Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?*

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

Глава 2
Концепция развития электронных образовательных ресурсов (ЭОР) (продолжение)

Глава 4. Качество электронных образовательных продуктов

4.1. Подходы к оценке качества

Слово «качество» знакомо каждому человеку. Однако, именно широкое использование этого термина в обыденной жизни, наша уверенность в самостоятельной оценке товара, продукта, услуги при ближайшем рассмотрении оказывается недостаточно обоснованной. Выясняется, что претендовать на объективность (например, в споре с производителем) можно при выполнении, как минимум, двух условий: необходимо отчетливо представлять технологию анализа качества и иметь вполне конкретные критерии оценки на каждом этапе.

Очевидно, что технология и критерии оценки значительно зависят от предмета изучения. Нас интересует предметная область, лучше всего характеризуемая английским термином software. Важно разделить «software» на программные и содержательные (контентные) продукты. Последние, разумеется, функционируют на компьютере под управлением некоторого программного модуля (СУБД, программы-реализатора ЭОР и т.д.), но их главная функциональная нагрузка – представление пользователю содержания некоторой предметной области. Под содержанием (контентом) подразумевается совокупность теоретических знаний, практических навыков и умений, образующих компетенцию в данной предметной области.

Широко используемым механизмом оценки качества множества продуктов, в том числе – программных, является сертификация. В кратком изложении это проверка качеств (параметров, характеристик, функций
и т.д.) на соответствие критериям, стандартам и правилам, установленным отраслевыми, государственными и международными соглашениями.

Но для оценки интеллектуальной, содержательной продукции сертификация не подходит. Ни в одной стране мира не выдается сертификат на содержание книги, газеты, видеокассеты, компакт-диска. Сертификация контента имеет другое название – цензура. Понятно, что Конституции многих стран, в том числе Российской Федерации цензуру не приемлют.

Итак, запрещать контент нельзя, но зато его можно рекомендовать. Собственно, механизм рекомендаций Министерства образования действует в России более ста лет. Гриф «Рекомендовано Министерством образования» украшает множество школьных учебников. Рекомендации выдаются на основе экспертизы. Например, школьные учебники рассматриваются Федеральным экспертным советом Минобразования.

Таким образом, оценка качеств образовательных электронных изданий и ресурсов должна производиться путем экспертизы, в результате которой ЭОР можно допустить или рекомендовать к использованию в организованном учебном процессе. Пользователю важно понимать, что электронный продукт, не имеющий официального грифа «Допущено…» или «Рекомендовано…» – не обязательно плохой или даже вредный. Однако, именно наличие рекомендации специалистов дает уверенность в приемлемом, по меньшей мере, качестве ЭОР.

4.2. Комплексная экспертиза ЭОР

Электронное издание или сетевой информационный ресурс представляет собой сложный продукт, в котором интегрируются достижения современной техники, содержание по предметной области и методика обучения, дизайн и художественные качества. По сравнению с книгой для воспроизведения ЭОР требуется определенный программно-технический комплекс, ЭОР включает информацию во всех известных на сегодня видах представления: текст, речь, музыку, фото, видео, графику, анимацию, а также комбинированные интерактивные компоненты виртуальной реальности. Электронное мультимедиа издание/ресурс – не просто сложная научно-техническая продукция, это еще и полнота содержания, методические находки, это высокий уровень творчества, настоящее искусство.

В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на международных мероприятиях.

В результате разработана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей:

· техническую экспертизу;

· содержательную экспертизу;

· экспертизу дизайн-эргономики.

Таким образом, каждое ЭОР должны исследовать, по меньшей мере, три эксперта разных профилей. Каждый из них заполняет соответствующий Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных качеств продукта в баллах.

Техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭОР на программно-технических комплексах различных конфигураций. При этом рассматриваются: установка/удаление продукта в системе, функциональное тестирование, качество программной реализации.

Содержательная экспертиза направлена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических качеств ЭОР в традиционной интерпретации. Рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами. Аттестат содержательной экспертизы включает:

· оценку объема материала и степени разработки темы (в т.ч. соответствие обязательному минимуму по Федеральным стандартам);

· оценку содержания в целом;

· педагогическую оценку;

· методическую состоятельность.

Экспертиза дизайн-эргономики электронного издания отвечает на главный вопрос: эффективно ли данное издание/ресурс в электронном исполнении? Иначе говоря – нужно ли было делать электронное издание или проще и лучше было бы выпустить книгу. Например, если скопировать на CD школьный учебник, можно прогнозировать положительные отзывы технической и содержательной экспертизы. А в целом такой электронный продукт, скорее всего, не имело смысла делать – книга намного удобнее. Дизайн-эргономическая экспертиза должна это доказать.

