Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2005

Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиотечное дело

Слава Матлина

Социально-психологические
и технологические основы организации фондов
в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17 Лекция 1. Виды доступности фондов. Понятия «открытый фонд», «закрытый фонд». Что такое свободный доступ к фондам библиотеки
18 Лекция 2. Особенности расстановки и оформления книжного фонда. Принципы доступности, комфортности, дифференцированного обслуживания, а также требования визуальной культуры
19 Лекция 3. Специальные виды расстановки книжного фонда. Расстановка по уровню читательского развития; по тематическому, серийному признакам; по типам изданий. Способы их оформления Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)
20 Лекция 4. Kнижно-иллюстративные выставки. Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений. Особенности внутриполочных выставок
21 Лекция 5. Нестандартные и интерактивные выставки. Выставка-кроссворд, выставка-викторина, выставка-хобби, выставка-икебана и др. Возможности использования музыкального и видеоряда. Особенности создания стендов, щитов, планшетов как наглядных форм продвижения изданий
22 Лекция 6. Эффективность выставочной работы. Баланс между количеством и качеством выставок. Kритерии эффективности оценки выставок. Показатели эффективности. Дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки. Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 29 декабря 2005 г.)
23 Лекция 7. Стилистика и дизайн библиотеки. Оформление ее помещения исходя из требований дизайна.Расстановка книжных стеллажей, письменных столов и кафедры (стола) выдачи. Выбор основной цветовой гаммы. Роль фитодизайна. Языковая стилистика библиотечных текстов. Роль игрового начала, метафорики, юмора
24 Лекция 8. Позиционирование библиотеки как важного элемента школьной структуры. Что такое библиотечный PR. Библиотека в системе внеклассной работы. Kонтакты с муниципальными детскими библиотеками, музеями, негосударственными, общественными структурамиИтоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

 

Лекция 4. Книжно-иллюстративные выставки
Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений Особенности внутриполочных выставок

ТИПОЛОГИЯ ВЫСТАВОК

В предыдущих трех лекциях многократно упоминались книжно-иллюстративные выставки. Мы рассматривали их прежде всего как способ раскрыть наиболее актуальную часть книжного фонда, сфокусировать внимание читателей на самых значимых в настоящий момент публикациях.

Из приведенных выше положений видно, сколь велико многообразие выставок, экспонируемых в современной библиотеке. Научной их классификации в подлинном смысле понятия не существует. Но чтобы упорядочить представление о выставках, особенностях методики их создания, охарактеризуем их типичные разновидности.

Выставки традиционного типа дифференцируют по следующим основаниям:

1) по содержательно-смысловым признакам: универсальные, отраслевые и тематические;

2) по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, исторических романов и т.п.;

3) по времени издания документов или их поступления/возврата в библиотеку: новых поступлений, возвращенных и «забытых» книг;

4) по месту размещения: внутри- и внебиблиотечные;

5) по конструктивным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах, другим способом.

Замечательный филолог, академик В.Н.Топоров, рассматривая знаковую природу выставки, как некоего текста, раскрываемого с помощью визуальных средств, подчеркивал, что мы имеем дело с ВЫ-СТАВЛЕНИЕМ, ПРЕД-СТАВЛЕНИЕМ, своеобразным спектаклем. Его не «оформляют» (привычный лексический оборот, используемый библиотекарем), но проектируют, организуют, создают. За таким пониманием стоит многое. Прежде всего это означает, что выставка из разряда рядовых форм массовой работы при соблюдении определенных условий может перейти в иную модальность, стать культурным событием в жизни школы, города, района.

В последние годы нашли распространение выставки, основанные на определенной идее и включающие элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства. Такие выставки называют концептуальными (они часто бывают авторскими). Концептуальные выставки реализуются как самостоятельный проект; о них сообщают местные СМИ, по ним проводят презентации. Нередко к их организации привлекают другие библиотеки, местные музеи, читателей – владельцев личных книжных и других коллекций.

С освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие экспозиции универсального характера, где взаимодействие документов происходит уже по другому признаку. Имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами. Такая выставка обязательно подразумевает какую-либо деятельность зрителя-читателя.

Существуют и другие разновидности: по условиям доступности (платные и бесплатные), источникам финансирования (бюджетные, внебюджетные). Но для детских и школьных библиотек эти последние основания дифференциации не слишком актуальны.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫСТАВОК

Кроме раскрытия части фонда, выставкам присущи и другие функции. Назовем их.

