Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа с читателями

Игорь Загашев

Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы. Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки

18

Лекция 2. «День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики

19

Лекция 3. «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики. Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика «Мое профессиональное будущее»

21

Лекция 5. Личностные и биографические факторы выбора профессии. «Мифы» профессионального самоопределения. Методика «7 W». Биографические факторы выбора профессии. Методика «Профессиональная автобиография». Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция 6. Анатомия профессии: схема описания профессии. Практикум по анализу периодики. Методика «Вакансия». Методика «Профессиограмма»

23

Лекция 7. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я». Взаимосвязь между личными целями и профессиональными целями

24

Лекция 8. Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору. Итоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

 

Лекция 4. Структура профориентационного занятия
в старших классах
Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика «Мое профессиональное будущее»

Как мы выяснили в предыдущих лекциях, профессиональный выбор органично взаимосвязан с развитием личности. Личностное развитие во многом обусловливает развитие профессионального самосознания, а сам процесс профессионального самоопределения влияет на развитие личности.

К 9–10-му классам большинство подростков начинает переходить в так называемый юношеский возраст. Это выражается в смене ведущей деятельности – теперь для юношей и девушек актуальным становится учебно-профессиональная деятельность и интимно-личностное общение. Основной страх этого возраста стать не тем, кем надо. Следовательно, их больше всего интересуют вопросы, связанные с самым ближайшим будущим: куда поступать после школы, как строить свои отношения с противоположным полом, как вести себя во взрослом мире? Между тем, переход в новую жизнь подразумевает изменение отношений со своей базовой семьей, вынужденный отказ от детской позиции, что часто приводит к нежеланию делать профессиональный выбор, становиться взрослее. Такая инфантильная установка приводит к затормаживанию развития профессионального самопознания: старшеклассник начинает репродуцировать рассуждения Обломова о враждебности «взрослого» мира, о том, что ему ничего не нужно, он ничего не хочет и его никто не понимает.

Существует два «противоядия» против такой негативной позиции – это включение юношей и девушек в конструктивную практическую деятельность, связанную с выполнением отдельных операций; а второе – содействие осмыслению старшеклассником мотивов и факторов, обусловливающих его поведение. Психологи часто говорят: «Осознал – значит, изменился». И второму аспекту как раз посвящена эта лекция, освещающая мотивы профессионального выбора.

Школьный библиотекарь может содействовать этой практике по следующим направлениям:

· Организация читательских семинаров, посвященных анализу профессиональных биографий, с последующим определением ведущих профессиональных мотивов и соотнесением их с личностью старшеклассников.

· Организация и проведение профориентационных занятий, направленных на выявление и осмысление старшеклассниками собственного ведущего профессионального мотива.

· Подбор статей и произведений современной художественной литературы, в которых отражена борьба мотивов в связи с выбором профессии.

Перед тем, как приступить собственно к методической части нашей лекции, мы кратко рассмотрим само понятие профессионального мотива. Классическое определение вообще говорит, что мотив – это идеальный или материальный предмет, на который направлена деятельность. Идеальный означает, что мотивом может быть не только какой-то реальный предмет: зарплата, карьера, но – оценка окружающих, решение личной проблемы, желание подражать кому-то и так далее. Следовательно, профессиональный мотив – это идеальный или материальный предмет, на который направлена профессиональная деятельность – как на этапе профессионального самоопределения, так и на последующих этапах: профессиональных выбора, подбора и отбора, обучения, адаптации и развития.

Важно понимать, что мотивы могут быть осознанными и осмысленными, а могут и не осознаваться, – в особенности молодыми людьми, не имеющими достаточного опыта осмысления своего поведения. Этот тезис повышает актуальность информационно-коммуникативного сопровождения процесса осознания и осмысления мотивов того или иного профессионального выбора.

