Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2005

Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа с читателями

Игорь Загашев

Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы. Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки

18

Лекция 2. «День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики

19

Лекция 3. «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики. Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика «Мое профессиональное будущее»

21

Лекция 5. Личностные и биографические факторы выбора профессии. «Мифы» профессионального самоопределения. Методика «7 W». Биографические факторы выбора профессии. Методика «Профессиональная автобиография». Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция 6. Анатомия профессии: схема описания профессии. Практикум по анализу периодики. Методика «Вакансия». Методика «Профессиограмма»

23

Лекция 7. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я». Взаимосвязь между личными целями и профессиональными целями

24

Лекция 8. Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору. Итоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

Лекция 8. Портфолио будущего профессионала

Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий
Оценка готовности к профессиональному выбору

Наш курс подходит к концу. И, как и обычно, в период завершения работы, возникает вопрос о том, как оценивать эффективность занятий, что именно оценивать. Традиционно профориентационная работа с позиции школьного библиотекаря рассматривалась как частный вариант общей работы с читателем, а не как отдельное самостоятельное направление его деятельности как субъекта управления информационно-коммуникативным аспектом образования школьников. В пособиях для массовых библиотек, посвященных данной работе, профессиональное самоопределение, как правило, рассматривается в контексте уточнения индивидуальных планов чтения, организации групповых бесед по поводу современных профессий, организации выставок-просмотров и «Дней профессий» в пространстве библиотеки.

В современных условиях образования, которые заставляют разных специалистов осваивать смежные профессиональные области, которые побуждают к большему пересечению функциональных обязанностей, активное участие школьного библиотекаря в системе развития профессионального самосознания школьников в качестве педагога – является для него новым вызовом, новым способом обрести в своей работе новые горизонты.

Разумеется, сначала кое-что не получилось, некоторые теоретические моменты оказались не до конца понятными, но, хочется надеяться, новый опыт оказался полезным, ваши учащиеся прошли с вами определенный путь, результаты которого настало время оценить. Как нам представляется, одним из наиболее уместных способов мониторинга и оценки достижений учащегося в процессе развития профессионального самосознания является метод портфолио.

Портфолио – это современный метод аутентичной оценки достижений учащихся. Внешне он представляет из себя папку-накопитель (хотя бывают и электронные портфолио), в файлах которой содержатся определенные материалы. Как правило, эти материалы отражают личностное развитие учащихся: их рефлексии, самоанализ, творческие задания, результаты исследовательской деятельности и отзывы других людей. По портфолио можно судить о развитии личности и индивидуальности учащегося. Именно поэтому наиболее адекватным методом оценки мы считаем именно портфолио. Кстати, сам термин пришел в педагогику из сферы профессионального развития. Еще с середины прошлого века так называли набор документов, отражающих развитие специалиста.

Далее мы рассмотрим специфику реализации оценочного потенциала данного метода на разных возрастных группах учащихся.

Структура портфолио «Мир профессий» учащегося 1–4-х классов

Целью развития профессионального самосознания учащегося в начальных классах является содействие формированию конкретно-наглядных представлений о разнообразии мира профессий. Упрощенно говоря, учащиеся формируют у себя в сознании некую галерею «картинок» и «фрагментов фильмов», которые описывают ту или иную профессиональную деятельность. Именно на этой основе, подкрепленной деятельностью, будут далее сформированы личностные структуры профессионального самосознания.

Целью использования портфолио является развитие у школьников основ позитивного отношения к миру профессий в целом и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях. Таким образом, возможная структура такого портфолио может иметь следующий вид:

· Рисунки профессий. В этой рубрике школьник собирает все свои рисунки, изображающие различные профессии. Они могут содержать письменные пояснения, уточнения. К этим рисункам можно возвращаться время от времени: что-то дорисовывать, дописывать. Взрослея, ребенок расширяет свое представление о той или иной профессии, что побуждает его вносить изменения и в рисунках, а, возможно, и создавать новые рисунки. Старые же не нужно выбрасывать. Смысл портфолио как раз и состоит в том, чтобы школьник имел возможность оценивать свое развитие, сопоставляя разные этапы между собой.

