Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (28) · Вкладка в «БШ» № 17 (149) · 1–15 сентября 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Глубин[к]а

Ирина Дейнеко

Лесосибирцы учатся

Семинар школьных
библиотекарей
«Взаимосвязь
традиций и инноваций»

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации – необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

В декабре 2003 года на базе библиотеки школы № 15 г. Лесосибирска был организован и проведен семинар «Взаимосвязь традиций и инноваций» (на наш взгляд позапрошлогодний семинар актуален и сегодня. – Ред.). Цель семинара – обратить внимание библиотекарей на управление развитием библиотечного обслуживания в образовательных учреждениях, а значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, проводить самостоятельные исследования, осваивать новые библиотечные и информационные технологии.

Вот как проходил наш семинар.

Содержание семинара

1-й этап работы – вызов
погружение в тему

Работу семинара начинаю с того, что делаю (на ватмане) схему-таблицу некоторых социально-общественных изменений для того, чтобы настроить библиотекарей на осмысление содержания семинара. Схема такая.

Временные рамки: Изменения:
1960 г. – в нормах и  правилах;
1970 г. – в ценовой политике;
1980 г. – в технике и технологиях;
1990 г. – в ассортименте товаров и услуг;
2000 г. – моде;
2004 г. – а в библиотечном деле?

 

Далее идет работа с понятиями:

Изменение – поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее.

Инновация – конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами.

2-й этап работы – осмысление основного содержания

Компьютерная слайд-лекция.

Слайд 1. Цели изменений:

· достижение комфортности и высокого качества обслуживания пользователей;

· расширение возможностей библиотеки, выход на «новые рынки»;

· укрепление имиджа библиотеки, развитие системы ее общественных коммуникаций;

· достижение эффективности управления библиотекой, нормализация внутриорганизационной культуры библиотеки;

· повышение профессиональной компетентности сотрудников, их инновационной активности, развитие кадровых ресурсов, улучшение условий труда.

Слайд 2. Источники идей (где «черпать» идеи для изменений):

· потребности школы, библиотеки, пользователей (социальный заказ);

· директивные и нормативные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления образования;

· достижения педагогики, психологии, библиотечного дела;

· библиотечная практика, передовой и массовый библиотечный опыт;

· собственный профессиональный опыт, интуиция, практическое мышление;

· анализ результатов и процесса функционирования школьной библиотеки;

· печатные профессиональные издания, люди, технико-информационные системы.

Слайд 3. Этапы инновационной деятельности:

· первый – инициирование инновации (что менять в библиотеке?);

· второй – поиск необходимых новшеств (изучение «рынка новшеств»);

· третий – определение всех предстоящих изменений;

· четвертый – этап апробации инновации (экспериментальное внедрение);

· пятый – внедрение и использование инновации (освоение).

Слайд 4. Объекты библиотечных инноваций (что можно изменять):

Слайд 5. Средства производства:

· технические средства поиска, обработки, преобразования и предоставления информации;

· новые виды носителей информации;

· автоматизированные библиотечно-библиографические средства учета, обработки и систематизации информации (документов).

Слайд 6. Технологические процессы:

· изменения методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции;

· разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.;

· обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов: комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования и пр.).

Слайд 7. Организационное развитие:

· создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд);

· изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки;

· изменения в практике планирования;

· изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей);

· изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, паблисити, паблик рилейшенз, методов фандрайзинга);

· изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций.

Слайд 8. Услуги и продукция:

· Документальные услуги (работа с электронными документами, оцифровка фондов, электронная доставка документов, услуги по копированию, сканированию и подготовке цифровых копий, организация комфортности обслуживания).

· Справочные услуги (организация chat-обслуживания и доступа к Интернет ресурсам, выполнение запросов по электронной почте, выпуск электронной библиографии, организация электронного каталога).

· Новостные услуги (организация презентаций, выпуск дайджестов, электронных сводок, новостных лент, организация «кольцевой почты» и т.д.).

· Учебно-консультационные (дистанционное обучение пользователей, организация элективных курсов, работа в рамках программы «Информационная культура личности», выпуск путеводителей по библиотеке).

· Исследовательские услуги (аналитические справки, маркетинговые исследования, рекламные продукты, рейтинговая информация, пресс-досье).

· Организационно-вспомогательные (организация зон обслуживания, передача факса, прием запросов по телефону, переплетные работы, тиражирование информации, издательская деятельность).

· Комплексные услуги (обслуживание пользователей по договорам с предоставлением разных видов услуг по выбору заказчика).

