Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?*

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

Глава 2
Концепция развития электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

2.1. Цель и задачи концепции

Поиск путей решения любой серьезной проблемы всегда рождает множество вопросов, приводит к формулированию огромного количества частных задач. Необходимость решения каждой задачи в той или иной степени обоснована и, теоретически, можно двигаться «широким фронтом», решая их «по мере поступления». Такая стратегия имеет два заметных минуса: необозримые затраты ресурсов и плохую связность результатов.

Вычислительная математика дала нам методы оптимизации, позволяющие во многих случаях определить параметры, при которых целевая функция максимальна. Прелесть оптимизации состоит в том, что не нужно перебирать и оценивать все бесконечное множество частных значений, с минимальными затратами удается установить лучшие.

Такая, несколько вольная, трактовка методов математической оптимизации дает наилучшую, на наш взгляд, аналогию понятию концепции. Концепция должна определять вектор развития, обеспечивающий максимально эффективный результат при минимальных ресурсных затратах. В частности, концепция ЭОР имеет целью максимальную образовательную эффективность электронных изданий и ресурсов при минимизации затрат на их создание.

Кроме декларирования цели, необходимо иметь инструмент – алгоритм осуществления оптимизации. Для концепции это инструмент аналитический, позволяющий проанализировать все многообразие образовательных электронных изданий и ресурсов с единых позиций. Необходимо найти систему координат, позволяющую свести к содержательному минимуму множество параметров образовательных электронных изданий и ресурсов. Следующая задача – анализ ЭОР в этом пространстве. Ее решение позволит найти оптимальные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов.

2.2. Анализ ЭОР
в информационном образовательном пространстве

Для того, чтобы успешно решить задачу максимальной образовательной эффективности электронных изданий и ресурсов, необходимо разобраться во всем их многообразии и вариативности.

Представляется целесообразным ввести понятие информационного образовательного пространства пространства, в котором необходимо позиционировать известные на сегодняшний день и перспективные образовательные издания и ресурсы.

Предметом нашего исследования в информационном образовательном пространстве являются образовательные объекты, составляющие электронное издание/ресурс. В соответствии с разделом 1.6 предыдущей главы, наиболее общим подходом к классификации электронных образовательных продуктов является их подразделение по компонентам учебного процесса, которые они обеспечивают: получение информации, практические занятия, аттестация.

Соответственно определяются три вида образовательных объектов: информация (И), практикум (П), аттестация (А). Образовательное электронное издание/ресурс может быть посвящено только одному образовательному компоненту или включать все три вида образовательных объектов.

Архитектура, содержание, используемые методики, технологии создания и распространения образовательных объектов определяются множеством параметров. Такими параметрами могут служить уровни образования, назначение образовательного продукта, природа основной информации, тип исполнения, рассмотренные в разделе 1.2.

Уменьшая размерность рассматриваемого пространства, представим трехмерное пространство образовательных ЭИР, координатами которого являются: возраст пользователя (ученика, учителя), поток цифровой информации, генерируемый при эксплуатации образовательного продукта, и аудитория обучения, то есть потенциальное число пользователей, которым потребуется данный продукт в образовательных целях (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 Пространство образовательных ЭОР

Аудитория обучения

Важным критерием при создании электронных образовательных ресурсов является аудитория, то есть предполагаемое количество учащихся, которым потребуется данный образовательный продукт.

Если рассматривать общее среднее образование, то аудитория каждого учебного издания исчисляется миллионами человек ежегодно. Общая аудитория за время жизни издания может быть еще на порядок выше.

Другая сторона вопроса – оценка общего количества ЭОР, необходимых для обеспечения данного уровня образования. Понятно, что профессиональное образование включает на порядки большее количество дисциплин и спецкурсов, чем общее. Некоторый условный параметр, оценивающий и аудиторию, и количество необходимых изданий/ресурсов, можно получить, поделив общее количество учащихся на данной ступени образования на число изучаемых дисциплин. Для общего образования этот параметр принимает значение порядка 105.

Все было бы хорошо, если бы учебная дисциплина не развивалась, знания о предмете «застыли» на определенной точке. Тем не менее, этого не происходит, правда скорости изменения информации у разных учебных дисциплин значительно различаются.