· Профессии родителей и близких. Как ясно из названия рубрики, в нее включаются сведения о профессиональной деятельности близких ребенку людей. Здесь могут быть: фотографии родителей, выполняющих свою работу, с комментариями ребенка; рисунки, изображающие родителей за работой; небольшие эссе на тему «Папа (мама, брат и т.д.) на работе»; интервью с родителями по поводу их работы; описание впечатлений от своего посещения места работы своих родителей или близких и т.д.

· Экскурсии. В эту рубрику включены материалы, связанные с посещением школьниками различных предприятий: эссе, рекламная продукция, фотографии и т.д.

· Уроки «Мир профессий». В данном файле учащийся накапливает материалы, остающиеся после уроков «Мир профессий»: письменные работы, рисунки, раздаточные материалы, результаты работы в парах и малых группах. Среди работ, которые могут войти в этот блок, могут быть: мини-сочинения (например, «Профессия моей мечты»); изображения орудий труда, результаты небольших популярных анкет, предназначенных для детей.

· Отзывы родителей о различных материалах и портфолио в целом. Время от времени преподаватель, ведущий эти занятия, – в качестве домашнего задания, – просит родителей или близких написать, что они думают по поводу тех или иных работ своих детей и по портфолио в целом. Много времени у них это не займет, а детям будет приятно получить оценку своей деятельности от взрослых.

· Отзывы классного руководителя. Хорошо известно, что классный руководитель в начальных классах является, наравне с родителями, самым значимым взрослым. Более того, в некоторых вопросах школьники полагаются больше на его мнение, а не на мнение родных. Именно поэтому в портфолио учащихся 1–4-х классов нужны примечания, напутствия, мнение их классного руководителя.

Помимо вышеназванных рубрик педагог может включить в структуру портфолио любые другие, представляющие для детей интерес. Например, описание профессий, присутствующих в любимых мультипликационных и художественных фильмах; придуманные кроссворды или ребусы по теме «Мир профессий»; описание различных интересных историй из профессиональной жизни различных людей; подборка статей о профессиях из журналов и газет; отзыв о прочитанной книге, связанной с миром профессий и другое.

По опыту внедрения метода портфолио при проведении занятий «Мир профессий» в начальных классах могу сказать, что начинать его собирать нужно все-таки на основе материалов уроков. Возможна такая последовательность шагов.

Примерная стратегия внедрения метода портфолио
на уроках, посвященных изучению мира профессий
в начальных классах

1. После проведения каждого занятия необходимо собирать результаты работы детей и складывать в отдельный для каждого ребенка файл-накопитель («прозрачку»). Когда наберется «критическая масса» материалов, возникнет логическая необходимость как-то ее классифицировать, и именно для этой цели детям понадобится завести папку накопитель. В этот же момент учащийся и определяется с рубриками.

2. Когда портфолио фактически уже внедрен, можно приступить к его эстетическому оформлению. На это можно потратить целый урок: используя старые журналы, фломастеры, цветные карандаши, клей и прочие подручные средства, учащиеся оформляют титульный лист портфолио и каждую рубрику. Разумеется, здесь потребуется значительная помощь преподавателя – особенно для первоклашек, которые еще недостаточно свободно пишут, вырезают и клеят. Сами портфолио лучше надолго детям домой не отдавать: пусть они хранятся в одном из классных шкафов. Просто случается, что дома какие-то материалы теряются, – а жалко!

3. Теперь портфолио постепенно наполняется материалами – желательно после каждого урока. Также время от времени нужно организовывать работу по анализу детьми своего развития в русле курса: как меняются их мечты о будущей работе, что нового об известных профессиях они узнают, чтобы им хотелось узнать дополнительно…

В конце учебного года педагог представляет портфолио каждого учащегося всему классу, рассказывая о том, что изменилось в представлении о мире профессий. Материалы могут быть размещены на стенде в классе.