Слайд 9. Этапы работы по профилированию:

подготовительный:

· определение профиля,

· изучение внутренних и внешних ресурсов,

· изучение опыта работы,

· изучение читательских интересов,

· установка контактов,

программирование или проектирование по выбранной модели, презентация программы.

работа по программе.

Слайд 10. Типы профилирования:

библиотеки отраслевого и жанрового профилирования:

· библиотека-музей;

· библиотека-центр возрождения народной культуры;

· библиотека экологического воспитания;

· фольклорные, исторические, эстетического просвещения,

Профилирование библиотеки по типам и видам изданий:

· библиотека периодики;

· библиотека поэтической литературы,

функциональное профилирование:

· библиотека – молодежный центр;

· библиотека – игротека;

· библиотека – выставочный зал;

· библиотека – центр досуга.

Слайд 11. Новые структурные подразделения библиотеки:

· сектор краеведения;

· сектор СПА;

· зал информационной поддержки педагогов;

· компьютерный зал;

· отдел литературы по экологии;

· сектор обслуживания малышей;

· кафедра научно-исследовательской работы учащихся;

· лаборатория учебной литературы.

Слайд 12. Библиотечные программы и проекты:

· «Забота» (работа с инвалидами);

· «Краевед»;

· «Русская литература – детям»;

· «Основы информационной культуры»;

· «Развитие творческих способностей читателей»;

· «Библиотека. Книга. Семья»;

· «Поэтическая строка»;

· «Лучший читатель библиотеки»;

· «Юный эколог»;

· «Библиотекарь и учитель».

Во время лекции, между слайдами вставляю «библиографические минутки» по следующим изданиям:

Качанова Е. Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы // Библиотека. – 2003. – № 10. –
С. 35–38.

Иванова Е. Надо что-то новое, да где ж его взять? : Школьные библиотеки и модернизации образования; попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития // Библиотека в школе. – 2002. – № 11; 18; 20; 23. – 2003. – № 01; 04; 05; 08; 09; 10.

Игнатова Л. Ф. Инновационные процессы в библиотеке как результат успешной кадровой политики // Библиотечное дело. XXI век . – 2002. – № 01. – С. 242–248.

Антоненко С. А. Основные направления инновационной деятельности библиотек Рязанской области // Библиотечное дело. XXI век. – 2002. – № 01. – С. 216–227.

Карташов Н. Инновационные процессы : Общее и частное. Наука управлять // Библиотека. – 1998. –
№ 03. – С. 39–42.

Цесарская Г. Традиции и инновации в библиотеке: как добиться их единения? // Библиотека. – 2002. – № 10. – С. 76–79.

Качанова Е. Ю. Наука работать по-современному: Об инноватике как междисциплинарном научном направлении // Библиотека. – 2003. – № 05. – С. 6–8.

Далее предоставляется слово библиотекарям для презентации своих инновационных идей и опыта работы:

· Библиотека школы № 4 – идея создания электронной читательской анкеты по прочитанным книгам;

· Библиотека школы № 1 – опыт работы клуба любителей поэзии;

· Библиотека школы № 9 – опыт создания на базе библиотеки информационного центра;

· Библиотека школы № 5 – идея внедрения в практику библиотечной работы Программы «Основы информационной культуры».

3-й этап работы. Рефлексия

Работа в группах по моделированию.

Участники семинара делятся на две группы, каждая из них получает одинаковое по содержанию задание.

Задание: создать модель профильной школьной библиотеки, учитывая следующие моменты:

· цель профилирования;

· основные направления деятельности;

· учет внешних факторов;

· учет внутренних факторов;

· формирование необходимых ресурсов;

· планируемый результат.

На работу в группах было отведено 20 минут, затем спикеры от групп представляли свои модели публично.

Первая модель – модель создания на базе библиотеки Информационного центра.

Вторая модель – библиотека – центр поддержки и развития ШНОУ.

Работу семинара завершила презентация городского библиотечного сайта «Школьный библиотекарь». В ноябре 2003 четверо библиотекарей прошли обучение в краевой ФИО по программе «Интернет-технологии в образовании» в объеме 80 часов. Группа защитила выпускную работу – собственный профессиональный сайт, который был признан слушателями курсов и комиссией лучшим.

Очередной номер методической профессиональной городской газеты «БиблиоПоле» был посвящен теме нашего семинара, каждая библиотека получила его в печатном и электронном варианте.

Дорогие друзья!

Вы можете подписаться на газету «Библиотека в школе» с любого месяца в любом почтовом отделении.
Подписной индекс в каталоге «Роспечати» для индивидуальных подписчиков 33376, для организаций 33377.