Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа с читателями

Игорь Загашев

Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы. Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки

18

Лекция 2. «День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики

19

Лекция 3. «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики. Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика «Мое профессиональное будущее»

21

Лекция 5. Личностные и биографические факторы выбора профессии. «Мифы» профессионального самоопределения. Методика «7 W». Биографические факторы выбора профессии. Методика «Профессиональная автобиография». Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция 6. Анатомия профессии: схема описания профессии. Практикум по анализу периодики. Методика «Вакансия». Методика «Профессиограмма»

23

Лекция 7. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я». Взаимосвязь между личными целями и профессиональными целями

24

Лекция 8. Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору. Итоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

 

Лекция 5. Личностные и биографические
факторы выбора профессии

Мифы профессионального самоопределения. Биографические факторы выбора профессии. Прием «Профессиональная биография»

Компетентность в области выбора профессионального пути определяется не только осознанием ведущих профессиональных мотивов, которые мы исследовали на прошлом занятии, но осознанием всего разнообразия факторов, обусловливающих профессиональный выбор. Конечно же, школьнику не всегда легко понять, какие именно факторы влияют на его выбор в данный момент времени, какой из них является доминирующим. Но, при определенной организации взаимодействия с информационными ресурсами, предоставляемыми школьной библиотекой, старшеклассник может проанализировать всю палитру факторов его профессиональной самореализации, что позволит в ближайшем будущем сделать осмысленный выбор.

Личностные факторы выбора профессии

Обычно факторы выбора профессии подразделяют на две группы: личностные и биографические. Как и все в человеке, эти группы факторов взаимосвязаны между собой: между ними сложно провести жесткую границу. Тем не менее, к личностным факторам относят:

· индивидные свойства (физические возможности, здоровье, задатки);

· свойства личности и черты характера (ответственность, артистичность, коммуникабельность, интересы и др.);

· свойства школьника как субъекта деятельности (успеваемость, опыт в выполнении каких-либо трудовых операций, ассистирование в каких-либо профессиях и др.);

· индивидуальные особенности (творческая работа, индивидуальные предпочтения в выполнении тех или иных заданий, индивидуальный стиль деятельности, хобби).

Например, личностные факторы профессионального самоопределения некоего Василия Ф. могут быть описаны следующим образом.

Десятиклассник Василий Ф. занимается несколькими видами спорта и в каждом из них достигает определенных успехов, выступает за школу по легкой атлетике, обладает авторитетом среди товарищей и ему симпатизируют учителя. Учится на «3» и «4» – и своей успеваемостью доволен. Говорит: «Главное, чтобы не “2”!». Часто не выполняет домашние задания. Особо тяжело даются точные дисциплины, а также те учебные предметы, в которых нужно проявлять усидчивость, сосредоточенность (русский язык). Очень общителен, легко устанавливает контакт с разными людьми. Зависим от общественного мнения: несколько раз ходил драться «стенка на стенку» просто – за компанию. Любит путешествовать с родителями. Часто ходит на дискотеки с друзьями. Также любит играть в компьютерные игры. Кроме спорта устойчивых интересов нет. Один месяц подрабатывал курьером в фирме отца – не понравилось: нужно рано вставать в каникулы. Думает, что будет поступать в институт, но не знает, в какой. К занятиям по профориентации относится несерьезно: говорит, что ему рано об этом думать. Вредных привычек нет. Любимые учебные предметы: география, история и физкультура. Первые два, по его словам, – потому что интересно рассказывают, а третий – потому что все легко получается. Родители, учителя и одноклассники о Василии отзываются по-доброму, считают его хорошим человеком.

Если мы вспомним первые лекции, то сразу же сможем сделать вывод о том, что личностно Василий не «дорос» даже до уровня интересов. Поэтому мы можем прогнозировать у него сложности в осмыслении выбора профессии: скорее всего, будет поступать учиться или работать туда, куда его убедят поступать либо родители, либо одноклассники, либо учителя. Также, мы можем предполагать трудности в освоении профессии. Хотя есть и положительные стороны: успехи в спортивных занятиях говорят об определенном уровне развития волевых качеств, умении достигать цели «через не хочу», а его способность устанавливать контакт с людьми поможет адаптироваться в рабочем коллективе.

Уже на основе первичного анализа личностных факторов можно порекомендовать педагогу, работающему с Василием, больше вовлекать его в анализ различных профессиограмм, обсуждение факторов выбора профессии и – вместе с классным руководителем и родителями, – искать возможность выполнения Василием разовых профессиональных заданий.

