Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Елена Иванова

Свой среди своих

Либком–2005

В ноябре 2005 года в Подмосковье состоялась Девятая Международная конференция и выставка «Либком–2005», полное название которой звучит следующим образом: «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек». В работе форума приняли участие более 650 представителей библиотек, книготорговых организаций, разработчиков систем автоматизации информационных учреждений. Главным организатором конференции выступила Государственная публичная научно-техническая библиотека России и Международная ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ).

Знаете, чем важна для нас, школьных библиотек, эта конференция? На ее заседаниях, круглых столах, семинарах связываются воедино два понятия: «библиотека» и «информационные технологии». Этот тандем иногда очевиден и силен, иногда только контурно обрисован. Но он есть, он обсуждается, совершенствуется. И, как любые связи, отношения «библиотека – информационные технологии» претерпевают различные стадии развития. Крупные библиотеки уже отчитываются о достижениях, а мы, школьные, еще только в начале большого пути. Тем и интересны.

Да, да, интересны! Меня в этом убедила реакция аудитории на представленный мною доклад «Особенные возможности информационных технологий в школьной библиотеке». Сообщение было заслушано на секции «Современные проблемы интеграции, оценки и оптимизации информационных и библиотечных ресурсов для организаций науки, культуры и образования».

Откровенно говоря, я не ждала всплеска интереса к проблеме школьных библиотек. И, к счастью, ошиблась. Коллеги спрашивали о возможностях сотрудничества публичных и школьных библиотек, о существующем опыте инновационного развития библиотек в школах, о практике использования информационных технологий в конкретных библиотеках школ.

Вывод: направления развития школьных библиотек должны обсуждаться на широкой библиотечной и педагогической аудитории, а не на совещаниях одних только школьных библиотек. Узкоспециальные заседания только школьных библиотекарей пока чаще всего сводятся к обсуждению собственных проблем и сетованиям на горемычную жизнь. А надо учиться выходить на другие аудитории.

Специалистов библиотек различных типов (вузовских, публичных, детских) мы можем познакомить с образовательно-педагогическим направлением работы школьной библиотеки, с ее потенциалом в информационно-ресурсном обогащении учебного процесса. Скажу вам по секрету: мне кажется, что библиотекари вузов рассматривают свое место и назначение в образовательном учреждении более традиционно, нежели школьные библиотекари. Школьные библиотекари более универсальны, их отличает значительная (и часто – вынужденная) гибкость, мобильность, инновационность, если хотите. Как говорил герой Ф.Мкртчяна в фильме «Мимино»: «Я так думаю!»

В педагогической аудитории нам надо рассказывать о возможностях использования информационных технологий специалистами школьных библиотек для модернизации учебного процесса. Надо приучать педагогов и директоров школ к мысли, что без библиотекаря им не справиться с огромным морем информации и технологиями ее обработки и подачи пользователю.

Мне не хотелось бы давать хронологически точное описание всего происходящего на конференции. Поверьте на слово, что собрания подобного рода очень полезны. Особенно для тех, кто хочет найти и применить эту полезность. А вот тематическую направленность форума стоит обозначить, чтобы понять сегодняшние тенденции развития библиотек.

Разговор о настоящем и грядущем начался буквально с первых докладов. Профессор Я.Л.Шрайберг в своем выступлении обратил внимание на необходимость пересмотра концепции библиотеки в современном мире. Происходит «электронизация» информации: растет число электронных ресурсов, увеличивается заимствование ресурсов электронных библиотек, очевидно преимущество электронной подписки. Исчезает требование обязательного физического присутствия документа в фонде. Все эти реалии сегодняшнего дня ведут, по мнению докладчика, к необходимости пересмотра традиционной концепции библиотеки как социального общественного института.

Автоматизация библиотек. Данное направление в деятельности библиотек из разряда экзотики плавно перетекло в повседневную плановую работу, которая требует все более широкого обсуждения и обмена опытом. И потому не стало удивлением, что в рамках мероприятий «Либком–2005» состоялась Первая Общероссийская Конференция разработчиков и пользователей систем автоматизации библиотек. По идее организаторов (как всегда ими фонтанирует главный человек этого форума первый заместитель директора ГПНТБ России Я.Л.Шрайберг) «пришло время собирать камни» – в одном месте и в одно время обсуждать тенденции и направления развития всех современных систем автоматизации библиотек. Ежегодная встреча разработчиков и пользователей АБИС позволит первым рассказывать о своих новинках, а вторым – сравнивать системы и выбирать нужный программный продукт. А в кулуарах библиотекари могут пытать создателей автоматизированных систем вопросами о программе и о возможных скидках на ее приобретение.

Электронные библиотеки и Интернет-технологии. На заседаниях секции шла речь о направлениях сотрудничества электронных библиотек, о развитии полнотекстовых баз данных, об электронных ресурсах.

Подготовка специалистов для библиотечно-информационной среды. Внимание докладчиков этой секции было обращено к вопросам использования информационных технологий в подготовке специалистов для библиотек.

Электронное образование. Семинар по электронному образованию стал логическим продолжением предыдущей секции. Коллеги из Международного университета бизнеса и новых технологий (Ярославль) рассказали об использовании электронных учебников и интернета, об организации дистанционных курсов. Кстати, свою квалификацию на этих курсах повышают и школьные библиотекари.

В рамках работы конференции были проведены традиционные мероприятия: Школа ИРБИС, семинар по экологической информации.

…И вроде все, как всегда. И каждый раз – что-то новое! Привезла адрес интересного сайта, о котором расскажу вам в ближайших публикациях. Обговорили с представителями НПО «Информсистема», какой будет брошюра «Школа MAPK», которая готовится нашим Издательским домом к выпуску весной 2006 года. Из разговоров с представителями крупных библиотек понимаю, что им важно, как пойдут дела с автоматизацией у школьных библиотек. И не спрашивайте меня почему.

И еще привезла идеи-наброски, которые требуют осмысления и после такового будут представлены вам.

P.S. На торжественном открытии конференции было зачитано приветствие от министра образования и науки А.А.Фурсенко, в котором прозвучали такие слова: «уверен, что конференция будет способствовать дальнейшему развитию библиотек… образовательных учреждений».