Прежде всего это возможность связать воедино издания из различных разделов фонда. Например, тематическая выставка чаще всего объединяет книжный, журнальный и газетный материал, представленный в соответствующих отраслевых отделах, а также по видам изданий. То есть тематические выставки, если и не создают целостное и полное представление о теме (это нереально), то в известной мере приближаются к выполнению этой задачи.

У выставок новых поступлений своя задача. Они помогают сориентироваться в потоке вышедших изданий, хотя, безусловно, представляют эту картину в весьма урезанном виде. Не случайно опытные библиотекари дополняют такие выставки библиографической информацией: подшивками газеты «Книжное обозрение», журналами «У книжной полки», адресами соответствующих сайтов в Интернете.

Концептуальные выставки функционально приближаются к музейным экспозициям, где книга выступает одним из компонентов выставки: ее дополняют архивные документы (или чаще всего их копии), иллюстративный, а также предметный ряд, композиции из цветов, злаков, иногда специально подобранный декор.

Названные обстоятельства дают основание рассматривать авторскую библиотечную выставку как средство творческого самовыражения талантливого библиотекаря, библиографа, дизайнера, удостоверяющее их высокий профессионализм. Более того, в них демонстрируется умение работать в команде, налаживать деловые контакты со СМИ, музеями, архивами, другими соисполнителями сложного проекта.

Таким образом можно говорить о том, что одной из важнейших функций современных выставок является создание «лица библиотеки». Выставки становятся своеобразной визитной карточкой библиотеки, одним из составляющих ее имиджа1. Ведь это наглядная форма деятельности, качество которой – в отличие от многих иных направлений (комплектования, каталогизации) – имеет возможность сразу оценить посетитель, пришедший в библиотеку или другое помещение, где экспонируют библиотечную выставку. Особенно, если этот человек обладает определенной культурой чтения. Не случайно, конкурс на лучшую выставку стал привычной номинацией в творческих состязаниях библиотекарей на профессиональных фестивалях, которые проводятся в рамках района, региона.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ И ВИДОВ ВЫСТАВОК

Циклы выставок

Одной из особенностей продвинутых детских и школьных библиотек становится организация циклов выставок, что позволяет более прицельно и глубоко раскрыть тему, а иногда сложную, многоаспектную проблему. Это может быть цикл, посвященный деятелям русской культуры Серебряного века или всегда актуальной теме взаимоотношений «отцов» и «детей». Предполагается, что объединенные в цикл выставки связаны не только общей темой, но и стилем оформления. Их сопровождает календарный план с указанием всех составных частей цикла, а также картотека или электронный адрес, по которому в каталоге можно найти библиографическую информацию по теме.

Выставки по содержательно-смысловому принципу

Тематические выставки – самые распространенные в библиотеках. В их основе лежит предполагаемый или изученный интерес читателя к определенной теме. Кроме вкусов и предпочтений читателей учитывают также содержание школьной программы (включая вводимые в последние годы спецкурсы по выбору), специализацию школы, наличие профильных классов. И, конечно, обосновывая выбор темы и продумывая содержание и оформление выставки, библиотекарь не забывает о воспитательных задачах детской библиотеки, соотнося раскрываемые издания с глубоким историческим, культурным, социально-политическим контекстом.

Краеведческие выставки. Нередко в крупных публичных и школьных библиотеках экспонируют краеведческие выставки, которые тоже иногда бывают в виде циклов. Роль краеведческих изданий в воспитании любви к родному краю вряд ли можно переоценить.2 Структура цикла различна. Нередко эта разновидность тематических выставок (а не отраслевых – поскольку краеведческие публикации обычно объединяет конкретная тема) строится в соответствии с хронологическим принципом. Например, так конструируют цикл выставок по истории Москвы «Наша древняя столица», где представлены публикации о разных периодах. Другие – в соответствии с логикой развития проблемы, например: географическое положение, флора и фауна, история, развитие экономических связей, культурная жизнь и т.п.

Краеведческие выставки обычно отличает максимальная полнота при отборе изданий. Здесь более широко, чем в других разновидностях выставок, отражены публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из личных коллекций.

Юбилейные выставки. Большой удельный вес среди тематических библиотечных экспозиций занимают выставки, приуроченные к юбилею известного деятеля или крупного исторического события. Библиотекари иронично называют их «датскими». Но если оценивать такие выставки всерьез, то нередко «круглая дата» – это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению.

