Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа с читателями

Игорь Загашев

Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы. Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки

18

Лекция 2. «День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики

19

Лекция 3. «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики. Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика «Мое профессиональное будущее»

21

Лекция 5. Личностные и биографические факторы выбора профессии. «Мифы» профессионального самоопределения. Методика «7 W». Биографические факторы выбора профессии. Методика «Профессиональная автобиография». Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция 6. Анатомия профессии: схема описания профессии. Практикум по анализу периодики. Методика «Вакансия». Методика «Профессиограмма»

23

Лекция 7. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я». Взаимосвязь между личными целями и профессиональными целями

24

Лекция 8. Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору. Итоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

 

Лекция 6. «Анатомия» профессии:
схема описания профессии

Практикум по анализу периодики. Методика «Вакансия»
Методика «Профессиограмма»

О трех подходах к профессиональному самоопределению

В современной науке о профессиональном самоопределении сосуществуют разные подходы. Первый представляет процесс профессионального самоопределения как некое сопоставление своих возможностей с требованием профессии и рынка труда в целом. Сторонники этого подхода сосредоточиваются на информационной стороне профориентации: стремятся дать максимальные сведения о современном в данном регионе рынке труда, о существенных особенностях различных профессий. Назовем этот подход «подгоночным». Благодаря ему подростки и юноши/девушки могут расширить свои знания о себе в контексте профессиональной жизни, увеличить знания о мире профессий, о профессиограммах, а также – о направлениях развития рынка труда: о новых профессиях, о метапрофессиях, например мерчендайзера или менеджера по продажам. Сторонники указанного подхода подсознательно исходят из посылки, что каждому необходимо как можно меньше затратить времени жизни на так называемые жизненные искания, «пробы пера». Они полагают, что чем раньше оптант «найдет себя», тем это лучше для него, спокойнее. Очень уж хочется быстрее ребеночка «подогнать» к какой-то профессии и – в путь. Такой подход был идеологически оправдан в эпоху плановой экономики: если молодой человек меняет учебные заведения, меняет места работы – а дополнительное обучение за счет государства – конечно же, нежелательно. Но времена плановой экономики прошли.

Другой подход, – который можно назвать, по работам Н.С.Пряжникова, активизирующим – ставит во главу угла необходимость активизации личности в плане профессионального самоопределения. Этот подход не отрицает изучения информации, связанной с миром профессий, но и не ограничивается только лишь этим. Сторонники этого подхода представляют себе конечную цель профориентации в обучении личности школьника таким социальным компетентностям как умение анализировать рынок труда, умение анализировать свои возможности и соотносить их с требованиями рынка и конкретной профессии.

Есть еще и третий подход, который, не отрицая предыдущих двух, все же делает несколько иной акцент, – это развивающий подход. Сторонники этого подхода (а к ним себя относит и автор этого курса) относятся к профессиональной сфере как к среде, развивающей личность! Сама профессия, как и ситуация профессионального самоопределения, не являются конечной целью, но неким инструментом для развития личности учащегося, способом освоения системы социальных отношений. Разумеется, для развития личности учащегося посредством профориентационных занятий необходимо предоставлять информацию о профессиях, активизировать его для развития необходимых социальных компетенций, но, если мы стоим на позициях личностно-деятельностного подхода, мы делаем упор на развитии личности ребенка с учетом его возрастно-психологических особенностей (см. лекции 1–3). О необходимости учитывать особенности личности во время активизации профессионального выбора еще в начале 70-х годов ушедшего века писал один из самых авторитетных отечественных специалистов в области профессионального самоопределения Е.А.Климов: «… формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, то есть внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды)». Но в данном курсе мы рассматриваем личность не только как условие, но как цель, средством достижения которой является профессиональная сфера. К тому же ряд психологических исследований (например, исследования Г.С.Прыгина и соавторов) показал, что успешность профессионального самоопределения зависит от уровня развития личности, от уровня ее автономности.

И поэтому автору курса было бы приятно, если бы участники при использовании тех или иных методик ориентировались не столько на информационное насыщение профориентационных уроков, сколько на развитие у учащихся профессионального самосознания, их личности.