Ведущим профессиональным мотивом является субъективно переживаемый образ результата профессиональной реализации. Этот образ может меняться (иногда даже два-три раза в течение одного занятия!); он может соответствовать характеристикам профессии, а может противоречить им; и, как уже было указано, он может находиться на разных уровнях осознанности и осмысления. Список ведущих мотивов не является конечным, но чаще всего на профориентационных занятиях и читательских семинарах, посвященных мотивации выбора профессии, присутствуют следующие варианты.

Экспресс-оценка ведущего профессионального мотива

Для использования любой психологической методики требуется серьезная подготовка – этому учатся несколько лет в вузе. Тем не менее, если не ставить глубинных целей и четко следовать рекомендациям специалиста, можно достичь определенных результатов.

Итак, методика «Я занимаюсь любимой профессией через десять лет» является рисуночной. Мы предлагаем всем нарисовать на листе формата А4 себя через десять лет, занимающимися любимой профессией. Рисунок выполняется цветными карандашами (а не авторучкой, фломастерами и прочими изобразительными средствами) и время работы не должно быть менее 15 минут. Вроде бы простые условия – формат А4 (горизонтальное расположение листа), цветные карандаши, не менее 15 минут, – но почему-то многие ими пренебрегают!

После того, как рисунок будет завершен, уважаемый читатель сможет определить ведущий профессиональный мотив школьника, используя следующие сведения.

Эту рисуночную методику школьный библиотекарь сможет использовать для того, чтобы помочь старшекласснику осознать тот ведущий мотив, который у него преобладает в данный момент времени. Такое осознание поможет уточнить свой выбор, так как некоторые мотивы (например, мотив реализации несбывшихся надежд кого-то из родителей) могут привести в будущем к разочарованию, следовательно, желательно, чтобы школьники понимали последствия неосмысленных решений.

Использовать эту методику можно как индивидуально, в процессе беседы, так – и в классе. После выполнения рисунков, педагог знакомит ребят со списком возможных ведущих мотивов и предлагает им оценить, какой мотив у них преобладает. Чтобы это легче было сделать, педагог кратко рассказывает о том, как каждый мотив «проявляет» себя в рисунке.

Разумеется, эти любительские анализы не имеют ничего общего с профессиональной работой! Мы обсуждаем рисунки только лишь с целью более глубокого осмысления того или иного выбора. Да к тому же, школьники, психологически неготовые к выбору, будут стремиться уйти от выполнения рисунка, скрываться за шутками и смехом, прямо отказываться от задания. Для уважаемого участника наших курсов это – хорошая полевая диагностика: на ком сосредоточить особое внимание в дальнейшей работе.

Так какие же ведущие мотивы могут проявиться в рисунках?

Варианты ведущих профессиональных мотивов

Инфантильный мотив. Как мы помним из предыдущих лекций, мотивация профессионального самоопределения достаточно жестко обусловлена уровнем развития личности школьника, степенью его социализации. Некоторые неосознанно видят в профессии возможность остаться в детстве. На рисунке «Нарисуй себя, занимающимся какой-то профессией через десять лет» такие школьники рисуют себя непропорционально меньше предметов окружающей обстановки, в детской одежде или занимающимся детскими развлечениями. Такие учащиеся будут испытывать сложности в изучении профессии – ведь каждый шаг приближает их к ненавистному взрослому состоянию! такие школьники часто говорят, что они не хотят нигде работать и ничего не делать. Даже сами мысли о профессиональном выборе кажутся им скучными и неинтересными. Для таких учащихся нужно больше рассказывать о мире профессий и создавать им условия для профессиональной самореализации на любом поприще.

Мотив демонстративности. Демонстративность – личностная характеристика, проявляющаяся в излишнем стремлении вести себя напоказ, т.е. демонстративно. На упомянутых рисунках такие учащиеся изображают себя на сцене, непропорционально больше предметов окружающей обстановки, с яркой, бросающейся в глаза внешностью, с атрибутами популярной жизни. В принципе, такой ведущий мотив соответствует актерским профессиям, профессиям, связанным с необходимостью оказывать влияние на людей посредством внешних данных. Но в юношеском возрасте такого рода ведущий профессиональный мотив нередко говорит о неадекватно завышенной самооценке. И страх упасть в глазах окружающих может привести к отказу идти по той профессии, которую человек избрал для себя. Более того, излишняя демонстративность может быть даже вредна для целого ряда профессий, например, для банковского служащего. На эти противоречия преподаватель должен указать школьнику.

