Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?*

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

1.7. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и книга

Уже несколько столетий, произнося слова «учебные материалы», мы мысленно представляем себе полиграфические издания: книги, брошюры, периодику и т.д.

В XX в. монополию книги в образовании попытались нарушить так называемые «технические средства обучения». Кинолента, а затем видеокассета, грампластинка и аудиокассета, комплект фотослайдов стали носителями нового представления объектов и процессов окружающего мира. Следующий шаг в этом направлении сделали образовательные электронные издания и ресурсы, которые принесло нам развитие информатики и вычислительной техники на рубеже XX – XXI вв.

Итак, сегодня мы знаем и используем три группы учебных материалов – печатные, аудиовизуальные (группа ТСО) и электронные издания и ресурсы, воспроизводимые на компьютере. Заметим, что книге около 500 лет, ТСО – чуть меньше 50, ЭОР – чуть больше 5 (в России). Попробуем сравнить их, проанализировав достоинства и недостатки.

Книга более чем хорошо известна уже очень многим поколениям, привычна в образовании, работе, досуге. Главное ее преимущество в простоте использования. Не нужно никаких дополнительных средств, чтобы читать за столом, на лужайке или в вагоне метро. Главный недостаток – текстовый вид информации. Он слишком неуклюж для описания многих вещей, например, произведений искусства или последовательности действий. Кто из нас не пытался разобраться в печатных инструкциях, скажем, к стиральной машине? Нужен определенный навык, море упорства и много времени, чтобы одолеть этот текст. В то же время мы добиваемся желаемого всего за несколько минут, если нам кто-то покажет, как обращаться с этим премудрым аппаратом.

Технические средства обучения дают аудиовизуальную информацию. Это значительный плюс. Но имеется и три существенных минуса. Во-первых, ТСО не интерактивны, максимум, что мы можем себе позволить – посмотреть (послушать) еще раз с начала или с середины. А, например, решая проблему механической стирки с инструктором, мы не раз его остановим, переспросим, зададим вопросы, не предусмотренные изданиями. Во-вторых, ТСО достаточно «громоздки» в использовании – аудиодиск «не прочтешь» без плеера, а уж телевизор носить в кармане и вовсе неудобно. Но если и это как-то принять, то выступает третий минус – устройства воспроизведения слишком разнородны. Хорошо оборудованная ТСО аудитория должна включать гору разной техники (вспомните домашнюю аудио/видео аппаратуру и прикиньте время их морального старения).

ЭОР тоже требуют аппаратной поддержки – компьютера. И это их значительный минус в сравнении с книгой. Зато во всех других аспектах – плюсы. В 80-х гг. прошлого века компьютер научили работать не только с символьной (буквы, цифры) информацией, но и с аудиовизуальной. По сути – видеоряд и звукоряд научились эффективно кодировать в цифровую форму. В результате любую информацию во всех известных на сегодня видах: текст и числовую таблицу, рисунок и фотографию, анимацию и видео, музыку и речь на физическом уровне удалось сохранить в едином цифровом коде. Появился термин «мультимедиа» (multi – много, media – способы, средства), означавший возможность иметь на одном носителе содержательный продукт, включающий все возможные формы представления информации и способы ее усвоения. Соответственно, и воспроизводился этот продукт на одном, практически одинаковом для всех устройстве – компьютере. Фотоальбом, кинофильм, музыкальное произведение, устный рассказ, и, естественно, книга объединились в одном мультимедиа продукте в обрамлении «театральных декораций», с реализацией которых замечательно справляется компьютерная графика.

Крайне важным является то, что объединение текстовых и аудиовизуальных материалов не механическое. Компьютер обеспечивает интерактивный режим работы, и в лучших реализациях образовательных ЭОР с представляемыми на экране объектами можно взаимодействовать, а в процессы – вмешиваться. Если углубиться в суть интерактива, то с подключением мультимедиа и моделинга мы придем к адекватной модели окружающего мира и нашего поведения в нем. Отсюда и появился термин «виртуальная реальность».

Тем не менее, лозунг «книга – источник знаний» по-прежнему актуален. ТСО не удалось серьезно потеснить полиграфические издания в области учебных материалов. А вот с образовательными электронными ресурсами ситуация, похоже, иная. Есть серьезные основания предполагать значительное расширение их доли и влияния на учебный процесс.

Понимание соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании эволюционировало на протяжении последних десятилетий.

Простейшим представлением (70-е гг. XX в.), было дополнение книги ее электронной копией на дискете. Предполагалось, что в электронном варианте будут упрощены функции поиска и авторской компоновки нужных фрагментов текста. Однако, такой вариант электронной книги не завоевал популярности, решения только одной задачи – повышения производительности пользователя – оказалось недостаточно. Следующим шагом в понимании роли ЭИ (80-е гг. XX в.) стало представление о дополнении полиграфического учебника электронным продуктом, включающим контрольные вопросы (тесты) и элементарные упражнения с использованием простых математических моделей. Это был шаг в сторону использования новых возможностей учебного процесса, предоставляемых компьютером. Однако тогда еще не имели широкого распространения мультимедиа технологии и компьютерные телекоммуникации. В итоге преимущества новых педагогических инструментов не были раскрыты в достаточной для массовой популярности мере.

