Крым
Елена Иванова
И было лето, и был июнь
И была Крымская конференция
Оставим за кадром все эмоции: радость
от встречи с друзьями на гостеприимной крымской
земле, торжественное открытие с гимном
конференции и дивным духовым оркестром, море и
солнце, радующие нас – горожан. Будем
сосредоточены и деловиты, обратимся к рабочим
будням.
По уже сложившейся традиции секция
«Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и
информационной грамотности глазами школы и
библиотеки» проходила в стенах
крымско-татарской школы, в Старом Крыму.
Надо сказать, что секция далеко не
статична. Она, как живой организм, год от года
меняется, приобретая различное содержание,
заостряя внимание на приоритетных темах. Вот
только форма, к великому сожалению, остается все
той же: традиционное вещание докладчиков, пусть
даже и расцвеченное компьютерной презентацией.
Хотя совершенно очевидно, что такая работа – не
самая продуктивная. Узнать о достижениях друг
друга можно и в личных беседах. Собираясь вместе,
надо ставить вопросы и вместе искать на них
ответы, используя для этого активные методы
работы: круглые столы, «мозговой штурм»,
дискуссии, моделирование, решение проблемных
ситуаций. Практика подтверждает, что подобная
организация работы – не дань моде, а наиболее
эффективная форма совместной деятельности. Мы
еще коснемся того, что подтверждает практика, но
– позже. А сейчас выделим основные темы
представленных докладов:
· вопросы информационной грамотности;
· Интернет и электронные ресурсы в
школьной библиотеке;
· современные направления работы
детских и юношеских библиотек.
Использование
новых информационных технологий в школе тесно
связано с необходимостью обучения основам
информационной грамотности взрослых и детей.
Актуальность тематики была подчеркнута в
выступлении Г.А.Стародубовой (Кемеровский
государственный университет культуры и
искусств), в заявленном, но не прозвучавшем
докладе
А.Л.Цветковой (Окружной ресурсный Центр
информационных технологий Северо-Западного
учебного округа, Москва), в очень интересном
сообщении Е.Бежан (Национальная детская
библиотека Молдовы), в ярком изложении Д.Брауна
(Международная ассоциация школьных библиотек,
Канада).
Д.Браун говорил еще и о модели решения
проблем и ее использовании в школьной
библиотеке. Когда докладчик перечислял основные
восемь шагов/ступеней этой модели, в аудитории
прозвучала реплика из незабываемой комедии
Гайдая «Кавказская пленница»: «Помедленнее,
пожалуйста, я записываю!» Только сегодня! Только
для наших читателей! Перечислим эти шаги/ступени:
· определение проблемы;
· исследование/изучение вопроса;
· отбор информации;
· организация информации
(систематизация, классификация);
· создание собственного материала
на основе изученного;
· представление материала
аудитории;
· оценка материала;
· применение полученного
материала.
(Доклад Д.Брауна будет полностью
опубликован в нашей газете.)
В
ряде сообщений были рассмотрены возможности
Интернета, электронных ресурсов в обслуживании
читателей. Я.Л.Бондаренко (ЦБС для детей, г.
Николаев, Украина) рассказала об использовании
веблиографии в работе с детьми (веблиография –
библиографическая работа с ресурсами Интернета
для облегчения поисковой деятельности
пользователей). Т.Г.Щукина (ЦБС, Днепропетровск,
Украина) продемонстрировала направления работы
по созданию электронной библиотеки для детей. О
виртуальном обслуживании в Пермской областной
детской библиотеке прозвучало сообщение
Н.М.Мокрушиной.
Ямало-Ненецкий автономный округ был
представлен целой делегацией, ее представители
рассказали о работе детских и юношеских
библиотек в столь отдаленном уголке нашей
страны.
Выставка. В поисках информации и
партнеров
Ну, а теперь чуть-чуть о том, что
подтверждает практика, а именно – об активных
формах работы и результатах. В Крыму был
запланирован круглый стол «Роль и место детской
библиотеки в предоставлении экологической
информации». Ведущая круглого стола О.К.Громова
(наш главный редактор) и организатор мероприятия
Е.Ф.Бычкова (зав. сектором ГПНТБ России) решили
вместо последовательного изложения докладов по
названной проблематике взбаламутить людей. Это
им удалось. В начале мероприятия они предложили
участникам сформулировать (письменно! –
«мозговой штурм») те вопросы и проблемы, которые
для них значимы. Пока данные обрабатывались,
прозвучали два выступления. Л.В.Левицкая
(Муниципальная информационная библиотечная
система, г. Томск) рассказала об опыте работы
системы в области экологического обучения
пользователей. Л.А.Боева (Областная детская
библиотека Липецка) сделала сообщение о
ресурсном обеспечении и воспитании экокультуры
у детей. После чего все участники были приглашены
к обсуждению – не доклада, а проблем, с которыми
они сталкиваются в ходе собственной работы.
Обмен мнениями сопровождался активным обменом
адресами и визитками и приглашением в гости друг
к другу. Звучали не абстрактные сентенции типа
«нужна ли экологическая работа в библиотеке?», а
«вредные» вопросы по существу дела. Обсуждали
конкретные формы и методы работы. В заключении
был представлен обзор проблем, которые участники
сформулировали во время «мозгового штурма». Эти
данные, проанализированные и
систематизированные, явили собой перечень
тематических блоков для дальнейшей работы. Такой
вот активный круглый стол получился.
Несколько слов о прошедшем в рамках
Крымской конференции семинаре «Виртуальное
справочно-информационное обслуживание в
публичных библиотеках». По мнению специалистов
(и я абсолютно с ним согласна), виртуальное
справочное обслуживание – перспективное
направление работы, которое существует уже
сейчас и будет развиваться в дальнейшем. В первые
годы такое обслуживание пользователей
осуществлялось посредством электронной почты.
Сегодня это – разновидность интернет-форумов,
работа в интерактивном режиме «вопрос–ответ» и
размещение информации на сайте той библиотеки,
которая ведет виртуальное обслуживание. Я
полагаю, что не за горами то время, когда подобный
сервис появится и на сайте школьной библиотеки.
И вот еще что. Очень хочется
встретиться с вами, дорогие читатели, на Крымской
конференции. И не надо махать руками и
скептически хмыкать: «Да вы что! Нам туда – как до
Луны!» Давно известно – сильные желания
исполнимы. А вы там ОЧЕНЬ нужны, поверьте. Без вас,
практиков и энтузиастов, засохнет любая теория.
Это же очевидно.
Так что, ДО ВСТРЕЧИ В КРЫМУ?!
Я уже заканчивала свои «деловые»
заметки с конференции, как вдруг почувствовала,
что улыбаюсь и радуюсь. Вспомнилась картинка.
…Фуршет в честь открытия конференции
завершается фейерверком. Темное южное небо
расцвечивается громадными цветами салюта.
Внутри меня – детская безмятежная радость от
ощущения праздника.
И вдруг слышу слова, которые можно считать
квинтэссенцией всей конференции: «Красиво-то
как! Прямо начинаешь себя уважать!» Вот оно,
откровение, то сущее, ради чего уже 12 лет подряд
ГПНТБ России собирает библиотекарей на эту
замечательную Крымскую конференцию… |