Данное обстоятельство учитывают крупные библиотеки, традиционно выпускающие календари знаменательных и памятных дат. Во многих детских и школьных библиотеках существует постоянно действующая экспозиция с условным названием «Наш календарь»: издания на ней меняются в соответствии с темой выставки.

Разновидностью таких экспозиций выступают выставки-персоналии. Их композиция определяется целевым и читательским назначением. Наряду с принципом «от общего к частному» (Певец «Тихого Дона»: к 100-летию со дня рождения М.А.Шолохова), когда раскрывают сначала основные издания писателя и публикации о нем, применяют и хронологическую последовательность раскрытия темы. Показывают, например, основные этапы писательской деятельности Л.Н.Толстого, «голубой» и «розовый» периоды творчества П.Пикассо.

Монографические выставки. Среди тематических выставок выделим экспозиции монографического характера. Практикам они известны как выставки одной книги (журнала, статьи). Их функции различны, а задача чаще всего привлечь внимание к новинке и одновременно привить (расширить) интерес к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определенного периодического издания. Отсюда и включение в структуру выставки сведений об авторе книги (статьи) и его других публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается журнал. То есть рекомендательно-библиографическое оснащение на этих выставках – одно из условий выполнения их целевого назначения.

Нередко такого рода выставкам дают броские заголовки, стилистически близкие к рекламному слогану: «Об этой книге все говорят (спорят)»; «Книга с самым высоким рейтингом» или «Самая нашумевшая книга года»; «Всегда юный – всегда интересный» (к юбилею журнала «Смена»), «Самый юный патриарх отечественной журналистики» (о журнале «Вокруг света»). Композиция этих выставок строится по принципу «от частного к общему».

Рекламные выставки. Одним из вариантов тематических выставок являются экспозиции, направленные на рекламу библиотеки, раскрытие ее информационных возможностей, на освоение школьниками основ библиотечно-библиографических знаний. Эти выставки отличает разное содержание. Чаще всего это показ изданий, ориентирующих читателей в информационных ресурсах, включая Интернет; листовок и буклетов разных библиотек города, региона. Иногда это «показательные» экспозиции книг, испорченных детьми, или наоборот, «вылеченных» ими в «Книжкиной больнице». Сюда также можно отнести постоянные или временные экспозиции публикаций об истории создания своей библиотеки, показ ее раритетов, иллюстративных и графических материалов об этапах развития, отзывы почетных гостей и читателей.

В последние годы такие выставки разрабатывают как ведущий элемент мини-музея об истории своей библиотеки. В витрину помещают, например, пишущую машинку «Ундервуд», на которой в 30-е годы печатали каталожные карточки; пожелтевшие от времени книги инвентарного учета; письма читателей с фронта, и конечно же, старые черно-белые фотографии, позволяющие ощутить особую достоверность экспозиции. Например, визуальным центром выставки об истории столичной библиотеки им. А.П.Чехова стала гитара с автографом Б.Ш.Окуджавы – писатель с особой нежностью относился к «Чеховке», неоднократно выступал здесь с конца 50-х гг.

Выставки по жанрово-типологическому принципу

Другая разновидность библиотечных выставок создается исходя из типа или жанра издания. В экспозицию отбирают издания одного типа. В профессиональных представлениях библиотекарей эта разновидность связана прежде всего с выставками текущих периодических изданий, а также одного журнала.

Выставка одного журнала/газеты. Выставка одного журнала по своим функциональным особенностям приближается к тематической. Недаром выше мы упоминали о ней, освещая выставки монографического характера. Ее цель – раскрыть содержание журнала «крупным планом». (Иногда эти выставки именно так и называют: «Журнал… крупным планом».) Такие выставки открывают публикации о данном периодическом издании общего, проблемного характера, затем раскрывают содержание его отдельных, наиболее интересных рубрик. Например, посвящая выставку журналу «Смена», библиотекарь не обойдет вниманием опубликованные в последние годы остросюжетные романы, детективный рассказ и т.п. В некоторых случаях содержание выставки расширяют за счет публикаций сведений о постоянных авторах журнала, а также отдельных изданий их произведений.

Газеты – в отличие от журналов – на библиотечных выставках стараются не экспонировать. Газетная бумага – непрочный материал, быстро выгорающий даже при не слишком ярком освещении, ломкий и хрупкий. К тому же детям с дефектами зрения, в равной степени, как и взрослым, непросто прочитать удаленный от глаз на полметра и более мелкий газетный шрифт. Предпочтительнее привлекать внимание к отдельным газетным публикациям, выставляя их ксерокопии с увеличенным шрифтом. Их желательно закрепить с помощью паспарту. Особо важные публикации оформляют в рамки и после экспонирования сохраняют в рабочем архиве библиотекаря.