Что касается ограничений, то одно мы можем сказать точно: Василию сложно будет работать в тех профессиях, где требуется уединение, усидчивость, длительная сосредоточенность.

Итак, к личностным факторам профессионального выбора (или профессиональной биографии) относят разноуровневые характеристики будущего работника, так или иначе проявляющиеся в социальной жизни и имеющие отношение к выполнению профессиональных обязанностей.

Биографические факторы выбора профессии

К биографическим факторам профессиональной самореализации обычно относят следующие.

· Семейные факторы (профессиональная преемственность в семье, профессия членов семьи и близких, семейные легенды и мифы, так или иначе связанные с профессиональным миром, ожидания какого-либо из членов семьи, значимых для оптанта, и др.).

· Событийные факторы (расположение какого-либо предприятия рядом с домом, встреча с интересным человеком – представителем той или иной профессии, событие в жизни, имеющее отношение к той или иной профессии: например, один врач рассказывал, что решил стать врачом, потому что несколько лет ухаживал за больной бабушкой).

· Факторы престижа. В разные исторические периоды обществом выделяются те или иные профессии, которые становятся престижными. Например, профессия экономиста не была столь престижной в 70-е годы двадцатого века, как в девяностые годы. И, наоборот, профессия учителя в 70-е годы была более престижна, чем в 90-е годы.

· Ближайшее окружение. Некоторые делают свой профессиональный выбор под воздействием своих друзей, любимых учителей и знакомых. Этот фактор может оказать плохую услугу в тех случаях, когда отсутствуют личностные предпосылки для выбора профессии, есть определенные ограничения. В ситуациях, приведенных в прошлой лекции, описан как раз такой случай влияния фактора «за компанию».

· Экономический и политический факторы. Иногда выбор профессионального учебного заведения и вообще профессионального пути человека основывается на необходимости зарабатывать деньги для своей семьи, а также на событиях и направлениях текущей политики. В переходный для нашей страны период очень многие люди сменили свое поприще именно под воздействием указанных факторов.

Приводим пример описания биографических факторов выбора профессии.

Родители Василия Ф. имеют высшее экономическое образование. Отец возглавляет организацию, занимающуюся выпуском рабочей одежды, а мама руководит проектным отделом в строительной фирме. Они планируют, что сын поступит в вуз – либо сам, на бюджетное отделение, либо на платной основе. Много средств вкладывают в развитие ребенка (он – единственный в семье): театры, заграничные поездки, оздоровительные мероприятия и т.д. В детстве Василий много времени проводил с бабушкой, которая не имела высшего образования и до пенсии работала медсестрой. Он очень переживал ее уход из жизни. У Василия есть определенные обязанности по дому, которые он беспрекословно выполняет. Дружит с несколькими ребятами – в основном, из класса.

Каждый год получает какие-то спортивные призы на соревнованиях разного уровня, в том числе и международного. На фоне этих успехов привык, что учителя закрывают глаза на некоторые недочеты в учебе. Как уже говорилось ранее, имел опыт работы курьером в фирме отца.

Каждый из указанных факторов может сам по себе оказать влияние на выбор профессии. Окончательной классификации факторов, видимо, не существует: каждый из предложенных разрядов и указанных факторов может быть детализирован и разбит на несколько подфакторов. Так или иначе, нам необходимо ориентироваться в них, чтобы организовать работу по их анализу для старшеклассников.

Мифы профессионального самоопределения

Особым фактором при выборе профессии являются так называемые мифы профессионального самоопределения. Эти самые мифы могут внести дополнительное напряжение в ситуацию профессионального выбора, а также – дезориентировать молодого человека.

Вообще, мифы – это система устоявшихся представлений, выраженных в определенных социальных сюжетах, но не имеющих объективной основы. Психологический смысл мифов заключается в снятии напряжения, связанного с неопределенностью. При нехватке информации, с одной стороны, и высокой актуальности проблемы, с другой стороны, некоторые люди склонны заполнять «пробелы» своими умозаключениями, выраженными в некоторых сюжетах. Эти сюжеты часто повторяются, передаются из уст в уста, педалируются средствами массовой информации, – и в итоге мифы становятся реальностью, с которой уже невозможно спорить. И именно в этом трагическая суть мифов – они не побеждаются логикой или статистикой. Они побеждаются только другими сюжетами, которые, в свою очередь, являются более близкими к реальности. Разберем подробнее мифы, возникающие вокруг профессионального самоопределения.