Некоторые коллеги используют групповую форму обобщения работы над портфолио, но мой опыт мне говорит, что в начальных классах данная форма работы не слишком «идет»: дети друг друга еще не умеют слушать, им сложно выделить самое главное, да и читают они недостаточно бегло, чтобы ознакомиться за 40 минут с несколькими портфолио.

Коллеги также используют разнообразные формы поощрения учащихся: похвальные листы. Мне кажется, что школьный библиотекарь в качестве одного из критериев успешности выделит использование в портфолио разнообразных литературных и периодических источников.

Структура портфолио «Я и мир профессий» учащегося 5–8-х классов

Как вы помните, в подростковом возрасте в плане развития профессионального самосознания необходимо содействовать процессу самопознания подростком своих качеств в связи с теми или иными профессиями. При системной работе уже к 5–6-му классам подросток может в общих чертах оценивать социальную значимость разных профессий, их роль в обществе, умеет «примеривать» на себя те или иные стороны профессий, готов (при соответствующей организации) помогать выполнять взрослым некоторые профессиональные операции и действия.

Что же касается 7–8-х классов, то к этому возрасту (при соответствующих организации и уровне развития личности) подросток может учитывать будущую профессиональную деятельность в проведении досуга, обсуждать различные варианты своего выбора, целенаправленно развивать у себя те или иные профессионально важные качества.

Таким образом, указанные ранее цели развития профессионального самосознания в данном возрасте определяют и структуру портфолио по курсу. Начинать работу над составлением этой папки необходимо с самого первого занятия. Если остались материалы по изучению мира профессий с начальной школы, они также могут быть включены в портфолио учащегося среднего звена.

· Мои профессиональные качества. В этой рубрике подросток собирает результаты анкет, эссе с примерами из своей жизни, отзывы разных людей о том, как подросток проявил те или иные профессионально значимые качества: ответственность, внимательность, наблюдательность, выносливость, организаторские способности и др.

· Варианты моей будущей профессии. В этот файл подросток вкладывает материалы, раскрывающие те или иные стороны тех профессий, в которых он планирует себя реализовывать после школы. Эта информация должна быть максимально полной и иллюстрированной. Но – самое главное – в этой рубрике должны быть представлены аргументы, подтверждающие выбор школьника.

· Мысли моих родных и близких о моей будущей профессии. Как мы помним, в подростковом возрасте для школьника очень значима оценка его личности со стороны сверстников и взрослых: некоторые специально заводят так называемые анкеты, в которые заносятся мнения других людей о различных сторонах личности подростка. Учитывая эту возрастную особенность, мы и предлагаем ввести рубрику, где собирались бы мнения родных и близких подростка о его будущей профессии.

· От учебного предмета – к профессии! В этой рубрике учащийся собирает материал по тем профессиям, которые основаны на наиболее интересных для школьника учебных дисциплинах. Например, если учащемуся нравится география, то в данной рубрике он может собирать данные о профессиях, так или иначе связанных с указанной предметной областью. Если же мы имеем дело со школьником, у которого совсем нет интересующего его предмета, то эта рубрика может и отсутствовать (по крайней мере, до поры до времени). Я помню случай, когда учащийся, наблюдая за тем, какие интересные материалы собирают одноклассники, стал «подстраиваться» и находить для себя хоть какой-то интерес.

· Материалы с уроков «Я и мир профессий». Здесь школьник собирает результаты своей работы в процессе работы в рамках курса. Со временем, часть этих материалов может «перекочевать» в другие рубрики.

· Интервью со специалистами. Здесь могут быть не только записи бесед со специалистами, но и стенограммы телевыступлений и выдержки из периодических изданий.

Как и в любом другом варианте использования портфолио, – помимо основной его части, – педагог может предложить дополнительные рубрики, например, «Профессиональные биографии известных людей», «Новые профессии», «Профессиональная генеалогия моей семьи» и др.

В отличие от младшего школьного возраста для подведения итогов может быть использована групповая или парная работа. На такую портфолио-конференцию уместно пригласить некоторых преподавателей и классного руководителя. Учащиеся обмениваются своими результатами в малых группах, а затем – представляют основные достижения на весь класс. Опыт показывает, что подросткам интересно, когда кто-то другой из одноклассников рассказывает об их портфолио остальному классу.

