Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2005


ЭКОЛОТ

Рубрику ведет Нина Колоскова

Рисунки Геннадия Целищева

Обозреватель

Нина Колоскова

Экология местного значения

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.

…Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим.

Д.С.Лихачев

Экология является одной из составляющих краеведения. Факт несомненный. Что же касается деятельности детских и школьных библиотек, то здесь экология и краеведение связаны органично и неразрывно, являются равновеликими. Мысль, возможно, не нова, но все же хочется об этом поговорить.

Собирая материалы на эту тему, мне посчастливилось выйти на сайт Центральной городской детской библиотеки г. Озерска (Челябинская обл.). Помимо массы различной интереснейшей информации, наши коллеги разместили здесь и сведения о программе «Школа юного краеведа», разработанной для учащихся 5–7-х классов. Ее создатель – Людмила Федоровна Стравинская, главный библиотекарь инновационно-методического отдела. «Принципы программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, формирующих чувство “малой родины” – к системному знанию края». Всем желающим ознакомиться с данным проектом рекомендовано также обратиться к статье Дмитрия Сергеевича Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность», которая размещена здесь же. Таким образом, мы получили в союзники лицо более чем авторитетное.

Давая определение краеведения как науки, Дмитрий Сергеевич пишет: Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие, исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.

По мнению Д.С.Лихачева, именно краеведение активно способствует экологическому воспитанию: …краеведение гораздо более «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения… Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только «своих») местах… Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу… Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность, связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений…). С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика!

Д.С.Лихачев также отмечает, что …памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе… Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности... Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают… Ненавязчиво и настойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего. …Но есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико – оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосполнимы…

И далее Дмитрий Сергеевич пишет о том, что краеведение должно развиваться, распространяться и преподаваться, чтобы на его основе можно было решать местные экологические проблемы.

Чтобы решить проблему развития краеведения, в детских и школьных библиотеках многих регионов создаются краеведческие кружки и клубы, разрабатываются специальные программы и проекты. Практически, каждая библиотека ведет работу по теме «Люби и знай свой край». Организуются книжно-иллюстративные выставки. Создаются библиографические пособия малых форм. В сборниках произведений читателей-детей теме «малой Родины» посвящены целые разделы. В библиотечных и школьных театрах ставятся пьесы, созданные на основе местного эколого-краеведческого материала. Составляются «Красные книги» растений и животных – местных обитателей.

Весьма велика ценность так называемых «музейных проектов». Они позволяют использовать интерактивные методики воспитания и образования, сочетать проектную и исследовательскую работу. Способствуют сбору и систематизации эколого-краеведческих материалов: проведению опросов населения, сбору (или отметке местонахождения) старинных предметов, возрождению кустарных промыслов, разведению местных растений и животных. Результатом реализации такого проекта является какой-либо творческий продукт: эссе, картина, отчет, видео или слайд-фильм, экспозиция или выставочный стенд, экскурсии по музеям или на природу. Зачастую к этой деятельности привлекаются специалисты. По их мнению, именно «музейные проекты» помогают в формировании системной картины мира, которая позволяет видеть «большое в малом».

О том, насколько повысилась социальная роль библиотечного краеведения, можно судить по тому, насколько серьезные мероприятия посвящены этой проблеме. Так, в 2001 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Детская библиотека и сохранение национального культурного наследия края». Среди рекомендаций детским библиотекам, выработанных на конференции, есть пункт, предлагающий наряду с использованием традиционных форм библиотечной работы развивать поисковую деятельность.

Зачастую поисково-исследовательская экологическая и краеведческая деятельность связана с походами. В этой связи есть смысл несколько подробнее остановиться на понятии «экологического туризма».

Концепция экотуризма стала разрабатываться сравнительно недавно. Так, 2002 год был провозглашен ООН и Всемирной туристской организацией (ВТО) Международным годом экотуризма. Понятие «экологический туризм» в последнее время стало устойчивым и активно используется специалистами различных областей. Предполагается, что термин впервые в научную литературу ввел мексиканский эколог-экономист Гектор Цебалос-Ласкурайн. Но само понятие трактуется в разных странах по-разному. ВТО и другие международные организации приняли решение использовать концепцию экотуризма, которая подразумевает «такие формы туризма, при которой главной мотивацией туристов является наблюдение и общение с природой, которое способствует сохранению окружающей среды и культурного наследия, оказывая на них минимальные воздействия».

При некоторых дополнительных усилиях экотуризм может стать важным фактором устойчивого развития. Хотя, существуют различные мнения относительно ценности и значения экологического туризма для природных территорий и сохранения самобытной культуры.

Экотуризм имеет непосредственное отношение и к краеведению, и к экологии. Он нацелен на уменьшение отрицательных воздействий на природную и социокультурную среды и способствует сохранению природных территорий. Эта мысль закреплена в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом в 1999 году на генеральной ассамблее Всемирной туристской организации в г. Сантьяго (Чили). Специалисты уверены, что при рациональной организации развитие экотуризма в России может стать эффективным средством экологического просвещения населения.

Появляется новое поколение путешественников, которых интересует туризм, связанный с познанием местного природного и культурного наследия. К ним, несомненно, можно отнести и наших детей.

В ноябре 2005 года на заключительную конференцию соберутся руководители коллективов, принявших участие в конкурсе «Человек на Земле»: V Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов 2004–2005 гг. Среди его учредителей: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию», национальное информационное агентство «Природные ресурсы», Всероссийское общество охраны природы, Союз охраны птиц России, журналы «Химия и жизнь – XXI век» и «Мурзилка».

Среди задач конкурса:

· Приобщение как можно большего числа школьников, детских и юношеских коллективов со всей России к пониманию экологических проблем и участию в их решении через изучение родного края и исследование состояния окружающей среды, а также к природоохранной деятельности.

· Оказание методической поддержки детским экологическим коллективам, помогающей грамотно и максимально полно реализовывать исследовательские экологические проекты.

Рисунок Анастасии Колосковой

Одна из номинаций конкурса – «Этнографические исследования». Она предполагает комплексное краеведение. В положении о конкурсе отмечено: Веками накапливались знания и опыт, позволявшие бережно относиться к природе и извлекать из нее максимальную пользу, не нанося ей вреда. Эта мудрость сохранилась в народном творчестве, в духовной и материальной культуре, в обычаях и обрядах, в быту и искусстве. Цель этнографических исследований – извлечь экологические уроки наших предков, которые подскажут и помогут нам находить решения экологических проблем сегодня.

К участию в конкурсе приглашались детские экологические коллективы, созданные при школах и учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и др. Победители конкурса будут награждены дипломами «Хранители Земли».

Результаты конкурса будут опубликованы на сайтах: www.informnauka.ru/moe; www.priroda.ru

И в заключение – еще несколько слов из статьи Д.С.Лихачева: Каждый может сделать что-то доброе в жизни и оставить по себе добрую память. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.

Использованы материалы

Как экотуризм может помочь сохранить самобытность традиционной культуры? // Экохроника. – 2004. – № 3. – С. 21–23.

http://ch-lib/ozersk.ru

http://www.irklib.ru

http://ignatovka.beside.ru