Миф о потере года (лет)

Все мы с ним сталкивались. После окончания обучения в школе многих обуревает страх «не поступить», «не устроиться». Этот страх молодые люди и их родители обосновывают тем, что «если не поступишь, потеряешь время». С точки зрения логики, нельзя «потерять время». Даже если не устроился после школы в ту сферу, в которую хотел, ты, тем не менее, продолжаешь жить, думать, общаться, пробовать свои силы на том или ином поприще. Нет никакой взаимосвязи между успешностью профессиональной самореализации и отсутствием так называемых «потерянных лет». Более того, иногда люди, получившие время для «обдумывания житья», некоторым образом на время выскочившие из колеи, делают более осмысленный профессиональный выбор, что выражается в значительном увеличении скорости освоения профессии.

Миф об индивидуальной ответственности
за профессиональный выбор

Некоторые молодые люди во время профессионального выбора буквально «дух испускают» от груза ответственности, который на них давит: «Все в твоих руках: если у тебя не получится, виноват в этом будешь только ты!» С одной стороны, такая точка зрения некоторых юношей и девушек мобилизует, но часто она носит разрушительный характер. Поскольку все мы «сделаны» из других людей, то и наш профессиональный выбор – это не только наша заслуга. В нем явно и неявно участвуют наши родители, учителя, да и все общество в целом. Более того, ведь могут иметь место и случайные факторы: болезнь, неудачный билет на экзамене и др. Неужели все это нужно принимать на свой счет?!

Если вы попросите молодых людей нарисовать то, как они себе представляют профессиональный выбор, то многие из них изобразят нечто вроде развилки, за которой, почему-то два пути: «хороший и плохой». Наша задача – как педагогов, библиотекарей, содействующих профессиональной самореализации, – помочь учащимся изменить представление о выборе профессии как о выборе из многих вариантов, все из которых имеют знак «+».

Миф о единственном правильном
профессиональном пути

Этот сюжет в чем-то схож с предыдущим. Некоторые люди считают, что есть какой-то неведомый им профессиональный путь, какое-то скрытое (почему-то всегда скрытое!) предназначение, которое нужно рассмотреть, выявить и реализовать! Исследования показывают, что наибольшее чувство профессиональной удовлетворенности испытывали как раз те, кто достаточно часто (раз в пять-семь лет) менял в своей жизни профессиональное поприще. Достаточно попросить ребят принести по одной профессиональной биографии, записанной со слов своих родных и близких, чтобы они осознали нереальность этого мифа.

Причина этого мифа коренится в иллюзорном представлении о жизни человека как производной от профессиональной самореализации. Некоторым юношам и девушкам, из-за недостатка опыта сложно сразу понять, что на удовлетворенность жизнью влияет не только профессиональное развитие, но и развитие личности, реализация в семейном плане. И все эти линии развития настолько переплетены, что мысль о единственно правильном профессиональном выборе выглядит явно необоснованной.

Миф о независимости профессионального выбора

Осуществляя профессиональный выбор, человек не только определяет направление своей занятости в ближайшие несколько лет, но и определяет содержание своих социальных контактов: круг общения, сферу сопутствующих работе интересов и, в целом, мировоззрение, стоящее за выполнением профессиональных обязанностей. Представление о профессии как о варианте школьных уроков, которые отличаются от них наличием зарплаты и «взрослыми» отношениями, значительно сужает истинное положение дел.

Поэтому те, кто делают выбор, основываясь лишь на внешних факторах (зарплата, престиж), могут испытать серьезные проблемы в период профессионального обучения и адаптации, потому что так называемый профессиональный «бэкграунд» – то, что сопровождает выполнение профессиональной деятельности: круг общения, интересы, стиль коммуникации, преобладающий стиль мышления и др. – может вступить в серьезные противоречия с установками личности. Например, одна девушка, получившая образование финансового менеджера, так и не смогла стать своей в этой профессии именно по причине конфликта между установками, принятыми в ее семье (родители и бабушки-дедушки – учителя и врачи) и внеличностным характером профессии финансового менеджера. В последствии она, хотя и осталась работать в своей корпорации, но, пройдя переподготовку, сменила вид работы: стала менеджером по организационному развитию, что больше подходило к присущей ее личности гуманистической направленности.