Для ориентации в наиболее интересных публикациях из свежих номеров газет обычно используют стенды, функционально примыкающие к выставкам. В одних случаях на них экспонируют сами публикации (точнее, их ксерокопии), которые подобраны в определенной системе. Например, «Мир за неделю» или «Легко ли быть молодым?». В других – библиотеки размещают на стенде планшеты-карманы с названиями журналов и газет.
В планшеты вкладывают карточки с аналитически расписанными статьями из свежих номеров. По истечении времени карточки вливают в систематическую картотеку статей. Электронный каталог дает основание покончить с привычными страхами библиотекаря за судьбу представленных на стенде карточек.

Жанровые выставки. Жанровые выставки, ориентирующие читателя в столь близких его сердцу исторических детективах или остросюжетных повестях, «дамском романе» или приключенческой книге, позволяют расширить круг привычного чтения. По своим методическим особенностям эти выставки близки к стеллажам, постоянно действующим в фонде свободного доступа. (См. предыдущие лекции). Нередко библиотекарь сознательно «раздвигает» границы жанра, представляя в экспозиции добротные издания, лишь внешне напоминающие легкое, развлекательное чтение. Для этого ему нужно хорошо ориентироваться в литературе, следить за новинками и рекомендациями авторитетных литературно-критических изданий. Методика подготовки «жанровых» выставок функционально близка к тематическим.

Выставки по временному признаку

Третью группу выставок объединяет признак времени издания документов и их поступления/возврата в библиотеку.

Новые поступления. В первую очередь, вспомним популярные экспозиции новинок. Сложилось мнение, что выставки новых поступлений формируют, не обращая внимания на содержательную сторону. Но это не так. Безусловно, главный признак отбора – новизна. Но при этом сотруднику библиотеки, тем более детской или школьной, небезразлично, на каких книгах он акцентирует внимание читателей.

Содержательная оценка и в этом случае имеет место. Это находит проявление в композиции выставок. Если в крупных, чаще всего универсальных научных, новинки размещают по таблицам ББК (здесь и поступлений много, и читатели, как правило, предпочитают «прицельно» знакомиться с изданиями из конкретных отраслевых отделов фонда), то в небольших библиотеках книги располагают по-разному. Иногда – по значимости, выделяя на первое место наиболее важные с точки зрения библиотекаря издания.

Правомерен вариант, когда преобладают эстетические мотивы, чтобы создать благоприятно воспринимаемый визуальный ряд, уйти от монотонности, неизбежной при экспонировании книг на неглубоких полках «выставочных» стеллажей. При этом опытный сотрудник все-таки старается выделить отдельные издания по содержательному признаку: с помощью ярких закладок, кратких аннотаций или просто разместив ту или иную книгу в центре выставки с направленным светом, дифференцированным использованием иллюстраций, держателя-подставки, цветного задника.

Хронологические выставки. Их обычно организуют к юбилею библиотеки, школы, города, желая показать редко используемые части фонда, в том числе раритетные, ценные издания. Иногда цель такой выставки уточняется за счет желания использовать книгу как фактор межпоколенных связей «Их читали наши родители/бабушки и дедушки», или привить любовь к классической книжной графике – «Вглядись в чуть пожелтевший книжный лист…» (Примеры взяты из практики детских библиотек).

Композиционно такие выставки строят по принципу от общего к частному: сначала раскрывают издания по проблеме в целом. Применительно к первому примеру это публикации о роли чтения в жизни человека («Эта книга определила мою судьбу». «Я собирал книги – книги собрали меня»), а уже затем довоенные и послевоенные издания, оказавшие влияние на жизнь нескольких поколений. Во втором случае выставку открывают издания об искусстве книжной иллюстрации. Этот ряд дополнен книгами-воспоминаниями замечательных художников, оставивших свой след в данном жанре: А.Бенуа, М.Добужинского, В.Конашевича и др.