Рисунок 2.2 дает представление о характере изменения аудитории обучения (в расчете на один учебный продукт) с увеличением возраста пользователей ЭОР.

wpe3C.jpg (10682 bytes)

Рис. 2.2 Зависимость аудитории учебного ЭОР от возраста пользователей

Имеется ряд факторов, сглаживающих поведение кривой в пограничных областях. Это, например, вариативность образования на всех уровнях и профилирование в старшей школе, значительно расширяющие спектр учебных изданий. Кроме того, с возрастом учащийся все чаще обращается к текстовым продуктам, лучший из которых – книга. Таким образом, придавать скачкообразный характер качественной зависимости аудитории ЭОР от возраста пользователей, на наш взгляд, нет необходимости.

Аудитория продукта и скорость обновления информации крайне важны для создателей ЭОР. Если речь идет о предмете с большой аудиторией и невысокой динамикой обновления, разумно создавать «фолианты», вкладывая силы большого коллектива различных специалистов, использующих в создаваемых образовательных продуктах все возможности компьютера.

Когда же рассматривается предмет, знания о котором быстро обновляются, а аудитория – узкоспециализированная, следует использовать недорогие технологии, легко допускающие расширение и изменение контента. Понятно, что речь идет, прежде всего, о тексте с минимальным количеством иллюстраций.

Существенные аспекты возраста

Для того, чтобы понять, какие ЭОР будут эффективны для той или иной возрастной группы учащихся, нужно рассмотреть некоторые психолого-педагогические возрастные особенности.

Ребенок начинает познавать мир, изучая реальные окружающие объекты. Их взаимодействие, процессы и явления, в том числе социальные, наиболее эффективно усваиваются в игре. Школьная пора с точки зрения образовательных технологий – это время, когда человек учится получать знания, представленные в символьных абстракциях. Изучать объекты, процессы, явления в описательной форме, конечно, значительно сложнее. Такая работа требует определенного навыка, терпения, времени, в целом того, что мы называем «умением учиться». По существу речь идет об умении работать с текстами и числовыми данными, умении слушать собеседника (учителя), аккумулируя полезную информацию. Взрослый, сформировавшийся человек сохраняет и развивает эти умения, сосредотачиваясь на изучении свежих новостей – профессиональных, общественно-политических и т. д. Сказанное можно в первом приближении сформулировать одним, по существу банальным предложением: «Дети любят играть, взрослые любят читать газеты».

Другой существенный для нас аспект психолого-педагогических возрастных особенностей – мотивация. Ребенок изучает прежде всего то, что ему кажется интересным. Какие-то заметные социальные мотивации в этом возрасте усмотреть трудно. Постепенно ситуация меняется, сказывается влияние социального окружения, формируется мировоззрение и твердые побуждения к продолжению образования, в том числе – профессионального. С точки зрения образовательных технологий это означает, что совершенно необходимые в юном возрасте внешние, искусственные стимулы к обучению и постоянный контроль постепенно заменяются тем, что называют «тягой к знаниям», то есть по существу, личными стимулами и самоконтролем. Отсюда – разные реальные возможности самостоятельного обучения.

Цифровой поток

Если рассматривать не отдельные компоненты, а их совокупность на экране и в звуке, условия нормальной работы моделирующих программ и программы-реализатора ЭОР, получаем некоторую интегральную оценку цифрового потока. Нижняя граница потока, необходимого для нормальной работы современного мультимедиа продукта, – около 3 Мбит/с.

На рисунке 2.3 изложенные оценки представлены в графической форме.

Рис. 2.3 Поток цифровой информации, необходимый для представления объектов контента

Нетрудно представить, что мультимедиа среда – это совокупность объектов и фоновой графики, заполняющих весь экран. К тому же должны быть установлены связи между объектами, а также (если предусмотрено архитектурой ЭИР) загружены соответствующие моделирующие программы. В результате цифровой поток, требуемый для нормально представления многосвязной мультимедиа-среды, достигает нескольких Мбит в секунду.

Если теперь привлечь результаты анализа возрастных психолого-педагогических особенностей пользователей ЭИР, можно графически отобразить зависимость потока цифровой информации ЭИР, эффективных для образовательной деятельности различных возрастных групп пользователей (рис. 2.4). На рисунке показан также диапазон цифровых потоков, реально доступных сегодня одному пользователю глобальной компьютерной сети.

Рис. 2.4 Зависимость потока цифровой информации, генерируемого эффективным образовательным ЭИР, от возраста пользователей

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах.

_____________

* Продолжение. Предыдущая публикация в № 07–2005, № 08-2005, № 9-2005, 10-2005, 11-2005