Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиотечное дело

Слава Матлина

Социально-психологические
и технологические основы организации фондов
в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17 Лекция 1. Виды доступности фондов. Понятия «открытый фонд», «закрытый фонд». Что такое свободный доступ к фондам библиотеки
18 Лекция 2. Особенности расстановки и оформления книжного фонда. Принципы доступности, комфортности, дифференцированного обслуживания, а также требования визуальной культуры
19 Лекция 3. Специальные виды расстановки книжного фонда. Расстановка по уровню читательского развития; по тематическому, серийному признакам; по типам изданий. Способы их оформления Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)
20 Лекция 4. Kнижно-иллюстративные выставки. Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений. Особенности внутриполочных выставок
21 Лекция 5. Нестандартные и интерактивные выставки. Выставка-кроссворд, выставка-викторина, выставка-хобби, выставка-икебана и др. Возможности использования музыкального и видеоряда. Особенности создания стендов, щитов, планшетов как наглядных форм продвижения изданий
22 Лекция 6. Эффективность выставочной работы. Баланс между количеством и качеством выставок. Kритерии эффективности оценки выставок. Показатели эффективности. Дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки. Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 29 декабря 2005 г.)
23 Лекция 7. Стилистика и дизайн библиотеки. Оформление ее помещения исходя из требований дизайна.Расстановка книжных стеллажей, письменных столов и кафедры (стола) выдачи. Выбор основной цветовой гаммы. Роль фитодизайна. Языковая стилистика библиотечных текстов. Роль игрового начала, метафорики, юмора
24 Лекция 8. Позиционирование библиотеки как важного элемента школьной структуры. Что такое библиотечный PR. Библиотека в системе внеклассной работы. Kонтакты с муниципальными детскими библиотеками, музеями, негосударственными, общественными структурамиИтоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

Лекция 8. Позиционирование библиотеки как важного элемента школьной структуры

Что такое библиотечный PR. Библиотека в системе внеклассной работы
Контакты с муниципальными детскими библиотеками, музеями, негосударственными, общественными структурами

Позиционирование библиотеки

В предыдущих лекциях подчеркивалось, что раскрытие библиотечных ресурсов, продвижение книги и электронных документов выполняет сверхзадачу – способствует созданию позитивного образа (имиджа) библиотеки среди реальных и потенциальных пользователей. Идет ли речь о совершенствовании свободного доступа, подготовке книжно-иллюстративной выставки или проектировании пространства, важно всегда помнить об этой сверхзадаче, позиционируя библиотеку как объективно востребованный, реально необходимый обществу, динамично развивающийся социально-культурный институт.

Позиционирование – понятие, пришедшее в повседневную речь и в библиотечную профессиональную лексику из экономики, точнее, теории маркетинга. Умело позиционировать себя – в первую очередь, означает правильно определять стратегически важные для местного населения и отдельных его категорий, включая школьный коллектив, социальные задачи, предвосхищать, систему культурно-информационных ожиданий людей. При этом библиотекарю необходимо самому осознавать общественную значимость своей работы, без чего он не сможет убедить в этом тех, от кого зависит ее оценка: население, пользователей, руководство школы, местные власти.

Для библиотекаря успешное позиционирование связано с овладением особыми коммуникативными навыками, нестандартным мышлением, умением слушать, слышать и понимать других, заявлять о себе, с культурой ежедневной самопрезентации библиотеки, придающей текущей работе характер неординарного события. В идеале – это создание ситуации Праздника, радостной творческой атмосферы, в равной степени комфортной для детей и взрослых.

Вспомним привычные слоганы – емкие рекламные лозунги, распространенные в детских и школьных библиотеках. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!», «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…», «Твоя библиотека всегда ждет тебя!» и др. (Примеры взяты из реальной практики). Сформулированные в ярко выраженной, эмоционально-приподнятой манере, они в сочетании с визуальными метафорами (о них шла речь в 7-й лекции) создают у пользователей установку на восприятие библиотеки как Теплого, Светлого, Радостного Дома.

