Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиотечное дело

Слава Матлина

Социально-психологические
и технологические основы организации фондов
в школьной библиотеке

План лекций по курсу

Лекция 2. Особенности расстановки
и оформления книжного фонда

Принципы доступности, комфортности, дифференцированного обслуживания,
а также требования визуальной культуры

Способы расстановки фонда

Под расстановкой понимают порядок размещения на стеллажах или в специальных шкафах документов: книг, периодических изданий, мультимедиа. Порядок этот зависит от многих факторов: объема и состава фондов, их целевого и читательского назначения, и, конечно же, от конкретной ситуации обслуживания.

К расстановке фонда – тем более, если к нему организован свободный доступ, обычно предъявляют ряд обязательных требований. Она должна:

· быть понятной – и библиотекарю, и читателю;

· создавать обоим участникам библиотечного диалога максимальный комфорт при поиске нужного документа;

· обеспечивать читателю свободу просмотра и выбора нужного документа, возможность – по известной формуле К.Маркса – «рыться в книгах» (об этом подробнее см. лекцию 1);

· иметь известную идентичность всех способов раскрытия ресурсов: в открытом фонде, а также в каталогах и картотеках. В противном случае последние не смогут выполнять традиционную роль лоцмана в фонде;

· способствовать рациональному использованию полезной площади книгохранилища;

· обеспечивать условия для правильного хранения и защиты фонда.

Достаточно один раз принять эти условия, расставить в соответствии с этими требованиями основную часть фонда, регулярно следить за ним, ежедневно наводя порядок на полках, – и половина проблем будет решена. Хотя вопрос о защите фонда от недобросовестных пользователей, как мы уже говорили в предыдущей лекции, будет оставаться «больным» до тех пор, пока в библиотеках не появится специальная техника.

Не забудем и еще об одном обстоятельстве, которое всегда имеет в виду опытный библиотекарь. Читателю важно, чтобы в своей основе расстановка не менялась, иначе ему трудно ориентироваться в разделах фонда.
В то же время его размещение до известных пределов призвано отвечать требованиям мобильности. Наиболее значимые в данный конкретный момент или, как принято говорить, «актуальные» части фонда, библиотекарь обычно старается приближать к месту выдачи, дабы они привлекали к себе внимание пользователей.

Например, в начале сентября на стеллажах, максимально приближенных к столу выдачи, представляют новые учебники и методички. В год 60-летия Великой Победы на первом плане в любой библиотеке – выставки и выставочные композиции, посвященные этой знаменательной дате. Здесь размещают книги, визуальный и предметный ряд.

В учебниках и пособиях по организации книжного фонда можно найти сведения о различных способах его расстановки. По содержательным признакам различают систематическую, тематическую и жанровую.

Первая предусматривает расположение документов по отраслям знаний. Чаще всего именно так построены все ведущие системы классической литературы. Вторая предполагает раскрытие фонда по тематическому принципу. Примером тематической расстановки может служить стеллаж с литературой, посвященной родному краю. Он включает литературу по истории, географии, экологии региона, книги разных жанров и отраслей знания.

В третьей, идя навстречу ярко выраженным читательским интересам (любители детективов, научной фантастики или других жанров), библиотеки выделяют фонды, собранные по этому признаку. Сюда же примыкают «серийные» стеллажи, например, со столь чтимыми многими поколениями читателей книгами серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». По сути серийные издания тоже можно считать «жанровыми» (биографии, лучшая художественная литература, дамские романы и т.п.). Не случайно к серии «ЖЗЛ» зачастую подставляются другие биографии и биографические романы.

Библиотечными исследованиями давно обоснованы преимущества таких стеллажей при организации фонда свободного доступа. Они стимулируют последовательное чтение изданий конкретного жанра или серии, что свидетельствует об устойчивости интереса. Это свойство выступает позитивным фактором культуры чтения, даже в тех случаях, когда речь идет о таком «несерьезном» жанре, как детектив. Ведь в рамках любого жанра устойчивый интерес можно развивать, углублять, постепенно переводя в новое качество.

