Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Екатерина Вишнякова

Главное – заинтересовать чтением

Несколько рекомендаций от составителя

Екатерина Евгеньевна Вишнякова
международный тренер-сертификатор технологии РКМЧП, учитель литературы школы № 204 Москва

Зачем этот сборник?

Преподаватели и библиотекари, избравшие для работы с детьми технологию РКМЧП, отмечают большое количество плюсов ее использования на уроках и во внеурочной работе: это и огромные позитивные сдвиги в развитии читательской и коммуникативной культуры детей, и заинтересованность учеников в самом процессе обучения, и большая самостоятельность учащихся. И педагогу работать в технологии «удобно»: множество методических приемов и стратегий дают возможность делать урок разнообразным, ярким и, как следствие, более интересным для ребенка. Кроме того, стратегии уже содержат внутри себя базовую модель «Вызов – Реализация смысла – Рефлексия», что облегчает планирование урока.

Но наряду с вышеперечисленными положительными моментами возникают и трудности: психологические – не каждому преподавателю комфортно работать в данной технологии, поведенческие – использование базовой модели и заявленных в технологии приемов и стратегий еще не гарантирует достижение результата, многое зависит от стиля ведения урока, и содержательные. Одна из содержательных трудностей – подбор текста для работы на занятии.

Цель данного сборника – создание небольшой подборки художественных текстов, которые было бы удобно использовать для работы в технологии РКМЧП. И хотя все они опробованы на различных уроках в разных школах, особенно хорошо работать с ними в библиотеке, «за пределами программы».

Сразу хочу оговориться: любой художественный текст подходит для подобной работы. Все зависит от того, для какой аудитории и с какой целью мы проводим занятие. Если ваша задача провести урок или внеурочное мероприятие с детьми, то вы выбираете прием или стратегию под текст (ведь так и в традиционной методике: педагог всегда подбирает средства обучения под содержание, а не наоборот). Если вам предстоит представить технологию коллегам и ваша цель – показать прием или стратегию, то задача усложняется: вам приходится под прием подбирать текст. Возможно, данный сборник поможет вам в этом, поскольку в нем содержатся как «детские», так и «взрослые» тексты.

Некоторые общие рекомендации

Например, для работы на семинарах и со старшеклассниками вам могут пригодиться рассказы В.Набокова «Бритва», Л.О’Флагерти «Снайпер», А.Конан-Дойля «Любящее сердце», сказки Саши Черного «Мирная война», Г.И.Чулкова «Свинячий сын», А.Цветаевой «Черепаха», философская притча Вольтера «История доброго брамина» и другие.

Сказки, представленные в сборнике, будут интересны и младшим школьникам (В.Ф.Одоевский «Индийская сказка о четырех глухих», Л.Н.Толстой «Два брата»), и взрослым. Например, со сказкой Х.К.Андерсена «Скороходы», которую «отыскала» тренер-сертификатор из Новосибирска С.Бахарева, работают педагоги – участники семинаров по технологии РКМЧП, причем данный текст используется как для демонстрации приема «Чтение с остановками», так и для проведения различного рода дискуссий.

Как было сказано выше, технология имеет в своем арсенале огромное количество приемов и стратегий, способствующих реализации одной из целей технологии – воспитанию вдумчивых читателей. Будучи учителем литературы, а значит человеком, главная цель которого не отвращать от чтения препарированием рассказов и стихотворений, а приобщать к нему, учить мыслить на основе художественного произведения, а не вне или отдельно от него, я так определила для себя это понятие: вдумчивый читатель находится в постоянном диалоге с произведением (об этом писал еще М.М.Бахтин). Он проживает ситуацию, которую описывает автор, но не в роли героя, а в своей роли, опираясь на свой багаж знаний и жизненный опыт. Поэтому все приемы и стратегии технологии способствуют организации диалоговых отношений читателя и произведения. Остановимся на этом подробнее.

Одной из наиболее любимых библиотекарями стратегий является «Чтение с остановками». Специфика ее заключается в том, что, читая текст, разбитый на фрагменты, ученик знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным. Работа с каждым фрагментом текста проходит в три этапа, отражающие базовую модель технологии (Вызов – Реализация смысла – Рефлексия). К каждой части текста делается вызов, а после чтения учащиеся рефлексируют, при этом они не просто воспроизводят прочитанное, а анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения. Стратегия «Чтение с остановками» позволяет реализовать идею медленного чтения с глубоким осмыслением происходящего, фиксировать свои ощущения, эмоции, мысли, делиться субъективными переживаниями с другими и обогащать свое восприятие произведения за счет мнений окружающих.

Однако не с каждым художественным текстом можно работать, используя «Чтение с остановками». (Применять эту стратегию при чтении информативного текста нецелесообразно.) Подбирая произведение, следует учитывать два основных условия: текст должен быть коротким и сюжетным, зачастую остросюжетным. Говоря другими словами, в произведении необходима интрига, которая чаще всего достигается использованием автором приема «эффекта обманутого ожидания». Не вызывает сомнения, что для такой работы наиболее подходят фантастические и детективные тексты. Однако не стоит забывать и о произведениях с психологическим сюжетом, в которых действие разворачивается вокруг поступка героя, выбора им пути решения создавшейся проблемы. К таким текстам относятся представленные в данном сборнике рассказы Л.О’Флагерти «Снайпер», В.Набокова «Бритва» и рассказы М.Шолохова из цикла «Донские рассказы».

