Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Параграфы, страницы

Юлия Силинг

В поисках золотой середины

Обзор школьных учебников по литературе

Юлия Силинг
методист по литературе
негосударственного образовательного учреждения «Школа
Муми-тролль»
Москва

В учебниках 7 и 8-го класса под редакцией Г.Беленького сохраняются нестандартные задания, например, предложение написать киносценарий по действительно очень визуальной «Песне о купце Калашникове» или диафильм по «Железной дороге», создать обращение к читателю «Записок охотника». Появился раздел «Для любознательных», где предлагается, к примеру, сравнить и лермонтовский, и некрасовский тексты с соответствующими русскими народными песнями, а также раздел «Возвратимся к прочитанному» обобщение материала. Изучаемые произведения постоянно сопоставляются с уже изученными текстами, а также музыкальными и литературными произведениями. В качестве методических удач – подробный разбор текстов, возможные планы сочинений, критические статьи и отзывы современников, обобщающие разделы по материалу всего учебного года. Недостатки – на мой взгляд, явно преждевременные «Старосветские помещики» и «Полтава» в 7-м, в 8-м – данные в сокращении, без комментариев и почти без разбора «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума» и «Ромео и Джульетта». Также порой автор слишком много говорит о тексте сам, вместо того чтобы соответствующими вопросами навести на эти идеи учеников. Комплект для 9-го класса состоит из учебника-практикума, где находятся вопросы для анализа, теоретические сведения, критические статьи и хрестоматии. Таким образом, на урок ученику придется приносить две толстые книги вместо одной. Пособие – очередная жертва концентра – содержит обзор литературы от М.Ломоносова до А.Солженицына без Г.Державина, «Недоросля», «Евгения Онегина», зато с А.Островским. Он дает много интересной информации о текстах, но вопросы задаются скорее на описание, чем на анализ.

Для 10 и 11-го классов в линии «Мнемозины» предлагаются уже три книги под редакцией Г.Ионина: учебник, хрестоматия и учебник-практикум.

В хрестоматии тексты (много хорошей поэзии: Ф.Тютчев, А.Фет, В.Жуковский) с комментариями, в которых часто анализируются художественные особенности текста.

Учебник-практикум – вопросы для размышления над текстом. Там же отрывки из статей авторов, критика, дополнительные литературоведческие материалы. Часто автор приводит несколько различных точек зрения на героя произведения и предлагает ученику выбрать и аргументировать одну из них.

Всего этого много, уровень разговора практически вузовский, так что этот учебник неплох и для гуманитарного класса, и для абитуриентов. Правда, маловато детального, построчного анализа, больше обобщающих заданий. Третья книга-учебник тоже похожа на пособие для студентов. В ней рассказы и о биографии авторов, и об их произведениях. С помощью этой книги можно серьезно разобраться в русской литературе XIX века, но можно подменить им само чтение. Хотя для среднего школяра стиль будет несколько сложноват, а количество незнакомых имен и названий несколько чрезмерно.

Учебники 11-го класса этой серии вышли под редакцией Ю.Лыссого. Хрестоматия с необходимыми текстами от манифестов Серебряного века до В.Высоцкого и Б.Окуджавы, учебник-практикум, где автор приглашает к размышлению над литературной ситуацией XX века в целом (обзорно) и рассказывает о творчестве различных писателей, приводит многочисленные критические фрагменты, там же задания для анализа текстов. Задания еще больше, пожалуй, чем в учебнике 10-го класса грешат излишне общими вопросами. Для грамотного ответа, например, на то, как в раскрытии любовной темы отражается бунинское видение жизни, необходим подробный разбор, хотя бы пары рассказов, и я не уверена, что ребята могут сделать это сами.

Третья книга для 11-го класса заставила меня радостно воскликнуть: «Наконец-то!» Это хрестоматия по зарубежной литературе XX века. Ведь понимать, что происходит сейчас в литературе, без Ф.Кафки, А.Камю, Э.Ремарка, Э.Хемингуэя – невозможно. В этой книге приводятся и тексты, и вопросы для размышления, за что авторам большое спасибо.