«Анатомия» профессии

Эта часть лекции посвящена составляющим описания профессии. При выборе профессии человек ориентируется на какие-то характеристики. Некоторые из них могут быть существенными, а некоторые – случайными. Некоторые могут быть связаны с возможностями личности, а некоторые – противоречить им. Например, такая характеристика как общительность – стремление поддерживать многочисленные и разнообразные социальные контакты, – может быть незаменимой для профессии менеджера по связям с общественностью и мешать выполнению обязанностей бухгалтера, контролера ОТК и других профессий, не подразумевающих большое число контактов.

Одной из задач профориентационных занятий является обучение школьника стратегиям выбора профессии на основе профессиограммы – системы существенных характеристик профессии. Некоторые библиотекари ограничиваются только знакомством школьников со специальными справочниками, а некоторые держат такие справочники в уголке профориентации, представляющем собой закрытый на замок стеклянный шкаф («если школьники попросят, мы им обязательно дадим почитать, только мало, кто просит»). Этого явно недостаточно. Нужно организовывать активную работу по изучению профессиограмм и соотнесению их со своими личностными особенностями, представлениями о своем будущем и результатами анализа рынка труда. В результате подобной деятельности у учащихся должно сформироваться более осмысленное отношение к анализу мира профессий, более глубокое понимание таких понятий как профессионально значимые качества, время профессионального развития, профессиональные ограничения и так далее.

Другой аспект работы с профессиограммами заключается в том, что справочники не всегда дают необходимую для учащегося информацию. Более того, представленная информация никак не комментируется и не расшифровывается.
И это еще одна причина, чтобы не удовлетворяться одним лишь предъявлением справочной литературы желающим (а таких – ничтожно малое число!) школьникам.

Чтобы осмыслить эту проблему, рассмотрим профессиограмму библиотекаря. Какие характеристики в ней представлены? А какие – нет? Какие термины будут ясны школьникам, а какие – вызовут непонимание?

Пример профессиограммы

Библиотекарь-библиограф

В обязанности библиотекаря входит комплектование фондов (заказ и закупка книг), обработка новых поступлений, то есть каталогизация и систематизация путем составления специальных карточек, а также обслуживание населения. Работа библиографа состоит в подготовке информации о произведениях печати и предоставлении этой информации читателям в соответствии с их запросами. Библиограф постоянно анализирует печатные издания и в специальных обзорах кратко излагает их суть. Уровень общения средний по интенсивности, неравномерный по нагрузке, так как связан с обслуживанием населения.

Доминирующие интересы: литература и русский язык, иностранный язык, информатика.

Сопутствующие интересы: история, сфера обслуживания, мировая художественная культура.

Профессиональная направленность на работу со знаковыми системами, текстами, а также на работу с людьми.

Ограничения по состоянию здоровья: заболевания органов дыхания, зрения и аллергия.

Необходимые качества: хорошая память и внимание, аккуратность, терпение и настойчивость, навыки скорочтения.

Препятствовать успешной работе будут такие качества, как отрицательное отношение к монотонной работе и эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость.

Данную профессию можно получить в Библиотечном техникуме, (Адрес, тел.) в Университете культуры и искусств (Адрес, тел).

Средний уровень спроса на рынке труда. Работает библиограф в массовых и научных библиотеках, в библиотеках при вузах, в отделах научно-технической информации на производстве или в НИИ, в патентных бюро и отделах. Карьерные перспективы минимальны, связаны с должностью заведующего библиотекой или работой патентоведом.

Родственные профессии: архивариус, патентовед, редактор.