Миф о связи личного счастья и успешного профессионального выбора

Действительно, это – миф. Можно сделать осмысленный профессиональный выбор, достичь определенных успехов в профессии и быть нереализованным в личном и семейном планах. Современные молодежные сериалы: «Беверли Хиллз 90210», «Мерлоуз Плейс» и многие другие показывают примеры удачливых в профессии людей, но абсолютно незрелых и нереализованных в личностной сфере. Важно, чтобы старшеклассники понимали, что успешная карьера не дает никаких гарантий личностного развития. А человек так устроен: если он не реализуется равномерно по всем направлениям, в конце концов, одно из направлений «перевешивает» и работник либо превращается в трудоголика, либо профессионально выгорает. Именно поэтому выбор «хорошей» профессии не подразумевает обретение счастья.

Есть такое расхожее суждение: «Счастье – это когда идешь на работу с радостью и домой возвращаешься тоже с радостью», поэтому важно развивать у старшеклассников представление о выборе профессии как о важном, но не единственном аспекте человеческой жизни.

Пример занятия с использованием приема «Профессиональная биография»

Тема занятия: «Факторы профессиональной биографии»

Аудитория: учащиеся 9–11-х классов.

Цели занятия:

· обучающая: осознание учащимися факторов профессионального самоопределения;

· развивающая: развитие умения выделять факторы, обусловливающие выбор профессии;

· воспитательная: воспитание понимания ценности осмысленного подхода к анализу факторов профессионального самоопределения.

Задачи:

· рассказать о факторах выбора профессии;

· организовать беседу с целью обсуждения факторов выбора профессии;

· организовать работу в парах по анализу профессиональных биографий;

· организовать беседу о мифах профессионального самоопределения и вариативности профессионального пути;

· подвести итог и дать домашнее задание.

План занятия:

1. Организационный момент, разминка. (3 мин.)

2. Рассказ о факторах успешной профессиональной реализации. Составление первичных «гроздьев» на доске (или сопровождение лекции опорными конспектами). Беседа и дополнение учащимися «грозди» известными им факторами. (7 мин.)

3. Работа с профессиональными биографиями в парах или индивидуально. Выделение учащимися факторов самостоятельно. Каждый учащийся (или пара) должен проработать не менее 3-х биографий. (15 мин.)

4. Обсуждение результатов, дополнение «гроздьев». (5 мин.)

5. Сообщение о «мифах» профессионального самоопределения. (7 мин.)

6. Завершающий этап (возможно, игра). Домашнее задание. (3 мин.)

Общее время: 40 минут.

Пояснения: При большом количестве примеров биографий и использовании дополнительных профориентационных игр, данное занятие может занять и 80 минут (то есть, два урока).

Используемые материалы: доска (или флипчарт), мел (или маркер), пакет профессиональных биографий, возможно – раздаточный материал с описанием основных моментов лекции.

Ход занятия

1-й шаг – разминка

Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим изучать профессиональную сферу человека и его отношение к своему профессиональному пути. Но сначала – небольшая интеллектуальная разминка. Вы все знаете игру «Устами младенца». Я сейчас представлю, что я маленький ребенок, а вы – те игроки, которым нужно разгадать, что же я имею в виду. Я загадаю профессию и кое-что о ней скажу, а вы попытайтесь установить со мной контакт, понять, о какой же профессии я говорю. «Я делаю так, что всем становится вкусно, но… все могут испачкаться… и сладко всем… а потом – надо жвачку жевать…» В течение 1–2-х минут учащиеся должны «выйти» на профессию кондитера (или помадчика, повара и т.п.).

2-й шаг – схема-кластер1

А теперь поговорим о более серьезных вещах. Как вы считаете, что влияет на выбор профессии человеком? Помните о том, что некоторые люди меняют профессию несколько раз в жизни. (Возможные ответы: родители, друзья, близость к дому и т.д.). Педагог записывает ответы учащихся в схеме на доске.

Некоторые прямоугольнички пусть останутся незаполненными, – потом мы вернемся к ним и, если возникнет необходимость, заполним.

Действительно, факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни. Но, бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.

К факторам выбора профессии можно также отнести следующие (ведущий дописывает в «гроздь» и приводит примеры из жизни):

· наличие опыта работы;

· географические условия (например, в определенных условиях жены военнослужащих могут работать только в образовании или в медицине);

· связи (может быть, и не пошел бы в этот вуз, но – нашлись связи);

· высокая оплата труда после обучения (многие инженеры во время переходной экономики пошли в предпринимательство, в сферу услуг, в транспортный бизнес
и т.п.);

· средства массовой информации;

· решение личных проблем (например, человек идет работать инженером, потому что с детства завидовал старшему брату-инженеру);

· личностные качества (например, демонстративность – для профессии актера, педагога, организатора досуговой деятельности).

Этот список можно продолжать и дальше. Сейчас же я вас попрошу самих выявить факторы, повлиявшие на выбор профессии разными людьми. Это нужно для того, чтобы самим понять, какие факторы могут повлиять на вас.

3-й шаг – работа с профессиональными биографиями

Ведущий раздает на каждую парту примеры профессиональных биографий, которые учащиеся изучают с целью выявления факторов выбора профессии. Эти биографии, ориентировочно, могут быть написаны по следующему плану:

· Профессия, должность какого-то конкретного или вымышленного человека.

· Когда он впервые задумался о профессии. Как менялись его мысли вплоть до выбора профессии.

· Взрослые, окружавшие его в детстве, их профессии, их мнение по поводу профессионального выбора ребенка. Кто был наиболее значимым человеком, к чьему мнению герой биографии прислушивался чаще всего.

· Этапы профессионального пути. Влияние на них семьи, друзей, близких.

Данная структура биографии не является жесткой, ее можно менять. Тем не менее, желательно, чтобы текст выглядел как рассказ.

4-й шаг – дополнение кластера

После того, как каждый прочтет не менее трех биографий и (письменно!) выделит факторы профессиональной самореализации, переходим к обобщению данных и дополнению «грозди» (если возникает такая необходимость).

5-й шаг – беседа о мифах

Работа с биографиями помогла нам понять, что выбор профессии – сложный процесс и нельзя точно сказать, что какой-то фактор приведет к успешной реализации. Между тем, молодые люди не всегда это понимают и на пороге профессионального выбора испытывают отрицательное давление предрассудков, сложившихся в нашем обществе. Их называют «мифами» профессионального самоопределения.

Мифы – это распространенные верования, не имеющие твердой основы под собой, но разделяемые большинством. Поэтому предрассудки, связанные с профессиональным выбором, мы и называем мифами. Они часто приводят к излишнему стрессу, конфликтам и неудачному профессиональному выбору.»

Ведущий описывает 5 основных рассмотренных выше мифов и приводит примеры.

Есть и другие мифы, но мы назвали самые распространенные. Посмотрите, пожалуйста, в те биографии, которые сейчас у вас лежат на столе. Может быть, кто-то нашел в них примеры тех или иных мифов, влияния которых герой биографии как-то избежал или стал их жертвой?

6 шаг – завершающий этап

Краткое обсуждение результатов работы. Учащиеся отвечают на вопрос: «Что явилось для вас самым главным на сегодняшнем занятии?». Они могут на отдельном листке написать 5 основных мыслей (личных!), которые возникли у них во время урока. Педагог таким образом сможет получить обратную связь, а учащиеся – подвести свой индивидуальный итог занятия.

Если остается время, то можно провести небольшую игру (например, «Кто назовет больше всего профессий на какую-нибудь букву русского алфавита?»).

Организационное завершение. Домашнее задание: «Напишите профессиональную биографию кого-нибудь из своих близких и принесите к следующему уроку». (Примерный план биографии приведен выше в конспекте занятия).

***

Итак, смысл профориентационных занятий состоит в том, чтобы создать условия для развития у учащихся умения принимать осмысленные решения в ситуации профессионального выбора. В этой лекции мы попытались показать, насколько важно осознавать разнообразие факторов, обусловливающих выбор профессии, и предложили вариант проведения занятия, посвященного теме «Факторы профессионального самоопределения».

Хочется надеяться, что участники курсов попробуют его провести.

Вопросы для самопроверки
и размышления

1. На основе ресурсов своей библиотеки подберите материалы, иллюстрирующие какие-нибудь из изученных мифов профессионального самоопределения.

2. Составьте пакет профессиональных биографий, который можно было бы использовать на представленном в этой лекции занятии.

3. В чем сходства и отличия в понятиях «факторы» и «мотивы» профессионального самоопределения?

4. Какие ресурсы вашей библиотеки могли бы помочь подросткам и старшеклассникам осознать разнообразие факторов профессионального самоопределения?

5. Что вы усовершенствуете в представленном занятии, учитывая особенности учащихся своей школы?

__________________

1 Кластер – от англ. cluster – гроздь.