Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Лариса Лазеева

Великая Отечественная война глазами юных читателей

Исследование в детской библиотеке: проведение, итоги, рекомендации

2005 год для библиотекарей проходил под знаком 60-летия Победы. Мы много знаем о войне, искренне чтим память о ней. Того же ждем и от юных читателей, забывая, что они выросли в новой стране, в другом времени.

Какое же представление имеют сегодняшние дети о Великой Отечественной войне? В какой форме они лучше воспринимают героическую историю нашей Родины? На что библиотекарю стоит обратить первостепенное внимание в данной области?

Ответить на эти и другие вопросы нам отчасти помогло социологическое исследование «Великая Отечественная война глазами юных читателей», подготовленное отделом информации и делового чтения областной детской библиотеки (г. Тамбов). Проведение его полезно не только для изучения статистики, но и для того, чтобы юные респонденты получили повод задуматься над поставленными вопросами, а библиотекари – стимул к дальнейшему самосовершенствованию.

Исследование проводилось на абонементе и в отделе информации и делового чтения; всего было анонимно опрошено 200 читателей библиотеки.

На первом этапе, в тестировании, приняли участие 100 школьников 7–11-х классов. Коротко о результатах:

· лишь 1 % респондентов знает более трех городов-героев;
· только 3 % имеют четкое представление о хронологии основных этапов войны;
· 21 % опрашиваемых знают местонахождение известных мемориальных комплексов;
· 37 % респондентов сумели правильно назвать имя Верховного главнокомандующего 1941 года;
· лишь 12 % знают имена хрестоматийных героев великой войны;
· только 1 % респондентов верно выделил из цепочки награды, учрежденные во время Великой Отечественной войны;
· всего 1 % опрашиваемых смог правильно назвать авторов книг о войне, входящих в школьную программу;
· качество ответов не повышалось с увеличением возраста респондентов.

Результаты тестирования наглядно свидетельствуют о низком уровне знаний респондентов в данной области. Что же может предпринять библиотекарь в этой ситуации? На мой взгляд, необходимо сократить до минимума количество пафосных, грандиозных сценариев, а отдавать предпочтение камерным мероприятиям, целью которых являлось бы не только информирование читателя о военных событиях, но и проведение параллелей между историей России и историей своего города, своей семьи. Такой метод не только благотворно воздействует на умственные процессы, но и активизирует эмоциональное восприятие истории у детей. Стоит чаще проводить обсуждения книг о войне: эта форма идеально подходит для формирования у читателя ярких, запоминающихся образов, связанных с войной. И, конечно, экспериментировать в выставочной, индивидуальной и библиографической работе, уходить от стереотипов, искать наиболее эффективные методы и приемы работы.

Второй этап исследования предусматривал проведение анкетирования. В нем приняли участие 100 читателей от 10 до 16 лет. Вот основные результаты опроса:

· 52 % респондентов считают войну «великим подвигом России, который нельзя забывать», в противовес 2 %, для которых война – лишь «далекое прошлое»;
· 64 % опрашиваемых полагают, что на сегодняшний день для ветеранов войны Россия сделала все возможное, большинство же несогласившихся сводят поддержку только к материальному фактору;
· 79 % согласны с тем, что наша страна должна отстаивать интересы ветеранов, проживающих за рубежом;
· 60 % респондентов написали, что в их семье есть живые или погибшие участники войны, большинство этих детей интересуются их военным прошлым;
· 63 % опрашиваемых необходима информация о войне для различных целей, 23 % используют ее только для учебы;
· респонденты черпают информацию о Великой Отечественной войне в основном из следующих источников: из книг и рассказов очевидцев – по 25 %, телепередачи помогают 20 %, а школьные уроки – 17 %;
· наиболее доступная и интересная информация о войне, по мнению детей, содержится в рассказах участников войны (29 %), а также в книгах и фильмах (по 20 %).

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать основные выводы:

· для подрастающего поколения события великой войны еще не потеряли своей значимости;
· респонденты проявляют интерес к политическим и социальным процессам, связанным с той эпохой;
· значительная часть опрашиваемых считает книгу наиболее доступным и интересным источником информации о войне, но и кино, и телевидение надо использовать – они необходимый атрибут жизни ребенка;
· для детей очень важно общение с живыми свидетелями войны.

В целом, исследование показало, что равнодушие уже затронуло души и умы детей, далеких от военной поры. Но существует возможность поддержать и углубить интерес к Великой Отечественной войне через призму сегодняшних событий. Не надо бояться поднимать сложные вопросы, синтезирующие историю, политику и социальные проблемы, например: «Почему в стране-победителе появились фашисты, скинхеды и чем это грозит?», «В чем кроется причина негативного отношения к ветеранам войны в Прибалтике?» и т.п.