Удачное воплощение историко-хронологический подход нашел в учебниках Е.Басовской, поскольку в нем изучение истории литературы начинается не с 5, а с 8-го класса. (Басовская Е. Русская словесность в художественном осмыслении : 8 класс : учебник. – М. : ЦГО; Басовская Е. Русская литература : вторая половина XIX века : 10 класс : учебник. – М. : ЦГО; Басовская Е. Русская литература : первая половина XIX века : 9 класс : учебник. М. : ЦГО; Басовская Е. Русская литература XX века : 11 класс : учебник. – М. : АСТ-Пресс-Школа.)

В учебнике 8-го класса автору удалось сделать самый скучный раздел истории литературы интереснее и ближе для современных школьников. Особенно полезны будут учебники для гуманитарных классов и гимназий.

Полезен для любой программы

Уроки волшебства слова

От эмоций – к анализу

Диалоги о понятиях

Линия учебников А.Кутузова, В.Ледневой и др. «В мире литературы» (издательство «Дрофа») построена по принципу литературоведческих понятий: жанры, роды литературы, литературный процесс, образ–герой–характер. А материал дается в форме диалога автора с читателем.

В 5 и 6-м классах для этого используются специальные персонажи, а в 7-м авторы учебника прямо представляются читателю. Особенно симпатичны герои учебника 5-го класса, поскольку позволяют ввести в речь детей такие «староинтеллигентские» обращения, как «голубчик», «сударь». Кроме обычных вопросов и заданий, эти герои делятся с читателем своими размышлениями над книгой, изредка представляя разные точки зрения. К текстам дана продуманная система вопросов, перемежающихся комментариями. Поясняется, для чего нужны те или иные задания. Термины в пособии выделены жирным шрифтом, в конце учебника – словарик. После разделов даны «Советы библиотеки» – списки дополнительной литературы.

В учебниках 8 и 9-го классов речь идет об истории литературы. В 8-м классе рассматривается тема «Литература и традиция» и в 9-м – автор–образ–читатель. Эти учебники тоже соответствуют идее концентрического принципа построения программы, о котором мы говорили выше. В данном случае это привело к следующим неудачам: сначала дается Д.Фонвизин, а потом Мольер и понятие классицизма, творчества М.Ломоносова нет вообще, из Г.Державина – «Снегирь» и отрывки из «Осени во время осады Очакова». Нет ни «Фелицы», ни «Бога», вообще нет понятия философской оды. В конце 9-го класса почему-то в главе «Что такое время» идут призывы прочитать (без разбора и комментариев) «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвые души» и дается ряд высказываний о них различных критиков. Думаю, польза этого раздела не велика. 10-й же класс получается и вовсе безумный, поскольку успеть качественно разобрать всю литературу XIX века за год невозможно.

Тем не менее учебник А.Кутузова для 10 класса может быть очень полезен учителю при работе по любой программе, поскольку содержит много откликов известных критиков, а также писательских заметок и статей о собственных текстах, интересные темы для библиотечной работы учеников, обзорные статьи «Вечные темы и образы» в русской литературе. Пригодятся учителям и ученикам и планы сообщений и устных ответов. В то же время лирика А.Пушкина, например, разбирается очень кратко и навязчиво: «Не чувствуете ли вы внутреннего конфликта...», «О любви стихотворение “Я помню чудное мгновенье” или о способности любить?». Особенно удивило предложение авторов ученикам самим прочитать «Вольность» и «Деревню» без комментариев современному подростку непонятные вовсе.

Учебник для 11-го класса этой линии представляет собой сборник литературоведческих статей с минимальным анализом лирики и несколько большей организацией читательской работы в разговоре о прозе. Кроме того, вызывает недоумение подбор текстов: 13 страниц – митрополит Анастасий и 8 страниц – Л.Пастернак, вообще ни слова о О.Мандельштаме и И.Бродском. В пособии для гуманитарных классов, согласитесь, такое «деление» странно.

В заключение разговора об этой линии необходимо заметить, что крайне спорно включение в хрестоматию раздела «Духовная литература», поскольку ученики светской государственной школы не обязаны придерживаться православного мировоззрения. (Помимо этого в 7-м классе детям вряд ли близко и понятно «Житие Сергия Радонежского», а в 8-м – письмо оптинского старца Амвросия.)

Как и учебники А.Кутузова, учебники под редакцией М.Ладыгина (издательство «Дрофа») предназначены для классов и школ с углубленным изучением литературы, и тексты сгруппированы в соответствии с изучаемыми литературоведческими понятиями, часто жанрами. Привлекает четко поставленная задача – научить школьника воспринимать художественный текст как произведение искусства.

