Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?*

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

1.6. Электронные образовательные ресурсы и педагогические технологии

Важнейшей проблемой информатизации образования является отношение педагогического корпуса к компьютерным технологиям обучения (КТО). Спектр мнений здесь достаточно широк: от полного неприятия до восторженной поддержки. Одни приписывают КТО фантастические возможности и высказывают опасения, что компьютер вытеснит преподавателя из школы и вуза, другие считают компьютер лишней обузой. В этих условиях необходимо отчетливо представлять возможности и роль компьютера в образовательном процессе, потенциал компьютерных технологий обучения и влияние КТО на состав и содержание преподавательской работы.

Сегодня и в обозримом будущем структура образовательного процесса не меняется, она такая же, как и тысячи лет назад. Упрощенно можно представить процесс обучения из трех компонентов.

Получение (передача/прием) информации. Платон, как известно, делал это, в основном, в устной форме, беседуя с учениками в саду. Современные педагоги читают лекции, проводят уроки, вещая в аудиториях.

С появлением в XV в. книгопечатания малодоступные рукописи уступили место многотиражным полиграфическим изданиям, что в значительной мере индивидуализировало получение информации, определило роль самостоятельной (без преподавателя) работы, как неотъемлемую часть учебного процесса. Технологии ХХ в. дали технические средства обучения, дополнившие аудиторную лекцию аудиовизуальными иллюстрациями. Кроме того, ТСО существенно расширили возможности самостоятельного, «домашнего» обучения.

Практические занятия. Уже не одну тысячу лет служат для усвоения информации, трансформируя ее в умения, навыки, прагматические знания. Решая в классе математическую задачу, проводя физический эксперимент, коллективно обсуждая литературное произведение или философскую проблему, мы понимаем, как применять информацию для получения определенного результата.

С появлением книг и учебных лабораторий в практических занятиях, как и в получении информации, быстро развивались формы индивидуальной самостоятельной работы. Тем не менее, по-прежнему очевидны ценности коллективного аудиторного практикума, это преимущества «мозгового штурма». Действительно, коллективная образовательная среда под управлением специалиста-предметника дает учащемуся возможность перенять чужой опыт, осветить неочевидные вопросы, быстро устранить собственные ошибки.

Аттестация. Этот компонент до настоящего времени претерпел минимальные изменения. С древнейших времен это проверка знаний в различных формах – от текущего опроса до комплексного экзамена, включающего решение конкретных задач в предметной области.

Итак, первоначально во всех трех компонентах образования преобладала «аудиторная» учебная работа с преподавателем. Появление книги стимулировало развитие самостоятельной учебной работы. Новые технические средства (ТСО, лаборатория) одновременно использовались как в аудиторной, так и в самостоятельной работе. Постоянное расширение возможностей получения информации, развитие новых практикумов отнюдь не ослабило роль педагога, но лишь несколько изменило технологию и акценты в его работе. Например, «домашнее задание» составляет неотъемлемую часть современного учебного процесса. Но включили педагоги этот элемент в технологию своей работы «всего лишь» несколько столетий назад.

Появление компьютера не просто продолжило тенденцию – грань между аудиторной и самостоятельной работой размывается, рождается новая форма – самоаттестация, все компоненты обучения объединяются обратными связями.

Действительно, работа с персональным компьютером по определению самостоятельная. Однако, нетрудно представить занятия в компьютеризованной аудитории под управлением и с содержательным участием преподавателя. В то же время, компьютер – интеллектуальное устройство, он способен выполнять функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося, подсказывать, отвечать на вопросы, оценивать усвоение материала. Получается, что и в аудитории, и дома учебный процесс делится на малые отрезки, которые с той или иной степенью условности можно относить либо к самостоятельному получению знаний, либо к моменту общения с преподавателем. В перспективе просматриваются методы проектной деятельности учащихся, которые интегрируют самостоятельную работу и работу с преподавателем.

Качественное отличие компьютера – интеллектуальность – позволило организовать самоаттестацию. Важно, что этот новый в образовательном процессе элемент может быть подключен на любом этапе, для оценки любой новой порции знаний. Причем сегодня это не просто текстовые тесты. Современные компьютерные технологии позволяют проводить аттестацию, визуализируя необходимые объекты и процессы, контролировать не только теоретические знания, но навыки и умения, в том числе – междисциплинарные.

Наконец, крайне важно, что на любом этапе обучаемый может легко вернуться к предыдущему компоненту, к исходной информации. Компьютер обеспечивает на сегодня все известные способы представления информации, унифицировав их в цифровом виде. Так же он способен объединить на одном носителе поддержку всех компонентов процесса обучения.

Изложенные соображения, в основном, связаны с традиционной, наиболее распространенной сегодня педагогикой, базирующейся на по-предметном разделении картины мира. Известно, что реальные задачи приходится решать, привлекая знания (в том числе и новые) из разных предметных областей. Практическая ценность образования тем выше, чем больше у учащегося умений устанавливать межпредметные связи и в нынешних условиях информационного взрыва – самостоятельно получать новые знания, умения, навыки. Здесь компьютер может стать одним из ключевых инструментов.

Действительно, ровно так же, как ПК объединяет компоненты обучения в данной предметной области, он способен представить комплексную задачу, решение которой потребует обобщенного знания, набора навыков и умений, обеспечивающих достижение практической цели в реальных условиях.

С точки зрения преподавателя, компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом – к более творческой работе.