Мотив защиты от выбора. Этот мотив схож с мотивом инфантильности, только он еще сильнее выражен: старшеклассник жестко и даже немного агрессивно отказывается обсуждать любые темы, связанные с выбором профессии. На рисунке изображает себя крайне схематично (лишь бы «отвязаться»), использует, в основном, простой карандаш. Иногда школьник, у которого выражен этот мотив, рисует эпатирующие символы и образы, изображая антисоциальную деятельность (киллеров, проституток, бомжей и т.д.).

Мотив социальной зависимости («за компанию»). Старшеклассник собирается заниматься этой профессией под воздействием друга, подруги, старших сестры или брата, а также –других значимых людей. На рисунке «Я в профессии через 10 лет» автор изображает себя вместе с подругой или другом. Также, этот мотив может выявиться в беседе. «Корни» этого мотива уходят в подростковый возраст, когда у учащихся была ярко выражена потребность в созависимости со своими сверстниками и значимыми людьми.

Мотив преемственности. Некоторые старшеклассники повторяют профессиональный выбор своих родителей, то есть, продолжают рабочую династию. Этот мотив, при условии отсутствия выраженного внутрисемейного конфликта, содействует быстрому и качественному овладению профессиональными компетенциями. На рисунке школьник изображает не столько себя, сколько кого-то из своих родственников, занимающихся какой-то профессией. Иногда даже цвет волос у человека на рисунке совпадает с цветом волос значимого взрослого, а не с цветом волос у автора рисунка.

Мотив внешней привлекательности. Это может выглядеть абсурдно, но по данным практических исследований, некоторые учащиеся выбирают профессию на основе сугубо внешних элементов деятельности: красивая форменная одежда, эстетичная рабочая обстановка, возможность частых командировок и др. Иногда для таких учащихся просто достаточно рассказать подробнее о сущностных характеристиках профессии, чтобы они осознали вторичность внешних параметров.

Мотив решения личных проблем. Некоторые выбирают профессию, неосознанно предполагая, что она поможет им разрешить их личные проблемы: заниженная самооценка, непопулярность у сверстников, неуверенность в установлении контакта, семейные проблемы. Этот мотив проявляется на рисунке в виде изображения драматичных семейных сцен, ничего не имеющих общего с содержанием профессии. Рассказывая об этом мотиве, преподаватель акцентирует внимание учащихся на том, что при решении личной проблемы может потерять актуальность и сама профессия.

Мотив профессиональной самореализации. Немногие старшеклассники руководствуются именно этим мотивом. На рисунке он выражается в адекватном и позитивном изображении какой-либо существенной стороны профессиональной деятельности.

Вышеприведенный перечень не является окончательным – мы сосредоточились на ведущих профессиональных мотивах, наиболее часто проявляющихся в рисунках. Вообще же, вариантов ведущих профессиональных мотивов может быть гораздо больше: в дальнейшем изложении мы сможем с некоторыми из них познакомиться.

Структура профориентационного занятия для старшеклассников

Общей целью профориентационных занятий в старших классах является создание условий для активизации профессионального самоопределения. Все занятия моделируют те или иные ситуации, связанные с профессиональным выбором: осмысление своих профессиональных мотивов, соотнесение своих возможностей с требованиями профессии, анализ рынка труда и т.п. Формальная структура занятия остается прежней, но теперь акцент сделан именно на развитии компетенций, необходимых для осмысленного и обоснованного профессионального выбора.

Ниже мы приводим пример такого занятия.

Тема: «Мой профессиональный мотив»

Цели:

Обучающая: осознание роли осмысления мотивов в ситуации профессионального выбора.

Развивающая: овладение коммуникативной методикой «7 W» профориентационных целей.