В то же время, нет сомнений в целесообразности применения компьютера для воспроизведения текстовых продуктов в глобальной компьютерной сети при соответствии второй аксиоме ЭОР – ресурс не дублирует имеющуюся у пользователя книгу. По существу, это основной принцип электронной библиотеки. При этом активно используются два из пяти инструментов компьютерных технологий обучения – коммуникативность и производительность.

Понятно, что большинство образовательных электронных изданий и ресурсов значительно богаче по палитре идей и вариантам использования новых педагогических инструментов. Значительно трансформируются методики представления предметной области, опирающиеся на новые возможности. Педагогические качества электронного продукта тоже нужно рассматривать с иных позиций: сами педагогические технологии для эффективного использования ЭОР изменяются. В задачу дизайн-эргономической экспертизы входит оценка методических находок и педагогической целесообразности создания данного ЭОР.

После завершения трех экспертиз и обсуждения Аттестатов на экспертном совещании заполняется сводная форма – Акт – экспертизы ЭОР, в котором указывается общая оценка качеств продукта в баллах. В результате возможно составление рейтингового списка электронных изданий, отвечающего на волнующий практически всех вопрос: «что (сегодня) получше?»

Аккуратная формулировка вопроса, конечно, связана с известной субъективностью любой экспертизы. Однако случаи, когда установленный рейтинг разных продуктов одной компании совпадал с качественной оценкой самих разработчиков, позволяют надеяться на достаточную объективность подхода.

4.3. Апробация новых образовательных продуктов

Выше мы рассмотрели методологию экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов. Как и любая экспертиза, комплексная экспертиза образовательных ЭОР нацелена на оценку потребительских качеств издания/ресурса, проводимую компетентными, хорошо ориентирующимися в своей области людьми – специалистами. Очевидно, что мнения специалистов и потребителей могут совпадать или отличаться. Выявить разницу в аспектах и оценить образовательный продукт в динамике, т.е. в процессе постоянного использования, призвана апробация ЭОР.

Заметим, что апробация характеризуется двухсторонней динамикой. Одна сторона – оценка образовательных качеств ЭОР в текущем учебном процессе. Другая – адаптация этого процесса, подразумевающая изменение деталей существующих педагогических технологий с целью наиболее эффективного использования компьютерных технологий обучения.

Рассмотрим ожидаемые результаты применения электронных изданий и ресурсов в учебном процессе. Первая группа ожиданий – качественные изменения отношения обучаемого к учебным материалам.

Прежде всего мы надеемся на повышение интереса к учебной работе. Часто говорят, что компьютерные продукты современны и уже только поэтому привлекательны для нового поколения. Однако, не предпринимая в разработке специальных усилий, сложно прогнозировать безусловный интерес школьника к учебному продукту. Некоторые производители ЭОР декларируют «игровую» форму обучения. При этом как-то забывается, что игрушки бывают хорошие и плохие, причем последних больше. Кроме того, достаточно наивно сводить нелегкую, многогранную учебную работу к непрерывной игре. Более обоснованным и практически выполнимым требованием к образовательным ЭОР целесообразно считать направленность на активно-деятельностное обучение во всем многообразии его реализаций.

Вторая группа ожиданий связана с увеличением самостоятельности обучаемого. Понятно, что расширение сектора самостоятельной работы индуцируется повышенной заинтересованностью в учебном продукте, но требуются и дополнительные стимулы к обучению. Уменьшение количества личностных управляющих контактов определяет необходимость новых организационно-методических решений. Вероятно, верным путем являются некоторые формы доброжелательного, перманентного контроля со стороны педагога, например, регулярный просмотр файла текущей аттестации обучаемого с соответствующими выводами по направлению и деталям процесса обучения.

Третья, наиболее важная группа ожиданий непосредственно связана с понятием качества обучения. Традиционными здесь являются показатели успеваемости, определяемые педагогом в личном контакте с обучаемым.

Все более очевидной становится необходимость переосмыслить все составляющие образовательного процесса – от разработки содержания обучения до оценки результатов. В этом плане целью апробации является определение наилучших сценариев применения образовательных ЭР в динамике развития компьютерных технологий обучения.

Заключение по итогам апробации может включать дополнения к результатам экспертизы, но главные задачи апробации иные. Их можно сформулировать, как конкретизацию оптимальных, наиболее эффективных путей внедрения издания/ресурса в учебный процесс, определение необходимых методических и организационных мероприятий, обеспечивающих полноценное использование возможностей ЭОР.

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах.

_____________

* Продолжение. Предыдущая публикация в № 07–2005, № 08-2005, № 9-2005, 10-2005, 11-2005, 18-2005, 21-2005; 02/2006