С точки зрения обучаемого, компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом – повышают качество образования.

Замечательные перспективы, разумеется, могут быть реализованы в процессе постепенного продвижения. Причем, не только в направлении создания все более совершенных образовательных электронных продуктов. Очевидно, что широкое распространение ЭИР, внедрение компьютерных технологий обучения потребует изменений в технологии работы преподавателя. Представим себе несколько примеров. Оттолкнемся от традиционного построения урока в школе: опрос – коллективное решение задачи – объяснение нового материала (по существу: аттестация – практикум – информация).

Главная проблема промежуточной аттестации в классе – выборочность. О фронтальном опросе приходится только мечтать (нет времени), об индивидуальных рекомендациях каждому ученику – тоже. А теперь представим себе класс, в котором каждый ученик начинает урок с проверки усвоения пройденного за компьютером. Результаты проверки по локальной сети стекаются на компьютер учителя. Есть возможность определить не только степень усвоения текущей темы, но и проанализировать динамику изучения дисциплины в целом. Прямо в классе или после уроков можно скорректировать методику преподавания либо дать индивидуальные рекомендации и задания отдельным ученикам.

Построение следующего фрагмента аудиторного занятия существенно зависит от предмета. Возьмем, к примеру, математику. Вместо демонстрации решения новой задачи «у доски» можно предложить самостоятельное решение одной для всех или нескольких однотипных задач. Компьютер имеет возможность контролировать и редактировать действия ученика, выдавая подсказки по этапам действий, формулировки теорем и т.п. Если возникают непреодолимые препятствия (кто-то оказался слабоват: либо ученик, либо авторы электронного продукта), в процесс вмешивается учитель. Преимущества такой технологии очевидны – работают все ученики без исключения.

Разумеется, предложенный вариант не является единственным, и уж, тем более, это не штамп, пригодный для всех дисциплин. Например, на уроке иностранного языка весьма эффективной является коллективная работа. Более сложной, но и более интересной учебной формой является коллективное общение на заданную тему с распределением ролей. Как указывалось выше, коллективная работа, особенно – аналитическая («мозговой штурм») самоценна независимо от уровня информатизации. И, если это так, то крайне разумным было бы развитие форм коллективного творчества, в том числе – с выходом за границы аудитории. Компьютерные технологии обучения позволяют продвигаться и в этом направлении.

Представим себе домашнее задание с компьютерной поддержкой: группа учащихся выходит в глобальную сеть, где для них приготовлена ситуационная обучающая игра, адекватно представляющая, скажем, сцену в аэропорте. Каждый ученик выбирает себе роль, группа общается под управлением анимированного персонажа (служащий аэропорта), совершенствуя навыки иностранного языка. Подобные формы совместной работы удаленных пользователей уже реализуются под общим названием «collaborative work».

Однако, вернемся в класс и рассмотрим эволюцию третьего типового фрагмента урока – объяснения нового материала. Изо дня в день учитель делает это, повторяясь или с вариациями, в нескольких классах одного года обучения. Теперь представим себе иной вариант: «Дети, я не стану вам рассказывать про Южную Америку. Надели наушники и поработали с компьютером». Учитывая, что информационная плотность мультимедиа продукта много выше описания в устном изложении, времени для передачи необходимой информации в аудиовизуальном интерактивном формате потребуется значительно меньше. Тогда сэкономленные минуты можно (и нужно) посвятить обсуждению, ответам на вопросы. По существу, от вещания педагог переходит к дискуссии с подготовленными (пока только в данном сегменте предметной области) специалистами. Выгоды очевидны для обеих сторон, преимущества творческой работы в активно-деятельностной форме неоспоримы.

Понятно, что приведенные примеры не охватывают весь спектр возможностей компьютерных технологий обучения. Нужно прямо сказать, что далеко не все составляющие этого спектра проработаны или хотя бы обозначены. Мы попытались только обозначить вектор изменения педагогических технологий. На наш взгляд, верная ориентация имеет крайне важное значение: бездумное перенесение традиционных приемов на компьютер не только не даст эффекта, но может навредить образованию. Ярким примером может служить профанация реферативной работы с использованием печально известного (и исключительно хорошо посещаемого) сайта referat.ru. Когда слышишь, что в результате информатизации школьники и студенты будут готовить «мультимедиа рефераты»… комментарии излишни.

Изменение педагогических технологий невозможно «одним махом». Революции здесь исключены, только постепенно, эволюционным путем мы сможем убедить педагога в безусловной полезности информатизации. Причем, задача заключается в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых педагогических технологий, учебных материалов нового поколения, новой инфраструктуры образования.

Понятно, что преподавателю непросто перестроиться, привыкнуть к мысли, что аудиторные занятия – не обязательно традиционная лекция, или что домашнее задание – это коллективный труд. Необычным кажется, что главная ценность во время сессии – конспект лекций – может стать легкодоступным в компьютерной сети, а зачеты можно сдать, не выходя из дома.

Сегодня школьный учитель, после эмоционального обсуждения уровня зарплаты, чаще всего жалуется на нехватку наглядных пособий, а преподаватель вуза – на слабую лабораторную базу. В этой связи замечательные возможности электронных наглядных пособий и виртуальных лабораторий весьма актуальны. Видимо, разумное решение назревших проблем средствами ЭИР будет естественным первым шагом на пути к новым педагогическим технологиям.

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах.

_____________

* Продолжение. Предыдущая публикация в № 07–2005, № 08-2005, № 9-2005