Библиотечный PR

Приведенные выше примеры – иллюстрация того, как библиотека позиционирует себя в глазах тех, кто сюда приходит. Но этого недостаточно. Любая современная библиотека стремится расширить круг пользователей, наилучшим образом позиционировать себя среди общественности, потенциальных посетителей. На помощь приходят технологии так называемого «паблик рилейшенз» или в латинской транслитерации PR (по-русски звучит как «Пи Ар»). Их определяют по-разному: как взаимосвязи с различными кругами населения, управление взаимоотношениями с общественностью, общественным мнением; и даже (в области политики) как манипулирование людьми.

Самое близкое нашей профессиональной деятельности – гуманистической по своей природе – определение PR дано известным теоретиком этой области знания англичанином Сэмом Блэком. По его мнению PR – это одновременно искусство и наука достигать гармонии через взаимопонимание, основанное на взаимном информировании, полной правде1. Применительно к библиотеке имеется в виду диалог с различными кругами населения, умение убедить его в благотворном влиянии библиотеки на развитие сообщества.

Это также поиск путей, обеспечивающих взаимопонимание с местной властью; негосударственными институциями, включая общественные организации; с бизнес-кругами, являющимися потенциальными спонсорами; научными и культурными учреждениями; интеллектуальной элитой. Финансируемая по «остаточному принципу», сталкивающаяся с трудностями освоения новых информационных технологий, призванная постоянно расширять культурное пространство, библиотека просто обречена работать в содружестве со структурами, способными лоббировать ее интересы, поддерживать начинания, в том числе и материально. И конечно, это постоянные контакты со СМИ, даже самостоятельная издательская деятельность, вплоть до подготовки крупными муниципальными и школьными библиотеками собственных журналов и газет, вебстраниц.

В последние годы усиливаются контакты школьных и муниципальных библиотек. Их совместная деятельность, нацеленная в значительной степени на помощь образовательному процессу, неизбежно переплетается с внешкольным образованием и воспитанием.

При этом не суть важно, кто является инициатором такого взаимодействия: школьная или муниципальная библиотека. Так, созданный при Центральной городской детской библиотеке г. Балахна Нижегородский области музей земляка Кузьмы Минина, стал отправным пунктом ежегодного проведения во всех школах Мининских чтений. В них участвуют школьные библиотеки города. И наоборот, подготавливаемые школьными библиотеками различных районов столицы команды старшеклассников, становятся участниками знаменитых краеведческих марафонов, организуемых ЦГДБ им. А.П.Гайдара Москвы.

Краеведческая работа муниципальных и школьных библиотек невозможна без деятельного участия местных музеев. Один из позитивных примеров – Арзамас, где муниципальные и школьные библиотеки участвуют в изучении и продвижении материалов о жизни и творчестве А.Гайдара, исследуют уникальные природные и исторические памятники Нижегородской области. В различных районах области – начиная от регионального центра и включая сельские поселения, школьники в содружестве с библиотеками, музеями, всеми заинтересованными организациями участвуют в экологических экспедициях.

Надо ли объяснять, что такая работа повышает социальный статус библиотеки, меняет ее стилистику, повышает требования к качеству ресурсов, в первую очередь, фондов. Одновременно контакты школьных и детских библиотек с общественными организациями: такими, как «Мемориал», «Гринпис», региональным движением «Поиск» – обладают громадным нравственным потенциалом. Место малоэффективных встреч и лекций на тему «Делать жизнь с кого», занимает реальное, живое дело, в которое вовлекает подростков библиотека.

Контакты реализуются также через информационную поддержку общественных организаций: дети готовят стенды, фотосессии и даже фильмы (например, о несанкционированных городских свалках или замусоренных водоемах), записи воспоминаний жертв политических репрессий и их родственников и др. Эти документы публикуют местные газеты, а фильмы показывают по кабельному телевидению. Совместно с Домами детского творчества библиотеки становятся посредниками в организации Школ юного репортера, театральных кружков, художественных студий и других творческих объединений, которые на общественных началах создают энтузиасты из редакций региональных периодических изданий, местных театров и отделений Союза художников.

Эту деятельность мы традиционно обозначаем мало понятным непрофессионалу, и, прямо скажем, размытым понятием «внеклассная работа». По сути ее можно без ложной скромности обозначить как формирование интеллектуальной элиты страны. Именно в такой модальности должна сегодня позиционировать себя продвинутая муниципальная и школьная библиотека.

