Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (28) · Вкладка в «БШ» № 17 (149) · 1–15 сентября 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Лицо дня

Чувствуете ветер – стройте мельницу!

Как продолжение впечатлений от встреч на конференции РБА в Петербурге предлагаем вам интервью с Людмилой Михайловной Андриановой, методистом информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, которая принимала гостей конференции в медиацентре школы № 457.

Людмила Михайловна, Вы совмещаете работу в школьном библиотечном медиацентре с работой методиста информационно-библиотечного центра. Это дело случайности или сознательное действие специалиста свободного в своем выборе? Что Вам, как специалисту дает это совмещение?

Совмещение работы методиста и руководителя медиацентра вполне сознательное действие: только постоянное пребывание в образовательном процессе дает возможность понять все «узкие» места в работе, проблемы и преимущества такого современного информационного пространства школы как библиотечный медиацентр. Находясь в роли «играющего тренера» полнее и глубже осознаешь все процессы повседневной деятельности и поэтому можешь более грамотно и доходчиво объяснить это своим коллегам. Это дает возможность не только ощущать процесс внутри, но и воздействовать на него извне.

Какова структура библиотечного медиацентра и какими ресурсами он располагает?

Школьный библиотечный медиацентр создавался на базе библиотеки, сохранив все ее традиционные формы и методы работы, но с привлечением новых информационных ресурсов и техническим оснащением для работы с нетрадиционными носителями информации. Кроме того, медиацентр выполняет функции учебно-методического центра школы, обучая своих пользователей работе не только с новыми носителями информации, но и применением информационных технологий в учебном процессе. Таким образом медиацентр является ядром всей информационной системы школы. В структуру медиацентра входит библиотека, компьютерный зал, помещение для проведения уроков с использованием ресурсов медиацентра или занятий с учащимися. В распоряжении медиацентра находятся 4 компьютера, 2 сканера, 2 принтера, ксерокс, медиапроектор.

Показываете ли вы свой школьный библиотечный медиацентр школьным библиотекарям во время семинаров?

Обязательно! Все мы ощущаем большой интерес в среде школьных библиотекарей к инновационным процессам, которые происходят в системе образования. очень важно сегодня школьному библиотекарю грамотно вписаться в происходящие преобразования. Поэтому очень важно на конкретном примере показать как может развиваться библиотека в современных условиях, с чего нужно и можно начинать, правильно оценить свои возможности. И не просто рассказать об этом, а показать все в действии.

От чего, на Ваш взгляд, зависит успешность инноваций, внедряемых школьным библиотекарем?

Людмила Михайловна АндриановаПрежде всего от собственной уверенности в правильности выбранного пути и выбранных инноваций. Я имею виду те из них, которые не разрушают старое, а логично обновляют и развивают то лучшее, что в нем есть. Именно уверенность я и пытаюсь культивировать на своих семинарах и курсах, где рассказываю не только о том, какие бывают инновации, но и как оценить свои личные возможности и возможности своей школы, как, наконец, убедить администрацию школы, что школьная библиотека в современных условиях играет не менее важную роль, чем остальные участники образовательного процесса.

Как скоро Вы добились осознания педагогами необходимости для учебного процесса библиотечного медиацентра?

Не так скоро, как мечталось. Над этим пришлось потрудиться не один год. Сначала учителя знакомились с новыми ресурсами и возможностями медиацентра, с его помощью провели все педсоветы и совещания, изучали опыт работы других учебных заведений. Только после этого сотрудники медиацентра, стали активно показывать на личном примере, каким образом можно успешно использовать не только имеющуюся ресурсную базу, но и применять педагогические технологии в сочетании с информационными. Надо отметить, что личный пример был наиболее успешен, так как позволил показать модель урока с внедрением НИТ. В итоге после двух лет непрерывной работы с педагогическим коллективом мы можем сказать, что сегодня ресурсы медиацентра активно используются, наши сотрудники постоянно включены в учебный процесс и успешно сотрудничают с учителями в подготовке и разработке уроков с применением новых технологий. Приятно было слышать отзывы учителей, высказанные на итоговом педсовете.

