Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2006


АДРЕСНАЯ КНИЖКА

Что было

Елена Макарова

Точки пересечения

Школьный библиотекарь на международной конференции по проблемам высшей школы

Осенью 2005 года состоялась международная конференция «Развитие критического мышления в высшей школе – технология и подходы (реализация Болонской декларации)»1. В ней приняли участие вузовские специалисты из 16 стран мира (Болгария, США, Хорватия, почти все наши бывшие союзные республики и 8 регионов России).

Ну, казалось бы, что делать на подобном мероприятии школьному библиотекарю!? Среди деканов, преподавателей, зав. кафедрами и прочими доцентами? Оказалось, есть что.

Конференция была посвящена проблемам внедрения критического мышления в практику высших учебных заведений. Поясню немного. Критическое мышление (КМ или РКМ, или РКМЧП) – это совокупность активных способов обучения, способствующих формированию у учащихся умений анализировать, размышлять и самостоятельно работать. Наши школьные библиотекари тоже знакомы с этой современной педагогической технологией. На протяжении нескольких лет газета «Библиотека в школе» неоднократно обращалась к этой теме, знакомила своих читателей с основами технологии РКМЧП на своих страницах и на Библиотечной школе, обобщала появившийся опыт использования данной методики в школах и библиотеках. Так что международная конференция по проблемам внедрения технологии РКМЧП касается и нас. А интересного и нужного там было море.

Презентация стенда БШ

Как показала практика, школьный библиотекарь на таком высоком мероприятии ничуть «не выпадал» из ученого сообщества. Ведь вуз и школа – это одна «связка», единые проблемы нашего образования. Только на разных уровнях. И это прекрасно понимали участники конференции. Школа предваряет студенческую жизнь и обучение. Поэтому проблемы, рассмотренные на конференции, могут быть интересны и школьным специалистам. Например, такие выступления, как: «Технология РКМЧП и начинающий преподаватель» (Е.Алексеева), «Использование технологии РКМ при организации педагогической практики» (Г.Сергеева), «Технология РКМ в дистанционном обучении» (О.Шилова) и др. Или «Круглые столы»: «Ресурсы преподавателя в использовании технологии РКМЧП в высшей школе», «Пути и способы развития у студентов необходимых навыков критического мышления» и др. А также мини-семинары на тему: «Формирование у учащегося способности к самооценочным суждениям – один из главных путей формирования критического мышления» и др. Подобные вопросы касаются, как высшей, так и нашей средней школы тоже.

Конференция проходила не просто в виде традиционных пленарных и секционных заседаний. Вся она строилась на принципах РКМ – не только слушать и выслушивать, но и самим активно действовать, учиться. Силами всех участников, разбитых на группы, за время конференции была проделана проектная работа. В завершающий день на пленарном заседании были представлены ее результаты.

В течение всей конференции участники имели возможность знакомиться с новыми приемами и методиками из обширного арсенала РКМЧП. Конечно же, лучше один раз увидеть и самому попробовать, чем просто услышать. Конференция дала возможность поработать на семинарах опытных тренеров и известных авторов. Например, С.Заир-Бека, И.Загашева, И.Муштавинской и др. Демонстрировались такие формы, как «активное собрание», «уголки», работа с различными текстами и др. Все это – активные способы ведения учебных занятий. В некоторых республиках технология РКМ изучается на педагогических и психологических факультетах. Технология РКМ, например, вошла в государственную систему образования в Хорватии, где имеются учебники по данной дисциплине. Из выступлений и бесед можно было сделать вывод, что в разных странах (Грузия, Литва, Киргизия и др.) технология РКМ позволяет вузу, преподавателю выжить и выстоять в непростых современных условиях рыночной экономики (а где гарантия, что наши школы не столкнутся с теми же проблемами завтра?).