В конце прошлого века (90-е гг.) получили практическое развитие Интернет и мультимедиа. Множество новых педагогических инструментов компьютерных технологий обучения стало функционально полным, обеспечивающим необходимое методическое разнообразие. Соответственно, начали бурно развиваться самые разные частные применения компьютера в учебных целях. В результате, к началу XXI в. сформировались методические предпосылки современного понимания соотношения книги и электронных изданий/ресурсов в образовательном процессе. Попытаемся его сформулировать.

Прежде всего, полиграфические и электронные издания сосуществуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются 500-летней традицией ее применения. Книга привычна и удобна всегда и везде. Когда мы произносим слово «информация», подспудно возникает образ печатного текста.

Однако, учебный процесс включает отнюдь не только прием/передачу теоретической информации, но еще и практические занятия в самых различных формах – от решения математических задач до лабораторных экспериментов, и от литературного сочинения до многоплановой исследовательской работы. Необходимым компонентом учебного процесса является также аттестация, традиционно реализуемая педагогом в непосредственном контакте с учеником. В этих компонентах образования книга дает достаточно мало. Ее главный недостаток – плохая передача аудиовизуальных образов и динамических процессов. Следующий за книгой уровень динамики – кино (видео) также не дает достаточного образовательного результата. По существу, мы получаем улучшенное представление процесса (отражение вместо описания), но не можем исследовать, влиять на сам процесс. Говоря современным языком, кино и книга не интерактивны, не позволяют развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно в этой зоне (практикум, аттестация) наиболее очевидны преимущества компьютера, точнее – преимущества электронных изданий и ресурсов.

Эффективное применение ЭОР распространяется и на получение информации. Действительно, книга описывает окружающий мир в символьно-абстрактной форме. ЭОР способно представить этот мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Но тогда грань между двумя компонентами образования – получением информации и практическими занятиями стирается. Возможно, выделение компонента «получение информации» характерно только для процесса с использованием книги. Правда, есть еще информация от преподавателя. Однако, если предположить, что изложение типовых информационных блоков исключено, нетрудно представить изменения функций педагога в направлении творческого, интерактивного взаимодействия с учеником. Тогда, с точки зрения ученика, беседа с преподавателем также будет представлять собой в большей мере практикум.

Итак, книга сегодня вполне адекватна для представления типовых информационных блоков и описательной постановки задач практикума. Электронные издания/ресурсы в значительной мере обеспечивают проведение практических занятий и промежуточной аттестации (в том числе – самоаттестации) в активно-деятельностной, наиболее эффективной для образования форме. ЭОР также дополняют книгу в компоненте «информация», обеспечивая более эффективное представление объектов и процессов в аудиовизуальной форме или быстрый доступ к обновляемым текстовым продуктам.

В целом, книга и электронное издание принципиально отличаются по существу представления окружающего мира. Если книга – это описание реальности в условных знаках – символах, то ЭОР дает возможность представить собственно реальность. Это становится возможным благодаря мощному интерактиву, мультимедиа и моделингу, привнесенным в образование компьютером.

Степень условности в ЭОР может варьироваться от минимальной (виртуальная реальность, в ощущениях трудно отличимая от материального мира) до максимальной – с использованием тех же, что и в книге, символьных абстракций.

В последнем случае, типичном для старшей возрастной группы пользователей, работают такие присущие ЭОР педагогические инструменты, как коммуникативность и производительность. Причем, производительность всех пользователей – и обучаемых, и авторов образовательных электронных изданий/ресурсов.

Итак, соотношение книга/ЭОР выглядит в разных возрастных группах пользователей по-разному.

В младшей группе (общее, начальное профессиональное образование) книгу и электронное издание объединяет только базис – учебный план. Представление информации, возможности реализации компонентов образования различаются, насколько могут вообще различаться описание предмета и собственно предмет.

В старшей группе пользователей (высшее профессиональное, послевузовское образование) имеется существенное сходство – ЭОР в значительной мере используют текстовый (описательный) способ представления. Однако здесь их преимущества перед книгой неоспоримы в зоне оперативной, быстроменяющейся, редко используемой информации, имеющей сравнительно малую аудиторию в расчете на один продукт.

Деятельностная форма обучения на базе компьютера имеет различный характер в разных возрастных группах пользователей. В первом случае мощный интерактив обеспечивает активную работу внутри продукта, адекватно представляющего фрагмент реального мира. Во втором случае активность направлена на поиск и частичное использование множества достаточно простых, преимущественно текстовых продуктов, т.е. исследовательский характер имеет внешняя по отношению к совокупности образовательных продуктов деятельность обучаемого.

