Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (26) · Вкладка в «БШ» № 09 (142) · 1–15 мая 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Подробности

Нина Коренькова

Дорога учебника от Москвы до Нерюнгри

Комплектование учебных фондов библиотек в новых условиях

Нина Федоровна
Коренькова

главный специалист
по библиотечным фондам Управления образования Нерюнгринского района
Республика Саха (Якутия)

ГОРОД Нерюнгри – крупный промышленный город на юге Якутии, центр Нерюнгринского района. На его территории 23 образовательных учреждения, в т.ч. 2 гимназии – многопрофильная и гуманитарная, Центр образования с контингентом учащихся 7–11-х классов, основная сельская школа, школа-интернат для учащихся коренных народов Крайнего Севера (эвенков), специальная коррекционная школа-интернат VIII вида; 29 дошкольных образовательных учреждений.

Впервые школы нашего города уже в 1994/95 учебном году не получили учебники Федерального комплекта. Два года прошли в надеждах на перемены к лучшему, в активной переписке с Министерством образования республики. К 1996 году, когда проблемы финансирования фондов учебной литературы официально были переложены на регионы, наши школьные библиотеки уже реально не могли обеспечить учебниками более 30% учащихся. Это были годы, когда один учебник на 2–3 ученика считался почти нормой, и стало очевидно: бесполезно надеяться на чью-то помощь, решать проблемы предстоит нам самим.

Многочисленные переговоры с представителями власти на всех уровнях позволили определить 3 источника комплектования фондов учебников:

· учебники Федерального комплекта (Якутия частично финансировала их приобретение);

· средства городского бюджета;

· комплектование фондов учебной литературы за счет внебюджетных родительских средств;

Приказ Министерства образования республики Саха (Якутии) № 01-06/46 от 17.04.96 года стал основанием для введения родительской платы за пользование учебниками. В 1996 году размер ее был 20 рублей. Письмо МО РС(Я) № 02-116 от 12.02.98 года давало дополнительные возможности для работы с родителями, с контролирующими органами. И это имело большое значение, поскольку ежегодно, как только начинался сбор родительских средств, раздавался звонок из прокуратуры, я собирала свои рабочие документы и шла обсуждать ситуацию. Было очень трудно доказать, что конституционная гарантия права на бесплатное образование не предполагает бесплатный комплект учебников, что этих учебников больше нет, а детям учиться надо!

В 1999 году в республике был принят Закон « Об учебниках…», закрепивший право образовательных учреждений на работу с внебюджетными родительскими средствами.

Позволю себе коротко проанализировать состояние комплектования фондов:

1. Поступление учебников Федерального комплекта постепенно сокращалось: с 20 915 экземпляров (13,9% от заказа) в 1998/99 учебном году до 4 844 экземпляров (2,9%) в 2000/01 году, а c 2001 года вообще прекратилось. Да и рассчитывать на учебники Федерального комплекта безнадежно, ведь абсолютно не известно, какие учебники, когда и в каком количестве мы получим.

2. Долгое время солидным источником комплектования фондов были средства городского бюджета:

· 1998/99 уч. год. – 82 тыс. рублей – 2345 экз. учебников

· 1999/00 уч. год – 235 тыс. рублей2571 экз., 460 комплектов учебников для 1 класса по программе «Школа 2100»

· 2000/01 уч. год – более 646 тыс. рублей – 21 100 экз. (в основном учебники для дошкольного образования и начальной школы по программе «Школа 2100»

· 2001/02 уч. год – более 1 млн рублей – полностью обновлены учебники литературы для 5–11-х классов, вновь, спустя 6 лет, мы приобрели для школ 2043 экземпляра методической и 2012 экземпляров художественной литературы. Около 500 тыс. рублей потрачено на учебники по программе «Школа 2100».

· 2002/2003 уч. год – 630 тыс. рублей – фондируемые учебники по РО Занкова, начато обновление учебников истории и обществознания.

С 2003 город перешел на местное самоуправление, и, к сожалению, в городском бюджете больше нет статьи на комплектование фондов учебной литературы.