Это и определяет достоинства и недостатки пособия. В учебнике говорится о магии и волшебстве слова, сами главы называются «уроки волшебства». И действительно, в учебнике много статей посвящено тому, как устроен художественный текст и как он воздействует на читателя. Особенно ценно, что сложные понятия даются в несколько этапов. Кроме того, это один из немногих учебников, в которых не только предлагают ученику вопросы и задания, но и учат, как их выполнять: как сравнивать два текста, как читать теоретическую статью, как охарактеризовать персонаж художественного произведения и как пересказывать эпизод.
В качестве методической находки учебника можно отметить и то, что вопросы к тексту ставятся не только после прочтения, но и перед ним.

В то же время статьи порой перенасыщены теорией, заданий для ее отработки мало. Часто формулировка вопросов не соответствует возрасту учеников: вряд ли в 5-м классе даже ученик гуманитарной гимназии может ответить, в чем проявляется общенародный идеал в сказке, или определить систему ценностей новеллы, да и в 6-м нелегко ответить, «какова идейная роль персонажа».

Вопросы и задания к лирике часто носят формальный характер. «Нарисуйте схему рифмовки» – и ни слова об авторском замысле совсем не простого Ф.Тютчева. «Объясните суть гражданской позиции лирического героя стихотворения “К Чаадаеву”» – а какие они вообще бывают, гражданские позиции, – непонятно.

Неочевиден и подбор текстов – сомневаюсь, чтобы шестикласснику были доступны и интересны «Житие Александра Невского» или «Наталья, боярская дочь» Н.Карамзина. А уж полагать, что в 8-м классе ученики в состоянии самостоятельно прочитать и понять «Фауста», чтобы потом сравнивать Мефистофеля с пушкинским «Демоном», просто наивно. Кроме того, в хрестоматию 6-го класса включена повесть «Тарас Бульба», где многократно прославляемый автором учебника главный герой участвует в еврейском погроме, и это оставлено без комментариев.

Что касается учебника 9-го класса, то он тоже построен в соответствии с концентрическим принципом, поэтому там есть В.Шукшин, но нет «Евгения Онегина». В то же время пособие содержит несколько редких и действительно интересных для изучения в сильном гуманитарном классе (или в рамках факультатива) текстов: «Хождение Богородицы по мукам», «Смерть Артура» Т.Мэлори, «История из жизни пройдохи по имени дон Паблос» Ф. де Кеведо. Но если учитель решит работать по этому учебнику, он должен иметь в виду, что эти книги написаны с четкой православной позиции, хотя и менее навязчиво выраженной, чем в предыдущих пособиях.

Книга о литературе первой половины XIX века (10-й класс, первая часть) написана А.Архангельским («Дрофа»). В предисловии автор так формулирует свою задачу (и цель преподавания литературы в школе в целом): «Научить самостоятельно читать художественную литературу, самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем». И учебник действительно помогает эту задачу решить. Курс 10-го класса охватывает весь XIX век, но он разбит на две книги (первая и вторая половины века). Поэтому, если учитель не обречен мучиться с концентрической системой, он может использовать первую часть в 9-м, а вторую – в 10-м классе. Это было бы разумнее, поскольку обе книги достаточно объемны (около 400 страниц).

Во вступительной главе рассказывается о французской Энциклопедии и французской революции, Просвещении и времени Екатерины, Наполеона и Николая I. То есть о том, без чего действительно невозможно понять литературу XIX века. Привлекает стиль статей учебника – автор использует иронию, риторические вопросы, прямые обращения к читателю, заботясь о том, чтобы школьник прочел-таки книгу о литературе не без удовольствия. Автору удается это сделать, отнюдь не упрощая материал. В такого рода учебниках самое трудное – решить, что о тексте рассказать самому, а о чем предложить задуматься читателям. Чаще всего автору удается найти «золотую середину». Наряду с литературоведческим текстом учебник содержит немало вопросов и заданий для самостоятельной работы учеников.