Вы – активная сторонница информатизации образования. С какими трудностями приходится сталкиваться, работая со школьными библиотеками?

Непродуманная политика. Наверное хорошо, что у нас в стране в последнее время разработано и принято множество программ по информатизации образования, но плохо, что ни в одной из них не звучит последовательная стратегия развития школьных библиотек. Школьные библиотеки опять выпадают из общих процессов, происходящих в образовании. Что же остается говорить об отдельно взятой школе, если это государственная политика! Конечно, школьные библиотеки упоминаются в различных документах. Но дальше рекомендаций дело не доходит. Да, поставим компьютер в библиотеку, дадим программу, а что дальше? Кто обучит библиотекарей элементарным навыкам работы на ПК? Кто будет осуществлять техническую поддержку программного обеспечения? Да, рынок сегодня достаточно насыщен электронными образовательными ресурсами. Но их еще надо грамотно донести до потребителя. А кто это должен делать? И как? Может быть, на первый взгляд они кажутся мелкими, но для библиотекаря порой становятся неразрешимыми.

Я знаю, что Вы еще не приступали к созданию электронного каталога. Чем это вызвано?

Осторожностью. Мы прекрасно понимаем насколько это трудоемко. Эта осторожность вызвана еще и тем, что мы не ставим самоцелью организацию электронного каталога. На наш взгляд к этой теме надо подходить, продумав всю стратегию развития библиотеки в системе образовательного учреждения, согласованности с общей концепцией информатизации учебного процесса. В настоящее время мы проводим мониторинг АИБС для школьных библиотек и возможность их внедрения в школы города.

Велика ли Ваша нагрузка как методиста информационно-библиотечного центра? Какие успехи методической службы Вы хотели бы отметить?

Величина нагрузки возрастает с количеством школ в городе. Их около 700. Но у нас сложился очень профессиональный коллектив методистов районов города. К числу успехов хотелось бы отнести выстроенную систему повышения квалификации методистов и школьных библиотекарей. Именно систему, а не набор курсов.

Вам принадлежит фраза: «Комфортно чувствовать себя в процессе информатизации». Что под этим понимается?

Осознание этого процесса в себе и себя в этом процессе. Нельзя сопротивляться естественным процессам, а надо думать как с этим разобраться, потому что «человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Это Стивен Кинг.

Общеизвестно, что проблема информационной культуры учащихся, да и педагогов, была актуальна еще вчера и будет актуальна и послезавтра. Ваше мнение о возможности массового преподавания основ информационной культуры в школьных библиотеках.

Преподавание этой дисциплины несомненно очень полезно и своевременно. В подтверждение тому есть немало примеров и у нас в городе. А вот о массовости говорить сложно, поскольку для этого требуется специальная подготовка специалистов, разработка программ, учебно-методических комплексов.

Разрешите вопросы вне темы? Стакан для Вас наполовину пуст или наполовину полон?

Разумеется, полон!

Легко ли Вы, Ваша семья вписались в социальный поворот, который многих оставил на обочине?

Скорее легко, потому что не делали крутых виражей. Мы, несмотря на все социальные потрясения, остались верны своему делу – педагогической работе (мой муж тоже работает в системе образования). В этой связи мне хотелось бы поделиться мудрыми словами, которые стали девизом моей жизни: «Если не можешь иметь то, что хочешь, научись хотеть, что имеешь» и еще «Несчастен тот, кто не делает того, что может и берется за то, чего не умеет». Может поэтому я считаю себя счастливым человеком и меня «не заносит» на поворотах.

У Вас есть хобби? Как оно сочетается с Вашей напряженной работой?

Мое хобби – путешествия. Причем не обязательно дальние. Это может быть путешествие в ближайший пригород на электричке, пешком по неизвестным ранее уголкам. Каждый раз это новое открытие, которое дает стимул в работе и обогащает духовно. Последнее такое путешествие было в прошедшие выходные в Старую Ладогу.

Какой из последних фильмов запомнился особо и почему?

Стараюсь следить за новинками российского кино, но из фильмов, увиденных за последнее время, не могу выделить ни одного.

Беседовала Ольга Козлова