Выставки по территориальному признаку

Выставки, дифференцируемые по месту размещения делят на внутрибиблиотечные (включая внутриполочные – в фонде свободного доступа) и те, которые проектируют в библиотеке, но экспонируют за ее пределами. Первые составляют абсолютное большинство. В дополнение к сказанному отметим, что их целевое и читательское назначение определяют достаточно жесткий отбор изданий и мобильность (частая сменяемость). Они невелики по объему (5–6 названий) и по продолжительности (7–10 дней). За отдельными исключениями внутриполочные выставки отражают книги из одного-двух отраслевых отделов, а также публикации из журналов. Организуют их как отдельные экспозиции по актуальным темам, а также под постоянными рубриками: «Календарь знаменательных дат», «За страницами твоего учебника», «Писатели-земляки» и др.

Методика выставок, организуемых за пределами библиотеки, требует особого внимания. Ведь такие выставки выступают своеобразным средством рекламы наших ресурсов. Они динамичны по своей композиции, чаще всего посвящены острой, вызывающей всеобщий интерес теме. Следует тщательно продумывать их заголовки, а также оформление, предусматривать комфортные условия для ознакомления с экспозицией (освещение, удобные подходы и др.). Поскольку библиотекарь не всегда может обеспечить дежурство у такой выставки, лучше экспонировать материалы в закрытой стеклянной витрине или делать их краткосрочными. Опыт показывает, что и школьные библиотеки с успехом организуют такие выставки, особенно, если школа позиционирует себя как культурный центр района, поселка. В зарубежной практике выездные выставки школьных библиотек весьма распространены.

Концептуальные выставки

К таким выставкам – и музейного типа, и мультимедийным – аудитория по понятным причинам предъявляет повышенные эстетические требования. Изначально предполагается, что данные экспозиции читатели (посетители) будут внимательно рассматривать. Имеются в виду не только экспонаты, но и их визуальная взаимозависимость, сочетания цветовой гаммы, фактуры, уровня освещенности. Оценивают также возможность подойти к столам, витринам или стенду, взять в руки или сфотографировать документы, переписать понравившуюся музыку или видеофильм и др.

Будучи частью комплексной программы: литературно-музыкального вечера, Недели детской книги, Дня знаний или города и т.п. – концептуальные книжные выставки обеспечивают более действенное, чем в обычной ситуации, сочетание визуальной и вербальной рекомендаций. Это позволяет реализовать достаточно глубокое приобщение человека, выступающего одновременно в разных ролях, – читателя, зрителя, слушателя, к культурным ценностям. Наиболее известный пример – Декабрьские вечера, ежегодно проводимые в столичном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Книжно-иллюстративная выставка с предметной составляющей выступает здесь на равных с экспозицией произведений изобразительного искусства и музыкальными концертами.

Можно конструировать выставку, в частности, используя метод ассоциаций. Допустим, раскрывают работы конкретного поэта, плюс творчество близких ему по художественному методу, стилю композитора, художника, артиста. Это также могут быть публикации о мастерах культуры, связанных совместной деятельностью. Приведем примеры таких ассоциативных «цепочек»: В.В.Маяковский – В.Э.Мейерхольд, Д.Д.Шостакович – А.М.Родченко, А.С.Пушкин – М.П.Мусоргский – Ф.И.Шаляпин, исполнитель роли Б.Годунова. Для того, чтобы «выстроить» такие «цепочки», следует внимательно изучить творчество человека, которому мы посвящаем выставку, концептуально осмыслить ее содержание.

Выставки могут строиться и на контрасте, что, как показывает опыт, повышает к ней внимание читателей. Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее половина представляет позитивные отклики о книге, событии, явлении, другая – негативные. На дискуссионный характер выставки читателю указывает прежде всего формулировка ее заглавия. Допустим, «Школьная реформа: pro et contra» или «Кто прав в оценке книги…?»

Книжные развалы

Отдельное место в различных классификациях выставок занимают функционально близкие к ним книжные развалы. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда.

На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последовательности, отсутствует характеристика изданий, то есть ярко выраженная в других формах заданность библиотечной рекомендации. Именно это, как показали исследования, и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет библиотечной рекомендации или не знает, что выбрать (так называемый «неопределенный спрос»). И тех и других среди подростков-максималистов предостаточно.

Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит – хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом косвенной рекомендации, по-своему упорядочивая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения (в дополнение к другим, «прямым» методам), использует полученные сведения в дальнейшей работе.

Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой формулы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально-приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал – понравилась – советую другим» (примеры взяты из практики публичных библиотек). А некоторые детские и школьные библиотеки, как и много лет назад, работают с читательскими отзывами о прочитанном; сопровождают ими книжно-иллюстративные выставки; организуют публичные обсуждения рецензий детей, кружки и семинары юных литературных критиков; проводят творческие конкурсы на лучший отзыв.