Среди видов расстановки по формальным признакам различают алфавитную, хронологическую, географическую, языковую, форматную и крепостную. Отметим сразу: формальные способы расстановки не учитывают содержание книг. Например, при форматной расстановке издания группируют по высоте документа.
А при крепостной – по годам издания, по времени поступления, по инвентарному номеру.

Само понятие «формальная расстановка» содержит негативный оттенок. Бесспорное преимущество содержательных видов в их педагогическом аспекте – возможности системного представления документов. Но не будем торопиться с выводами. В ряде ситуаций сотрудник школьной библиотеки наряду с содержательными, использует также формальные виды расстановки. Например, если имеется фонд литературы на иностранных языках, его расставляют по языковому признаку, крупноформатные художественные альбомы или миниатюрные издания – группируют по высоте, а фонд художественной литературы расставляется по алфавиту авторов.

Многолетняя библиотечная практика свидетельствует, что и у некоторых формальных способов расстановки (алфавитном, языковом и др.) имеется немало эвристических достоинств, помогающих пользователям в поиске нужной книги, если ему известен один-два элемента библиографической записи. Об этом следует помнить: ведь научившись в школьной библиотеке самостоятельно выбирать книги в режиме свободного доступа и ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, читатели легче осваивают предельно формализованный поиск в Интернете. Хотя он, безусловно, слабо напоминает традиционный поиск в фондах и каталогах, в нем может помочь умение сформулировать и формализовать запрос.

На основании формальных признаков расставляют и периодические издания. Журналы и газеты – раздельно: по названиям в алфавитно-хронологическом порядке. В пределах каждого года – по номерам. Формальные признаки порой берут за основу размещения нетрадиционных медиасредств, фонда видеоматериалов, фоно- и магнитозаписей, диафильмов, слайдов, СD и DVD-rom. Хотя по мере увеличения такого рода средств все чаще используют содержательные виды расстановки.

Отметим специально, что большинство библиотекарей- практиков, в том числе работающих в школе, убеждены, что медиадокументы нельзя разделять с традиционными носителями информации – книгами. В ходе библиотечной рекомендации их желательно использовать как взаимодополняемые части единого фонда. При ином варианте – создавая территориально и содержательно удаленную от библиотеки медиатеку (не как подразделение первой, но самостоятельный фонд нетрадиционных документов), мы невольно формируем у читателей установку на противопоставление книги и медиадокументов. Это негативно сказывается на воспитании информационной культуры, получении целостного знания, а кроме того, затрудняет библиотекарю комплексное использование единого фонда в ходе текущего обслуживания.

Наиболее распространенный вид расстановки в школьных библиотеках – систематически-алфавитная. Смысл такой расстановки – разделить фонд на части в соответствии с различными отраслями знаний, которые систематизированы с помощью научной классификации. В нашей стране по большей части используют библиотечно-библиографическую классификацию (ББК), разработанную РГБ. В нашем случае обычно применяется специальный вариант ББК для детских и школьных библиотек. Внутри отраслевых разделов книги расставляют по алфавиту авторов или заглавий. Место документов в алфавитном ряду помогает установить таблица авторских знаков (Хавкиной), в небольших библиотеках обычно двузначная.

Существуют и другие варианты расстановки отдельных частей фонда школьной библиотеки. Так учебный фонд, как уже упоминалось выше, расставляют по предметам и классам. Выделяют стеллажи для детей младшего и среднего возраста, методической литературы и др. (Подробно о специальных видах расстановки фонда см. материал следующей лекции.)

Знаки навигации в фонде

Первый же вопрос, который может возникнуть у библиотекаря: вводя одновременно все эти разные способы размещения ресурсов, не запутываем ли мы читателя? Не затрудняем ли поиск книги, считая, что предельно упрощаем его? Реально ли школьнику-подростку, да и взрослому читателю разобраться в непонятных для него классификационных индексах, в расположении отделов? А не проще ли все же установить систему поиска, характерную для крупных библиотек? Там читателю не надо ничего самому искать. В этих библиотеках с многотысячными фондами большая их часть находится в так называемом отделе хранения, куда имеют доступ только сотрудники. Поэтому технология поиска книги в такой библиотеке предполагает предварительное изучение читателем каталога, заполнение требования с каталожным индексом (шифром) и только в последнюю очередь, разыскание по шифру на книжной полке, которое проводит библиотекарь. Но давайте вспомним положение, обсуждавшееся в первой лекции: в библиотеке, обслуживающей детей, расстановка фонда имеет обучающую и развивающую функции.