Воспитательная: понимание ценности прояснения собственных мотивов в повседневной жизни.

Задачи:

· организовать работу учащихся по осмыслению важности осознания ведущего профессионального мотива при выборе профессии;

· познакомить учащихся с коммуникативной методикой «7 W»;

· создать условия для активного освоения понятия «ведущий профессиональный мотив»;

· организовать рефлексию по теме занятия.

Используемые материалы: доска, мел, распечатки с описанием жизненных ситуаций; карточки с правилами проведения методики «7 W».

Ход занятия

1. Преподаватель представляется и в общих чертах описывает цель и задачи урока.

2. Преподаватель предлагает учащимся, проанализировав представленные ситуации, самим сформулировать тему занятия и его проблематику (неосознанный мотив может привести к трудностям в профессиональном самоопределении). Описание ситуаций приводится ниже.

Ситуация 1

Михаил Владимирович уже семь лет успешно работает исполнительным директором одной санкт-петербургской строительной фирмы. Сейчас ему 45 лет. Он доволен работой, ему нравится нести ответственность, принимать решения. Но не всегда было так. Его профессиональная биография складывалась следующим образом.

В детстве Миша был болезненным мальчиком, но учился хорошо. Родом он был из Горьковской области. С детства привык к сельскому труду. Его старший брат (на десять лет старше) был строителем, работал на Севере, много зарабатывал и, вскоре, переселился жить в Москву, женился, у него появились дети.

Отец и мать не одобряли профессиональный путь старшего сына: в деревне-то рабочие руки нужнее! Вся надежда была на младшего Мишу. А он не хотел обижать родителей и всегда говорил, что останется жить и работать в деревне. Окончив школу и сельскохозяйственный техникум, Миша, немного проработав в колхозе, был призван в армию. В техникуме и в армии он занимал лидирующее положение: староста и замкомвзвода.

В это время началась перестройка и, когда Михаил вернулся в колхоз, зарплата стала совсем маленькой.
К тому времени он женился и у него родилась двойня: мальчик и девочка. Родители стали болеть, но – очень помогал старший сын – присылал деньги и продукты. Родители все время ставили его Михаилу в пример. Начались ссоры. Одно время его брак был под угрозой: он «с горя» начал пить.

В этот момент армейский друг, оставшийся на постоянной основе в армии, предложил и ему заключить контракт. Отчаявшись, Михаил завербовался в армию. Родители перестали с ним общаться, решив, что он их бросил. На удивление, Михаил Владимирович в армии стал проявлять себя и в течение шести лет, пройдя дополнительное обучение, дослужился до капитана. Побывал в разных уголках страны. Он был предприимчивым и почувствовал, что сможет себя реализовать «на гражданке» лучше.

Уволившись, он организовал вместе с бывшими сослуживцами строительную фирму, которая, вскоре достигла успеха. Михаил Владимирович переехал в Петербург, где и работает сейчас. С престарелыми родителями поддерживает редкие отношения – они до сих пор не простили его отъезд из родного села...

Вопрос: какие мотивы повлияли на выбор профессии? (Пример значимого старшего брата.)

Ситуация 2

Арина Петрова в школе училась средне. Ее больше привлекало общение со сверстниками: вечеринки, посиделки с подругами и разговоры по телефону. Как таковых интересов у нее не было. Это не значит, что Арина не читала, не ходила в спортивную секцию и в театры. Нет! Она вела достаточно активный образ жизни, но ни к одной деятельности серьезно не относилась. Неудивительно, что когда после 11-го класса пришла пора выбирать профессиональный путь, она пошла вместе с лучшей подругой на биологический факультет Университета.

Биология ее особо не интересовала, – просто училась на 4–5, потому что привыкла учиться на «хорошо» и «отлично». Мама ее работала ветеринарным врачом в частной клинике, а папа – шофером (но он жил в другой семье). Поэтому когда, Лера, – уже упомянутая подруга, – ее позвала, то сопротивления со стороны Арины не было.

