Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Надежда Логинова

Хвалилки

Надежда Васильевна Логинова
главный библиотекарь
Свердловской областной
библиотеки для детей
и юношества
Екатеринбург

У каждого ученика-читателя свой ритм. Бывают «свои ускорения и свои внезапные откаты, свои периоды ненасытности и долгие сиесты переваривания», свое стремление к успеху и свой страх не оправдать надежд. Это вам кажется, что «идти по территории знаков» просто. Это вам известно, что книга – источник знаний и удовольствий, путешествие со скоростью мысли, а чтение – акт перманентного творчества. Для них книга тоже была вполне дружественной, пока мы, любимые и близкие взрослые, читали сказки вслух, «помогали надеть пижаму грез прежде чем укрыть одеялом ночи». Но Книга напугала малюток, когда стала большой, плотной, крепко спрессованной, тяжелой, как кирпич. Ужас, сколько там страниц! Как врубиться? Он, читатель, еще маленький, он боится «стать узником книги, строки, слова». Ему страшно. Один на один с враждебной книгой. «Непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте». Как преодолеть этот страх?

Мы все время как под наркозом здравомыслия. Мы заставляем читать (удивительно, почему мы не заставляем любить или мечтать?). «Глагол читать не терпит повелительного наклонения». Заставить нельзя, но можно попытаться разжечь читательский аппетит, «пока не плюхнулась тяжесть переходного возраста». Разжечь аппетит можно в Школе сказочных наук. Легко! Обучение в Школе может быть очным и «дистанционным». Каждый кору (читай наоборот – урок) в Школе проходит как игра, литературный праздник, конкурс, состязание или индивидуальное занятие. Правила участия включены в буклетик (программа, задания). Счастье посещения Школы сказочных наук перевешивает тяготы обычной учебной жизни. Поэтому, чтобы не составлять конкуренцию обычной школе, ШСН работает «летами» (в смысле, летом, из года в год, по все более усовершенствованным программам). В этот момент дети более расслаблены, они не подозревают ни о каких наших целях по их приучению к книге и чтению. Тем более о борьбе со страхом! Они и сами не заметят, как обрадуются возможности читать. Причем все неформально, потому что мы уважаем их свободу – мы приучаем к разнообразию, мы предоставляем выбор. Посмотрите сами на эти уроки: Дуракаваляние; Звериный язык; Страходрожание; Современные злодейские знания; Общий курс волшебных средств перемещения; Основы колдовских снадобий; Арифметика фантазии; Гномоведение; Оживление игрушек.

Факультативные занятия.

«Как подружиться с малютками и великанами»: спецкурс для тех, кто хочет найти друзей; «Папамамалогия»: воспитание взрослых разными средствами.

Для тех, кто хочет попасть в Книгу Рекордов школы, объявляются конкурсы: на самый страшный костюм; на оригинальный портрет сказочного персонажа (для школьной галереи).

Все серьезно: учащиеся Школы получают специальный телиб (опять читай наоборот) учащегося, памятку по использованию сказки, а за каждую прочитанную книгу или выполненное задание получает «хвалилку». Они собираются (подклеиваются) в телибе. В конце курса обучения подводятся итоги, «хвалилки» суммируются, выдаются Дипломы магистров сказочных наук. Обязательное условие: посетить по выбору хотя бы один кору, выполнив задание. Книг с волшебной выставки можно читать сколько угодно! За все – хвалилки. Они не падают с неба – надо справиться с книгой. Это усилие будет вознаграждено радостью, новоиспеченной гордостью. Итак, из чего «хвалилки» делать будем?

Да хоть из чего. Можно вырезать звездочку многоконечную и подписать: хвалилка. Можно конфетку обернуть фантиком «Хвалилка». Любая фишка – шарик на веревочке, бантик, бумажка с картинкой (способ хранения в этом случае усложняется). Но в любом случае ребенку нужно нечто, подтверждающее и признающее его усилие. «Хвалилка» – это понятие, предельно наполненный чувством знак. Хвалилка за хвалилкой – они примагничиваются друг к другу. Маленькое удовольствие прямо перед нами расцветает радостью. Или эта радость проявляет себя громко и определенно. Им нравится хвастаться своими достижениями – нас ослепляет их энтузиазм. «Складка отчаянной сосредоточенности между бровей» разглаживается, неуверенность заглушена, когда мы идем на контакт, если видим, что начинает выдыхаться этот энтузиазм. мы проявляем твердость: он должен непременно прочитать и понять прочитанное. Это не всегда легко. Проверкой будет творческое задание. Оценкой – хвалилка. Просто и результативно. Попробуйте!!

В кавычках – фразы из любимой книги Д.Пеннака «Как роман».