У школьной библиотеки по сравнению с крупными, например, вузовскими аналогами, есть немалое преимущество: у нее небольшой, компактный фонд, в котором хорошо ориентируется библиотекарь-профессионал, и что особенно важно – при создании соответствующих условий – педагоги и школьники. Фонд физически обозрим и уже потому потенциально доступен.

Как и каталог, фонд в целом систематизирован в соответствии с таблицами ББК, что позволяет читателю уточнить наличие книг по интересующей проблеме, и в то же время не требует расстановки, точно копирующей каталог. У библиотекаря появляется возможность сделать его относительно мобильным – например, выделять, как мы уже отмечали в предыдущей лекции, на первый план справочные и библиографические издания – «подручный» вспомогательный аппарат, помогающий отвечать на типизированные запросы читателей по принципу «кто, что, где, когда». К столу выдачи также чаще всего приближают наиболее ходовые темы и жанры.

Коль скоро обучение, развитие и удобство (комфортность) обслуживания мы ставим на первое место, следует подумать о том, как облегчить читателям возможность самостоятельно ориентироваться в книжном фонде. Это одно из условий свободного доступа к нему.

С этой целью библиотекарь использует ряд опробованных приемов. Один из них – создание схем размещения книжных фондов. Они могут быть разными – в виде чертежа, в котором отображение соответствующего раздела фонда отличается от другого не только местом на схеме, но и цветом (как в схеме линий Московского метрополитена). Возможны и другие, «игровые» варианты. Например, яркий, метафоричный рисунок в виде дерева, каждая веточка которого соответствует конкретному разделу книжного фонда (Ивановская областная библиотека для детей и юношества), или карта «Страна Читалия», как предлагает автор статьи в журнале «Библиотека»1.

Цветовая гамма выступает одним из индикаторов содержательных различий отраслевых отделов фонда. Поэтому желательно использовать ее и при оформлении стеллажей, а также разделителей. Какой для них выбрать цвет, зависит от привычных ассоциаций (биология, экологические проблемы – зеленый, науки о Земле – голубой и т.п.), а также от воображения библиотекаря, его эрудиции. Можно заимствовать дизайнерские решения у художников, оформляющих хорошо иллюстрированные, красочные отраслевые и тематические справочники для детей, но при этом надо учитывать законы психологии визуального восприятия.

Хорошо, когда цветовая гамма, используемая при оформлении фонда, для маркирования его разделов, сочетается с общим цветовым стилем, принятым в библиотеке. Напомним о некоторых особенностях восприятия того или иного цвета. В школьной библиотеке лучше использовать насыщенные, теплые тона, допустим, разнообразные оттенки бежевого и розового цвета, или пастельные мягкие краски (светло-серый, оливковый, нежно-голубой). При этом предпочтительно избегать пестроты, а также сочных красок (все оттенки ярко-красного, фиолетового), которые на больших площадях – стенах, например, создают ощущение беспокойства, вызывают у детей нервозность и даже подчас стимулируют их агрессивное поведение.

Разделители на стеллажах – еще один способ помочь сориентироваться в фонде свободного доступа. В библиотеках для взрослых они чаще всего содержат строгую информацию в виде наименования раздела/подраздела. При отраслевой расстановке также указывают индекс таблиц ББК, обычно укрупненный по сравнению с каталогом.

В детских и школьных библиотеках это разделитель-маркер. Его задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу – чаще всего видному писателю или ученому, о которых в библиотеке имеется немало книг. Поэтому разделители здесь могут быть цветные (о выборе цвета см. выше) или с крупными рисунками, портретами, фотографиями и пр. Иногда ребята под руководством преподавателя изобразительного искусства или технологий помогают библиотекарю сделать их объемными. Тогда они принимают форму домика, животного, героя сказки. И хотя такие разделители, порой сотворенные из ватмана, недолговечны, но рекламно-информационную задачу свою выполняют.