Несколько сообщений на конференции было посвящено «портфолио». Например: «Использование портфолио в научно-исследовательской деятельности студентов» (Т.Городилова), «Портфолио как рефлексивная форма обучения психологии глазами студентов» (Н.Сомова). Ряд школ и регионов уже используют его в своей практике. На конференции демонстрировались портфолио учащихся, преподавателей, методистов – красочные и минималистские, с размахом и в стиле «техно», всякие. Главное, что их можно было видеть. А то пишут о «портфолио» давно, рекомендуют использовать, а посмотреть-то и негде. Здесь же стало сразу понятно, чем этот метод хорош: учащийся учится систематизировать и анализировать свою работу, имеющуюся у него информацию, представлять ее в письменном или в электронном виде. В ряде вузов эту работу ведут не один год. На конференции приводилось мнение студентов, что при устройстве на работу ленивый несет работодателю резюме, умный – портфолио.

Елена Макарова у стенда БШ

Одной из форм представления информации на конференции были стендовые презентации, то есть наглядный способ

Статья подготовлена при поддержке проекта «Туристер.ру». Если вы решили отправиться на отдых в Хорватию, но не знаете где лучше остановиться или где более насыщенная культурная программа, то хорошим решением станет посетить проект «Туристер.ру». На сайте, расположенном по адресу www.Tourister.Ru, вы сможете узнать отзывы о курорте Пореч в Хорватии, а также забронировать билеты на самолет и отель. Проект «Туристер.ру» постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете оставаться в курсе новостей и событий.

представления вуза, региона, направления работы и ее обобщения. (Кстати сказать, их легко можно использовать на педсоветах и методобъединениях.) Так были представлены стенды вузов Сибири, Киргизии, Нижнего-Новгорода, Самары и др. Газета «Библиотека в школе» представляла свои Библиотечные школы. Казалось бы, такой частный вопрос, узко специфический. Тем не менее наш стенд привлек внимание участников конференции. Оказалось, когда материал о наших Школах собран воедино, проиллюстрирован и систематизирован, он дает серьезную информацию о курсах повышения квалификации при методической газете. Судите сами. Библиотечная школа Издательского Дома «Первое сентября» – это 2-х уровневая форма повышения квалификации (1 и 2-й курсы обучения) библиотекарей школьных и детских библиотек. Имеются очная и заочные формы. Библиотечная школа знакомит слушателей с технологией РКМ и обучает их методам и стратегиям. За годы работы Школы было 68 выпускников из 32 регионов (в т.ч. Украина и Казахстан). А еще выпускники заочного обучения. 24 выпускника стали авторами публикаций в газете «Библиотека в школе».

Выпускники нашей Школы продолжили свое профессиональное образование: три человека поступили в институты, один человек – в аспирантуру, пятеро человек прошли курсы в Федерации Интернет Образования. Выпускники первых курсов Библиотечной школы проводили занятия для следующих групп (Л.Федосова и Е.Макарова). Наши выпускники в своих регионах ведут профессиональные семинары в технологии РКМЧП. Пять выпускников из 5 регионов стали финалистами Всероссийского конкурса БиблиОбраз–2003. Их конкурсные работы подготовлены с использованием методики РКМ. Один выпускник уже сертифицирован, а двое представлены на сертификацию как педагоги, работающие в технологии РКМЧП. Как видите, получилась солидная подборка, дополненная фотографиями, образцами программ, сертификатов, работ участников Школы и др. Наш стенд и сама Библиотечная школа как форма повышения квалификации вызвали неподдельный интерес. Особенно у представителей наших бывших республик (например, Белоруссии, Украины, Узбекистана). Приятно было слышать: «О, это как раз то, что мне нужно. А нам тоже такое надо».