В некоторых школах уже введена практика итогового портфолио учащегося, в который включены материалы, характеризующие развитие личности учащегося за время обучения в данном образовательном учреждении. Таким образом, некоторые элементы портфолио могут быть включены в итоговый вариант.

Структура портфолио
по «Профессиональному выбору» учащегося 9–11-х классов

Материалы, которые могут собрать учащиеся старших классов, отличаются большим разнообразием, чем в более раннем возрасте. Да и сами профориентационные занятия приобретают в глазах учеников 9–11-х классов большую актуальность, нежели год-два назад.

Первой рубрикой, в структуре портфолио старшеклассника, может быть профориентационное представление на учащегося, составленное преподавателем данного элективного (или факультативного) курса в сотрудничестве с классным руководителем, преподавателями, школьным психологом и самим учащимся. Цель такого документа – собрать воедино информацию, которая может иметь отношение к профессиональному выбору учащегося. Этот документ не несет никакой официальной роли, поэтому некоторые пункты могут быть заменены или исключены. Его польза заключается в том, чтобы сам учащийся мог сделать наиболее осмысленный выбор. Ниже приводится примерная схема этого документа.

· Профориентационное представление на учащегося.

I. Общие сведения. Ф.И.О., возраст.

II. Семейная обстановка. Кем работают родственники? Уровень образования родителей. Материальная база (могут или не могут позволить себе платное обучение ребенка). Кто является наиболее авторитетным взрослым в глазах ребенка, кому он подражает?

III. Состояние здоровья. Есть ли какие-то ограничения в выборе профессии по здоровью?

IV. Успеваемость. Есть ли предметы, вызывающие наибольший интерес? Какие это предметы? Насколько ученик обладает усидчивостью, исследовательской культурой (умением работать с информацией, проводить небольшие исследования и др.)?

V. Характеристики учащегося как будущего работника. Как он относится к умственному труду? Физическому труду? Какой у него обычно темп работы (медленный, средний, быстрый, «рваный»)? Насколько точно он выполняет задания, задает ли уточняющие вопросы? Как учащийся относится к общественной деятельности, склонен ли брать на себя ответственность? Часто ли проявляет самостоятельность, независимость?

VI. Интересы, способности, склонности. Есть ли у учащегося какое-либо увлечение, в котором он проявляет познавательную активность? Сколько у учащегося увлечений (интересов)? Есть ли какие-то ярко выраженные специальные способности (спортивные, технические, филологические, информационные и т.д.)? Как учащийся относится к своим увлечениям, способностям (как к досугу, как к помехе, как к полезным для будущей работы характеристикам и т.д.)? Любит ли читать? Если любит, то – какую литературу?

VII. Социальная адаптация учащегося. Насколько легко учащийся знакомится с новыми людьми, ориентируется в новой ситуации? Часто ли конфликтует с окружающими? Умеет ставить перед собой и реализовывать жизненные цели?

VIII. Положительные и отрицательные черты личности. Свойственны ли учащемуся ответственность, коммуникабельность, креативность, отзывчивость, совестливость и другие положительные черты? Насколько у него выражены отрицательные черты, например, лень, лживость, ненормативная лексика, безответственность, агрессивность и др.?

Эта анкета заполняется в течение полугода посредством периодических бесед с классным руководителем, учителями, родителями, самим учащимся и с помощью наблюдения за ним в процессе профориентационных занятий. Время от времени в нее могут вноситься дополнения, изменения. Ясно, что эта анкета – сугубо «для внутреннего пользования». Если школьник по каким-либо причинам не захочет включать в нее какой-то пункт, нужно согласиться с его просьбой без дополнительных аргументов.

· Варианты профессионального выбора. В отличие от содержания такого же пункта в подростковом портфолио, в данном случае идет речь не только о подробно описанном варианте выбора, но и о детальной проработке способов его осуществления (включая «запасные аэродромы»). Должны быть учтены самые разные варианты! И смысл этого не в том, чтобы «подстелить везде соломку», – хотя для многих и это важно, – а в том, чтобы научить школьника реально учитывать вариативность своей профессиональной самореализации.