Желательно, чтобы содержание стеллажа также раскрывали, а если быть более точным, рекламировали броские заголовок и/или рисунок на его торце. Иногда муниципальные библиотеки размещают здесь планшеты или мягкие холщовые сумки со своим логотипом. В них вкладывают аннотированные закладки с кратким рекомендательным списком документов (книг, статей, адресов сайтов в Интернете) по какой-либо теме, буклеты, приглашения на библиотечные и общешкольные праздники.

Роль библиографических пособий в фонде

Особо выделим воспитательную задачу рекомендательных списков литературы и электронных документов. Наряду с каталогами и указателями они непосредственно направлены на решение одной из важных воспитательных задач школьной библиотеки. В Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения ее постулируют как «формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации»2.

Поиск, отбор и аргументированная оценка документов, сопровождаемая нестандартным оформлением (например, с элементами компьютерной графики), делает «малые», оперативные жанры рекомендательной библиографии удобным средством приобщения школьников к книжно-информационной культуре. Добавим также, что по данным исследований удачные рекомендательные библиографические издания в помощь учебному процессу и развитию общеобразовательного интереса повышают степень доверия детей к библиотекарю, позиционируя его как эрудита. Даже в тех случаях, когда издание подготовлено другой организацией и иным автором, но библиотекарь активно им пользуется и рекомендует читателю.

Итак, с помощью ряда технологических приемов, за которыми стоит глубокое содержание, библиотекарь обеспечил пользователю возможности ориентироваться в фонде свободного доступа. Достаточно ли этих приемов, не забыли ли мы о других нюансах? Тогда напомним об еще одной составляющей технологии организации фондов. Опытный библиотекарь знает, какую роль в фонде играет освещение. Его интенсивность должна соответствовать размерам помещения, количеству и высоте стеллажей, а также их расстановке. Оптимальный вариант – естественное освещение, которое можно использовать в дневные часы при ясной погоде. Но, увы, на большей части территории России по полгода и более, то есть в учебный период, властвует зима, часто стоит ненастная погода. Поэтому в библиотеке и днем посетителя встречает искусственный свет.

Традиционно в детских и школьных библиотеках используют одинаковую яркость света. Его нормативы оговорены в САНПиНах, которые должно иметь каждое учреждение. Однако, общеизвестно, что равномерный яркий свет действует утомляюще, снижает способность к концентрации внимания. И если библиотекарь хочет реально обеспечить пользователю возможность «рыться в книгах», создать комфортные условия для их просмотра и выбора, желательно распределять освещение по степени яркости. Например, один из способов дифференцировать освещение – настенные светильники или направляемые лампы, которые прикрепляют в нужных местах. В этом случае книги на стеллажах освещаются лучше, чем свободные пространства.

К технологическим и даже сугубо техническим относят и такой аспект организации фонда, как размещение стеллажей. Между тем он впрямую связан с содержательными вопросами: уровнем комфортности обслуживания, формированием образа библиотеки в глазах ее пользователей. Тесное помещение, узкие проходы между стеллажами, расставленными строгими параллельными рядами, могут вызывать ассоциации с туннелем, из которого хочется поскорей выбраться. У детей и взрослых появляется ощущение несвободы (при так называемом свободном доступе!).

Между тем долгие годы оптимальным признавалась та расстановка, которая позволяла вместить наибольшее количество стеллажей и одновременно, обеспечить контроль за поведением читателей. Чаще всего стеллажи расставляли по периметру помещения, а также последовательными рядами под углом примерно в 25–30 градусов. Такую расстановку использовали библиотеки, обслуживающие и детей, и взрослых.

Лишь в последние годы в результате обмена опытом с зарубежными коллегами и изучением законов эргономики, особенностей визуального восприятия, библиотекари стали использовать круговую или зигзагообразную композиции. У них имеется ряд плюсов. Эти композиции создают у детей ассоциативные игровые эффекты, а также снимают ощущение монотонности.

Овал или мягко закругленный зигзаг, как известно, визуально воспринимаются более благоприятно, чем прямоугольные формы. К тому же – просим обратить на это обстоятельство особое внимание! – они создают возможность, просматривая книги, побыть наедине с собой, отдохнуть после трудных уроков. Эффект уединенности играет важную релаксационную роль. К тому же он служит фактором привлечения детей в библиотеку: ребята психологически отделяют ее от других составляющих учебного процесса, где всегда присутствует элемент диктата.

