Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 01 (32) · Вкладка в «БШ» № 01 (157) · 1–15 января 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

С миру по нитке

Ольга Козлова

Ржаной Колобок, полотенца
с петухами и книжные реликвии

Музей в школе не такое уж редкое явление, но музей в школе на базе школьной библиотеки – это нечто особенное. На открытии такого музея мне и посчастливилось побывать в московской школе № 206.

Я эмоциональный человек. На меня магически действует любое школьное театрализованное представление, тем более, если поющие дети чистыми, сильными голосами выводят русские народные напевы, подносят гостям по-настоящему пышный каравай с зарумяненными колосьями и васильками, поясными поклонами приглашают войти в школьный музей. Он существует практически давно, уже 12 лет, однако официальной регистрации, сертификата добился только в этом году. Называется музей книги «Обыкновенное чудо».

Надо заметить, что в Лианозове довольно много школьных музеев: патриотических, военно-морского флота, музей хлеба, музей «Русская изба».

Музей в школе – новое направление работы с детьми: «Музейная педагогика». Термин впервые ввел в научный оборот в 1934 году К.Фризен (Германия). Это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Цели, которые ставятся организаторами при этом виде деятельности, такие: способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции. Это – воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры. Используя различные формы (факультативные занятия, курсы по выбору, кружковую работу), педагоги пытаются сформировать у учащихся способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развить способности цветового и пространственного видения, гармонии; привить навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; на примере творчества былых поколений сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Упрощенно говоря, музейная работа помогает поместить ребенка в определенную культурную среду. Предлагаемая нам культурная среда, несмотря на название, «музей книги», содержала много различной бытовой утвари, упоминаемой в представленных книгах и создающей совместно с ними живое ощущение времени. Один из разделов музея так и называется «Вещи, служившие нашим прабабушкам». Вполне естественно, что такие музеи создаются, живут и процветают только благодаря энтузиазму отдельных личностей и единомышленников в лице руководителей образовательного учреждения. Заведующей библиотекой Татьяне Сергеевне Юхариной на определенном этапе развития библиотеки стало необходимо не просто выдать книгу. Захотелось вокруг этой книги обустроить целый мир, организовать настрой на восприятие книги и отраженного в ней земного пространства. По ее мнению, комплексность, наглядность, осязаемость, позволят ребенку освоить и усвоить прочитанное в книге.

Татьяна Сергеевна видит три взаимосвязанные цели библиотечной работы: чтение, культура, воспитание.

Все экспонаты собирались по крупицам. Главное, что посетителям о них рассказывается досконально и заразительно. Вот стоит в витрине что-то знакомое, правда, слабоузнаваемое. Да, говорит, Татьяна Сергеевна, – это Колобок. Наш первый детский, глуповатый герой, хвастунишка. По определению не может он быть светлым и румяным. Он же из ржаной муки пекся, вот личико-то его и темненькое. Вот коллекция различных перьев для письма. Проводится сравнительный анализ перьев фазаньих, гусиных, павлиньих. Цари подписывали свои указы, конечно же, павлиньим. Вот оно – лежит, красуется.

История книгопечатания, родословная отдельных книг – все представлено последовательно и систематизировано.

Радует глаз коллекция вышивок и кружев. На самом почетном месте – полотенце 1910 года. По теперешним понятиям – труды немерянные, усердие невероятное. А ведь полотенце домотканое тогда звали ширинкой, поскольку его ширина измерялась шириной ткацкого станка. Знали ли это дети до прихода в музей? Сомневаюсь.

Особая статья – коллекция фарфоровых статуэток – героев сказок различных стран. На этом фоне совсем по-другому воспринимаются лубочные издания – копии с известных картин – непременное украшение каждой «продвинутой» крестьянской избы.

Донести красоту, трогательность, достоверность народной культуры – вот чего добиваются организаторы музея.

Здесь же целая коллекция чернильных приборов советского периода с ракетами, спутниками и другими достижениями развитого техногенного общества. Ведь советские детские писатели еще в ходу. То, что было нашей жизнью еще совсем недавно, для детей уже дремучая история.

Особый раздел – рисунки детей по мотивам прочитанных книг. Это вообще поэма в красках и фломастерах.

Стараниями Татьяны Сергеевны музей живет и развивается. Его посетители не только ученики этой школы, но приходят группы учителей, библиотекарей, дети из других школ. Налаживается культурный обмен. Очень много даров и подарков музею. Все принимается с благодарностью.

Чужой энтузиазм заразителен, хочется быть ему сопричастным. Вот поведу в этот музей группу слушателей курсов повышения квалификации и зацеплю из дома томик прижизненного издания сочинений Владимира Даля, доставшийся от бабушки-гимназистки. В музее он будет на месте.

 

Крой новый кафтан, а к старому примеряй.

Русская народная пословица