· Образовательные профессиональные маршруты. Очень часто школьники, выбирая себе какой-то колледж или вуз, выбирают «стены», а не сам образовательный маршрут. И раньше это было оправдано, поскольку «марка» определяла, по крайней мере, характеристики абитуриентов. Теперь же, в рыночной ситуации, мы сталкиваемся с тем, что важен не только былой статус профессионального образовательного учреждения, но образовательный маршрут, который оно предлагает. Насколько в нем уделяется внимание практике? Как устраиваются его выпускники? Их трудоустройство обусловлено образованием или связями? Какие есть реальные контакты с зарубежными партнерами? Как организован досуг? На эти и другие вопросы нужно отвечать не по ходу дела, а до принятия решения о дальнейшем профессиональном обучении. Итак, эта рубрика покажет, насколько учащийся овладел сведениями об образовательных маршрутах в рамках своего профессионального выбора.

· Материалы занятий по изучению основ профессионального выбора. Из самого названия рубрики ясно, что речь идет о результатах рефлексии, самоанализа учащихся, осуществляемых ими в процессе развития своего профессионального самосознания.

В качестве дополнительных рубрик можно предложить такие: «Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии», «Новые профессии», «Рынок труда за рубежом», «Секреты успешной карьеры», «Как начать карьеру в школе?» и многие другие.

Проведение итоговой портфолио-конференции можно осуществлять с использованием работы в малых группах: класс делится на 4–5 групп, а затем – учащиеся делятся своими достижениями в малой группе. В результате – от каждой группы выступает один человек и представляет наиболее важные моменты из всех портфолио, иллюстрируя их фрагментами из работ.

Оценка готовности старшеклассников
к профессиональному выбору

Данная методика является вариантом известной методики Л.Н.Кабардовой, направленной на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Эту методику могут использовать как профессиональные психологи, так и другие педагоги. Она помогает не только определить, насколько школьник готов к профессиональному самоопределению, но и сформулировать направления для его дальнейшего развития.

Данная методика имеет, на мой взгляд, ценность, прежде всего, рефлексивную. Анализируя результаты по данному опроснику, он может понять, чего ему не хватает для того, чтобы сделать осмысленный профессиональный выбор.

Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношение к жизни. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии.

Проводить методику можно в групповой форме, то есть, на всем классе сразу. Если возникнут некоторые вопросы технического плана, их можно разрешить, обратившись к школьному психологу, но обычно сложностей не возникает.

Бланк методики и инструкция к ней приведены ниже.

Карта самоконтроля готовности
к профессиональному самоопределению

Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с вопросами и вариантами ответов на них. В каждом пункте выберите тот, который, по Вашему мнению, наиболее подходит для Вас.

Учащийся _____________ школа ______ класс ____

Жизненный план и профессиональное намерение

1. Я осознаю смысл и цели своей жизни:

1.1 – четко, ясно;

1.2 – нечетко;

1.3 – отсутствует (смысл).

2. Мое отношение к различным видам труда, работы:

2.1 – всегда положительное, хорошее;

2.2 – не всегда положительное;

2.3 – чаще отрицательное.

3. Я считаю, что профессия в жизни человека:

3.1 – может сделать человека счастливым;

3.2 – играет некоторую роль в жизни человека;

3.3 – никакого влияния на жизнь человека не оказывает.

4. На данный момент я выбрал профессию:

4.1 – определенно;

4.2 – неопределенно, нравится несколько профессий;

4.3 – выбор профессии отсутствует.

5. Я знаю, куда поступить после 9-го (11-го) класса:

5.1 – определенно;

5.2 – неопределенно, еще думаю;

5.3 – не знаю.

6. Ваши родители:

6.1 – с выбором профессии согласны;

6.2 – не знаю, разговора с ними по этому вопросу еще не было;

6.3 – с Вашим выбором не согласны.

7. Что побудило Вас избрать именно эту профессию:

7.1 – знание соответствия профессии моим возможностям;

7.2 – интерес к профессии;

7.3 – материальные соображения (деньги и т.д.).