Сравнивая роль и возможности ЭОР для различных категорий пользователей, стоит отметить, что границы возрастных групп не являются строго определенными, равно как в обеих группах вполне возможны и полезны отдельные образовательные продукты, обычно характерные для другой группы.

Симбиоз книга–ЭОР, по всей вероятности, также подвержен эволюции. Сегодняшнее состояние характеризуется доминирующим положением книги как средства передачи информации. ЭОР очевидно эффективнее в практикуме и аттестации для младшей возрастной группы пользователей и в зоне оперативного доступа к информации – в старшей. Неизбежно постепенное изменение педагогических технологий, обусловленное все более широким использованием электронных изданий и ресурсов.

В первой группе пользователей это, очевидно, повлечет сперва значительное укрепление позиций ЭОР в практических занятиях и аттестации, а затем и в представлении информации в более эффективных, аудиовизуальных интерактивных форматах.

В группе старших пользователей развитие телекоммуникаций повлечет широкое распространение дистанционных форм получения информации и контроля учебного процесса. Кроме того, качественные изменения компьютерных сетей (широкополосный доступ) откроют нишу лабораторных и практических исследовательских проектов на предметной базе, пока малодоступных пользователям сети.

В целом просматривается общая тенденция развития отношений в треугольнике «учитель – ученик – учебные материалы». По мере внедрения ЭОР обучаемый все больше и больше знаний будет получать самостоятельно. Его взаимоотношения с преподавателем будут постепенно переходить от формы «оракул – внемлющий» к дискуссии начинающего специалиста и мэтра предметной области. А если способности позволяют – и к совместной исследовательской деятельности. Образно можно представить, что треугольник «учитель – ученик – учебные материалы» за счет ЭОР будет деформироваться в сторону возрастания роли материалов для самостоятельной работы с одновременным сближением позиций (вершин треугольника) учителя и ученика. Возрастание роли учебных материалов соответствует увеличению высоты треугольника. Однако, при любой его высоте текстовые издания сохранят свою значимость, даже если уже и не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций.

Отдельный вопрос – технологическая конвергенция (сближение) компьютера и книги. Речь идет о технических изменениях носителей текстовых продуктов. Уже существуют плоские гибкие жидкокристаллические экраны, вполне способные заменить бумагу. По существу, это некая страница, воспроизводящая нужный фрагмент любого учебника из комплекта, определенного программой обучения.

Упомянутые гибкие экраны целесообразно рассматривать с точки зрения функционального назначения. В таком ракурсе гибкий экран – очередная ступень технологической эволюции книги.

Рассуждения об отнесении нового устройства к той или иной группе аналогов интересны нам не сами по себе. Основной предмет рассмотрения – образовательные электронные ресурсы реально полезны, если используют новые педагогические инструменты. Если упомянутый «экран» будет подключаться к Интернету (например, для обновления информации), то работают два из пяти новых инструментов – интерактив и коммуникативность. А если еще помечтать о широкополосных глобальных сетях, то просматривается возможность перекачки образовательных продуктов, в которых мощный интерактив сочетается с мультимедиа и моделингом. Вот при этих условиях вопрос: «Что это такое?» (книга, компьютер или нечто третье) становится куда более сложным.

Рассмотрение ситуации в среде учебных материалов имеет практические резоны – «воспоминания о будущем» позволяют дать более четкие очертания подмножеств этой среды, установить их отличительные признаки и границы функциональных возможностей. Действительно, чем, собственно, отличается «жидкокристаллическая книга» от нынешних текстовых интернет-продуктов? В чем коренное отличие низко- и высокопоточных электронных продуктов? Ключом к пониманию, инструментом анализа этих и многих других вопросов могут послужить результирующие понятия данной главы: объект – процесс – абстракция, описание – отражение – адекватное представление, информация – практикум – аттестация, интерактив – мультимедиа – моделинг – коммуникативность-производительность.

Статья подготовлена при поддержке единой службы сервиса «А-Айсберг». Если у вас сломалась стиральная машина, то не стоит сразу выкидывать её на помойку. Единая служба сервиса «А-Айсберг» предоставляет услуги по ремонту стиральных машин, а также других бытовых приборов. В единой службе сервиса «А-Айсберг» работают только высококвалифицированные профессионалы, а за плечами стоит 20 лет плодотворной работы и 3 миллиона отремонтированных бытовых агрегатов.

Принятые сокращения.

ЭОРЭлектронные Образовательные Ресурсы

ЭИ – Электронные Издания: издания на локальных (CD) носителях, в т.ч. и образовательные издания

ИР – Информационные (сегодня более точно – Интерактивные) Ресурсы: электронные материалы в Сети

ЭИР Электронные Издания и Интерактивные Ресурсы

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах.

_____________

* Продолжение. Предыдущая публикация в № 07–2005, № 08-2005, № 9-2005, 10-2005