Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2005


ЛИЧНОСТЬ

В гостях

Министерство начинает – и выигрывает

Брать интервью у министра образования Республики Калмыкия Бадмы Катиновича Салаева – дело непростое, но чрезвычайно интересное. Строго говоря, схема «вопрос – ответ» не работает. Получается большой, подробный и даже азартный разговор, где вопросы плавно превращаются в обсуждение высказанных только что идей, а рассказы о работе над большим проектом – в разработку нового.

Бадма Катинович по-восточному сдержан в жестах и интонациях, но его негромкий быстрый говорок без конца прерывается вопросами к самому себе и собеседникам, а вспыхивающие интересом и азартом глаза способны, кажется, втянуть любого в разработку идеи, только что пришедшей в его голову.

Первое, что поразило в разговоре с министром, – знание вещей, известных, конечно, всем профессионалам-библиотекарям, но понимания которых обычно не ждешь от опытного управленца. Вот с этого и начался наш разговор.

Фото Ксении Молдавской

Бадма Катинович Салаев

– Прошедший 2004 год был объявлен в Калмыкии Годом образования. Как мы знаем, правительство республики приняло тогда специальную программу, под нее с подачи Министерства образования было выделено финансирование. А теперь – вот такая большая акция «Библиотека – окно в мир» по поддержке детского чтения и школьных библиотек. Почему именно чтение, а не, допустим, краеведение, спорт или что-то напрямую связанное с учебой?

– А как же иначе? Это прямое продолжение идей прошлого года. Вообще, досуговое чтение и художественная литература, по-моему, и есть главное образование. Разве не так? Вот я, будучи на посту министра, регулярно бываю в школах. И заместители мои – тоже. Обычно приезжаем в школу – нам ее показывают, отчитываются, показатели приводят. А я первым делом библиотеку смотрю. Показатели всякие можно вывести. Читаемость, процентный состав фонда, обращаемость – это, конечно, хорошо, а вы мне покажите, что ваши дети читают, кроме учебников и книг по программе.

Учебные программы наполняют головы информацией, но мы же не компьютеры выпускаем, а людей растим. Ведь человек порой не знает, что с этой информацией делать. А он среди людей живет, в стране, в городе или селе. Осознание этого приходит, только если у человека эмоции развиты. А эмоции и воображение как развивать? Через хорошие книги, ведь так?

– А кино, телевидение, да мало ли что еще может развивать эмоции.

И это тоже, конечно. Но, во-первых, телевидение в последнее время все больше развлекает, а во-вторых, чтение гораздо богаче и увлекательнее, если оно не превращено в обязаловку. А в школе, к сожалению, все больше обязательные какие-то вещи. Вот и получается, что именно библиотека – главное звено в этой проблеме. Причем, школьная – единственная, куда каждый ребенок хочет-не хочет зайдет хоть раз. Именно поэтому республиканскую акцию по поддержке школьных библиотек мы назвали «Библиотека – окно в мир».

Работа по привлечению к чтению и культуре началась не сегодня. Была такая акция. У нас два Союза писателей. Мы пригласили в министерство представителей обоих Союзов и других творческих работников и задали им два вопроса. Первый: «Когда последний раз кто-то из вас был в школе? Кто встречался там с ребятами, учителями, библиотекарями?» Нам сказали что-то вроде «если приглашают, приходим…» Тогда второй вопрос: «Почему вы сами туда не идете?» Говорят, мол, надо организовать, чтобы там кто-то ждал. Хорошо, раз вы ждете приглашения, тогда мы сделаем так. Объявляем акцию «Искусство – детям Калмыкии». Привлекаем не только писателей, но и творческие коллективы. Мы, министерство, берем на себя всю организацию. А вы ездите по всей республике по графику, и чтобы доехали до каждого района, села. И не просто концерты даете, а, скажем, концерт – и обязательно открытый урок по тем произведениям, которые исполняли, рассказываете о композиторах или народном творчестве, или даете мастер-класс, где чему-то детей учите. Сформировали две группы – писателей и музыкантов, певцов, танцоров – которые ездили по республике параллельно, меняясь местами. И писатели тоже не просто свои книги продвигали и произведения читали, а литературные мастерские вели, о литературе говорили. Вернулись они из этих поездок такие вдохновленные. Говорят, что сами многое для себя узнали, увидели, какой интерес возникает у детей, если с ними всерьез разговаривают. Были довольны и дети, и учителя.

Теперь мы планируем эту акцию повторить, начиная с октября. Но не копировать, конечно: принцип оставить – вертушку такую по районам, – а состав творческих бригад поменять. Союз художников приглашаем, картинную галерею…

– Но это только литература и культура Калмыкии?