8. Наличие профессионального идеала (человек, на которого в этой профессии я хочу быть похожим):

8.1 – профессиональный идеал определенный (есть такой человек);

8.2 – профессиональный идеал неопределенный (смутный, в основном, на основе телевидения, книг);

8.3 – профессиональный идеал отсутствует.

Знание будущей профессии – информация

1. Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии:

1.1 – точно;

1.2 – приблизительно;

1.3 – отсутствует.

2. Знание содержания труда (предмет, средства труда, трудовые операции, продукция):

2.1 – точное;

2.2 – приблизительное;

2.3 – отсутствует.

3. Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии:

3.1 – точное;

3.2 – приблизительное;

3.3 – отсутствует.

4. Знание требований избираемой профессии к человеку:

4.1 – точное;

4.2 – приблизительное;

4.3 – отсутствует.

5. Наличие опыта работы по избираемой профессии:

5.1 – личное участие в трудовой деятельности (помогал специалисту);

5.2 – наблюдение за работой других;

5.3 – отсутствует.

6. Наличие первоначальных профессиональных знаний:

6.1 – имеются;

6.2 – приобретаются;

6.3 – отсутствуют.

7. Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой профессии):

7.1 – точно;

7.2 – приблизительно;

7.3 – не знаю.

8. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии):

8.1 – точно;

8.2 – приблизительно;

8.3 – отсутствует.

Знание своих профессиональных возможностей

1. Наличие интереса к будущей профессии:

1.1 – избираемая профессия соответствует профессиональному интересу;

1.2 – не знаю;

1.3 – избираемая профессия не соответствует профессиональному интересу.

2. Наличие способностей к избираемому виду труда (я могу доказать, что у меня есть способности к этой профессии):

2.1 – способности имеются;

2.2 – не знаю;

2.3 – способности отсутствуют.

3. Соответствие природных свойств нервной системы, темперамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнять эту работу):

3.1 – соответствуют;

3.2 – не знаю;

3.3 – не соответствуют.

4. Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии:

4.1 – соответствуют;

4.2 – не знаю;

4.3 – не соответствуют.

5. Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и др.) требованиям избираемой профессии:

5.1 – соответствуют;

5.2 – не знаю;

5.3 – не соответствуют.

6. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии:

6.1 – соответствует (у меня нет болезней, мешающих выполнению этой профессии);

6.2 – не знаю;

6.3 – не соответствует.

7. Характер самооценки (как Вы относитесь к себе):

7.1 – адекватная, нормальная (отношусь к себе так же, как и другие ко относятся ко мне);

7.2 – завышенная или заниженная (оцениваю себя лучше (хуже), чем другие оценивают меня);

7.3 – не знаю.

8. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией:

8.1 – по этим предметам оценки «5» и «4»;

8.2 – по этим предметам оценки «4» и «3»;

8.3 – по этим предметам есть «2».

Обработка

Теперь нужно посчитать сумму баллов. Сделайте это отдельно для каждого блока и – для всей методики – в целом. За каждый 1-й вариант начислите по 3 балла; за каждый 2-й вариант – по 2 балла; за каждый 3-й вариант – по 1 баллу.

В зависимости от количества набранных баллов по всей методике можно определить общий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

24–39 баллов – низкий уровень; учащийся не готов к профессиональному определению.

40–55 баллов – средний; является нормальным для учащихся 8–10-х классов, но для школьников последнего класса он является недостаточным.

56–72 балла – высокий уровень; эти учащиеся готовы к профессиональному самоопределению.

Но, на основе полученных данных можно судить об уровне готовности к профессиональному самоопределению в самом общем смысле. Для того, чтобы можно было обозначить какие-то практические шаги для дальнейшего развития профессионального самосознания, необходимо рассмотреть отдельно результаты по каждому блоку.

8–14 – низкий уровень выраженности данной составляющей профессионального самоопределения.

15–20 – средний уровень выраженности.

21–24 – высокий уровень выраженности.

Если учащийся по данным анкеты набрал мало баллов по первому блоку, это значит, что для него профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль.