Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2005


ЛИЧНОСТЬ

Календарь круглых дат

Виктор Вайнерман

Развернутые фантики

Открываем Достоевского

Омск – один из главных российских городов, связанных с именем автора «Записок из Мертвого дома». Здесь – Голгофа Достоевского. На протяжении четырех лет каторжник омского острога, здесь он пересматривал свои прежние убеждения и строил планы на будущее. В преддверии юбилейных дат захотелось вновь поразмышлять на «Достоевские» темы.

Виктор Соломонович
Вайнерман

заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ, член Союза российских писателей, директор Омского государственного литературного музея
им. Ф.М.Достоевского
г. Омск

Достоевского читают мало, а если и читают, то в лучшем случае лишь «обязательный» в школьной программе роман «Преступление и наказание». В нем писатель рассматривает проблему духовной самоидентификации героя – типичного представителя своего времени разночинца Родиона Раскольникова. «Кто я? – задается вопросом Раскольников. – Тварь дрожащая или право имею?» Выясняется, что «тварь», но уже поздно, зарубил топором сразу двоих ни в чем не повинных женщин. Какой вывод делает юный читатель (напомню, что чаще всего мы читаем этот роман в школе, когда только готовимся вступить во «взрослую» жизнь)? Что нельзя решать свои проблемы за счет других. Казалось бы, элементарный вывод, и не надо ради его усвоения ни многостраничный роман читать, ни к урокам готовиться, ни сочинения писать. Что ж. Кому-то, быть может, и не надо, а большинству-то очень даже нужно. Одно дело дать человеку вербальный посыл. Сказать: «Так надо! Поступай, как говорят – и точка!» А другое дело эту же мысль облечь в образы, увидеть, что происходит с другими людьми, в другое время и в другом месте.

Бюст Ф.М.Достоевского. Скульптор С.Вахромеева. ГипсНо если бы это был весь Достоевский, то едва ли один этот роман сделал бы его великим писателем. Достоевский велик, потому что он автор «Бедных людей» и «Двойника», «Записок из Мертвого дома» и «Бесов», «Идиота» и «Братьев Карамазовых», «Записок из подполья» и «Дневника писателя». Не только сострадательный взгляд на человека отличает Достоевского от других русских писателей, но его страстный, и требовательный, и возвышающийся до крика голос, в котором звучит и боль, и отчаяние,
и исступленная вера в то, что талантливый, душевно щедрый, добрый, отзывчивый на чужое страдание, бесконечно терпеливый народ русский, наконец, поднимет голову, распрямит плечи и громко заявит о своем праве на достойную жизнь, на равенство среди равных.

Достоевский, как и Белинский, и Салтыков-Щедрин, и Некрасов гневно направлял указующий перст на пороки современного ему общества. Но, в отличие от современников, он рассматривал эти пороки в их причинно-следственной связи и широком контексте с жизнью других наций и народностей, населявших Европу. Главные причины всех проблем, существующих в Отечестве, Достоевский видел в том, что государство ставит перед собой любые задачи, кроме формирования в каждом человеке системы личностных ориентиров, духовных и нравственных ценностей. Одной из важнейших в этом направлении Достоевский считал возможность для каждого гражданина получить образование, причем на родном, русском языке. Писатель полагал, что человек, который не умеет связно излагать свои мысли на русском языке, не имеет и внутреннего стержня. В его голове туман, его представления о мире расплывчаты и, в основном, состоят из заимствованных слов и выражений. Жизнь без знания русского языка, по убеждению Достоевского – жизнь «с коротенькими идейками и с парикмахерским развитием». Такой человек и умрет, «совсем не заметив, что всю жизнь был дураком». На образование, полагал Достоевский, надо выделять средств из казны «не менее чем на войско». Потому что «выделать», как выражался писатель, можно что угодно, но человека одним махом не выделаешь. Человека выстраивать надо, формировать. И лишь с появлением совершенного человека наступит на Земле «золотой век», а с ним уйдут в прошлое вражда и зависть, мечта о «золотом мешке» и жажда наживы и на первый план выйдут духовные ценности.

11 ноября 2006 года величайшему мечтателю, Федору Михайловичу Достоевскому, исполнится 185 лет. В этом же году будет ровно 125 лет со дня смерти писателя. Обе эти даты дадут повод снова и снова обратиться к произведениям Достоевского, его жизни, поговорить о судьбах людей, встречавшихся с ним и принявших в нем участие. И еще одной датой будет отмечен будущий год. 6 октября исполнится 500 лет роду Достоевских. В этот день в 1506 году князь пинский Федор Иванович Ярославич «жалует своему боярину Даниле Ивановичу Иртищу “вечно и непорушно” несколько дворов в селе Достоеве»1. Отсюда, из-под Пинска, и пошел род Достоевских.

Село Достоево располагалось на территории между Белоруссией и Литвой. В то время вся эта земля принадлежала Речи Посполитой (Польше). Дочь писателя, Люба, рассказывала в своих воспоминаниях, что отец часто говорил им: «Мы, Достоевские, литовцы, а не поляки...» И при этом по каждому поводу Достоевский заявлял о своей русскости, о преимуществах всего русского над немецким, французским, английским – любым другим, о том, что именно Россия определит пути европейского развития…

Юбилеи будущего года – лишь фантики для мира Достоевского. Они обязательно должны быть яркими, красивыми, чтобы читатель развернул их шуршащую фальшь, и остался наедине с великими художественными произведениями. Лишь бы эта встреча состоялась во всей подлинности, не в пересказе и не понаслышке. Ведь человек после общения с Достоевским становится чуточку другим, уже не остается прежним. Он начинает чуть больше думать, чуть внимательнее прислушивается к мнению окружающих, к их речи. Старается и свою речь пытается сделать более точной и уважительной к собеседникам. Учится формулировать для самого себя, что для него хорошо, а что плохо, и объяснять, почему…

Ради этого и стоит проводить юбилеи, отмечать годовщины. Перефразируя известную поговорку, скажу: «Чем бы мы не тешились, лишь бы читали Достоевского»…

____________________

1 Волгин И. Родиться в России. – М. : Книга, 1991. – С. 10.