Первый курс Арина закончила с трудом, а на втором – влюбилась. К третьему курсу она уже успела разочароваться в любви, не вылезала из учебных «долгов» и поссорилась со своей подругой, которая, в свою очередь, училась на «отлично».

Летом она познакомилась с молодым человеком, работающим в фирме, производящей и распространяющей парфюмерную продукцию. Она сначала стала подрабатывать в этой фирме менеджером по продажам, но из-за этого ее успеваемость стала еще хуже. Она взяла академический отпуск, но так и не вернулась на биологический факультет. Мама была в ужасе, когда узнала о том, что Арина бросила учебу.

Но, через некоторое время, Арина вышла замуж за своего знакомого, ушла в декретный отпуск, что примирило ее с мамой. Сейчас Арина мать двоих детей и домохозяйка. В свободное время она изучает бухгалтерский учет, чтобы вернуться работать в свою фирму в новом качестве.

Вопрос: какие мотивы повлияли на выбор профессии? (Мотив «за компанию».)

Ситуация 3

Александр Иванов с самого 1-го класса учился на «хорошо» и «отлично». В принципе, ему нравились все учебные предметы: у него все получалось. Но в 6-м классе он стал больше внимания уделять русскому языку и литературе. В школу пришла работать молодая учительница, которая смогла пробудить у ребят интерес к этому предмету. Она много проводила интересных внеучебных мероприятий: встреч с интересными людьми, просмотры экранизаций и так далее. Александр, как и некоторые его одноклассники, посвящал ей стихи. Правда, как «ложка дегтя», – отметки по некоторым другим предметам несколько ухудшились.

Но, по прошествии двух лет, учитель литературы сменился, и Саша перестал выделять эту дисциплину как самую для себя главную. Родители нашего героя были инженерами, – от них он унаследовал хорошее техническое мышление, склонность к механизмам. И неудивительно, что в последние два года обучения в школе он обучался в физико-математическом классе.

После школы Саша, вместе со всем классом, решил поступать в технический вуз – выбор пал на Политехнический университет. Но, – вступительные экзамены чем-то похожи на лотерею, – Саша не поступил. Родители, боясь армии, устроили его по знакомству на экономический факультет СПбГУ (дядя Саши там работал).

Первый курс Саша проучился хорошо, но затем его учеба стала тяготить: он стал прогуливать, проводить время в компаниях, чуть ли не ежедневно посещать концерты, влюбился... Участились ссоры с родителями и преподавателями. Только родственные связи удерживали Сашу на факультете.

В один из дней, когда Александр пребывал в подавленном состоянии, он решается на отчаянный поступок: забирает документы из вуза и объявляет родителям, что собирается в армию. После нескольких недель скандалов, в которых участвовали родственники, друзья и преподаватели, Саша остался непреклонен и родители сдались.

Но ближе ко времени призыва, Александр, видимо, сам испугался грядущих перемен и, поскольку возвращаться в вуз было поздно, он пошел в находящийся рядом педагогический колледж только потому, что там была отсрочка от армии. С легкостью закончив обучение в колледже, он поступает в Педагогический университет, но уже на последнем курсе колледжа Саша идет на работу в школу, где и работает сейчас... учителем литературы и русского языка.

Вопрос: какие мотивы повлияли на выбор профессии? (Пример значимого взрослого – учительницы русского языка и литературы.)

Ситуация 4

Эта история о Даше. Так получилось, что Дашу воспитывала только мать. Когда Дарья была маленькой, у ее мамы не всегда получалось вовремя забирать ее из детского садика, а потом – из школы. Помощи ждать особо было не откуда, поэтому Дашу забирали случайные люди: соседи по дому, родители других детей.

На первом этаже дома, где жили Даша с мамой, находилась парикмахерская, в которой работала их соседка. Она часто забирала девочку и та ждала маму, угощаясь чаем, и наблюдая за посетителями и работой парикмахеров.

