Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Марина Александрова

«Кто ищет, тот всегда найдет»

Уроки москвоведения в детской библиотеке

Марина Владимировна Александрова
зам. директора по работе
с детьми ЦБС «Кунцево»
Москва

Во все времена прекрасна Москва, с ее тихими и шумными улицами, площадями, старинными особняками и памятниками, музеями и театрами.

К сожалению, мы стали хуже знать свою собственную историю, дорожить своей родной речью, охранять памятники и поддерживать многовековые традиции отечественной культуры.

Свидетелями интереснейшей истории Москвы остались книги, журналы, газеты, фотографии, картины, открытки, фильмы. И в этой ситуации особенно важна роль библиотек в собирании, хранении, эффективном использовании уникальных краеведческих ресурсов, распространении знаний о своем городе, улице, районе.

В декабре 2002 г. в Центральной детской библиотеке № 17 ЦБС «Кунцево» открыт отдел краеведения – уютный, светлый зал, оборудованный современной техникой, оформленный красочным панно с видами современного города и Москвы ХIХ в., картинами, картами Москвы.

Основу краеведческого фонда составляют книги, периодические издания. Собрана коллекция открыток, календарей, постеров (графические изображения картин отечественных и зарубежных художников), на которых запечатлена утраченная и современная Москва, а также коллекция видеофильмов: «Сто фильмов о Москве» (уникальная и неповторимая киноколлекция Москвы конца ХХ – начала ХХI веков Саввы Кулиша), «Жили-были москвичи», «Лица Москвы», «Архитектура Москвы» и др. Краеведческий фонд включает CD-ROMы по истории, культуре, быту Москвы, аудиокассеты, познавательные игры, пазлы, значки, карты Москвы разных исторических периодов.

Детям трудно представить старую Москву. На помощь приходят фотографии, документы, воспоминания современников, высказывания русских писателей и поэтов; образ Москвы воспроизведен в различных родах и видах искусства – в поэзии, музыке, живописи.

В поисках новых форм работы с детьми по краеведению библиотека предложила уроки москвоведения проводить непосредственно в зале краеведения: урок-кругосветка, урок-загадка, урок-слово, урок-пословица, урок-конкурс и др. Оценив обилие и разнообразие краеведческого материала, преподаватели москвоведения согласились использовать это в своей работе.

Уроки москвоведения предваряются подготовительным этапом: учитель заранее объявляет тему занятия и время проведения урока. Библиотекарь подбирает весь материал по заданной теме: книги, журналы, картины, фильмы и т.д. Раскладывает эти материалы на столах. Обычно на уроке присутствуют 15–20 учеников, книг хватает на всех.

В начале урока библиотекарь делает обзор материала, показывает отдельные эпизоды из фильмов о Москве, знакомит учащихся с картинами художников и т.д. Затем преподаватель предлагает детям или группам детей подготовить самостоятельную работу по заданной теме: оформить реферат, доклад, используя материал тех пособий, которые разложены на столе.

Учащиеся самостоятельно работают с выбранным материалом, а учитель и библиотекарь при необходимости консультируют детей. Итогом подобного урока является черновой вариант доклада. А в качестве домашнего задания – редактирование и оформление текста. С этими работами учащиеся выступают перед своими одноклассниками.

Первый урок москвоведения в библиотеке «Точка на карте» был посвящен картам и планам Москвы. Библиотекарь познакомила учеников 4-го класса с книгой-путеводителем Л.И.Ивашутина «Москва: Исторические границы», старинными картами Москвы и современной картой города, картами «Как проехать по Москве», «Москва туристическая». Разложив карты на столах, на полу, на стенах отдела краеведения ребята отправились в необычайное путешествие по картам родного города, узнавая, как росла Москва, прирастая кольцами улиц и переулков, площадями и слободами; где расположены самые известные здания, как выглядели границы нашей столицы. Радовались, когда находили на карте Москвы свой район, свою улицу, места, где они уже побывали. Сопоставляли, сравнивали первые геодезические планы Москвы, старинные карты с нынешними картами города. Рассматривая старый план Москвы, делали выводы, что главные сооружения Москвы – это храмы, церкви, солдатские казармы, много тюрем, а половина московских домов – это одноэтажные строения.

Ребята получили домашнее задание провести небольшое краеведческое исследование: узнать историю своей улицы, почему она так называется, какие улицы она соединяет, что примечательного есть на этой улице. Ученикам было предложено нарисовать на листе план города, обозначить Кремль, свой район, чтобы дети четко представляли себе общую схему города, соотносили впечатления каждой прогулки по Москве с расположением маршрута на карте.

На таких уроках москвоведения родилась игра «Мы с тобой в Москве как дома», где ребята отмечали флажком на карте современной Москвы интересные для детей места, где они уже побывали, составляли путеводитель, рассказ-сочинение, рассказ-описание о достопримечательностях города, которые хотели бы показать друзьям, гостям столицы.

На следующих уроках по москвоведению учащиеся занимались по темам:

· «По одежке встречают»: как одевались в древней Москве. На уроке ребята знакомились с литературным и наглядным материалом, рассматривали картины художников Ап. и В.Васнецовых, А.П.Рябушкина, К.Маковского, В.Шварца, Б.Кустодиева и др., делали зарисовки русской одежды, подбирали пословицы и поговорки.