Методическая часть разнообразна. В конце главок – разделы «Запомни литературоведческие термины», «Вопросы и задания», «Задания повышенной сложности», «Темы сочинений и рефератов», «Рекомендуемая литература». С вопросами и заданиями ученик встретится и в тексте самих статей. Они порой очень интересны и неожиданны: «Чему учился Пушкин у Вяземского, чему Вяземский – у Пушкина?». Материал для ответа – в предшествующей статье
«В чем трагизм образа Хлестакова?». Таким образом, первую половину XIX века можно по этому учебнику изучить не только с пользой, но и с удовольствием.

Вторая часть, написанная Ю.В.Лебедевым («Дрофа»), несколько менее удачна. Исчезли задания внутри главок, пропали неожиданные вопросы, да и те, что остались, порой предполагают ответ общими словами, а не конкретный анализ текста. Например, «Почему противостояние отцов и детей относится к вечным проблемам?». На мой взгляд, слишком многое автор говорит сам, оставляя маловато пространства для размышлений ученикам, поэтому эту книгу можно рекомендовать учителю или абитуриенту, а школьнику предложить вопросы, которые с помощью этого учебника без особого труда придумает учитель.

XX век в этой линии предстает перед нами в пособии большого коллектива авторов под редакцией В.Агеносова (издательство «Дрофа»). Соавтором литературоведов в создании этой книги выступил один из самых известных московских учителей литературы, Э.Безносов, и сразу хочется отметить удачную методическую часть учебника. (Ее структура такая же, как и в 10-м классе). В нем много вопросов, над которыми действительно было бы интересно подумать. В то же время сохраняется установка на диалогичность литературного процесса – тексты разных авторов постоянно сопоставляются, ученик постоянно обращается к литературе XIX века. Видно, что авторы стремились познакомить читателя с возможно более широким кругом авторов и текстов, и если даже не все из них будут прочитаны в 11-м классе, когда времени у ребят в обрез, возможно, они вернутся к ним позднее.

Размышление
над главными темами

Комплект В.Маранцмана (издательства «Классикс-Стиль» и «Просвещение») построен по иному принципу, нежели перечисленные ранее комплекты. Каждый учебник в средней школе посвящен какой-то глобальной теме: в 5-м классе это движение времени, в 6-м – человек и его поступок (изменение понятия «смысл жизни» у героев разных эпох), в 8-м – человек и его время. В 9-м классе эта логика несколько нарушается.

Автор использует интересную схему работы над текстом: сначала ученику предлагается вспомнить свои личные переживания, поразмышлять на определенную тему, а потом уже читать подобранные тексты, сравнивая свои и авторские переживания. Причем на одну и ту же тему предлагается сразу несколько разных стихотворений, и ученик как бы оказывается в ряду великих писателей:
«у них так, у тебя – иначе». Разговор с читателем уважительный, без скидок на возраст, анализ текстов – серьезный. Есть глубокие философские вопросы, например: «Почему в народной сказке всегда побеждает добро, а конец авторской может быть печален»? Хочется отметить язык самого учебника – без излишней наукообразности и без сюсюканья.

Еще одна методическая особенность этой серии: здесь много размышлений самого автора учебника над текстом; с одной стороны, хорошо, что детям дается образец рассуждения, с другой – иногда эти рассуждения содержат даже ответы на заданные детям вопросы.

Как научить любить читать

В разных редакциях

Интересен этот учебник и с текстологической точки зрения: и в «Снежной королеве», и в «Илье Муромце» есть отсутствующие в других изданиях фрагменты. Это единственная серия (несмотря на резкий православный уклон большинства из них), где дается не пересказ, а настоящий текст Библии, где к древнегреческим мифам дан культурологический комментарий, и они выглядят не странными сказками, а отражением мироощущения великой культуры.

В то же время с подбором произведений не всегда можно согласиться. В 6-м классе, безусловно, рано читать «Полтаву» и «Житие Бориса и Глеба», тем более толком не разобранное и не прокомментированное, в 8-м школьники явно не способны сострадать Вертеру, не очень понятно, зачем в 9-м классе приводится большая и тяжелая подборка писем Грозного к Курбскому.

Не отступает автор от тематического принципа даже в старших классах. Например, 11-й класс начинается с изучения произведений Л.Толстого, Ф.Достоевского и А.Чехова. На этом литературном материале предлагается раскрыть такие темы, как «Эволюция и революция», «Время и вечность», «Война и мир», «Самопознание человека и жизнь общества». Этот очень интересный подход проблематично воплотить в полной мере в силу перегруженности программы (тем более что в учебнике предлагается много произведений для самостоятельного чтения, например, «Жизнь Клима Самгина»). В плане подбора текстов автор стремится идти «в ногу с временем», включает даже отрывки из романа «Москва–Петушки».

В методическом отношении нужно отметить глубокий и эмоциональный разговор о текстах, в котором много и рассуждений самого автора учебника, и заданий для понимания сложных текстов.

Это один из немногих учебников, где предлагается система обучения написанию сочинений. В связи с изучаемыми произведениями рассматриваются различные типы тем, дается дополнительный материал, примерный план, образцы рассуждений.

Таким образом, это очень личностный авторский взгляд на литературу и ее преподавание: если в сильном классе он окажется близок учителю – работа может быть интересной.

Линия учебников Р. и Е.Бунеевых (издательство «Баласс») уникальна. Если разобранные выше книги при выборе основной логики построения исходили из предмета и располагали тексты по историческому, культурно-тематическому принципу или в связи с понятиями теории литературы, Бунеевы исходят из психологии ученика. Если большая часть учебников в худшем случае пытается учить детей жить, а в лучшем – понимать текст, то Бунеевы прежде всего хотят, чтобы ученики полюбили читать, получили от книги удовольствие. И возможно, для обычной средней школы эта задача урока литературы действительно первична.

Вот названия разделов в 5-м классе: «Жизнь по законам чести», «Шифры и клады», «Экстремальные ситуации», «Как мы становимся взрослыми», «Романтика неизведанного», «Я и другие». В 6-м классе: «Пролетая над снами», «Сказки для взрослых», «Следы во времени». В 7-м классе: «Я и мое детство», «Я и Я», «Я и мир». Все эти проблемы действительно актуальны для ребят этих возрастов. И книги Бунеевых не дают конкретные ответы на нравственные вопросы, а побуждают размышлять над проблемами чести, достоинства, подвига, взрослости. Они предлагают точки зрения различных авторов и учат вырабатывать свою. В каждой книге есть герой, вместе с которым ученик читает (в 5 и 6-м классах герои – ровесники учеников, в 7-м – это студент).

Тексты в 5-м классе большей частью классическо-приключенческие: А.Беляев, Р.Брэдбери, Конан Дойль, Э.По, А.Дюма, Л.Кассиль, А.Гайдар, В.Катаев, В.Каверин – любимые книги нашего детства. В 6-м классе – Н.Гоголь, А.К.Толстой, А.Пушкин, А.Чехов, И.Тургенев, П.Мериме, М.Метерлинк, Э.Т.А.Гофман и т.д. Там же – эпос разных народов. В 7-м – Л.Толстой, A.Горький, В.Короленко, А.Грин, М.Шолохов, Н.Думбадзе, Ч.Айтматов, а также А.Алексин, В.Железников, и даже С.Таунсенд, А.Франк. Кроме того, как и в начальной школе, у Бунеевых прекрасная подборка поэзии. Это не «стихи о родной природе», а философская лирика А.Пушкина и М.Лермонтова, стихи М.Цветаевой, Н.Гумилева, а рядом с ними Б.Окуджава, Д.Самойлов, Ю.Левитанский, А.Тарковский, Г.Шпаликов, В.Высоцкий, А.Макаревич, Э.Багрицкий, М.Светлов, М.Петровых – не найти «своего» поэта очень трудно. Это учебники, в которых авторы как бы делятся с читателями своими любимыми книгами.

Но если учитель выбирает для работы этот комплект, у него сразу возникает ряд проблем. Во-первых, большая часть текстов дана в отрывках, что не всегда удобно. Во-вторых, вопросы и задания в основном направлены на прослеживание развития событий, характеров героев, мотивов их поступков. Намного меньше обращается внимание на то, как сделан текст, на те мелочи, на которые неискушенный читатель наверняка не обратит внимания. Многие тексты, особенно поэтические, даны вообще без разбора, даже лермонтовский «Парус»; «Руслана и Людмилу» предлагают читать самостоятельно.

Впрочем, в методической части есть и очень красивые находки. Например, удачны общие вопросы: как еще до чтения узнать, о чем будет книга, что такое беседа с писателем, каковы общие законы приключенческой литературы? Есть и прекрасные вопросы о конкретных текстах: «Чего можно ожидать от рассказа А.Чехова “Страшная ночь”?». «Почему у Тютчева стихи часто заканчиваются троеточием, а у Фета – нет?».

Учебник 9-го класса построен несколько иначе. В нем согласно требованиям концентрической системы представлена история литературы с начала XIX до XX века, но методическое обеспечение намного более серьезное. Там учитель найдет и краткий рассказ о литературном процессе изучаемого периода в целом, и отрывки из литературоведческих статей. При работе над некоторыми текстами, например, лирикой начала XX века, рассказами А.Чехова и А.Платонова, авторы используют такой удачный прием, как подчеркивание и комментирование наиболее важных строк (жаль, что этот прием не использован в 5 и 6-м классах). В то же время анализ лирики часто сводится к предложению подтвердить текстом идею автора учебника, а анализ прозы и драматургии – к общему обсуждению проблем текста.

Таким образом, при многих несомненных удачах учебника система обучения анализу художественного текста в нем не простроена. Если учитель готов достроить ее сам или считает, что в обычной школе это не так важно, работа с этой линией может быть очень интересна.

Необходимо упомянуть близкие по идее к учебникам Бунеевых (тоже тематические) учебники Л.Стрельцовой и Н.Тамарченко (издательство «Ювента»). Они тоже продолжают свою линию начальной школы, но в отличие от линии Бунеевых насыщены литературоведческим и культурологическим материалом. Они порой трудноваты, но если учителя не удовлетворяют стандартные схемы, ему стоит посмотреть эти учебники. Они написаны очень точно с научной точки зрения, хотя не всегда учитывают психологию ученика.

Еще один интересный комплект написан практиками, учителями 91-й московской школы Г.Кудиной и З.Новлянской (издательство «Оникс XXI век»). Эти учебники тоже продолжают курс начальной школы и состоят в каждом классе из двух частей. Первая достаточно традиционна, хотя и содержит удачный анализ текстов, а вторая совершенно уникальна. Из класса в класс ученики знакомятся с историей мировой литературы, начиная с поэзии Древнего Египта. Таким образом, в рамках этой серии изданы хрестоматии с текстами, которые порой можно найти только в «Библиотеке всемирной литературы». Поэтому, если бы учитель хотел познакомить ребят с мировой литературой, – эти хрестоматии незаменимы.

Что касается изучения зарубежной литературы, можно воспользоваться также учебниками-хрестоматиями И.Шайтанова, которые выходили как в составе линии «Просвещения» под редакцией В.Коровиной (для 5–7 и 8–9-х), так и отдельными изданиями (для старших классов). Они содержат и отрывки, и вопросы для анализа, и необходимые историко-литературные материалы по разным периодам зарубежной литературы.

Приложение

Примерные учебно-методические линии школьных учебников по литературе

Классы

Принцип организации материала

Историко-литературный

Лтературоведческий

Тематический

5

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

М.Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

М.Ладыгин (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 5 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Шаг за горизонт. 5 класс. Учебник-хресто-матия «Баласс»)

6

Т.Kурдю-мова (ред.) Литерату-ра. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Полухина Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

М.Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 6 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

М.Ладыгин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 6 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Год после детства. 6 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

7

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Г.Беленький. Литература. 7 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

М.Ладыгин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 7 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Путь к станции «я». 7 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

8

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 8 класс. Учебник- хрестоматия («Просвещение»)

Г.Беленький Литература. 8 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 8 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Путь к станции «я». 8 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

9

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, И.Збарский, В.Kоровин Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Г.Беленький Русская классика. 9 класс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

 

А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 9 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева, О.Чиндилова. История твоей литературы. 9 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

10

А.Архангельский, Ю.Лебедев Русская литература. 10 класс («Дрофа»)

В.Kоровин (ред.) Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Просвещение»)

Г.Ионин Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Мнемозина») Ю.Лыссый Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник-практикум. («Мнемозина»)

В.Сахаров, С.Зинин Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

 

А.Kутузов и др. В мире литературы. 10 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

 

11

В.Агеносов Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Журавлев (ред.) Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Просвещение»)

Ю.Лыссый Русская литература. XX век. 11 класс Учебник-практикум. («Мнемозина»)

В.Чалмаев, С.Зинин Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

 

А.Kутузов и др. В мире литературы. 11 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль»)

 

________________

* Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 02–2005.