Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Юлия Фролова

...А еще мы играем в кукол!

Прошу прощения – теперь так не говорят. Теперь говорят: я делаю куклы для театра. Малыш играет в куклы. Малыш может играть в мишек, солдатиков и даже роботов, – за всеми ними как бы признается одушевленность, но куклам в этом отказано.

Однако во времена детства, и не только моего, но и моих детей, куклы были одушевленными существами! О них и писали, как о живых! Разве забудешь: «Навестить идет он кукол. Только в комнату вступил – сразу кукол убаюкал...» или «Наша Маша рано встала, кукол всех пересчитала». Поэтому лично я по-прежнему играю в кукол, делаю кукол и одеваю их же (можете ли вы представить себе, что одеваете куклы? Бр-р-р!).

Правда, до недавнего времени я не предполагала, что куклы в моей жизни начнут вдруг играть такую важную роль. Какие куклы, когда у внука на уме только машинки, роботы и динозавры? Но получилось так: семиклассница Аня Цымбал из станицы Динской написала мне однажды, как она работает вожатой, как играет с младшими ребятами, и спросила совета – чем еще можно их занять? А я вспомнила и рассказала ей, как мы в детстве устраивали представления кукольного театра, имея в «артистах» одну-единственную перчаточную куклу, немудреного фасона бабку. Для образца я сшила и послала ребятам в Динскую подобную куклу из лоскутков – все того же коробейника, об играх с которыми мы уже рассказывали в других публикациях. Надо же было такому случиться: он попал в Динскую как раз накануне ежегодного методического фестиваля, который в школе № 3 проводился уже в шестой раз. Ученики школы делают к фестивалю выставки своих работ, готовят и проводят открытые тематические уроки. На этот раз был намечен урок «Рукотворная кукла»!

wpe5C5.jpg (8634 bytes)

Марина Федотова, Юля Лицеу и Инна Казимиренко. Фото из архива библиотеки

Ребята основательно подготовились, устроили стенд с образцами, на нем было оставлено место и для коробейника – его уже ждали (вот они на фото).

Московского гостя встретили с радостью, назвали его Ерошкой, и вскоре я получила репортаж от его имени – рассказ о том, как он ехал да как волновался в предчувствии встречи и т.д.

Конечно, я ответила Ерошке, наказала ему вести себя достойно, не уронить имя москвича. Заодно посоветовала подсказать ребятам: пусть поищут в книжках – кто из русских землепроходцев носил славное имя Ерофей, какие и где находятся станция и город, названные в его честь? А потом сделала, в пару к Ерошке, еще и Митрошку по образцу «куклы в кулечке», взятому из книги «Веселые куклы»1. Тем временем и в Москву приехали куклы из Динской: кукла-чучелко, сделанная на перекрещенных палочках из лоскутков и завязок, без участия иголки с ниткой (работа Юли Лицеу); кукла-сверточек, похожая на предыдущую, но без твердой основы, куклы из соломки и еще реферат «История славянской куклы» (все – работы Арины Мартиросян). И еще одна замечательная казачка из пластилина, на основе обрезка пластиковой бутылки. Вот она во всей красе (к сожалению, вы не увидите ее в цвете), работа Ромы Анашкина, тогда еще третьеклассника. Я покрыла фигурку бесцветным лаком, и теперь она похожа на глазированную фарфоровую. Пластилин отвердел, не липнет к рукам, краски стали ярче, и пыль с фигурки вытереть легче.

Фото Константина Лазаревича

«Казачка» – работа Ромы Анашкина

«Встань, казачка молодая, у плетня, проводи меня до солнышка в поход!» Они и стоят у плетня, эти казачки, а плетень настоящий, из лозы, а на нем сохнут крынки, и рядом подсолнух – это тоже работа одного из учеников школы № 3 к выставке по Кубановедению (есть такой учебный предмет в Краснодарском крае). А какие картины висят на этой выставке! Жаль, что мелко изображение, но все же на цветной фотографии можно некоторые из них рассмотреть. Спасибо Ольге Николаевне Степаньковой: благодаря ее фотографиям я вижу жизнь ее ребят в лицах и цвете. И отдельно надо сказать о ее коллегах, их выдумке и энтузиазме, ведь такие выставки – это их труд. Но об этом пусть расскажет она сама. А я продолжу о куклах.