3. Постепенно увеличивалось количество учебников, приобретаемых за счет родительских средств: 1997/98 уч. год – 849311 руб. – 39625 экземпляров, 2002/03 уч. год – 2516390 руб. – 62753 экз.

Приведенные цифры показывают, что главным источником комплектования учебных фондов школьных библиотек, а с 2003 года – единственным, становятся родительские средства.

Плата за пользование учебниками существенно изменилась и сейчас составляет 350 рублей. С середины 2004 года наши образовательные учреждения перешли на финансовую самостоятельность и теперь сами определяют ее размер, исходя из потребностей в обновлении фондов.

С 2000 года мы начали работу непосредственно с издательствами. Именно тогда дошкольные образовательные учреждения, большая часть начальной школы перешли на программу «Школа 2100», а потому нашим первым партнером стало издательство «Баласс».

Сравнение цен было явно не в пользу городских книготоргующих организаций, даже после оплаты транспортных расходов средние цены на учебники, купленные в издательстве, были ниже на 30% и более.

К этому времени в процессе нашей повседневной работы по комплектованию фондов учебной литературы остро встали две проблемы:

1. Необходимо было более рационально использовать бюджетные, и, в первую очередь – родительские, средства. Пять лет работы с этими деньгами приучили нас отчитываться за каждую копейку.

2. Нарушалась система в комплектовании фондов учебной литературы. Школы, отпущенные на свободу, не всегда выбирали оптимальные варианты, возможность выбора альтернативных программ и учебных комплектов иногда приводила к абсурду. И хотя ежегодно в декабре–январе мы проводили для заведующих школьными библиотеками встречи со специалистами Управления образования, с руководителями городских предметных методических объединений для определения перечня используемых учебников, было достаточно много неудачных приобретений.

Все это убедило нас в необходимости централизованных заказов напрямую в издательствах. В 2001 году мы заключили договоры поставок учебной литературы с издательствами «Баласс», «Ювента», «Русское слово», «Учебная литература».

Это был наш первый опыт работы с издательствами.

Но уже через год количество издательств потребовалось значительно увеличить, поскольку были нужны учебники «Просвещения», «Дрофы», «Титула» и многих других. В то же время год работы показал, что контакты даже с четырьмя издательствами занимают массу времени: на переписку, контроль за оплатой счетов, сверку взаиморасчетов и другие текущие дела. А потому нам был нужен дилер, через которого мы смогли бы закупать все необходимые учебники. Такого дилера я искала на Московской книжной выставке в сентябре 2002 года. Я посмотрела стенды всех издательств, предлагающих учебную литературу, обговорила условия поставки, сравнивала, сопоставляла. Но выбор свой сразу сделать не смогла, слишком много было заманчивых предложений. А потому справедливо рассудила, что пройдет время, улягутся эмоции и впечатления, и принять решение будет проще.

Валентина Михайловна Катина, заместитель генерального директора ЗАО «АСТ-Пресс. Образование» нашла нас сама, но ее рукой, наверное, водила судьба. Мы отработали с «АСТ-Пресс» два полных года и заключили договоры на 2005 год.

В 2003 году сумма нашего централизованного заказа была немногим более 400 тыс. рублей, и в нем участвовало 12 школ. При подведении итогов этой работы за год зав. библиотекой сш № 2 М.В.Кучер с удивлением и растерянностью сказала: «Мы купили учебники, методику, детскую литературу, общее количество книг вдвое больше, чем в предыдущие годы, и еще осталось 52 тыс. рублей». И это было лучшей рекламой!

wpe5B5.jpg (9154 bytes)

Вот так бы каждый день да по столько!

В 2004 году:

· в централизованном заказе участвовало 17 школ;

· мы получили учебную и другую литературу 12 московских издательств;

· 7 школ, кроме литературы, заказали оборудование для учебных кабинетов;

· общая сумма заказа составила немногим более 4 млн рублей.

Мы приобрели в лице «АСТ-Пресс. Образования» надежного, ответственного делового партнера. Что же мы особенно ценим в работе с нашим дилером?

· Оперативность и исполнительность. Отправив заказы в марте, в мае-июне мы уже получили учебники.

