Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастерство

Марина Миронова, Каринэ Ковхаева

Что говорят дети

Тестирование, анкетирование, опрос как форма библиотечной работы

Миронова
Марина Анатольевна

зам. директора по работе
с детьми ЦБС № 4 ЦАО
Москва

wpe1AD.jpg (2849 bytes)

Ковхаева
Каринэ Генриховна

зав. отделом детской
библиотеки № 24 «Памяти 1905 года»
Москва

Современные дети и современные библиотечные работники – это люди разных поколений, выросшие при разных экономических формациях, в разных культурных, социально-бытовых условиях, исповедующие зачастую разные морально-нравственные ценности. И нам бывает трудно понять, чем дышат современные дети, к чему они стремятся, что их интересует, что хотят читать, какую информацию они намерены получать в библиотеке.

Разнообразных средств и приемов для того, чтобы как-то приблизиться к читателю, существует немало: это и индивидуальные беседы, и диалог в ходе массовых мероприятий, и наблюдение за читателями, посещающими библиотеку, и многое другое. Наш библиотечный опыт изучения читателя подсказывает, что наиболее действенными и эффективными формами изучения являются анкетирование, тестирование, опрос, сбор и анализ читательских отзывов, т.е. приемы, используемые в социологических исследованиях.

Изучением читателей мы занимаемся постоянно, особенно в последние пять-семь лет. И не раз мы сами (да и наше руководство) задавались вопросом – зачем? Помимо того, что коллективу нашей библиотеки это просто интересно, сегодня мы с полным основанием можем сформулировать свою позицию.

Во-первых, зная своего читателя, мы можем качественнее его обслуживать: яснее представлять, что нужно современному школьнику от библиотеки; оперативно учитывать требования, запросы и пожелания всех категорий читателей; определять тенденции в развитии информационных потребностей и тем самым предвосхищать их выполнение; влиять на комплектование фонда.

Во-вторых, с учетом результатов исследований мы можем планировать свою работу, аккумулируя потребности «снизу», корректировать директивы «сверху».

В-третьих, анкетирования, тесты, опросы, если их проводить корректно, как правило, нравятся читателям. Это налаживание более тесного контакта, возможность вызвать его на откровенный разговор с библиотекарем, несмотря на то, что мы соблюдаем условие анонимности.

В-четвертых, своими мини-исследованиями мы стараемся пробудить интерес читателей к каким-либо актуальным и важным вопросам, ненавязчиво обратить их внимание на то, о чем не всегда спросишь или поговоришь с ребенком. То есть проходит своеобразная социализация читателя.

В-пятых, детская библиотека – это еще и досуговое учреждение. Подчас наши мероприятия рождались после изучения тех или иных анкет.

В первую очередь хотелось бы остановиться на исследовании, проведенном в январе-феврале 2002 года – «Читатель Пресни – какой он?» Цель исследования – изучение читателей старшего абонемента детской библиотеки № 24 с точки зрения возраста, социального происхождения, места жительства, принадлежности к учебному заведению, тематике чтения, частоте посещения библиотеки и количеству взятых документов, то есть нарисовать портрет читателя нашей библиотеки. Изучение происходило исключительно по читательским формулярам. Библиотекарь в первый рабочий день 2002 года механически отобрал каждый пятый формуляр, оставив их для изучения.

Сведя все данные в единую таблицу и проанализировав ее, мы получили следующий портрет среднего читателя Пресни:

· живет в нашем микрорайоне (46,1 %) или вообще в Пресненском районе (42,9 %);

· родители – служащие (32,6 %);

· учащиеся примерно равномерно распределяются по всем классам (от 5 до 11), учатся в близлежащих школах – в школе № 1241 – 25,2 %; в школе № 87 – 25,2 %;

· берет в основном художественную литературу (80,1 %);

· больше всего читает по школьной программе (93,6 %);

· часто задерживают книги (17 %).

Также при анализе учитывалось, насколько часто посещают библиотеку читатели и сколько берут книг, причем эти данные рассматривались в каждой категории: возрастной, социальной и т.д. Кроме того, данное исследование указало на многие недостатки в работе абонемента, как объективные (недостаточное комплектование документами, недостаточное техническое оснащение и т.п.), так и субъективные (недостаточная работа с отдельными возрастными группами, классами, необходимость поиска новых форм и методов в работе). Хотелось бы провести данное исследование не только на базе одного абонемента, но и на базе всей нашей библиотеки или даже всех детских библиотек Пресни, что дало бы более полную и объективную картину.

Следующим этапом нашей работы стали анкеты: «Библиотекарь XXI века. Каким он должен быть?», а также «История и мы».

Когда мы разрабатывали эти анкеты, то предполагали, что отвечать на них будут исключительно старшеклассники (вопросы нам показались сложными), но на практике оказалось, что детям, начиная с 5-го класса, это тоже было любопытно и вполне по силам. Ответы читателей были очень интересны, показали неординарное мышление многих наших пользователей, их заинтересованность, стремление ответить на поставленные вопросы.

В 2000 и 2001 годах на пороге нового тысячелетия во многих периодических изданиях проводились опросы о прошедшем тысячелетии, о грядущем столетии и тысячелетии. Именно этим навеяны темы обоих анкетирований. Анкетирование «Библиотекарь XXI века. Каким он должен быть?» ставило своей целью выявить отношение современных детей к профессии библиотекаря, какие качества и какие знания и навыки необходимы библиотекарю наших дней и будущего, какие из них со временем будут утрачены, отомрет ли наша профессия в будущем и если да, то когда.

Результаты анкетирования оказались совершенно неожиданными: для детей не так важны наши профессиональные и деловые качества («Стремление нести культуру в массы», «Работоспособность», «Систематичность в работе и умение структурировать информацию»), хотя у библиотекаря будущего они должны быть выше («Ум», «Эрудированность», «Знание литературы и английского языка», «Навыки работы на компьютере», «Самосовершенствование», «Многофункциональность» и др.). Самое важное для ребенка, приходящего в библиотеку, – это наши человеческие качества, которые в том или ином виде назвал практически каждый из отвечавших на вопросы анкеты («Доброта, доброжелательность» – 57 %, «Любовь к детям и книгам» – 21 %, «Терпение, тактичность» – 19 %, «Чувство юмора» – 11 % и т.д.). Это свидетельствует о недостатке гуманного отношения к детям, а именно это они зачастую ищут, в том числе и в библиотеке, но в то же время опасаются, что именно эти качества со временем будут утрачены людьми нашей профессии.

Несмотря на это, дети понимают, что будущее библиотечного дела связано в том числе и с автоматизацией и компьютеризацией («Знание компьютеров», «Умение работать в Интернете», «Знание современных технологий», «Возможно, машины времени» – 39 %). Большинство детей не верят, что профессия библиотекаря отомрет в обозримом будущем («Профессия библиотекаря не отомрет» – 50 %, «Отомрет через 100–200 лет» – 11 %, «Отомрет в 2999 году – 2 %»).

Результаты анкетирования, возможно, не могли оказать реального влияния на нашу непосредственную работу, но они показали, каким видят дети библиотекаря, показали тот идеал, к которому мы должны стремиться.

Второе анкетирование, которое проходило одновременно с анкетированием «Библиотекарь XXI века…», называлось «История и мы». Оно стало составной частью программы «Историей человек переживает века». Вопросы составлялись таким образом, чтобы выявить предпочтения детей в исторической тематике:

· ваш любимый исторический герой (Петр I – 22 %, Екатерина II и Александр II – по 8 %).

· какое историческое время вам хотелось бы посетить на машине времени («Древний мир» – 22 %).

· в какое время и в какой стране Вам хотелось бы жить (большинство отвечали «Россия» – и «В наше время», были здесь и другие интересные ответы – «Мне все равно (где и когда жить), лишь бы повсюду царили Любовь, Гармония, Красота», «В зависимости от того, где живут мои любимые герои, во Франции (с Генрихом III и Шико)».

Из анкеты Антона Е.: «Кто не знает историю, тот не знает своего прошлого, у того нет настоящего и не может быть будущего», – гласит известная мудрость. А я стремлюсь познать историю, чтобы узнать, как жили люди в прошлом и чтобы не повторять их ошибки в настоящем, а в будущем использовать только положительный (полезный) опыт, накопленный за многие века… Мне хотелось бы жить в Великобритании (в этой стране, на мой взгляд, на протяжении всего ее существования проводилась наиболее рациональная и самая разумная политика среди других стран мира). Мне даже не важно время, по-моему, в этой стране в любое время было хорошо подданным, поскольку король проявлял реальную заботу о жителях своего государства.
И если была бы возможность выбрать, я бы выбрал Великобританию (или одну из ее колоний) XVIII–XIX – начала XX вв.
»

Ответы читателей были интересны, неординарны, хотя, надо признать, некоторые из них показались формальными. Хотелось бы также отметить, что недостаточное внимание в данной анкете уделено исторической литературе. Интересно было бы повторить данное анкетирование еще раз, спустя пять-шесть лет, сравнив результаты двух анкетирований.

Через год на абонементе нашей библиотеки проходило анкетирование, во многом основанное на результатах предыдущего – «История и мы». Четверть респондентов называли в анкете Петра I своим любимым историческим героем. В 2002 году исполнялось 330 лет со дня рождения Петра I и 320 лет провозглашения его царем. И мы решили, что было бы интересно узнать отношение детей к фигуре как самого Петра I, так и к теме «Петр I и современность». Именно на это была направлена разработанная в нашей библиотеке анкета «Петр I». Дети на вопросы анкеты отвечали не охотно, возможно, ввиду их сложности.

Среди восторженных откликов попадались и такие: «Я ненавижу Петра I, так как он ввел военные духовые оркестры и из-за него мы учим теперь эти марши. Но есть и плюсы (привез кофе и табак)».

О результатах данного анкетирования можно сказать следующее:

· деятельность Петра I читатели в основном оценивали положительно (оценка по пятибалльной системе – 4,65); сравнивали его деятельность с самыми разными историческими фигурами (больше всего с В.В.Путиным (8,8 %);

· по предположению детей, Петр I в современной России, в первую очередь, провел бы реформу армии и флота (28,1 %);

· книги, прочитанные детьми о Петре I, не отличались разнообразием.

Недостатком проведенного анкетирования стала излишняя усложненность вопросов. Можно было сделать часть из них закрытыми (типа тестов), что упростило бы задачу для школьников, а также увеличить количество вопросов, связанных с литературой, так как эта тема оказалась недостаточно проработанной.

Тематически связанным с двумя предыдущими было анкетирование «Чувство патриотизма в восприятии современных школьников». Тема для современной России очень непростая и неоднозначная, приступать к ней было очень сложно. Трудно было составить вопросы, чтобы не впасть в какую-либо крайность, трудно было давать анкеты детям, так как некоторые из них просто не знали, что такое патриотизм, некоторые отказывались, говоря, что это не их тема.

Результаты этого исследования в чем-то порадовали, а в чем-то огорчили и удивили нас. Патриотами своей страны считают себя более 90 % респондентов, хотя большинство патриотизм связывают исключительно с военной службой, что, конечно, однобоко. Большинство подростков – оптимисты (60,7%), видят будущее своей страны прекрасным и светлым: «Великой державе – великое будущее», «Это зависит только от нас», «Без войн, терроризма»). Особенно заметно было влияние телевидения и средств массовой информации на сознание наших читателей. 10,7 % респондентов на вопрос «Кого из известных тебе людей ты считаешь патриотом своей страны» назвали сатирика Михаила Задорнова. И только на втором месте (по 7,1 %) назвали В.В.Путина и Г.К.Жукова. Интересно было бы провести подобное анкетирование одновременно среди взрослых и детей, сравнив ответы двух разных поколений.

В 2003 году наша библиотека праздновала свой юбилей – 90-летие. В связи с этим нас заинтересовал вопрос, как к нашей библиотеке относятся не дети, а их родители, которые в нашем общении со школьниками представляют третью, крайне заинтересованную сторону. Многие родители совершенно верно отмечали недостатки в работе. Например, маленький открытый доступ на младшем абонементе, необходимость реорганизации подвала библиотеки в зал для массовых мероприятий. Некоторые писали, что все хорошо, желали оставаться такими же добрыми и вежливыми, дальнейшего процветания, а некоторые из родителей желали нам увеличения зарплаты. Большинство (93,3 %) родителей отметили, что ребенок посещает библиотеку с удовольствием. Наибольшее неудовлетворение вызывало у респондентов комплектование фонда как книгами, так и периодическими изданиями. Некоторые пожелания касались массовых мероприятий, комплектования фонда аудио-визуальными материалами.

По результатам анкетирования был оформлен стенд, на котором родители и гости юбилея библиотеки могли ознакомиться с ответами родителей наших читателей.

В 2004 году мы праздновали 100-летие А.П.Гайдара. В связи с этим юбилеем была разработана анкета, на которую отвечать должны были и дети, и родители (первый, и пока единственный, подобный опыт). Это дало возможность сравнить мнения о творчестве А.П.Гайдара двух разных поколений.

Современные дети мало читают Гайдара, в этом есть отчасти и наша вина: мы недостаточно пропагандируем его произведения, но в то же время большинству современных детей Гайдар, как мне кажется, неинтересен и непонятен. К основным трудностям, с которыми мы столкнулись при проведении данного изучения, относится то, что дети не читали Гайдара (некоторые путали его с кинорежиссером Гайдаем), поэтому количества анкет было совершенно недостаточно (21 читатель), хотя проводилось оно на абонементе нашей библиотеки и библиотеки № 152. В то же время, некоторым детям нравятся произведения Гайдара, они регулярно обращаются к его творчеству, и именно они писали проникновенные строки о его творчестве: «Они учат быть целеустремленным, храбрым человеком, защищать слабых», «Нет, они не современны, они лучше современных».