Книжными развалами, т.е. косвенной рекомендацией, по сути являются и экспозиции типа «Для тех, кто торопится», «В тихий субботний вечер…», «Почему нас забыли?» (о незаслуженно забытых книгах). Их обычно размещают вблизи столов выдачи.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВОК

Рассмотрев общее и особенное в методике подготовки библиотечных выставок, обратимся к их оформлению. Казалось бы, трудно ли разместить заранее отобранные книги, иллюстрации и конкретные предметы на выставочной полке или в витрине? На самом деле, если во главу угла поставить учет особенностей визуального восприятия экспозиции, то знать их необходимо. В зависимости от ряда обстоятельств: угла зрения, оформления задника, или его отсутствия, освещения и тому подобное книга может быть «увидена» или не замечена вовсе.

Следует знать, что многоаспектные книжно-иллюстративные выставки рассчитаны на восприятие с небольшого расстояния. Близкие к читателю (зрителю) части экспозиции предполагают меньшие величины изображений, чем дальние, которые расположены выше уровня глаз. Последние требуют крупных иллюстраций, ярких красок и кратких текстов.

Помимо уже названных способов, хорошо маркировать отдельные книги с помощью цветных закладок (например, с надписями: «Это интересно», «Твой помощник в учебе», «100 страниц о любви» и т.п.), аннотаций, держателей-подставок. Имеются и другие способы обратить внимание на конкретную книгу. Об одном из них можно найти упоминание в работах замечательного русского философа и ученого П.А.Флоренского3. Нужно развернуть книгу под определенным углом. Тем более, если речь идет о книге с иллюстрированной обложкой – таких в современной детской или школьной библиотеке большинство.

По замечанию П.А.Флоренского книгу с прямым изображением лица или фигуры целесообразно поставить под углом в три четверти. Такой поворот как бы приближает изображаемое лицо к зрителю, воплощает человечность, а на женских и детских портретах создает ощущение особой теплоты, интимности. Соответственно, книгу с рисунком на обложке, где уже использован упоминаемый поворот, следует поставить прямо.

Особенности визуального восприятия прямого поворота организатор выставки использует тогда, когда хочет передать читателю (зрителю) ощущение цельности, силы героя книги и/или иллюстрации. Изображение в профиль, по П.А.Флоренскому, также отражает силу, но при этом ассоциируется с большей выразительностью и четкостью. При этом мы не просто продвигаем то или иное литературное произведение, но вместе с автором иллюстрации создаем «образ книги» и образы ее героев, помогаем посетителям выставки воспринять их судьбу как реальный факт культуры или истории.

Представленный вместе с книгой предметный ряд по-своему подтверждает эту реальность. На краеведческих выставках стало традицией представлять подлинные предметы труда и быта, декоративно-прикладного искусства жителей данной местности. Важную смысловую нагрузку несут и макеты, модели (иногда движущиеся) изделий, военных орудий, фигурки игрушечных солдатиков. Чтобы разместить такую насыщенную экспонатами выставку, к стеллажу с книжно-иллюстративным рядом приставляют стол или витринку. Тогда экспозиция получается в двух плоскостях.

В последние годы детские и школьные библиотеки все чаще делают предметы смысловым центром экспозиций. Демонстрируют, например, старинные куклы – на фоне фотографий из семейных альбомов, открыток с видами городов дореволюционной России, а также книг по истории дворянской культуры и быта. А вот в Удмуртском республиканском библиотечно-культурном комплексе для детей и юношества выставка «Шляпы, шапки, шапочки» была оформлена работами детей. Модели головных уборов были изготовлены ребятами из соломки, ватмана, ткани под руководством профессиональных дизайнеров, ведущих в библиотеке художественный кружок. Предметы были представлены в окружении литературы по истории костюма, в том числе национального удмуртского.

Обращая внимание на цветовую гамму экспонируемого иллюстративного материала, желательно избегать пестроты, создающей ощущение дискомфорта, препятствующей выбору книги. При оформлении выставок и стендов также не стоит злоупотреблять использованием разных декоративных шрифтов, различных цветов при написании слова или фразы. Это нарушает целостность визуального восприятия. Цветовая гамма должна соотноситься с проблематикой выставки, местом ее размещения, (напротив окна, в углу, рядом с отопительными приборами и т.п.), временем года и, конечно же, освещением. Ведь некоторые цвета воспринимаются как выступающие – «теплые» (красно-оранжевые), а другие