· Искреннее желание решить наши проблемы. Так, нам нужны были учебники для профильных классов, но точный их перечень мы не знали. Специалисты «АСТ-Пресс. Образования» по нашей просьбе очень быстро подготовили такой перечень по предметам и издательствам и оперативно выполнили заказ.

· Честность, абсолютную порядочность и доброжелательность.

Несколько важных аспектов нашей работы по комплектованию фондов школьных библиотек в новых условиях.

1. Управление образования централизованно приобретает учебники для дошкольного образования и начального звена по программе «Школа 2100». Оплата осуществляется непосредственно через кассу управления образования по наличному и безналичному расчету. Но наши счета могут быть оплачены только со спецсчета школы, т.е. из родительских средств. Это разовые учебники, и они приобретаются в личное пользование. Мы работаем с учителями, родителями, минуя школьные библиотеки и стараясь по возможности не обременять этими проблемами наших библиотекарей. Эта деятельность считается коммерческой и облагается 10 % НДС. В издательские прайсы мы добавляем, кроме НДС, 5 % на транспортные услуги. И даже в этом случае стоимость наших комплектов учебников, как минимум, на 30 % ниже, чем в книжных магазинах города. Таким же образом приобретаем учебники разового пользования по РО Занкова.

2. Школы напрямую заключают договоры с «АСТ-пресс. Образованием», мы же выполняем посреднические услуги – от подписания договоров от имени школ и до доставки заказанной литературы в школы. В этом случае очевидны несколько преимуществ:

· приобретение литературы для школьных библиотек не облагается налогами;

· по счетам поставщика школы могут оплачивать заказ не только со спецсчета, но из бюджетных средств.

Такие средства у нас вновь появились в 2004 году. Это средства Госстандарта.

И в 2005 году 25 % от выделенной суммы образовательные учреждения используют для приобретения фондируемых учебников. Для наших школ это, в среднем, от 80 до 120 тыс. рублей.

За счет скидок, предоставляемых издательством, нам удается сэкономить небольшие средства, которые используются для подписки периодики в библиотеку Управления образования.

С переходом школ на финансовую и юридическую самостоятельность потребовались документы, регламентирующие наши отношения. Они были подготовлены и согласованы с юристом МУУО:

1. Информационное письмо Управления образования № 138 от 6 февраля 2004 года. «О комплектовании фондов школьных библиотек».

В нем подробно изложена технология работы по данному вопросу.

2. Проект Положения «О порядке создания, обновления и использования фондов библиотеки школы». В него внесена статья «Расходование средств», на основании которой школа имеет право использовать родительские средства не только на приобретение учебной литературы и комплектование основных фондов, но и на развитие библиотеки.

3. Соглашение об оказании посреднических услуг, в котором обговорены права и обязанности сторон, и оплата за посреднические услуги. Она зависит от суммы заказа: при заказе до 10 тыс. рублей – 10 %; при сумме заказа свыше 300 тыс. рублей – 3 % от суммы. В наши обязанности входит, кроме заключения договоров, оформление заказов, передача счетов, контроль за их оплатой школами, организация сверки взаиморасчетов и другие повседневные дела. Все это входит в должностные обязанности главного специалиста по библиотечным фондам. Из средств, полученных от школ, мы оплачиваем доставку литературы от контейнерной станции или транспортной фирмы до книгохранилища и ее разгрузку, а также работу транспорта и грузчиков при доставке литературы в школы. Обработку полученной литературы осуществляет экспедитор, он же развозит ее в школы. Он принят в штат, поскольку является материально ответственным лицом, и получает доплату из средств за посреднические услуги.

Школы быстро просчитали свои расходы, и получилось, что доставка 1 экземпляра литературы обходится в среднем от 1,5 до 3 рублей. Если в прошлом году были сомнения, вопросы к нам, то на 2005 год все образовательные учреждения подписали Соглашение, потому что это выгодно в финансовом плане и освобождает школы от необходимости самим заказывать транспорт и организовывать разгрузку учебников силами учащихся.

Каковы же реальные результаты нашей работы?