У паблик рилейшенз имеется и еще одна грань. Во многих муниципальных и школьных библиотеках в последние годы можно встретить с любовью оформленные галереи: «Библиотечные благотворители» или «Наши читатели и почитатели» (вариантов названий немало). В них портреты людей, внесших вклад в развитие библиотеки. Это представители муниципальных властей, бизнесмены, деятели науки и культуры, представители общественных структур. И, конечно, отдельные пользователи – дарители книжных и других коллекций, люди помогающие оформлять, проводить интересные встречи, литературно-музыкальные салоны и др. Один из законов PR гласит, что благотворительность следует рассматривать как общественно полезное дело, нуждающееся в публичном одобрении, социальной рекламе.

В Златоустовской ЦГБ довелось увидеть не совсем привычное название витрины. Она называется «Личности» и дополнена подзаголовком: «Без них наши мечты не стали бы реальностью – наши меценаты и благотворители». Акцент на личностное, персональное участие жителей города (села) в судьбе любимой библиотеки – независимо от социального статуса, вне субординаций, становится одной из позитивных тенденций наших дней, еще раз удостоверяя демократизм нашей профессиональной деятельности.

Персонализация как принцип библиотечного паблик рилейшенз

Перечисляя различные социальные институты, во взаимодействии с которыми находится библиотека, следует иметь в виду, что в непосредственные контакты друг с другом вступают не учреждения и организации, а их представители – конкретные люди. Теоретики PR любят подчеркивать, что любой коммуникационный процесс покоится на культуре межличностного общения. Никакие договоры, скрепленные печатями и официально зафиксированными обязательствами, не смогут эффективно « работать», если у обеих сторон отсутствует четкое понимание целей и реальных результатов, если библиотекарь не сможет заинтересовать партнера своим проектом, если отсутствует взаимное притяжение людей.

Учесть названные «если» нелегко. Сегодня библиотекари заново учатся относительно новым для них технологиям общения. Те знания и умения, которые многие из нас воспринимали интуитивно, не задумываясь об их знаковой природе, сегодня приобретают особую значимость: ведь от них зависит результативность PR-деятельности. В межличностном, социально ориентированном общении, имеет вес все: культура речи – умение кратко изложить суть проблемы; «держать лицо», улыбку; хорошие манеры, вкус, чувство стиля.

Играют роль и такие «детали» поведения, как овладение «языком» жестов, поз; знание оптимального расстояния между собеседниками, исходя из возрастной, должностной дистанций и др.2 В то же время одно из условий равноправных, партнерских отношений – с руководителями школы, членами родительского комитета или представителями бизнес-структур, – сохранять чувство собственного достоинства, не выглядеть «бедным просителем». Ведь любой вид помощи, включая материальные вливания, библиотекарю необходимы для выполнения конкретного проекта, который должен быть умело и доказательно обоснован.

Важно научиться не просто «красиво», но и психологически грамотно излагать свои доводы, акцентируя внимание на начальной и заключительной фразах. Учитывают также высоту голоса, возможность «играть» его модуляциями, интонациями. Психологи утверждают, что благодаря последним собеседник «считывает» более 80 % сообщаемой ему информации.

Конечно, обаянию, шарму, чувству юмора, без которых межличностное взаимодействие мало результативно, научить непросто – многое в этих качествах от природы. Но знать предпосылки эффективного общения необходимо.3 Не случайно в муниципальных библиотеках в последние годы создают отделы маркетинга и паблик рилейшенз, где работают люди, владеющие технологиями межличностных коммуникаций.

Можно вспомнить случаи, когда теплое, талантливо составленное поздравление бизнесмена с Днем рождения или подготовка и презентация лирического сборника другого выдвигали этих людей в число самых преданных друзей и защитников интересов библиотеки.

Такого рода работа рассматривается в контексте принципа персонализации библиотечной деятельности. Она означает повышенное внимание к конкретному человеку.

В любом пособии по теории пиара можно найти формулу: имидж организации во многом определяет имидж персоналий. Корпоративный успех не в меньшей степени, чем контакты с различными учреждениями и организациями, зависит от внутренней среды, взаимоотношений руководства и сотрудников, климата доверия и психологического комфорта в библиотеке.

Персонализация важна и в ходе диалога с пользователем. Речь идет о социально-ориентированной деятельности библиотеки, направленной на выявление талантливых личностей, помощь в их творческой самореализации.