При проведении подобного анкетирования в следующий раз можно формулировку некоторых вопросов изменить, а также добавить вопрос об экранизации произведений Гайдара.

2005 год – год 60-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне. Прежде чем приступать к планомерной и углубленной работе по данной тематике, мы решили выяснить, какой уровень знаний в этой области у современных детей. Были разработаны 4 варианта тестов, но, как оказалось, реально использовался только один из них, так как остальные были очень сложными.

Вопросы в тестировании «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне» были очень простыми: «Когда началась Великая Отечественная война?», «Какие из перечисленных битв были во время Великой Отечественной войны?» и т.п. Ответы, несмотря на то, что давалось три их варианта, привели весь коллектив библиотеки в шоковое состояние: когда часть детей (26,5 %) не могут точно назвать дату начала войны, а почти половина (48,5 %) пишут, что М.И.Кутузов был полководцем в этой войне – это ужасает. Интересно отметить и такой факт: чем младше дети, тем выше был процент правильных ответов. Но многим из читателей было неудобно за столь низкие знания в этой области, о чем они говорили библиотекарю.

Данное тестирование проводилось не только в нашей библиотеке, а по всему району (даже во взрослых библиотеках, на юношеских кафедрах). К сожалению, результаты тестирования из некоторых других библиотек были предоставлены нам слишком поздно и не вошли в анализ. Вместе с повторным анализом мы планируем провести еще раз и тестирование, по возможности охватив тех же самых детей, чтобы понять, как повлияли праздничные мероприятия (в том числе и наша работа) на знания детей. Кроме того, разработан информационный листок с краткими сведениями об основных датах, событиях и героях Великой Отечественной войны, который предлагается на старшем абонементе всем желающим. Естественно работа по данной тематике не ограничится годом 60-летия Победы, она будет продолжаться и дальше, но с учетом уровня знаний пользователей.

Сейчас в нашей библиотеке проходит сразу несколько анкетирований, тестирований и опросов: анкетирование «Моя семья и я в истории моей страны», опрос «Если бы главой Пресненской Управы был я, то…», тест-анкеты «Мы – разные, и это хорошо» (по проблемам толерантности), «Человек, изменивший историю» (к 135-летию со дня рождения В.И.Ленина). В ближайшее время планируется социологическое исследование, посвященное Великой Отечественной войне, с использованием читательских формуляров, картотеки выполненных справок, картотеки отказов и других источников.

Нужно сказать, что в последнее время дети с меньшей заинтересованностью отвечают на наши вопросы, хотя по-прежнему некоторые из них, приходя в библиотеку, спрашивают, нет ли новых анкет.

На старшем абонементе мы не раз пытались проводить тестирование, выставки-викторины к юбилеям писателей, но не удавалось набрать минимальное количество тестов для анализа, что говорит о плохом чтении и незнании классики современными детьми и подростками. Интересно, что это не относится к младшему абонементу, где дети легче идут на контакт с библиотекарем.

Кроме того, на старшем абонементе нашей библиотеки регулярно проводятся опросы детей по интересным и актуальным темам: «Пожелания и поздравления читателей к 90-летию библиотеки», «Письмо в XXI век». А порой хочется провести изучение-шутку, хотя, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Так появилась анкета «Где-где нечистая сила живет?» (вообще-то она посвящена славянской мифологии).

Как уже говорилось, некоторые анкетирования и тестирования нужно будет повторять периодически, исправляя ошибки и недочеты, выявленные при проведении предыдущих исследований, сравнивая и анализируя их результаты. Необходимо привлекать к тестированиям и анкетированиям и посетителей читального зала (у нас традиционно исследовательской работой занимаются работники абонемента), так как сравнение этих двух групп пользователей может дать интересный и неожиданный результат.

Необходимо вовремя выявлять и исправлять погрешности в формулировке некоторых вопросов, в составлении и заполнении анкет и тестов, что позволит увеличить точность при анализе. В будущем хотелось бы больше внимания уделять дизайну анкет и тестов, сделать их более наглядными и эстетически привлекательными.

В последнее время нам удается охватить нашими анкетами и тестами и некоторые другие библиотеки района, что приводит к расширению круга респондентов, увеличивает точность при анализе анкет.

Проводимая работа позволяет составить портрет современного читателя-школьника, выявить его потребности, понять взгляды, узнать мнения по самым разным проблемам и вопросам, определить его интеллектуальный, психологический и нравственный уровень. А значит, выстраивать свою работу в соответствии с полученными результатами исследований.