Занятие в группах

Должна сказать, что участников конференции не удивляло присутствие на их мероприятии школьных библиотекарей. Дело в том, что у себя в регионах многие из них работают одновременно в вузах и школах, гимназиях, лицеях. Они не отделяют библиотеку от школы, а библиотекаря от преподавательского состава. Некоторые хотели получить информацию, консультацию по заинтересовавшей их теме или по вопросам, связанным с деятельностью школьных библиотек. Следует отметить, что посетители нашего стенда отмечали недостаток информации о школьных библиотеках в регионах и, особенно, в бывших республиках. В ряде выступлений прозвучал социальный заказ средней школе. Во-первых, необходима предварительная подготовка будущих студентов (т.е. наших школьников в средней школе) к предстоящей студенческой проектной и исследовательской работе, умению работать с информационными потоками (а это наши с вами библиотечные уроки, деятельность школьных медиатек). Во-вторых, с учащимися еще в средней школе надо начинать работать в технологии РКМЧП, знакомить их с активными формами обучения и самостоятельной работы для того, чтобы содействовать формированию творческой, социально активной личности. А значит, школьным специалистам (учителям, библиотекарям) необходимо самим осваивать новые педагогические технологии, чтобы соответствовать современным требованиям нашей быстро меняющейся жизни и соответственно им готовить своих учеников.

Если просмотреть программу конференции и список ее участников, то можно обнаружить, что пассивных посетителей там не было. Все оказались участниками в том или ином виде. Каждый заявлен в каком-то мероприятии, и все вместе – в проектной работе. Прошедшая конференция стала одним большим семинаром, где пленарные заседания плавно переходили в секционные, а те в свою очередь в практические занятия и тренинги, обмен опытом, неформальные обсуждения и общение с коллегами. (Так и хочется сказать подругам-бибшкольницам – совсем как у нас на Библиотечных школах разного созыва. Или, возможно, у нас, как у них. Уж больно много общего оказалось.)

На конференции царила атмосфера дружелюбия, сотрудничества и взаимопонимания. Очень много молодых лиц, начинающих преподавателей, которые привезли сюда с разных концов мира достижения, проблемы и пока еще нерешенные вопросы. На конференции произошло совместное осмысление накопленного опыта. Вместе (методом «мозгового штурма») решались имеющиеся проблемы. В результате в выигрыше оказались все. Каждый участник увез с собой новое и интересное, нужное для дальнейшей работы. Произошло обогащение профессиональное, душевное, интеллектуальное. И опять разошелся опыт внедрения и использования технологии РКМЧП по разным странам, городам и весям нашим, дальним и не очень.

Критическое мышление – несомненно один из эффективных методов современного образовательного процесса. Конференция собрала людей увлеченных, активных, стремящихся сделать обучение студентов интересным, мотивированным и современным.

На конференции стало известно, что появился еще один источник информации. Это сайт Международного Консорциума РКМЧП (на русском и английском языках). Смотрите его в Интернете по адресу – www.ct-net.net или www.rwct.net. Помимо этого журнал «Перемена», занимающийся пропагандой идей критического мышления, начал издание тематических сборников, объединенных в серию «Листая “Перемену”». Они включают статьи из журнала «Перемена» за последние годы, посвященные практике использования технологии РКМЧП в разных странах. Уже вышли в свет следующие брошюры:

Стратегия и тактика учителя : сборник / сост. О. Варшавер. – М. : Центр гуманитарной литературы, 2005. – 128 с.

Критическое мышление и новые виды грамотности : сборник / сост. О. Варшавер. – М. : Центр гуманитарной литературы, 2005. – 80 с.

Дети которым трудно : сборник / сост. О. Варшавер. – М. : Центр гуманитарной литературы, 2005. – 96 с.

Оценка без отметки : сборник / сост. О. Варшавер. – М. : Центр гуманитарной литературы, 2005. – 80 с.

Итак, будем читать, размышлять, а возможно, и использовать в своей работе.

Мысль в подарок

Вдохновение – вот ключ к истинному наставничеству. Учитель может передать знания и информацию, но только настоящий наставник наполнит вас вдохновением и верой  в то, что вы способны на гораздо большее, чем вам кажется.

Джон Вайсброд, главный операционный директор
команды «Orlando Magic» (США)

_______________

1 В 1999 г. министры образования 29 европейских стран подписали в Болонье декларацию о перспективах развития образования в Европе.