– Пока – да. Мы еще не дошли до такого уровня, чтобы, скажем, российских писателей по республике возить, хотя такие предложения уже высказывались. А вот с учителями мы уже начали. Приезжали к нам педагоги из Волгограда, Астраханской области. Они смотрели открытые уроки, давали свои уроки в наших школах, посещали внеклассные мероприятия. А наши учителя были у ростовчан. Это же очень важно – видеть, как живут и работают в других регионах. Пусть будет, например, что-то вроде клуба управленцев соседних регионов, межрегиональное методобъединение школьных библиотекарей или предметников.

Привлечение к чтению тоже не разовое дело. С авторами учебников мы учителей уже как-то связали. Хуже-лучше, но у нас эта работа ведется. Они и приезжают к нам, и семинары ведут для учителей. Но это же не чтение. А вот с детской литературой пока только на уровне республики работали. Может быть, есть смысл задуматься, как пригласить хороших российских писателей к нам в школы, в библиотеки. В современном потоке печатной продукции очень трудно разобраться и выделить действительно хорошие книги, хороших писателей. Мы же понимаем, что раскрученные, продаваемые – это не обязательно хорошие. А как библиотекарю разобраться? Вот с этой мысли и начала развиваться идея акции «Библиотека – окно в мир».

Мы поняли, что надо не просто книжную ярмарку устраивать и праздники всякие, не призывать читать, а предложить людям, библиотекарям, в первую очередь, и еще учителям-словесникам, родителям, реальную помощь в этом деле.

– Вот мы и добрались до содержания акции. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Библиотекарей не надо призывать привлекать детей к чтению. Они это лучше нас с вами понимают. А вот как сделать чтение привлекательным, если фонды устарели и физически, и морально, если сами библиотекари зачастую не знают современной литературы? Значит, надо искать деньги на целевое комплектование библиотек новой, современной литературой. Допустим, мы убедим правительство, что это важнее всего остального, хотя это еще тоже надо доказать. Но ведь даже если будут деньги, где гарантия, что люди не растеряются перед изобилием книг, не накупят какой-нибудь рыночной ерунды?

Поэтому мы решили: будем разрабатывать такую программу акции, чтобы и библиотекари, и учителя, и директора школ поняли, что мало получить деньги, их еще надо грамотно потратить. Вот с этой программой, в которой ведущее место занимает как раз обучение специалистов, нам и удалось убедить правительство выделить деньги.

Можно предложить идею? Почему бы не подключить к этому издателей, которые выпускают действительно хорошую литературу? Пусть скинутся и за свой счет или на паях провезут по всей республике пару-тройку хороших писателей, попутно продавая их книги. Кажется, это всем должно быть выгодно.

– Может быть. Надо только советоваться со знающими людьми, чтобы мы сами приглашали тех, кого хотим, а не тех, кого надо продвинуть издателям. В этом смысле мы всегда готовы прислушаться к дельным советам и предложениям. Мы вообще всегда готовы учиться. Вот вчера Вас заместитель председателя правительства Лариса Борисовна Васильева спросила, проводятся ли в других регионах подобные мероприятия. Сегодня и я о том же спрашивал. И не только для сравнения – у кого лучше. Просто нам тоже надо у кого-то учиться, примерять чужой опыт на себя. Считаю, что было бы неплохо вносить в программу совещаний руководителей региональных органов управления образованием обсуждение конкретных проблем. Вот в этом регионе они решаются так, а в этом – по-другому. Создавали бы рабочие группы и в режиме семинаров искали оптимальные пути решения. Проблемы ведь одни и те же, задачи – тоже, а подходы к их решению могут быть разные. И дело ведь вовсе не в том, есть в регионе деньги или нет. Плохо, конечно, когда их нет. Но если ты видишь разные подходы к решению одних задач, видишь разные взгляды на проблему, то у себя в регионе будешь более убедительно доказывать правительству, и не только ему, нужность и важность финансирования той или другой программы. А если ты просто пришел и говоришь «дайте денег», то как бы ты ни размахивал руками, доказывая, что и образование – дело важное… с тем и уйдешь.

Проводя любое мероприятие, приглашая кого-то, мы всегда должны четко представлять себе, что хотим делать по шагам, зачем каждый шаг, и чего ожидаем в итоге, а не просто отдать дань моде или отрапортовать. Так в любом деле. Вот, например, мы все «боремся за качество образования», требуем это качество от учителя, но тогда давайте прежде, чем требовать, создадим условия. Хотя бы по минимуму. И тогда уже за этот минимум имеем право спрашивать.

