Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Библиография

Татьяна Пантюхова

Удиви родителей – прочитай книгу!

Рекомендательную библиографию – в школу

Татьяна Владимировна Пантюхова
руководитель
справочно-информационного центра
медико-экологического лицея № 28

г. Нижний Новгород

Три звездочки, пять звездочек… знакомые обозначения гостиниц. «Звездная болезнь» напрямую коснулась и рекомендательной библиографии. Каждый уважающий себя издательский дом, который специализируется на периодике, старается на страницах газет и журналов выстроить рейтинг популярных фильмов, музыкальных альбомов и... книг, субъективно оценивая их по достоинству. Неважно, какими значками определяется популярность той или иной книги, но эти разделы, судя по тиражам изданий и полосам размещения, в периодике востребованы. Следовательно, можно предположить, что у читателей возникла необходимость в руководстве чтения и выборе книг, и за такими рейтингами скрывается массовая рекомендательная библиография.

В книжном пространстве не так уж много достойных изданий, которые бы на профессиональном уровне занимались рекламой и продвижением книги и ориентированием читателей. Ведущим изданием, несомненно, является еженедельная газета «Книжное обозрение», затем менее раскрученный, но насыщенный по содержанию журнал «У книжной полки». В области же детской литературы заслуживает внимание сайт Республиканской государственной детской библиотеки «Библиогид». Уникальный по своей преданности детскому чтению журнал «Детская литература» переживает стадию «молчания». Начнет ли говорить? Не трудно сосчитать, что подобных изданий как в печатном, так и в электронном виде не так уж много в России.

Разнообразие в библиографическую деятельность и, в частности, в рекомендательную библиографию, вносят региональные издательства. Большинство рекомендательных указателей по содержанию – близнецы, различие только в имени и месте рождения. Вот некоторые самые популярные темы: «Новые книги», «За здоровый образ жизни», «К вопросу толерантности», «Экология», «Что нам читать». Заслуживает внимания конъюнктурный, на мой взгляд, указатель «Литературный странник» (1). Координирует издание и является его автором М.В.Ивашина, ученый секретарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества
г. Екатеринбурга.

Современный круг чтения блестяще аннотирован, но не оригинален, выбранные произведения уже представлены в массовых изданиях и раскручены как в молодежной, так и взрослой читающей среде. Решительность автора проявляется в подборе таких книг как  «Перед закрытой дверью» и «Любовницы» Э.Елинек, «Священная книга оборотня» В.Пелевин и др. Целесообразно ли издавать такие указатели под брендом библиотеки, обслуживающей детей и юношества?

На мой взгляд, рекомендательная библиография, прежде всего, способствует самообразованию, воспитанию, просвещению и культуре. Формирует у читателя социально значимые интересы, расширяет кругозор. Помогает выбору, осмыслению и усвоению прочитанного. Перечисленные смыслы определяют миссию рекомендательной библиографии в информационном обществе, так как рекомендательная библиография через библиотечные формы предоставляет возможность педагогам повысить качество образования и ориентировать учащихся на саморазвитие. Становится очевидным, что рекомендательная библиография должна «прийти в школу».

На данный момент появилась необходимость в отработке механизма взаимодействия детских библиотек со школьными в определении точек соприкосновения и разрешения споров, связанных с выбором профессиональных приоритетов. При разработке алгоритма совместных действий следует учесть традиционную общую методологию библиотечного дела, не упустить из внимания роль частных факторов: региональных (мегаполис, город, село), типологических (тип библиотеки, гимназия, лицей, школа), объективных (социум), субъективных (сотрудники детской библиотеки, педагоги, родители, учащиеся), содержательных (профиль общеобразовательного учреждения), ресурсных (МТБ, кадры) – и при этом обратить внимание на авторские педагогические и библиотечные программы. При условии развития рекомендательной библиографии приоритетная линия должна быть выбрана в пользу библиографической деятельности.

Как известно, библиографическая деятельность включает в себя библиографирование и библиографическое обслуживание. Библиографирование предусматривает первичную библиографическую обработку документов и переработку исходной библиографической информации в соответствии с потребностями или запросами. Результат этих действий – библиографическая продукция. Этот процесс самый успешный, потому что является ведущим видом деятельности специализированных отделов детских библиотек. Проще говоря, библиограф (или команда) посредством своего труда создает библиографическую продукцию. Далее библиографическая продукция становится средством библиографического обслуживания, которое, в свою очередь, доводит библиографическую информацию до потребителя. Именно на этом отрезке, по моему мнению, возникают разногласия в спросе и предложении, а также происходит подрыв репутации рекомендательной библиографии («работа в стол»).

Библиографы заинтересованы выпускать рекомендательную продукцию, поскольку это еще и банальный отчет об использовании рабочего времени, хотя и сделанный грамотно и с душой, одним словом, профессионально. Потребность в таких издательских формах как библиографический указатель, библиографическое пособие и т. д. не развита в юном читателе, то есть в образовательном пространстве эта продукция не востребована. Остается работать по заказу. А будет ли заказ у детских библиотек?