Осуществляя централизованные поставки непосредственно от издательств, мы:

· удерживаем цены на учебную и другую, востребованную школами, литературу на самом низком в нашем городе уровне;

· приобретаем не просто учебники, а учебно-методические комплекты;

· гарантируем получение бесплатных учебников детям из многодетных и малообеспеченных семей;

· комплектуем не только учебные, но и систематически обновляем основные фонды, располагаем средствами на развитие школьной библиотеки.

А самое главное, моральное удовлетворение от проделанной работы, когда все – учащиеся, учителя, родители, управленцы – уверены, наши библиотеки имеют все необходимое для обеспечения успешного учебно-воспитательного процесса.

Приложение 1

О комплектовании фондов школьных библиотек

Информационное письмо МУУО № 138 от 6 февраля 2004 года

В 1997 году в федеральном бюджете впервые не было заложено средств на учебники для массовых школ. Таким образом, состоялся планируемый в течение нескольких лет переход от федерального финансирования издания и доставки учебной литературы к региональному и родительско-спонсорскому.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №1022-р от 21.07.97 была заявлена новая политика в области учебного книгоиздания. Этим распоряжением субъектам Российской Федерации было дано право самостоятельно определять порядок обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в их ведении.

Однако недостаточно проработанный нормативно-правовой финансовый механизм значительно осложнил работу, направленную на создание новой системы комплектования библиотек учебной литературой.

Основные принципы и модели комплектования фондов

В настоящее время обеспечение учебниками и пособиями, в принципе, может осуществляться различными способами, которые предусматривают как комплектование фонда школьных библиотек, так и свободную продажу этого вида литературы.

Родителям предоставлена возможность приобрести необходимые учебники в личное пользование или воспользоваться услугами библиотеки. Однако социальное расслоение общества, высокая стоимость учебников приводят к тому, что учащиеся, в основном, занимаются по изданиям, имеющимся в школьных библиотеках, значительная часть которых морально и физически устарела.

По данным инвентаризации фондов учебной литературы, проведенной в июне 2003 года, устаревшие учебники составляют:

· в начальной школе – 26,4 %;

· в среднем звене – 32,5 %;

· в старшей школе – 33,4 %.

Ущерб, наносимый образованию в результате использования в учебном процессе изданий, не соответствующих требованиям современных учебных программ и санитарно-гигиенических норм, нельзя недооценивать.

Школы, учащиеся и педагоги, система образования в целом при отсутствии единой региональной политики в обеспечении школ учебной литературой и ограниченности финансовых ресурсов становятся заложниками стихийных процессов, происходящих на рынке учебной книги.

Управлением образования была предпринята попытка решения этих проблем. В течение четырех лет мы организуем централизованные поставки учебной литературы по заказам образовательных учреждений:

2000, 2001 годы. Учебники для дошкольного образования и начальной школы по программе «Школа 2100» издательствам «Баласс», «Ювента».

2002 год. К этим поставкам добавлены заказы издательствам «Учебная литература» г. Самара по РО Занкова, заказы на учебники истории издательству «Русское слово».

2003 год – плюс централизованный заказ 12 школ на учебную, методическую, программную и справочную литературу через дилера – издательство «АСТ-пресс. Образование».

· Такая система заказов полностью оправдала себя и сегодня является наиболее эффективной. Она предполагает выполнение всего комплекса работ: от формирования заказа до получения книг в едином режиме без привлечения дополнительных средств.

Экономическая эффективность, а именно, значительное сокращение затрат достигается за счет:

· снижения стоимости учебных изданий, поскольку книги приобретаются по отпускной цене издательств;

· использования имеющегося в школах библиотечного фонда и приобретения только недостающих учебных изданий;

· организации работы в рамках существующей административной системы;

· единой технологии формирования заказа на учебники и учебные пособия;

· создания и использования информационной базы данных о составе учебного фонда школьных библиотек.

Стоимость учебников в розничной книготорговой сети примерно на 60 % выше цены производителя. Цена на учебные издания при централизованных поставках увеличивается только в результате затрат на доставку, разгрузку, хранение и сортировку, которые составляют не более 15 %. Таким образом, при организации централизованных поставок и заключении прямых договоров с издательствами, в которых отпускная цена варьируется в зависимости от количества приобретаемых изданий, происходит сокращение стоимости учебных изданий, в среднем, на 45 %.