Училась Даша отлично, в классе была лидером, учителя ее всегда хвалили. Когда пришла пора выбирать вуз, Даша пошла учиться на инженера-механика – технические науки ей легко давались, да и вуз находился в десяти минутах от дома. Закончив вуз, Дарья Георгиевна, стала работать по специальности. Работа ее устраивала, ее назначили зам начальника отделом, но, когда она вышла замуж, у нее появились иные заботы. Вернувшись через три года на работу, она поняла, что место ее занято, а ситуация на работе и в стране изменилась: зарплата не соответствовала потребностям, а супруг не мог один заработать столько, сколько было нужно.

Поменяв несколько мест работы, Дарья Георгиевна стала посещать разные обучающие курсы (даже получила второе высшее психологическое образование!), но ни на одной работе не чувствовала себя «в своей тарелке»: ссорилась, ругалась, конфликтовала.

Денег не хватало на жизнь и, чтобы сэкономить, Дарья стала самостоятельно стричь своих детей, мужа и пенсионерку мать. У нее это получалось так хорошо, что к ней стали обращаться близкие и знакомые. Так как одними из ее многочисленных курсов были курсы парикмахерские, она стала работать в парикмахерской, находящейся рядом с домом. Вскоре владелец парикмахерской решил расширяться и открыл еще один филиал, директором которого пригласил быть Дарью Георгиевну. На этом месте она работает до сих пор.

Вопрос: какие мотивы повлияли на выбор профессии? (Возможные варианты: Внешняя привлекательность, стремление остаться в детском возрасте, положительный опыт самореализации в прошлом.)

3. Обсудив с учащимися возможные мотивы выбора профессии и записав их на доске, педагог вместе со школьниками делает вывод о важности осознания собственных профессиональных мотивов в ситуации выбора. И для этой цели он – в активной форме – знакомит учащихся с методикой «7 W», помогающей осознать свой скрытый профессиональный мотив.

Преподаватель предлагает одному-двум учащимся, перед всем классом, проработать метод «7 W», а некоторым наблюдателям – попытаться определить схему проведения методики.

Метод «7 W»

Метод «7 W» помогает человеку прояснять для себя скрытые мотивы. Это, в свою очередь, помогает ему действовать более осознанно, осмысленно. Педагог просит кого-то из учеников назвать ту профессию, которой на данный момент он (она) планирует в будущем заниматься. Используя определенные вопросы (см. ниже), педагог семь раз уточняет мотив: Почему ты хочешь работать именно по этой профессии? Что тебе это даст? и т.д.

Почему именно семь? Потому что семь – это примерный объем оперативной памяти взрослого человека. То есть, отвечая на очередной вопрос, Ваш собеседник (или Вы сами) можете свободно держать в памяти предыдущие ответы.

Важное условие – вопросы необходимо «строить» на ответах собеседника, не добавляя от себя ничего, никаких своих интерпретаций или предположений!

Вопросы, помогающие использовать метод «7 W»

1. Зачем Вам это нужно?

2. Что Вы вкладываете в эти слова, какой смысл?

3. Почему для Вас это важно?

4. Что Вам это даст?

и так далее.

Учащиеся работают в парах, отрабатывая методику «7 W», пытаясь определить у себя истинные профессиональные мотивы.

Преподаватель, совместно с учащимися, составляет список возможных скрытых мотивов, способных инициировать социальные конфликты в ситуации профессионального самоопределения (см. материал этой лекции).

Далее следует совместное подведение результатов занятия.

Итак, мы рассмотрели основные аспекты проведения профориентационных занятий в старших классах; обсудили тему ведущих профессиональных мотивов. В будущих лекциях мы более подробно рассмотрим различные варианты проведения профориентационных занятий в старших классах и возможности школьной библиотеки в этом процессе.

Задания для самопроверки и размышления

1. Составьте из разных изданий подборку биографических историй (наподобие приведенных в лекции ситуаций), которые можно было бы использовать при работе со старшеклассниками с целью определения их актуального ведущего профессионального мотива.

2. Предложите старшеклассникам выполнить рисунок «Я занимаюсь любимой профессией через десять лет» и оцените на основе их работ ведущий профессиональный мотив.