С другой стороны, такого рода композиции позволяют детям, подросткам воспользоваться преимуществом неформального общения, например, поболтать с подружкой, встретиться с приятелем-старшеклассником. Фонд свободного доступа (см. лекцию 1) реально предоставляет пользователям свободу выбора поведенческих сценариев.

По мнению немецких коллег при организации фонда стеллажи предпочтительней ставить вдоль стен, освобождая середину помещения. Такая композиция действует успокаивающе и приобретает внутреннюю целостность.3 Это куда более привлекательный для ребенка и взрослого вариант, чем длинные, однообразные ряды стеллажей.

Важное значение имеют размеры площади, занимаемой стеллажами свободного доступа. В соответствии с нормами на одного читателя на абонементе должно приходиться не менее 1,5 кв.м. При этом нормальным считается расстояние между стеллажами в 1 метр или чуть более. Но это означает, что двое детей, одновременно стоящих у противоположных двусторонних стеллажей, будут просто мешать друг другу. К тому же чаще всего в школьных библиотеках стоят стандартные стеллажи с 6-ю полками, что для младших и зачастую средних школьников слишком высоко. Соответственно, верхняя полка может использоваться библиотекарем для декорирования фонда – чаще всего там стоят домашние растения, засушенные цветы или злаки, скульптура малых форм, макеты.

Пресловутые полтора квадратных метра на читателя не учитывают так называемых «уголков отдыха» с мягкими креслами, фонтанчиком и/или аквариумом и даже мини-зимним садом. Эти рекреативные элементы свободного доступа стоят не так дорого и по деньгам доступны многим библиотекам. И проблема даже не в размерах помещения, а в умении его использовать.

Совокупность названных в лекции принципов, правил и приемов расстановки и оформления фонда в условиях свободного доступа составляет так называемое «комфортное библиотечное пространство». Дополненное вербальными средствами рекомендации, оно становится важной частью библиотечной среды, формирует образ Библиотеки, помогая или, наоборот, препятствуя выполнению ею своей Миссии.

Список литературы

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система : учебное пособие. – М. : МГИК, 1992. – 136 с.

Глава 5. Библиотечная среда для читателей: методика и организация.

Карпова Н. Открытый доступ: каким ему быть? // Библиотека. – 1995. – № 12. – С. 8–11.

Игнатова С. С. Создание комфортной библиотечной среды как важнейшее условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната // Школьные библиотеки Кузбасса в информационно-образовательном пространстве региона: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово, 2003. – С. 31–33.

Вопросы для самопроверки

1. Проанализируйте расстановку фондов в своей библиотеке. Постарайтесь объяснить для себя, в чем состоят преимущества используемого Вами варианта расстановки.

2. Что такое комфортность библиотечного обслуживания и в какой степени удовлетворяют этому принципу используемые Вами способы расстановки и знаки навигации в фонде?

3. Соответствует ли выбранная Вами цветовая гамма и уровень освещения фонда задачам продвижения книги, ориентации в фонде, воспитанию эстетического вкуса?

4. Какие приемы воспитания азов книжной культуры путем оформления фонда предпочтительно использовать в школьной библиотеке?

Спонсор публикации статьи: компания "Склад-Сервис.ру" предоставляет услуги по изготовлению и продаже стеллажей для склада, магазина и дома. Воспользовавшись предложением компании "Склад-Сервис.ру", Вы сможете по выгодным ценам приобрести универсальные складские стеллажи всех габаритов, которые выдерживают большие нагрузки, отличаются простотой монтажа и разборки, обеспечивают быстрый и удобный доступ к любому товару. Подробнее ознакомиться с предложением и оформить заказ онлайн, можно на сайте компании, который располагается по адресу http://sklad-servis.ru/

_________________

1 Карпова Н.Открытый доступ: каким ему быть?//Библиотека. – 1995. – № 12. – С. 8–11.

2 Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения // Библиотеки общеобразовательного учреждения : сб. регламентирующих документов / Рос. акад. образования. ГНПБ им. К.Д.Ушинского. – М., 2000. – С. 13.

3 Детская библиотека. – М. : Медиум, 1994. – С. 46.