Оказалось, что у Ерошки и Митрошки совсем разные характеры и манера поведения. Ерошкою управляют, надев его на руку. Он может двигать ручками и головой, но движения не очень быстрые, и характер несколько степенный. Митрошка же болтает руками просто так, но он может быстро прятаться в свой кулечек (кукла надета на палочку), а потом выглядывать оттуда, а может этак небрежно прилечь на край кулька – так и кажется: сейчас пойдет рассказывать байки! Да и выражение лица у него какое-то плутоватое.

Я думала – куклы эти помогут ребятам разыграть, например, смешную сценку на вечере самодеятельности, но не ожидала, что Ольга Николаевна предложит им, куклам, выступить в гораздо более серьезной роли. Куклам-то что, а вот Ольге Николаевне, по-моему, потребовалась большая смелость для такого хода. Впрочем, с ее разрешения предоставляю слово ей.

«Я организовала подиум-дискуссию, которой нас учили на Библиотечной школе. Вынесла на нее вопрос: “Должен ли библиотекарь заставлять учащихся дарить в школьную библиотеку учебники, купленные родителями, в принудительном порядке?” А чтобы коллегам легче было высказывать свое мнение, в помощники взяла наших куколок Ерошку и Митрошку. Интересы многих родителей и библиотекарей были задеты во время очередной проверки работы школьных библиотек, и обид у коллег было много, но не все высказались бы от своего имени: смелости не хватило. А от имени кукол – дело другое. Заодно я и с куклами их познакомила и рассказала, как они у нас оказались.

Стороннику принудительной акции, нашему методисту, я вручила Ерошку. Он серьезный, все собирает в свой короб, очень основательный. И в данной ситуации эта роль ему больше подходит. Митрошка более подвижен. Вертится на своей палочке, все отрицает. Забавно так головкой повертит, ручками помашет и всю идею сведет на нет... Помогать ему взялась коллега, которая, по-моему, больше всех пострадала. Сама же я взяла на себя роль ведущей, чтобы направлять все в нужное русло.

Коллеги сначала растерялись. Никто не ожидал такого поворота событий. Но куклы раскрепостили их... Жаль, что не было диктофона: очень бы интересный репортаж получился».

Вот они на фото – участники дискуссии.

А в детский дом поселка Пяозерский, в Карелии, тоже недавно уехали две куклы. Нет, этих я не шила, это фабричные куклы. Просто их прежние хозяйки выросли... а куклы не состарились. Умытые и причесанные, они бодро моргают ресничками. И мы с их библиотекарем Мариной Анатольевной Вдовиной решили, что они будут хорошими подружками ребятам из детского дома. С каким удовольствием, оказывается, можно шить нарядную одежку, подбирать предметы кукольного обихода! А пока я готовила их в дорогу, появилась еще одна претендентка на поездку.

Фото из архива библиотеки

Татьяна Владимировна Шевцова и Ольга Николаевна Степанькова

Увы! – ей придется подождать: необходим небольшой ремонт. Кроме того, хотелось бы подобрать ей иное амплуа. Может быть, это будет героиня какой-нибудь известной сказки? Очень подошла бы «костюмная» роль с переодеванием в течение игры, например, Золушки или Ослиной Шкуры... С такой куклой захочется, наверное, не только перечитать, а и разыграть сказку? Уж Марина Анатольевна придумает! Впрочем, это еще только проект, иными словами – замысел, дело будущего.

Но как интересно играть в кукол!

__________

1 Давидовски М. Веселые куклы. Augustus Verlag Augdburg, 1995. Перевод: ТОО Внешсигма, 1998.