Надо ли говорить, как много в наш прагматичный век значит для этих людей возможность творческого самовыражения, бескорыстной поддержки их дарований. В свою очередь, библиотека позиционирует себя не только как информационный центр, но и как ведущая культурная площадка своего города или села.

Воплощением принципа столь важной в PR персонализации становится приглашение в библиотеку «интересных гостей»: ветеранов войны, писателей, звезд эстрады, спорта, религиозных деятелей и других людей, выступающих в глазах общественности «лидерами мнений». Сам факт их присутствия в библиотеке повышает статус последней.

Имя библиотеки как ее бренд и символ

Есть и еще один аспект персонализации, присущий – выделим это особо – прежде всего отечественным библиотекам. Являясь по сути технологией профессионального паблик рилейшенз, он связан с созданием именных библиотек, в том числе и школьных. Имена писателей – уроженцев города, села, а также людей, внесших вклад в развитие культуры, присваивают муниципальным библиотекам и школам.4

В практике PR хорошо известно, что имя – одна из важнейших характеристик бренда: оно легко запоминается и при успешной деятельности ее носителя создает прочные ассоциации с положительным имиджем, сложившимся за долгие годы. Именной библиотеке легче подчеркнуть свою самобытность, уникальность. Это обстоятельство помогает ей привлекать внебюджетные средства на осуществление различных проектов. Тем более, когда речь идет о проведении конференций, чтений, праздников, посвященных деятелю культуры, чье имя носит библиотека или школа.

Нередко содержание работы библиотеки углубляется за счет создания музейной экспозиции писателя или другого деятеля культуры. Меняется и ее дизайн (см. раздел «визуальные метафоры» предыдущей лекции). Именно в содержательном контексте рассматривали роль имени выдающиеся русские философы П.А.Флоренский и А.Ф.Лосев.

По Флоренскому имя – орудие познания, эмблема, словесный символ, обусловливающий известную предопределенность, «жизненный путь» и перспективы развития. Снять его, убежден Флоренский, – значит определить некую «несказанность», по сути «невыразительность существования». (Вспомним, например, вывески современных муниципальных библиотек, где на первом месте стоит странно звучащая аббревиатура «МУК» – муниципальное учреждение культуры. Библиотекари грустно шутят: наша культура вся «в муках»).

А.Ф.Лосев рассматривал имя в широком смысле слова, как «звуковое воплощение смысла», символ, который, утверждая себя в новом бытие, создает стиль. Напомним, что в предыдущей лекции мы указывали на важную роль стилевых, а точнее, стилистических особенностей развития библиотеки.

Реклама как средство паблик рилейшенз

Важнейшим инструментом PR выступает реклама. Будучи открытой, обращенной к людям системой, библиотека – не только муниципальная, но и школьная – по сути выполняет роль публичного института. Любая форма ее деятельности так или иначе оценивается населением.

Безусловно, эффективным инструментом рекламы библиотеки выступают печатные средства: листовки, буклеты, закладки в книги, изобретательно оформленные библиографические указатели. К ним примыкает сувенирная продукция в виде календариков, карандашей, ручек, конвертов, флажков и других атрибутов с эмблемой библиотеки, и, что очень важно, с символическими обозначениями Книги – как главного предмета библиотечной деятельности. В школе это нередко делается руками учеников.

Реклама в средствах массовой информации (СМИ)

Особое место в практике PR отводится технологиям, помогающим за относительно небольшой временной период создать многоаспектный авторитетный образ библиотеки. Это прежде всего средства массовой информации – (СМИ).

Реклама библиотечной деятельности – это социальная реклама. Ее долгосрочная цель – формирование отношения аудитории к культуре, знанию как наивысшим ценностям. Продвигая сведения о наших фондах, воспитывая культуру чтения, потребления информации, раскрывая широкий спектр библиотечных возможностей, мы реально влияем на поведенческую модель людей.

В отличие от коммерческой рекламы, библиотечная не только «продвигает свои продукты и услуги», но и ориентирует потребителя в пространстве культуры, сообщает новую информацию, освещая события библиотечной жизни и всего сопричастного к ней.

Вот почему библиотекарю важно донести до читателя местной газеты, слушателя или телезрителя не только общие сведения о библиотеке, состоявшихся событиях, но и продвигать ее информационные ресурсы и возможности, подчеркивая роль в создании и поддержке культурно-информационного пространства города, региона.

