Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2005


РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Размышления

Александра Абраменкова

Кем быть?

Тема сочинения – одна на всех: на класс, на город, на поселок… На всю страну одна тема сочинения для старшеклассников – «Кем быть?» Но раскрывается-то она... внутри каждого. Или не раскрывается.

Вчитайтесь в это сочинение. Наверное, не каждый день школьники пишут так же отчаянно умно и по делу. Вопросы, несмотря на кажущуюся рефлексию, десятиклассница задает не только себе. Точнее, не столько себе, сколько миру, который ее окружает. И в первую очередь, наверное, родителям и классному руководителю. Кто еще из взрослых должен знать лучше таланты и возможности каждого.

Увидеть, рассмотреть, подсказать. Поддержать.

Знаете, дети – наше прошлое, как кто-то заметил. У Александры Абраменковой вопрос «Кем быть?» органично переходит в «Что делать?» Не говоря уже о том, «кто виноват», что сегодня «проклятых» вопросов становится все больше. Но отвечать на них все равно приходится каждому. И взрослым – тоже.

wpe5E8.jpg (4426 bytes)

Александра Владимировна Абраменкова
ученица 10-го класса
средней школы № 6
г. Вязьма, Смоленская обл.

Найти себя в жизни, на мой взгляд, даже труднее, чем жить достойно. Поэтому я не совсем согласна с мнением многих людей, считающих, что человек должен посвятить себя только одному делу, став в нем профессионалом. Во-первых, это может сделать отнюдь не каждый, ведь для того, чтобы стать специалистом в какой-либо области, надо иметь хоть какой-то талант и много, очень много работать. И обязательно надо любить свою работу и верить в ее полезность и надобность. А чтобы найти это единственное дело, надо сначала основательно поискать. Замкнутый круг. Англичане считают, что человек в своей жизни должен несколько раз сменить профессию, чтобы многому научиться, больше и лучше знать, иметь широкий круг общения и, вообще, просто уметь. Совсем недавно в одном фильме я услышала такую фразу: «Мы не захотим смотреть, пока не увидим, не захотим съесть снова, не попробовав». Да, надо искать себя постоянно, не стоя на месте ни секунды. Но как я, рядовая ученица десятого класса, ходящая каждый день в школу и обратно и видящая только стены своей комнаты, могу что-то определить для себя? Как?! Читать книги, смотреть телевизор? Но ведь одна теория ничего не дает, без практики она пустая трата времени и сил. А что нам дает школа? Основной курс, только то, что жизненно необходимо. А все, что выходит за рамки основного, почему-то пропускают мимо, думая, что это не важно и мало кому нужно. Иногда у меня складывается такое впечатление, что в школе нам не помогают развивать свои таланты, а, наоборот, всеми силами стараются их уничтожить. Что называется: «Инициатива наказуема». Запутавшиеся в собственных планах и программах, напуганные нововведениями учителя сломя голову «несутся» по учебникам, пичкают нас тестами и контрольными из комитетов и сокрушаются по поводу плохих результатов. Работа увеличивается, знания уменьшаются. Безусловно, есть и исключения. Прогрессивные энергичные учителя с горящими глазами, умеющие и пошутить на уроке, и поругаться на нерадивых учеников, – как свет в окошке, дарящий тепло всем, кто попадает под его лучи. И это замечательно, что они еще есть, эти добрые учителя-друзья, но их очень-очень мало! В основном, в школах творится такая же суета и хаос, как и в головах учеников! И среди всей этой суеты выбор профессии полностью предоставляют нам, ничего толком не объяснив, не показав, не растолковав. Вот почему раньше дети хотели стать космонавтами, военными или учителями, а сейчас – банкирами, бизнесменами или просто бандитами. Выращенные на американских фильмах ужасов и боевиках, без помощи взрослых мы можем рассчитывать только на свой опыт. А где он получен, этот опыт? Не думайте, что в школе! У большинства подростков при слове «школа» на лице возникает выражение отвращения! Опыт приобретают на улице, сидя перед телевизором, «гуляя» по Интернету. Так что же я могу написать в этом сочинении? Кем я хочу стать? Hе буду скрывать, я уже решила, что выбрать для себя. А вдруг я ошиблась? Вдруг это профессия не для меня? Я буду скучать сначала в институте, потом на работе. Мне и сейчас иногда становится скучно учиться в школе, а что же будет потом, если я ошибусь? Кажется, это никого, кроме меня, не волнует. В этом вся беда.

Я выбрала профессию журналиста. Почему? Чтобы писать о том, что считаю важным, о чем думаешь и что знаешь. Писать не в тетрадке для контрольных работ и не в собственном дневнике, а так, чтобы тебя слышали, понимали, сочувствовали, осуждали, не разделяли с тобой мнений, а спорили, обращали внимание на затронутые тобой проблемы. А для чего я пишу сейчас? Даже не для себя, просто потому что сказали/обязали/попросили/заставили (нужное подчеркнуть), для оценки в журнале... А толку? Что мы получили от этого? Ответит мне кто-нибудь на этот вопрос?! Боюсь, что нет. Может быть, конечно, я предвзято отношусь к нашей системе образования и что-то не понимаю, вот только когда я после уроков зашла в библиотеку (надо было взять какие-то материалы для очередной работы), я увидела своего одноклассника, который, кисло улыбаясь, просил у библиотекаря «какую-нибудь книжку о профессиях». Как вы думаете, зачем? Скорее всего, чтобы просто списать, не нагружать себя, не мучиться, не «париться», как выражается современная молодежь, мое поколение.

Это сочинение прочитает учитель литературы и поставит оценку. Вот он конечный результат, желаемое «итого». На этом мой одиночный и напрасный бунт будет подавлен... Впрочем, к чему это я? Это ведь даже не по теме, а, скорее, о теме.

Но все же, кем быть? Неужели на этот вопрос надо отвечать, называя выбранную тобой профессию? Нет! Всегда надо быть Человеком!

 

Мысль в подарок

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?

Лев Толстой