Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

О чем спорим?

Марк Бродский

Живущие в Интернете

Реальное и виртуальное в подростковом читательском клубе

Может ли Интернет привлекать к чтению или «лазание по Сети» только отучает от него? Об этом мы, библиотекари, спорим давно. Все больше сокрушаемся: забывают дети книгу. А если не противопоставлять, а привлечь новые ресурсы на свою сторону? Как это сделать и что из этого может получиться, рассказывает сегодня Марк Бродский. А какими видят отношения книги и Интернета его воспитанники, они говорят сами на следующих страницах. Может быть, тут-то мы и поймем, почему же «эта молодежь» не может жить без Сети?

Марк Аркадьевич Бродский
руководитель читательского клуба «Dialogos» при Российской государственной детской библиотеке, гл. библиотекарь РГДБ

Уже стало общим местом говорить, как трудно в век Интернета приобщать детей и юношество к чтению. Хотя почему бы теперь не уточнить, о чем идет речь: о приобщении к чтению собственно книги, печатной продукции или к чтению и анализу прочитанного вообще? Ведь нынешние интернетоманы читают немалые тексты, в том числе и на иностранном языке. Все мы знаем и то, что время безвозвратно изменилось (как когда-то ушло время граммофонов и паровозов) и что работа за компьютером по причинам вполне объективным отбирает время, раньше уходившее на чтение книг. И процесс этот необратим. Тем не менее утверждать, что у нас растет поколение читающее, но не «книжное», по-моему, нельзя. Пример тому – реальные сегодняшние подростки, «живущие», как сейчас говорят, в Интернете, члены нашего дискуссионного читательского клуба «Dialogos» при Российской государственной детской библиотеке, и ставшие в 2003 году с появлением клубного сайта http://www.obsudim.net/ его активными посетителями.

Наш сайт целиком был создан самими ребятами. Таким, каким мы его хотели видеть, – интерактивным прежде всего, но сохраняющим выработанную годами особую дружескую атмосферу и серьезный уровень общения. Поэтому на сайте, например, нет чатов, где первичен сам факт общения, но не мысль. Зато у нас есть «Гостевая», «Интервью», «Опросы» и, конечно, «Форумы» (сейчас количество сообщений – более 3000 по более чем 83 темам).

Клуб наш читательский, поэтому большинство обсуждений на заседаниях связано с книгой, печатным словом (это и Библия, с обсуждения которой, собственно, началась жизнь нашего клуба, и Д.Толкин, и А.Платонов, и У.Эко, и Дж.Роулинг с ее «плагиаторами», и Ф.Достоевский, и др.). Та же тенденция сохранилась и на клубном сайте. Вот несколько тем, обсуждаемых сегодня на форуме, названия которых говорят за себя
(в скобках указаны авторы, среди которых, заметим, есть и участники нашего сегодняшнего разговора, и количество сообщений): «Сводки с книжных фронтов» (AlReD – 143), «Компьютер и книга» (Avdiev – 140), «Книги о войне» (Бродский – 119), «Чье сердце собачье (по Булгакову)?» (А. Дюков – 66), «Библия, что за книга?» (Олег – 66), «Поэзия в современной России. Ее роль и призвание» (Дмитрий С. – 55), «Таня Гроттер – паразитка?» (Бродский – 46) и др.

Интернет не просто расширил возможности очного клуба, он изменил их кардинально. Встречаемся мы реже, чем хотелось бы, но на сайте всегда вывешены клубные новости, информация о том, как прошли очередные заседания (некоторые даже со стенограммами), архив прошлых заседаний клуба и анонсы будущих, включающие вопросы к обсуждению. А иногда (что особенно важно) там вывешиваются и тексты, с которыми желающие могут ознакомиться перед обсуждением. Нередко мы открываем форумы, предваряющие очное обсуждение, чтобы проверить интерес к теме и создать задел к прямому разговору. Так было, например, с темами «Компьютер и книга», «Эпатаж в политике, науке, литературе и искусстве» и многими другими. А иногда – продолжающие начатую на заседании тему. Теперь мы можем не только увеличить время обсуждения, но и лучше понять, когда тема себя исчерпала или, наоборот, следует вернуться к разговору, вроде бы уже завершенному. Так произошло, например, с темой, посвященной скинхедам: появившись, она возродила интерес к, казалось, завершенной теме патриотизма, которая трансформировалась в тему «Совместимы ли понятия: патриотизм и толерантность?».