Комплектование фонда школьных библиотек, где учебники используются не менее четырех лет, дополнительно сокращает затраты примерно в четыре раза, так как осуществляется пополнение и замена непригодной к использованию учебной литературы. Учебный фонд школьных библиотек ежегодно обновляется примерно на 25 %, то есть приобретается 1/4 часть полного комплекта учебных изданий.

В современных условиях основную часть расходов на учебники оплачивают родители школьников (за исключением социально незащищенных категорий, в первую очередь детей из многодетных семей.) Исходя из этого, каждой школе необходимо совместно с родительской общественностью искать наиболее приемлемые модели обеспечения школьников учебной литературой. Среди них можно выделить несколько:

1. Родители приобретают полный комплект учебников в собственное пользование.

Положительные факторы:

· ребенок имеет комплект новых учебников.

Отрицательные факторы:

· высокие затраты (стоимость литературы диктуется условиями рынка);

· отсутствие книг в библиотеке;

· не исключена вероятность приобретения изданий, не соответствующих требованиям учебных программ и санитарно-гигиенических норм;

· используются один год и впоследствии, как правило, оказываются невостребованными;

· необходимость искать литературу в различных книжных магазинах.

2. Создание общешкольного целевого фонда и приобретение литературы через различные книготорговые фирмы.

Положительные факторы:

· сокращение затрат примерно в четыре раза за счет использования учебного фонда библиотеки и ежегодного приобретения 1/4 полного комплекта учебников.

Отрицательные факторы:

· условия и цены диктуют поставщики;

· новые учебники составляют только 1/4 часть комплекта.

3. Создание общешкольного целевого фонда и централизованное приобретение литературы.

Положительные факторы:

· учебники хранятся в библиотеке и используются не менее четырех лет;

· полученная литература имеет гигиенический сертификат качества;

· цена учебной литературы = издательская стоимость + транспортные расходы (15%);

· родители и система образования имеют возможность влиять на условия поставок и стоимость книжной продукции.

Отрицательные факторы:

· новые учебники составляют только 1/4 часть комплекта;

· поставки осуществляются в течение февраля – августа текущего года.

Два первых варианта, исключающие организацию централизованных поставок, ставят школы в зависимость от условий, диктуемых рынком в лице книготорговых фирм. Издательства не получают информации о потребности региона в учебной литературе, что создает сложности в определении тиража и может привести к дефициту необходимых изданий. Данная система представляет собой хаотичный, слабоуправляемый процесс.

Расходы родителей при выборе первого варианта будут равны стоимости одного полного комплекта учебной литературы ежегодно по розничным ценам. В двух других – сокращение расходов более чем в четыре раза происходит за счет четырехлетнего использования учебников и приобретения части комплекта учебной литературы. Только в последнем варианте преимущество сохраняется за системой образования и родителями, что гарантирует минимальную стоимость учебников. Школа сама формирует заказ на необходимую учебную литературу, организует получение книг, осуществляет их библиотечную обработку и учет, а также предоставляет родителям полный финансовый отчет о расходовании средств. Необходимое условие формирования данной модели – разграничение обязанностей внутри педагогического коллектива. Они могут быть распределены следующим образом: централизованное приобретение литературы за счет целевого фонда школы строится на принципах добровольности и открытости, в его основе – строгий экономический расчет и партнерские отношения между всеми участниками процесса: от родителей, школьников, библиотекарей, педагогов до руководителей системы образования и издательств. Обязательным условием является реальное участие родителей в управлении школой и решении всего комплекса вопросов, связанных с созданием, обновлением и использованием учебного фонда.

Технология формирования заказа на учебники и учебные пособия

Основным принципом формирования заказа является свобода выбора учителем учебников и учебных пособий при оценке обоснованности (правомерности) их использования в учебном процессе.

Технология работы по подготовке заказа представляет собой совокупность следующих процессов и операций:

1. Получение Федерального перечня учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования, а также перечня региональных изданий;

2. Информирование учителей о новых учебных изданиях на педагогических совещаниях и их обсуждение на заседаниях школьных (городских) методических объединений.