Особое внимание обращать на микроисторию военной поры: рассказывать, как жили и работали люди
в тылу, чем питались, во что одевались, как учились дети и т.п. По возможности приглашать свидетелей и участников войны, использовать в работе предметы той эпохи: газеты, фотографии, письма, награды и т.д. Активно задействовать не только зрительное, но и вкусовое восприятие читателей: например, показать им набор продуктов, положенных по карточке их сверстникам во время войны, или испечь хлеб с лебедой и дать попробовать его детям.

И, конечно, всячески побуждать читателей к творчеству: написанию стихов, рассказов, отзывов; участию в конкурсах, изысканиях и экспедициях.

Главное, всегда перекидывать мостик между прошлым и настоящим, находить точки соприкосновения общественного и личного, чтобы каждый ребенок пропускал информацию о войне не только через ум, но и через сердце.

Великая Отечественная война глазами юных читателей

(тест)

1. Каким из перечисленных городов было присвоено звание «Город-герой» за мужество и стойкость в Великой Отечественной войне (подчеркните);

Ленинград (Санкт-Петербург), Воронеж, Керчь, Сталинград (Волгоград), Тамбов, Москва, Одесса, Минск, Кишинев, Новороссийск, Киев, Мурманск, Брест, Севастополь, Тула, Смоленск.

2. Расположите в хронологическом порядке следующие события Великой Отечественной войны (обозначьте цифрами от 1 до 5 в порядке возрастания):

Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков – ...
Берлинская операция – ...
Снятие блокады Ленинграда –...
Битва за Москву – ...
Курская битва – ...

3. В каких городах воздвигнуты мемориальные комплексы, посвященные событиям Великой Отечественной войны (соедините соответствующие города и мемориалы стрелками):

Мамаев курган
Бабий яр
Пискаревское кладбище
Хатынь
Сталинград (Волгоград)
Ленинград (Санкт-Петербург)
Минск
Киев

4. Кто из названных лиц был назначен Верховным главнокомандующим 8 августа 1941 года (подчеркните)?

Г.К.Жуков, И.В.Сталин, С.К.Тимошенко, Р.Я.Малиновский

5. Сопоставьте имена и факты: (обозначьте факты цифрами, которые соответствуют нужному имени)

Н.Ф.Гастелло – 1;
A.M.Матросов – 2;
Д.М.Карбышев – 3;
Я.Ф.Павлов – 4

· закрыл грудью пулемет противника – ...
· совершил воздушный таран – ...
· его разведгруппа отбила у противника дом в Сталинграде и удерживала его в течение трех суток – ...
· зверски замучен в концлагере за антифашистскую пропаганду – ...

6. Выделите из цепочки ордена и медали, учрежденные в 1941–1945 гг. (подчеркните):

орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Суворова, орден «Победа», медаль «За отвагу», медаль Ушакова, медаль «За оборону Москвы».

7. Установите соответствие между названиями художественных произведений о Великой Отечественной войне и фамилиями писателей (в таблице под номерами книг поставьте буквы, соответствующие их авторам):

1) «Улица младшего сына»
2) «Повесть о настоящем человеке»
3) «Убиты под Москвой»
4) «А зори здесь тихие...»
5) «Сашка»
6) «Четвертая высота»

а) Б.Полевой
б) Е.Ильина
в) Б.Васильев
г) К.Воробьев
д) Л.Кассиль
е) В.Кондратьев

1)   2)   3)   4)   5)   6)  
           

Великая Отечественная война глазами юных читателей

(анкета)

1. Великая Отечественная война в вашем понимании – это...

· далекое прошлое;
· великий подвиг России, который нельзя забывать;
· гордость за свой героический народ;
· скорбь по погибшим;
· уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны;
· ваше мнение.

(Нужное подчеркните или напишите свое мнение.)

2. Считаете ли вы, что Россия делает все возможное в моральном и материальном плане для участников и ветеранов Великой Отечественной войны? Если ваш ответ «нет», то напишите, что еще необходимо сделать...

3. Должна ли наша страна отстаивать интересы ветеранов войны, ущемляемые в зарубежных странах, например, в Латвии?

4. Есть ли среди ваших родственников живые или погибшие участники Великой Отечественной войны? Интересуетесь ли вы военным периодом их жизни?

5. Вы знакомитесь с материалами о Великой Отечественной войне...

· только для выполнения школьных заданий;
· для расширения кругозора, домашнего чтения;
· в разных целях.

(нужное подчеркните.)

6. Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?

· из книг;
· газет и журналов;
· школьных уроков;
· теле- и радиопередач, кинофильмов;
· рассказов ветеранов;
· библиотечных мероприятий;
· ваше мнение.

(Нужное подчеркните или напишите свое мнение.)

7. В какой форме информация о Великой Отечественной войне для вас наиболее понятна и интересна?

8. Ваш возраст, пол.