· «Что пили, ели москвичи» – дети узнали старинные рецепты московских блюд, историю чая, картофеля; работали над сборником рецептов любимых блюд известных людей своего района.

· «Гусиное перо и компьютер»: школа прежде и теперь – в библиотечном музее1 старинных книг ребята увидели репринтные издания Изборника, летописей, Юности честное зерцало, иллюстрации Азбуки, учебников по арифметике XIV–XVII вв., решали задачи из учебника Магницкого, читали Азбучные молитвы, обсуждали содержание картин Н.Богданова-Бельского, И.Шевандронова, В.Маковского, подбирали по этой теме пословицы, поговорки, загадки.

· «Забавы, игры и игрушки для Марфушки и Андрюшки»: игры и забавы москвичей прежде и теперь – ученики изучали и играли в старинные игры, рассказывали о современных играх, оформили сборник «Современная игра в микрорайоне “Крылатское”».

Уроки по архитектуре Москвы сопровождались просмотром наглядного материала (открытки, книжные иллюстрации, постеры, картины), видеофильмов, работой с компьютером, конкурсами любителей пазлов, настольными играми и др.

Ценность этих уроков в несомненной заинтересованности самих детей. Новая обстановка, нетрадиционная форма занятия, обилие интересного наглядного книжного и видеоматериалов, свободное, неназидательное общение с книгой пробуждают творческую активность детей, нацеливают на вдумчивую, серьезную работу. И это особенно отрадно и для библиотекаря, и для учителя.

Работники детской библиотеки всегда в поиске, ибо дорогу осилит идущий.

Программы занятий
краеведческих клубов
при ЦДБ № 17

Историко-краеведческий клуб «Крылатич»

Программа занятий на 2005/2006 гг. для среднего школьного возраста

Сентябрь

«Москва во все цвета одета» – День города.

«Точка на карте»: Москва на карте мира и России – урок московской географии.

Октябрь

«Покажите мне Москву, москвичи»: как провести экскурсию – беседа-практикум.

«Тайна происхождения»: начало Москвы – литературные раскопки.

Ноябрь

«Тот самый дом»: история знаменитых московских домов – архитектурный калейдоскоп.

«Заповедные зоны Москвы» – час краеведческих знаний.

Декабрь

«Хамы и воротники»: секреты старинных московских названий – уроки топонимики.

«И протянулся мост, концы Москвы соединив»: московские мосты.

Январь

«Зимние праздники старой и новой Москвы» – литературно-развлекательная программа.

«Знаменитые москвичи» – портретная галерея.

Февраль

«Храм, в котором живут музы»: музеи Москвы – краеведческая информина.

«Мы идем в музей» – экскурсия.

Март

«Московские святыни»: знаменитые храмы Москвы – видеочас.

«Мой дом – Москва» – КВН.

Апрель

«В саду уединения былого протянулись тени»: сады и парки Москвы – видеоурок.

«Поставлен в ознаменование Победы»: исторические памятники Москвы – турнир москволюбов.

Май

«У Москвы есть крылечко – Крылатское» – экскурсия по району.

«Нам досталось любоваться всей Москвой» – практическое занятие на смотровой площадке в Крылатском.

Историко-краеведческий клуб
«Маленький москвитянин» для младшего школьного возраста

wpe47.jpg (8344 bytes)Сентябрь

«Москва во все цвета одета»: день города. Праздничная программа.

«Сундучок краеведа» – обзор краеведческого материала.

Октябрь

«Как у меня на именинах»: значение имени – литературная кругосветка.

«Забавы, игры и игрушки для Марфушки и Андрюшки»: игры и забавы москвичей прежде и теперь – игровой час.

Ноябрь

«Какими должны быть москвичата» – коллективное составление памятки поведения и общения.

«Для всяких ребячьих услад» – цикл заочных путешествий по интересным московским местам.

«Мы с тобой в Москве как дома» – составление веселой карты и детского сборника.

Декабрь

«Нестеснительный, курносый к нам в Москву приехал в гости» – практическое занятие составления маршрутов экскурсий

«С Новым годом, Москва!» – веселая мастерская по изготовлению открыток, елочных игрушек.

Январь

«Гусиное перо и компьютер»: школа прежде и теперь – ролевая игра.

«Кулинарка» – работа над сборником рецептов любимых блюд известных людей Крылатского.

Февраль

«Это чудо – вот так чудо!»: московская кунсткамера – литературно-краеведческая игра.

Март

«У нас в гостях» – тренинг общения и поведения, культура вопроса, этичность отзывов и мнений.

«Оседлаем Пегаса» – неделя детского литературного творчества (Сочиняем сказки о Москве).

Апрель

«Малыши шагают по Москве» – экскурсия.

«Нам талант искать не надо, все таланты с нами рядом» – концерт детских коллективов Крылатского.

Май

«Мы живем в Крылатском» – экскурсия.

«Самый, шумный, развеселый: Здравствуй, лето! Прощай, школа!» – заключительное занятие.