3. Подготовка перечня учебников и учебных пособий, планируемых к использованию в новом учебном году, в соответствии со следующей схемой:

В перечне учебников и учебных пособий, которые планируется использовать в новом учебном году, должны быть учтены: концепция развития школы, требования государственных образовательных программ, перспективный учебный план школы, диагностические данные учащихся, уровень подготовки учителя для работы с выбранными учебными пособиями, состав фонда школьной библиотеки. Данный перечень утверждается директором образовательного учреждения и является обязательным документом.

4. Согласование вопросов:

– использования в учебном процессе пробных экспериментальных учебников и предоставление документального обоснования;

– правомерности их использования на рассмотрение рабочей группы экспертного cовета МУУО.

5. Проведение инвентаризации учебного фонда и предоставление результатов в Управление образования для формирования информационной базы данных о составе учебного фонда библиотек.

6. Составление списка учебников и учебных пособий, необходимых школе к началу учебного года.

Предоставление родителям списка необходимой учебной литературы и выбор модели обеспечения ею школьников на общешкольных или классных собраниях. При централизованном приобретении учебников (2 и 3-я модели) в библиотеку передается список учащихся по классам для оформления заказа необходимых учебников.

7. Формирование целевого общешкольного фонда для приобретения недостающих учебников и пособий.

8. Сумма взносов определяется по каждой параллели классов и согласовывается с родительской общественностью. Она рассчитывается путем умножения количества наименований необходимых школе учебных изданий на стоимость учебного издания и деления на количество учащихся.

СУММА ВЗНОСОВ = КОЛ – ВО УЧЕБНИКОВ х ЦЕНА : КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ

9. Денежные средства аккумулируются на внебюджетном счете школы. Контроль за использованием средств фонда осуществляет совет школы или другая организация общественного самоуправления.

10. Подготовка общешкольного заказа на учебную литературу в соответствии со следующей формой:

Заказ школы составляется по каждому издательству отдельно.

Заказ согласовывается с родителями и утверждается директором школы.

11. Передача заказа школы с гарантийным письмом в городское управление образования, которое формирует городской заказ на учебники и учебные пособия, организует заключение договоров с издательствами и осуществляет весь комплекс работ по выполнению заказов.

Оплата заказанной учебной литературы осуществляется школами на основании счетов издательств. Оплата транспортных, погрузочно-разгрузочных работ и иных расходов рассчитывается для каждой школы индивидуально и перечисляется на спецсчет МУУО. Она не должна превышать 15 % от стоимости заказа.

Нормативно-правовая основа обеспечения школьников учебной литературой

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ст. 41, п.8) образовательные учреждения имеют право в порядке, установленном российским законодательством, привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. В связи с тем, что настоящий закон только в общих чертах определяет порядок использования данных средств, формирование общешкольного целевого фонда и приобретение учебной литературы должно быть регламентировано локальными нормативными актами школы.

Принятию подобных документов предшествует организационная работа, включающая:

· проведение заседаний совета школы или попечительского совета, на котором разрабатывается /утверждается на новый учебный год проект положения «О порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки школы»;

· определение регламента работы с родительской общественностью, расчет ориентировочной суммы целевого взноса на приобретение учебной литературы;

· рассмотрение проекта положения на классных родительских собраниях, внесение в проект предложений и замечаний родителей, которые фиксируются в протоколе;

· окончательное решение о порядке обеспечения школьников учебной литературой принимается на заседании общешкольного комитета и закрепляется в положении «О порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки». Данный документ регламентирует общие вопросы формирования учебного фонда библиотеки и отражает процедуру сбора и использования денежных средств, определяет права, обязанности, форму отчетности и другие вопросы. Положение подписывается председателем общешкольного родительского комитета, секретарем и утверждается директором школы. Факт согласования и принятия данного положения должен быть подтвержден протоколом общешкольного родительского комитета;

· в раздел «Локальные акты» устава школы вносится дополнительный пункт – «Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки»;

· решение конкретных вопросов, таких, как сумма взносов и ответственные за сбор денежных средств, сроки их сдачи, осуществляется ежегодно в том же порядке согласования с органами общественного самоуправления школы.