Одной из трудностей работы со стратегией «Чтение с остановками» является методика деления произведения на части. В данном вопросе целесообразно полагаться на собственную интуицию и видение критических моментов текста. Поскольку часто перед чтением фрагмента педагог задает вопрос на прогнозирование содержания, есть смысл делать остановки в тех точках произведения, где намечается поворот сюжета. Однако иногда фрагменты выделяются и по другому принципу. Например, первый отрывок в рассказе В.Набокова «Бритва» состоит из одного предложения: «Недаром в полку звали его: Бритва». Это связано с тем, что в нем заключено много информации: во-первых, оно конкретизирует предположения о содержании произведения, сделанные перед чтением текста (становится ясно, что речь пойдет о человеке), во-вторых, в этом отрывке появляется первая информация о герое: он служил,
в-третьих, возникает мотивация на дальнейшее получение информации: каким должен быть человек, которого называют бритвой?

Для облегчения работы и в качестве образца некоторые тексты (В.Набоков «Бритва», Л.О’Флагерти «Снайпер» и др.) в данном сборнике опубликованы уже разбитыми на фрагменты. Однако это не значит, что представленные варианты единственно возможны и правильны. Работая с этими рассказами, вы вполне можете разделить их по-другому, в соответствии с собственным видением текстов. Важно помнить одно: не следует делать большое количество остановок и увлекаться «угадыванием» сюжета. Цель данной работы – глубже вникнуть в суть произведения, увидеть все многообразие взглядов на заявленную проблему.

Кроме названных, для чтения с остановками можно использовать рассказы И.А.Бунина «Роман горбуна», Х.Мураками «Зеленый зверь», С.Цвейга «Случай на Женевском озере» и другие.

Другой прием, позволяющий реализовать идею диалога с текстом, – «двойной дневник». Его ценность заключается в том, что читатель, использующий такую форму работы, фиксирует собственное отражение произведения непосредственно в момент чтения, причем это отклик не столько на уровне идей, взглядов, сколько на уровне эмоций. «Двойной дневник» (таблица из двух граф) предполагает, что читатель по ходу индивидуального чтения произведения выписывает в левую колонку те моменты текста, которые привлекли его внимание (слова, предложения, фразы), а в правой графе объясняет, почему он это записал, с чем ассоциируется то или иное событие, слово, фраза, какие чувства вызывает, на какие мысли наталкивает. Так происходит сопряжение текста с собственной жизнью, включение его в личный багаж. Мне кажется целесообразным чаще работать с «двойным дневником» с разными текстами, особенно с теми из них, которые могут вызвать неоднозначные отклики. Из напечатанных в данном сборнике произведений я бы порекомендовала читать с «двойным дневником» сказки О.Уайльда «Мальчик и Великан», А.Цветаевой «Черепаха», рассказ И.А.Бунина «Красавица».

Обсуждение первой читательской реакции, построенное на основе «двойных дневников», является отправной точкой для организации дискуссий.

Технология РКМЧП использует большое количество дискуссий, которые часто основываются на художественных произведениях. Если вы хотите провести дискуссию, вам понадобится неоднозначный текст, в котором уже представлены различные точки зрения (Вольтер «История доброго брамина», Х.К.Андерсен «Скороходы», В.М.Гаршин «То, чего не было») или предполагается неоднозначное отношение читателей к поставленной автором проблеме. Большинство текстов, представленных в данном сборнике, идеально подходят для дискуссий разного рода. Используя их, можно проводить дискуссии «Оставьте за мной последнее слово», «совместный поиск», «перекрестную дискуссию», пользоваться стратегией «Уголки». Но важно помнить, что дискуссия не возникает сама по себе, ей должна предшествовать кропотливая работа по вдумчивому чтению текста, иначе есть риск «уйти» от произведения и говорить совсем о другом.

Методы решения проблем, представленные в технологии и подробно описанные в лекциях И.О.Загашева (БШ. № 20. 16–31 октября. 2004.), хорошо использовать в работе со сказками, преимущественно социально-бытового содержания. Герои таких произведений сталкиваются с проблемой, которую необходимо решить с минимальными для себя затратами. Для такого вида работы хорошо подходят народные сказки и литературные произведения, автор которых переработал народный сюжет. В данном сборнике представлена сказка братьев Гримм «Три пряхи», по которой можно организовать работу с применением стратегии «ИДЕАЛ».

В заключение хочется еще раз повторить, что проблема подбора текстов, о которой часто говорят слушатели курсов и семинаров по технологии РКМЧП, лишь кажущаяся. С любым текстом можно и нужно работать, и необязательно использовать при этом только те приемы и стратегии, которые заявлены в данной технологии. Каждый из вас, будучи опытным педагогом и библиотекарем, имеет в своем арсенале и множество других приемов, способствующих развитию умения читать вдумчиво. Главное помнить, что наша цель – заинтересовать ребят самим процессом чтения.

Благодарности

И последнее. Хочется поблагодарить людей, способствовавших созданию и публикации сборника текстов, который вы сейчас держите в руках. Это редакция газеты «Библиотека в школе» – им пришла в голову идея его создания. Это тренеры технологии РКМЧП С.Бахарева, А.Фонтанова, Г.Фирсов, Т.Учуватова, Г.Муромцева, которыми подобраны и опробованы на занятиях многие из текстов, опубликованных в этом сборнике. Огромная благодарность также другим тренерам, которые в течение многих лет кропотливо работали над подбором текстов для семинарских занятий по РКМЧП. И отдельное спасибо слушателям заочного курса повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» для библиотекарей по теме «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология РКМЧП», в контрольных работах которых были представлены прекрасные тексты.