Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2005


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Крым

Елена Иванова

И было лето, и был июнь

И была Крымская конференция

Оставим за кадром все эмоции: радость от встречи с друзьями на гостеприимной крымской земле, торжественное открытие с гимном конференции и дивным духовым оркестром, море и солнце, радующие нас – горожан. Будем сосредоточены и деловиты, обратимся к рабочим будням.

По уже сложившейся традиции секция «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки» проходила в стенах крымско-татарской школы, в Старом Крыму.

Надо сказать, что секция далеко не статична. Она, как живой организм, год от года меняется, приобретая различное содержание, заостряя внимание на приоритетных темах. Вот только форма, к великому сожалению, остается все той же: традиционное вещание докладчиков, пусть даже и расцвеченное компьютерной презентацией. Хотя совершенно очевидно, что такая работа – не самая продуктивная. Узнать о достижениях друг друга можно и в личных беседах. Собираясь вместе, надо ставить вопросы и вместе искать на них ответы, используя для этого активные методы работы: круглые столы, «мозговой штурм», дискуссии, моделирование, решение проблемных ситуаций. Практика подтверждает, что подобная организация работы – не дань моде, а наиболее эффективная форма совместной деятельности. Мы еще коснемся того, что подтверждает практика, но – позже. А сейчас выделим основные темы представленных докладов:

· вопросы информационной грамотности;

· Интернет и электронные ресурсы в школьной библиотеке;

· современные направления работы детских и юношеских библиотек.

Это не баловство, а тренинг «Партнерство библиотекарей Использование новых информационных технологий в школе тесно связано с необходимостью обучения основам информационной грамотности взрослых и детей. Актуальность тематики была подчеркнута в выступлении Г.А.Стародубовой (Кемеровский государственный университет культуры и искусств), в заявленном, но не прозвучавшем докладе
А.Л.Цветковой (Окружной ресурсный Центр информационных технологий Северо-Западного учебного округа, Москва), в очень интересном сообщении Е.Бежан (Национальная детская библиотека Молдовы), в ярком изложении Д.Брауна (Международная ассоциация школьных библиотек, Канада).

Д.Браун говорил еще и о модели решения проблем и ее использовании в школьной библиотеке. Когда докладчик перечислял основные восемь шагов/ступеней этой модели, в аудитории прозвучала реплика из незабываемой комедии Гайдая «Кавказская пленница»: «Помедленнее, пожалуйста, я записываю!» Только сегодня! Только для наших читателей! Перечислим эти шаги/ступени:

· определение проблемы;

· исследование/изучение вопроса;

· отбор информации;

· организация информации (систематизация, классификация);

· создание собственного материала на основе изученного;

· представление материала аудитории;

· оценка материала;

· применение полученного материала.

(Доклад Д.Брауна будет полностью опубликован в нашей газете.)

Самый азартный участник и докладчик «детской» секции Джеральд Браун (Канада) (слева) и самый верный переводчик секции Эрик АзгальдовВ ряде сообщений были рассмотрены возможности Интернета, электронных ресурсов в обслуживании читателей. Я.Л.Бондаренко (ЦБС для детей, г. Николаев, Украина) рассказала об использовании веблиографии в работе с детьми (веблиография – библиографическая работа с ресурсами Интернета для облегчения поисковой деятельности пользователей). Т.Г.Щукина (ЦБС, Днепропетровск, Украина) продемонстрировала направления работы по созданию электронной библиотеки для детей. О виртуальном обслуживании в Пермской областной детской библиотеке прозвучало сообщение Н.М.Мокрушиной.

Ямало-Ненецкий автономный округ был представлен целой делегацией, ее представители рассказали о работе детских и юношеских библиотек в столь отдаленном уголке нашей страны.

wpe29.jpg (10851 bytes)

Выставка. В поисках информации и партнеров

Ну, а теперь чуть-чуть о том, что подтверждает практика, а именно – об активных формах работы и результатах. В Крыму был запланирован круглый стол «Роль и место детской библиотеки в предоставлении экологической информации». Ведущая круглого стола О.К.Громова (наш главный редактор) и организатор мероприятия Е.Ф.Бычкова (зав. сектором ГПНТБ России) решили вместо последовательного изложения докладов по названной проблематике взбаламутить людей. Это им удалось. В начале мероприятия они предложили участникам сформулировать (письменно! – «мозговой штурм») те вопросы и проблемы, которые для них значимы. Пока данные обрабатывались, прозвучали два выступления. Л.В.Левицкая (Муниципальная информационная библиотечная система, г. Томск) рассказала об опыте работы системы в области экологического обучения пользователей. Л.А.Боева (Областная детская библиотека Липецка) сделала сообщение о ресурсном обеспечении и воспитании экокультуры у детей. После чего все участники были приглашены к обсуждению – не доклада, а проблем, с которыми они сталкиваются в ходе собственной работы. Обмен мнениями сопровождался активным обменом адресами и визитками и приглашением в гости друг к другу. Звучали не абстрактные сентенции типа «нужна ли экологическая работа в библиотеке?», а «вредные» вопросы по существу дела. Обсуждали конкретные формы и методы работы. В заключении был представлен обзор проблем, которые участники сформулировали во время «мозгового штурма». Эти данные, проанализированные и систематизированные, явили собой перечень тематических блоков для дальнейшей работы. Такой вот активный круглый стол получился.

Несколько слов о прошедшем в рамках Крымской конференции семинаре «Виртуальное справочно-информационное обслуживание в публичных библиотеках». По мнению специалистов (и я абсолютно с ним согласна), виртуальное справочное обслуживание – перспективное направление работы, которое существует уже сейчас и будет развиваться в дальнейшем. В первые годы такое обслуживание пользователей осуществлялось посредством электронной почты. Сегодня это – разновидность интернет-форумов, работа в интерактивном режиме «вопрос–ответ» и размещение информации на сайте той библиотеки, которая ведет виртуальное обслуживание. Я полагаю, что не за горами то время, когда подобный сервис появится и на сайте школьной библиотеки.

И вот еще что. Очень хочется встретиться с вами, дорогие читатели, на Крымской конференции. И не надо махать руками и скептически хмыкать: «Да вы что! Нам туда – как до Луны!» Давно известно – сильные желания исполнимы. А вы там ОЧЕНЬ нужны, поверьте. Без вас, практиков и энтузиастов, засохнет любая теория. Это же очевидно.

Так что, ДО ВСТРЕЧИ В КРЫМУ?!

Я уже заканчивала свои «деловые» заметки с конференции, как вдруг почувствовала, что улыбаюсь и радуюсь. Вспомнилась картинка.

…Фуршет в честь открытия конференции завершается фейерверком. Темное южное небо расцвечивается громадными цветами салюта. Внутри меня – детская безмятежная радость от ощущения праздника.
И вдруг слышу слова, которые можно считать квинтэссенцией всей конференции: «Красиво-то как! Прямо начинаешь себя уважать!» Вот оно, откровение, то сущее, ради чего уже 12 лет подряд ГПНТБ России собирает библиотекарей на эту замечательную Крымскую конференцию…