Решили, что средства, выделяемые правительством каждый год на обеспечение учебного процесса, мы не будем дробить, пытаясь решить все проблемы одновременно и в итоге только затыкать дыры. Давайте расставим приоритеты и пойдем по шагам. У нас уже несколько лет действует программа обеспечения школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Она до 2008 года разработана. В один год мы обеспечили пособиями и оборудовали кабинеты химии и физики. По всей республике. Потом – истории, географии. И так далее. Да, нам говорят: и в начальной школе того нет, другого нет, и мячей или другого в спортзалах не хватает. Все будет. Только надо не распылять средства и идти по шагам. Например, в среднем компьютерная обеспеченность у нас уже – один компьютер на 16 учащихся.

То же – с учебниками. Нет бесплатных учебников на всех – будем целенаправленно обеспечивать малообеспеченных и другие льготные категории. Но тоже – не всем понемногу, – а в этом году собрать фонды на первые и вторые классы, чтобы несколько лет уже о них не беспокоиться. Потом – среднюю школу постепенно, а там и старших. Каждый год – по шагу. Медленно, может быть, зато надежно и всем понятна политика.

– Если программа обеспечения учебного процесса не закончена и осталось еще столько проблем, то почему тогда Ваша нынешняя забота – художественная литература, да еще – непрограммная?

Мы должны вообще поменять приоритеты в отношении к роли школьной библиотеки. Она должна быть не придатком к учебному процессу и к учебнику, а действительно культурным и развивающим центром. Нельзя надеяться только на публичные библиотеки. До них не каждый ребенок дойдет. Ну, мы уже об этом говорили. Сейчас наша задача была в том, чтобы убедить в этом Минфин республики. Вот тут мы и предлагаем им не благие пожелания и разговоры о пользе, а конкретную, тщательно разработанную акцию.

Ее главная задача как раз в том, чтобы сменить стереотипы и у руководителей всех уровней, и у учителей, и у самих библииотекарей. То есть надо не просто найти деньги на книги, но и показать специалистам силами других специалистов, вашими, например, что может библиотека с этими книгами делать, как работать. Купить и поставить на полки можно все. И отчитаться. Дело еще и в том, что одни должны уметь применять это с пользой для детей, а другие – хотя бы понимать, чего можно ждать и хотеть от библиотеки. Все-таки главное в работе библиотеки – это вопросы воспитания. (Восхитимся вместе, дорогие коллеги. Часто ли мы слышим от управленцев такие слова? – О.Г.) Вот поэтому наша акция началась с учебно-методических семинаров для библиотекарей и обзоров современной детской литературы. Нам было важно, чтобы обзоры делали не книготорговцы, а независимые специалисты. Потому что мы убеждаем правительство найти деньги, значит, мы отвечаем за их рациональное использование. А следовательно, мало привезти книги. Надо еще научить людей видеть работу с ними. Ну и, конечно, решить вопросы заказа, доставки в сельские районы. Все это тоже легче решить централизованно.

При подготовке этой акции мы обсуждали с одной книготорговой фирмой такой проект. Будем пробовать его этим летом на двух районах. Устраиваем что-то вроде агитпоезда – путешествие по всем населенным пунктам района с книгами, а заодно – учебниками, канцтоварами. Но не просто торговлю, а праздник книги на базе школы. Основное внимание – хорошей художественной литературе. (Вот почему мы просили семинары по методикам привлечения к чтению и разработке проектов библиотечных акций.) А после праздника – продажа книг и прочего с этих же машин. Книги, которые «участвовали» в празднике, должны быть в продаже обязательно. Остальное – по желанию книготорговцев. Если в поселке, городе будут знать об этом заранее, и что это идет от министерства, то и отношение и эффект будут совсем другие, чем просто к заезжей книжной лавке.

Что еще планируется в этой акции, которая проходит с апреля по конец октября?

– Будут мероприятия на уровне районов, встречи с писателями, праздники книги, фестиваль чтения. Будут республиканские мероприятия. Вот сейчас вы провели семинары. Планируется научно-практическая конференция. Будет еще такое мероприятие – «Эстафета поколений». Мы видим его как встречу библиотекарей-ветеранов и тех, кто сейчас работает. Может быть, совместные вещи какие-то они будут делать. Но в любом случае: те и другие должны встретиться, а читатели – видеть преемственность, традиции, уважение к труду предшественников. Еще в августе будет большой фестиваль чтения. А октябрь мы поставили как некую контрольную точку. Потому что если акция бесконечна, к ней пропадает интерес. И потом, надо же понимать, чего мы достигли, есть ли результаты и какие. Но работа-то не кончится.

Беседа продолжалась долго. Мы говорили о проблемах профильных классов, летних лагерей, работы школьников на каникулах. Оказалось, что и тут министр и его заместители видят интересные перспективы для библиотек. Впору печатать продолжение... когда-нибудь, попозже. Уж больно интересной была эта беседа. Мы благодарим Бадму Катиновича Салаева и желаем ему и его команде успехов во всех их начинаниях.

Беседовала Ольга Громова