К средствам массовой информации относят и размещение рекламы в Интернете. Мы имеем в виду вебстранички школьной библиотеки. На них отражают фонд книг и мультимедиа-продукции, ссылки на образовательные сайты. Здесь также находит отражение информация о самой библиотеке, ее сотрудниках и помощниках – учителях, школьниках и их родителях, выпускниках, социальных партнерах.

Проводятся на вебстраничках своего рода рекламные кампании библиотеки. Например, в связи с осуществлением программы летнего чтения, или фестиваля фэнтези. Оптимальный вариант – когда такую страничку проектируют и ведут (при корректном, избегающем опеки, руководстве библиотекаря) сами школьники, рекомендуя друзьям любимые книги и фильмы, размещая свои иллюстрации к ним. Важно, чтобы на такой страничке книга рассматривалась не только как помощник в учебном процессе, но инструмент, позволяющий «распахнуть» культурное пространство. Страничку сделать нелегко – она требует журналистских умений и навыков, отсутствия назидательности, а также нестандартного, яркого дизайна.

Вебстранички служат аналогом печатных газет, издаваемых продвинутыми школьными библиотеками. Газеты характерны прежде всего для специализированных школ с гуманитарным уклоном. Но не только. Они перерастают свое «рекламное» предназначение и становятся для ребят дополнительной возможностью освоить культуру владения словом, письменной речи, межличностного общения и в широком смысле, прекрасной школой творческого роста, социализации личности.

Статья подготовлена при поддержке компании «Gold Media Group». Если Вы решили взять в аренду качественное рекламное оборудование, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Gold Media Group». Перейдя по ссылке: «флагшток аренда», вы сможете, не отходя от экрана монитора, взять рекламное оборудование в аренду и по низким ценам. В компании «Gold Media Group» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Список литературы

Ашервуд Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки / Б. Ашервуд – М. : Либерея, 1995. – 174 с.

Борисова О. О. Библиотечно-библиографическая реклама / О. О. Борисова – М. : Профиздат, 2002. – 224 с.

Головко С. И. Реклама – предмет увлекательный / С. И. Головко // Библиотека. – 2004. – № 6. – С. 76–79.

Матлина С. Г. Благоприятный имидж библиотеки / С. Г. Матлина // Школьная библиотека. – 2003. – № 6. – С. 42–44.

Матлина С. Г. Привлекательная библиотека или что может реклама / С. Г. Матлина : практическое пособие. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Либерея, 2000. – 128 с.

Михнова И. Б. Как сделать рекламу библиотеки: теория, методика, практика / И. Б. Михнова. – М., 1996. – 220 с.

Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках / И. М. Суслова. – М. : Либерея, 2005. – 143 с.

Тихонова И. А. Учитесь властвовать собой / И. А. Тихонова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 24–26.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о понятиях: «позиционирование» и «паблик рилейшенз»? В чем особенность их использования в библиотечной деятельности?

2. Определите для себя, насколько реализуем в Вашей библиотеке принцип персонализации: во взаимоотношениях с различными социальными партнерами и внутри библиотеки?

3. Проанализируйте, насколько эффективны Ваши контакты с различными социальными партнерами? Что они дают библиотеке, школе, местному сообществу?

4. Насколько взаимосвязаны, по Вашему мнению, упоминаемые в предыдущих лекциях внутрибиблиотечные формы рекламы наших фондов и средства PR, включая социальное партнерство?

_____________

1 Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М., 1990. – С. 17.

2 Пиз А. Язык жестов : пер. с англ. – Воронеж : Модек, 1992. – 218 с. : ил.

3 Езова С. А. Грани библиотечного общения : учеб.-метод. пособие. – М. : Профессия, 2002. – 160 с.; Езова С. А. Культура общения библиотекарей : учеб.-метод. пособие. – М. : Либерея, 2004. – 144 с.

4 Гильфанова И. А. Библиотека и ее имя: повод для размышления // Сборник методико-библиографических материалов. Вып. 13. – Екатеринбург, 2000. – С. 59–61; Димитриева А. А. Опыт создания и особенности работы именных библиотек // Муниципальная библиотека на пороге нового века : материалы межрегион. науч.-практ. конф. 15–16 мая 2000 г. – Киров, 2000. – С. 5–10.