказы друзей не смогут вам объяснить, что же такое ролевые игры, пока вы сами не попробуете.

_________________

* Первую публикацию о ролевых играх см. в «БШ» № 22–2004 (Андреев О. Представьте себе, что… : Основные принципы методики ролевых игр).

1 Таймер событий – это поэтапность событий, зависимая от времени.