Формированием заказа как раз и целесообразно заниматься конкретному общеобразовательному учреждению. Схема проста: библиотека изготавливает – школа реализует. При таком подходе решается проблема недостатка кадровых и материальных ресурсов. Одним словом, создается корпорация с единой целью, задачами, функциями, результатом. Рекомендательная библиография, на мой взгляд, должна стать действенной.

«Главное назначение рекомендательных пособий, адресованных отдельным возрастным группам учащихся, состоит в оказании содействия их учебной деятельности. Кроме того, рекомендательные пособия выполняют и просветительскую, и педагогическую функции» (2). Таких фундаментальных пособий много, например: «Сколько профессий – столько дорог», «Путешествие по книгам», «Твое свободное время», «Познание продолжается»1 – все это грамотные и симпатичные пособия, материал в которых тщательно отобран, достоверен и раскрыт с учетом психолого-педагогических особенностей юных читателей. Но парадокс в том, что современный ребенок читать эти великолепные «беседы о книгах» не будет. Читатель-пользователь при его школьной нагрузке требует от библиографа оперативного представления информации. Из опыта работы я могу утверждать, что не только нагрузки отталкивают ребенка добывать информацию и перерабатывать ее в знания самостоятельно, но, во-первых, равнодушие педагогов, во-вторых, завышенные требования. Такие явления губительны в развитии первоначальных читательских и поисковых навыков у ребят младшего и среднего школьного возраста. Читательскую культуру развивают, а не формируют. Формируют компетенции, то есть умения и навыки по поиску информации и различных видов работы с информацией. Личность – это живая система, а не массив данных.

Становится очевидным, что рекомендательная библиография для детей и юношества должна воплощаться в малых издательских формах, стать основой, средством читательского проекта, «проникать» в читателя путем невербального общения. В первом случае это закладки, календари, листовки, наклейки, флаеры с привлекательными слоганами, рекламирующие книгу: «Удиви родителей, прочитай книгу!», «Говорит и показывает книга» (книга с аудио-видеосопровождением), «Читать модно? Модно читай!» Во втором – приобщение читателей и «погружение» их в познавательно-образовательные проекты, построенные как на чтении, так и на творчестве детей, например «Летнее чтение – семейное чтение» (3). В-третьих, возможности общеобразовательного учреждения позволяют продвигать лучшие книги для юных читателей через школьную прессу, радиоузел и т.п.

Содружество библиотек направлено, прежде всего, на развитие интереса у учащихся, который проявляется в потребности и затем формулируется в запросе. В результате совместных действий объединяется потенциал двух творческих и профессиональных коллективов (библиотеки и школы), тем самым программируется позитивный эффект в общении, в чтении, в образовании.

На данный момент инициатива по созданию рекомендательной библиографии исходит прежде всего от единичных культурных учреждение регионального значения, о чем сказано выше.

Будущее государственной рекомендательной библиографии мне видится в эффективных предложениях, направленных на сплочение нации посредством книги, например, проекта «Большое чтение» (из опыта Великобритании). А также в создании электронной библиографической продукции, где информация представлена в виде игры-путешествия и обязательно направлена на обучение, получение знаний в предметных областях, а также ориентирована на школьную программу, но с углубленным компонентом; в продуманной, постоянной рекламе в СМИ; в размещении рекомендаций книги (книжные окна) в учебниках, с последующим обязательным выполнением задания, в основе которого заложено условие прочтения текста.

Возрождение рекомендательной библиографии – возрождение традиций чтения в стране.

Рекомендовать, руководить, учить, помогать, передавать опыт, сохранять традиции. Где же свобода выбора? Миссия старшего поколения (библиотекарей, педагогов, родителей) – сориентировать юных (показать координаты личности в духовном пространстве и материальном мире) и довести до камня размежевания путей (помните, русские народные сказки?), то есть научить определять себя в свободе, свободу в себе.

Выбираем, определяем, осмысливаем, двигаемся. Движение – жизнь. Вектор эволюции знаний – в единстве всех образовательных методов, одним из которых и является рекомендательная библиография.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.KadetsTV.ru. Сайт www.KadetsTV.ru – это интернет проект, полностью посвященный сериалу «Кадетство». Посетив сайт www.KadetsTV.ru Вы сможете узнать интересные факты о героях и актерах, прочитать подробное описание всех серий, и бесплатно смотреть их онлайн или скачать все 160 серий на высокой скорости. А так же к Вашему вниманию большая галерея фотографий актеров телесериала «Кадетство», саундтреки и обои для рабочего стола.

Литература

1. Ивашина М.В. Весенние странствия // БШ. – № 12. – 2005.

2. Диомидова Г.Н. Библиографоведение. – СПб. : Профессия. – 2002.

3. Иванова Е. Режиссер, сценарист, критик – и все за одно лето // БШ. – № 1. – 2003.

________________

1 Рекомендательные библиографические пособия ГРДБ 1970–1980-х гг.