В даной профессиограмме указаны основные обязанности работника (первый абзац), однако сразу необходимо обратить внимание, что здесь многое не соответствует уровню знаний школьников о предмете. Например, понятие «комплектование» несмотря на расшифровку в скобках, может вызвать непонимание. Также требует разъяснения и фраза «уровень общения средний по интенсивности»: школьники еще недостаточно четко могут оценить степень интенсивности общения. Но – самое главное – в описании обязанностей не представлена привлекательная сторона профессии, а ее актуальность не сформулирована на языке школьника! Можно было бы добавить информацию о том, что работа библиотекаря иногда сопряжена с педагогическим трудом или писательским творчеством, что библиотекари могут эффективно сотрудничать с различными издательствами…

Следующим компонентом работы с профессиограммой является соотнесение характеристик данной профессии с характеристикой интересов и способностей (возможностей) школьника. В прошлых лекциях мы с вами говорили о том, что у многих учащихся еще не сформированы интересы, а только лишь некоторые склонности (да и то не у всех). Эти склонности они формулируют зачастую в самом общем в виде и основываясь на тех или иных предметных областях: физика, техника, русский язык, история и др., – а это не всегда соответствует действительности. И поэтому интересы желательно формулировать в терминах действий, например, «мне нравится помогать искать нужную информацию», «у меня получается делать хорошие отчеты, обзоры, я люблю обобщать информацию», «мне нравится заниматься классификациями, все упорядочивать», «я люблю читать разную литературу, люблю собирать книги, ходить по книжным магазинам». Вот из совокупности таких «расшифровывающих» характеристик и складывается мнение школьника о том, насколько соответствует профессия его интересам.

То же самое можно сказать и о профессиональной направленности: она сформулирована в профессиограмме верно, но без учета восприятия школьника! «Переведя» ее на язык учащегося, мы получаем: «Нравится помогать людям (консультировать их) в работе с информацией».
И основная задача специалиста в этой области – объединить любовь к анализу и систематизации с ориентацией на других людей. В этой задаче кроется основной профессиональный конфликт в работе школьного библиотекаря: работа с каталогами и фондами предполагает определенную интровертированность, погруженность в себя, индивидуальную деятельность, а должностные обязанности требуют от специалиста выхода в классы, проведения читательских семинаров и других мероприятий, тех же профориентационных занятий! А здесь уже требуется экстравертированность – деятельность, подразумевающая ориентацию на других людей, стремление к общению с ними!

Ограничения. В этой профессиограмме присутствует описание основных ограничений – по здоровью, но есть еще и другие ограничения, например, высокие материальные запросы, повышенное стремление к внешним впечатлениям и др., – которые напрямую не связаны со здоровьем, но тем не менее негативно влияют на качество выполнения обязанностей. Та же экстравертированность может быть ограничением, побуждающим библиотекаря реже находиться в роли архивариуса и искушению под любым предлогом потратить время на общение. Обсуждение профессиональных ограничений позволяет учащимся сделать в будущем более осмысленный выбор.

Способы получения профессии. Обычно здесь указывают только адреса и названия учебных заведений, но для школьника этого недостаточно. Для более глубокого осмысления этого пункта необходимо предоставить информацию о специфике образовательных программ, познакомить с рекламной продукцией различных образовательных учреждений и сроками обучения.

К сожалению, в большинстве профессиограмм отсутствуют сведения о времени профессионального развития специалиста, о специфике карьерного роста и – что очень важно в современной ситуации – о возможностях переключения на смежные профессии. Например, в некоторых школах библиотекарь – после соответствующего повышения квалификации – становится руководителем медиатеки, координатором образовательного проекта, редактором школьного сайта и даже организатором дистанционного сопровождения образовательного процесса.

Ниже представлены примеры занятий, направленные на осмысление требований профессии к личности и активизирующие учащихся в области анализа рынка труда.

Пример занятия

АНАТОМИЯ ПРОФЕССИИ

Тема: Анатомия профессии. Профессиограмма.

Аудитория: 9–11-е классы.

Цели:

· Обучающая: развитие умения описывать профессию по схеме.

· Воспитательная: развитие понимания ценности осмысленного выбора профессии.

· Развивающая: развитие исследовательской культуры в сфере профессионального самоопределения.

Обоснование цели: при выборе профессии, учащиеся часто сосредоточиваются на каком-то одном факторе (например, своем мнении о заработной плате) или на несущественных факторах (например, на внешней привлекательности формы одежды). Следовательно, необходимо учить старшеклассников анализировать профессию применительно к себе, опираясь на объективные показатели.

Задачи:

· организовать активное обсуждение значимых сторон профессии;

· познакомить учащихся со схемами описания профессий (профессиограммами);

· организовать работу по анализу описаний профессий (на карточках); познакомить учащихся с профессиограммами ряда профессий;

· организовать работу по составлению кратких вариантов профессиограмм для профессий, выбранных учащимися на данный момент;

· определить требования выбранной профессии к личности школьника;

· дать домашнее задание по составлению краткой профессиограммы.

План занятия:

1. Организационный момент. (3 мин.)

2. Беседа о факторах, оказывающих влияние на выбор профессий. (5 мин.)

3. Обсуждение значимых сторон любой профессии с точки зрения общества и оптанта. Индивидуальное составление значимых сторон профессии (выделение личностно значимых характеристик профессии). (5 мин.)

4. Работа с карточками описания профессий. (15 мин.)

5. Дополнение изначального списка значимых характеристик профессии. Знакомство с понятием «профессиограмма». (5 мин.)

6. Домашнее задание. Организационное завершение занятия. (2 мин.)

Общее время: 40–45 минут.

Пояснение: Если школьный библиотекарь располагает возможностями и хочет больше времени посвятить изучению различных профессий, то работа с карточками может занять значительно больше времени – вплоть до 30-40 минут. Для цели осознания схемы профессии достаточно и 15 минут. Следовательно, занятие может занять и два урока (спаренных).

Используемые материалы: доска (или флип-чарт), мел (или маркер), карточки с описанием профессий, листы для индивидуальной работы с характеристиками профессии.

Ход занятия

1 шаг. Здравствуйте! К этому занятию вы должны были провести интервью с близкими с целью определения факторов, повлиявших на их профессиональный выбор. Ведущий выслушивает 2–4 школьников и переходит к теме занятия.

2 шаг. Каждый человек перед тем, как выбрать профессию, анализирует некие ее характеристики, ее стороны, которые его больше всего волнуют. Каждого из вас также волнуют какие-то стороны, связанные с будущей профессией (величина возможной заработной платы, сроки обучения, карьерный рост и т.д.). И это все – важно. Тем не менее, существуют и другие характеристики, другие стороны профессии. Если вы их не учтете, то можете в будущем испытать разочарование. (Например, кто-то хочет быть юристом, думая, что все юристы много зарабатывают. И его предположения могут быть верны! Но после вуза юристы сразу не так много зарабатывают, как их более взрослые и опытные коллеги! Должно пройти определенное время!) Я вас сейчас прошу подумать и на отдельных листочках написать, какие стороны профессии для вас наиболее важны. Учащиеся работают в течение 3 минут.

3 шаг. Итак, давайте обсудим, у кого какие характеристики получились. Учащиеся в четверках делятся мнениями, а затем – выборочно – обсуждают их перед всем классом. 3–4 минуты. Интересно, что кто-то слишком сосредоточился на том, что ОНИ хотят получить от профессии, совсем забыв о том, что и профессия предъявляет к ним некие требования: к их здоровью, личности, вниманию, памяти, силе воли, дисциплинированности
и т.д. И не все этим требованиям могут соответствовать. Может быть, дополним свои списки? (2–3 минуты.)

4 шаг. Сейчас мы будем в течение 10–15 минут работать с карточками, на которых достаточно подробно описаны различные профессии. Мне кажется, что вам интересно будет поближе познакомиться с целым рядом профессий, о которых вы имели смутное представление. Задание следующее: читая, попытайтесь дополнить свои списки теми характеристиками профессии, которые, на ваш взгляд, в них не вошли. Чтобы было видно, что именно вы дописали, используйте ручку другого цвета или карандаш. Приступаем! Педагог выдает на класс набор карточек с профессиограммами различных профессий – не менее 20–25, либо достаточное количество справочников с профессиограммами.

5 шаг. Учащиеся работают около 15 минут. Педагог проходит по рядам и помогает формулировать характеристики.

6 шаг. После окончания выделенного времени ведущий собирает карточки и предоставляет возможность учащимся поделиться друг с другом, кто какие характеристики записал.

7 шаг. Выборочное обсуждение результатов со всем классом (2–4 человека).

8 шаг. Продолжение мини-лекции. Существуют разные схемы описания профессий, но в них во всех есть основные черты. Пожалуйста, ставьте в своих списках «галочки» около них, если я их назову. Если же их у вас нет, то впишите их обязательно. Ведущий рассказывает, что у каждой профессии есть цель, объект, предмет, условия. Остальные характеристики, скорее всего, учащиеся смогли выявить сами.

9 шаг. Задание на дом: опишите ту профессию, которой вы на данный момент собираетесь заниматься, по тем пунктам, которые мы выделили на сегодняшнем занятии.

10 шаг. Организационное завершение. Игра. Можно поиграть в игру «Профессии в фильме». Кто-то из класса называет всем известный фильм, а четверки называют как можно больше профессий, присутствующих в этом фильме (имеется в виду – в сюжете, а не в процессе создания фильма!).

В результате этого занятия, учащиеся в активной форме осваивают существенные характеристики профессий, а также имеют возможность сформулировать вопросы относительно тех сторон профессии, о которых ничего не было сказано в профессиограмме. Неудовлетворенный запрос – это очень хороший повод для того, чтобы более углубленно изучить данный вопрос с помощью ресурсов школьной библиотеки.

Учащиеся зачастую ограничены в использовании тех или иных каналов при выборе профессии. Более того, они не всегда осмысленно и критически подходят к тем каналам информации, с которыми им приходится взаимодействовать. Именно поэтому необходимо использовать разнообразные аутентичные информационные ресурсы для развития у школьников социальной компетентности в области анализа рынка труда.

Одним из таких ресурсов является периодика – издания, специализирующиеся на изучении профессиональной сферы: «Профессия», «Вакансия» и др. Они могут помочь найти наиболее свежую информацию о степени востребованности той или иной профессии, а также –
о новых профессиях, появившихся на рынке труда.

Для работы с подобными периодическими изданиями можно использовать занятие, предложенное ниже.

Пример занятия

РАБОТА С ПЕРИОДИКОЙ

Тема: Поиск профессии.

Аудитория: 9–11-е классы.

Цели:

· Обучающая: расширить представление школьников о способах поиска информации о профессиях.

· Развивающая: развитие умения ставить цель при работе с периодическими изданиями и умения анализировать современный рынок труда.

· Воспитательная: формирование информационной культуры.

Задачи:

1. Знакомство с каналами поиска информации о профессиях.

2. Организация беседы с целью обсуждения каналов поиска информации о профессиях.

3. Объяснить содержание неясных, непонятных профессий.

Используемые материалы: набор газет и журналов (из расчета – одно издание на четверку); доска, мел.

Ход занятия

1 шаг. Здравствуйте! Сегодня мы обсудим вопрос поиска профессии. Из вас кто-нибудь когда-нибудь искал работу? Какие способы (каналы поиска) вы использовали? Сначала двое-трое высказывают свое мнение, которое фиксируется на доске, а затем – учащиеся работают в парах-тройках и составляют список каналов поиска информации.

Он получается примерно такой:

Каналы поиска профессии

· Кадровое агентство,

· Биржа труда,

· Знакомые, родственники,

· Центры профориентации,

· Настенные объявления,

· Справочная литература,

· Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, Интернет),

· Рассылка вакансий по почте.

Педагог фиксирует предлагаемые варианты на доске, уточняя формулировки и добавляя свои варианты.

2 шаг. Как вы уже сказали, одним из самых распространенных каналов поиска информации о профессии являются многочисленные периодические издания, которые можно приобрести (либо получить бесплатно) в пунктах распространения печати. По информации, представленной в этих газетах, можно сделать вывод о том, какие профессии сейчас наиболее востребованы; узнать о появлении новых профессий; об уровне оплаты труда разных видов профессиональной деятельности и многое другое. Также, можно подыскать себе работу – как временную, так и постоянную.

Как правило, на первой странице таких газет и журналов размещено оглавление, которое помогает изучать материал более целенаправленно. В объявлениях о вакансиях, которые мы можем прочесть в газете, есть номера телефонов, которые зачастую связывают нас не с организацией, где требуются кадры, а с посреднической фирмой, которая предложит вам за деньги заполнить анкету, которую они будут предлагать различным работодателям без гарантий, что вас обязательно возьмут. Поэтому, чтобы дозвониться до фирмы-заказчика, придется изрядно попотеть.

Теперь я попрошу вас представить, что вам надо найти работу. Давайте сначала определим, что мы от нее ждем. Учащиеся вместе с педагогом составляют список своих требований к профессии, учитывая тот факт, что некоторые из них еще несовершеннолетние, что основной их деятельностью является учеба и что у них еще должны оставаться силы для «просто жизни».

3 шаг. Обычно учащиеся составляют такой список своих требований к профессии:

· График работы. (занятость либо – только в выходные дни, либо – один-два часа в день). Нужно сказать школьникам, что график может быть гибким, а может быть – постоянным.

· Оплата труда. Педагог напоминает, что существуют разные формы оплаты труда: почасовая, сдельная, сдельно-премиальная, «процентная» (процент от заработанного), нормированная (ставка).

· Условия труда. Под условиями труда могут пониматься самые разные факторы: работа по уходу за стариками, детьми; физический труд на свежем воздухе; работа, связанная с перемещениями по городу; работа в офисе и много другое. Желательно сразу определиться, чего бы вы точно НЕ хотели!

· Квалификация. Нужно определить, какую бы работу вы хотели выполнять: связанную с предполагаемой в будущем профессиональной деятельностью или нет. Так же нужно определить, что именно вы вообще могли бы выполнять.

4 шаг. Иногда учащиеся добавляют пункты, связанные с доступом в сеть Интернет, с местоположением работы и т.д. После того, как список будет составлен, педагог предлагает начать активно знакомиться с периодикой, достигая при этом следующих целей: найти себе работу по сформулированным выше параметрам; попытаться определить, какая профессия сейчас наиболее востребована; и выписать неизвестные профессии.

5 шаг. В течение 15–20 минут учащиеся работают с периодикой, выполняя указанные три задания. Педагог проходит по рядам и помогает тем, кому не удается сосредоточиться на задаче.

6 шаг. Учащиеся делятся своими результатами с классом (можно сначала в микрогруппах). Педагог задает уточняющие вопросы, рассказывает о неизвестных для учащихся профессиях. Иногда творческие педагоги предлагают учащимся прямо из здания школы позвонить по телефонам, указанным в газетах. Были случаи, когда учащиеся находили себе подработку прямо после таких занятий: курьером, сиделкой, разносчиком почты, помощником продавца, наборщиком письменного текста на компьютере, рабочим в парке…

7 шаг. Учащиеся с педагогом делают вывод о способах работы с таким каналом информации о профессиях как периодические издания: о том, что важно ставить цель перед поиском, о том, что нужно уметь соотносить свои возможности с предлагаемой работой, о том, что важно четко определять свои интересы, чтобы потом не испытывать разочарования.

Как мы знаем, структура профессии состоит из разнообразных элементов. Зачастую старшеклассники выделяют в ней один-два элемента, что приводит к недостаточно осмысленному выбору профессии. В этой лекции мы стремились показать, как можно научить подростков раннего юношеского возраста анализировать профессию разносторонне и учитывать этот анализ при выборе своего профессионального пути.

Вопросы для самопроверки
и размышления

1. Какие новые профессии сейчас актуальны для вашего региона?

2. Какой бы элемент вы добавили бы в типовую структуру профессиограммы?

3. Как вы понимаете выражение «профессиональное самоопределение – это инструмент развития личности»?

Рекомендуемая литература

1. Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : изд-во СПбГУ, 1991. – 152 с.

2. Профессиональная ориентация в библиотеках, обслуживающих детей и подростков / Сост. Г. Р. Армадеров, Т. В. Морозкина. – М. : Государственная республиканская детская библиотека РСФСР, 1988. – 35 с.

3. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М. : Педагогика, 1987.