Подчеркнем: мы никогда не редактируем сообщения (хотя такая возможность предусмотрена), но, если требуется, можем и удалить его, и даже заблокировать адрес отправителя. Что вполне оправданно, так как администратор – тот же ведущий клубное заседание, который не только отвечает за качество дискуссии, но и гарантирует свободу и культуру общения.

Разумеется, к каждому сообщению мы подходим индивидуально: бывает, что не удаляем даже некорректные, сознавая, что за нарочито эпатажной или коряво выраженной мыслью нередко скрывается интересное рассуждение или вполне объяснимое желание анонимно проверить на прочность собственные сокровенные размышления. Почему не предоставить человеку такую возможность?

Сегодня уже очевидно, что количество сайтов в Рунете огромное, а будет еще больше, и, следовательно, необходимы определенные усилия, чтоб о тебе узнали, чтоб не затеряться среди других. Мы убеждены, что будущее за дружески взаимодействующими сайтами (молодежными, школьными, дискуссионными различной направленности и т.п.), с организацией общих опросов, обсуждений отдельных тем. Наш опыт показывает, что это не только возможно, но и очень продуктивно. Мы открыты для контактов. А тех, кого заинтересовала деятельность дискуссионного клуба «DIALOGOS» и его сайта http://www.obsudim.net, просим связаться с нами по тел.: 230-01-89 или E-mail: obsudim@rgdb.ru

Компьютер и книга: сотрудничество или противостояние?

Члены клуба «Dialogos» о себе и Сети

Ярослав Авдиев
Не воевать,
а сотрудничать

Книга как средство хранения и передачи информации в различных своих воплощениях зародилась в самый момент появления письменности. Форма книги претерпевала множество изменений, но ее назначение осталось прежним. Сегодня книга постепенно уступает свое место более современным способам хранения и передачи информации – компьютерам, и в частности Интернету. Сердцам многих читающих людей близки и приятны запах книжной пыли, шелест бумаги, потертой поколениями читателей. Я разделяю эту любовь к страницам и переплетам. Такова уж психология восприятия. Но сегодня все больше становится людей, которым удобнее читать тексты в электронном виде прямо с экрана компьютера. Интернет заменил многим из нас библиотеки и книжные магазины.

Особенность Интернета в том, что в нем по сравнению с книгами содержится намного меньший процент полезной информации. Человеку все сложнее и сложнее сориентироваться в Сети, найти маяк в море окружающей его информации. Некоторое время назад я был поражен и впечатлен идеей памятника, расположенного в Репинском сквере, в самом центре Москвы. Это творение Шемякина названо «Памятник детям – жертвам человеческих пороков». В центре скульптурной композиции – аллегорическая фигура равнодушия, означающая, по-видимому, равнодушие общества именно к детям, бездействие взрослых в ограждении чад от пагубного влияния окружающего их информационного поля. Рядом с фигурой равнодушия полукругом стоят различные пороки, они изображены в виде злобных человекоподобных монстров. В середине полукруга – дети, мальчик и девочка с мячом и книжками сказок Пушкина, – маленькие и беззащитно-прекрасные. У детей завязаны глаза. Мне кажется – это дети в Сети.

Интернет стал доступен каждому, но тем не менее большинство российской интернет-аудитории составляют дети и подростки. В связи с этим становится понятным нарастающее с каждым днем беспокойство родителей, учителей, библиотекарей: неоднозначны ответы на вопросы, которые никогда не задавались ранее. Эти вопросы звучат примерно так: «Как заставить ребенка читать?», «Как заставить ребенка гулять?» и др., но все эти вопросы можно заменить одним: «Как оторвать ребенка от компьютера?» А нужно ли его отрывать? Такой вопрос возникает только в результате того, что сегодняшнее информационное поле никак не регламентировано – я имею в виду, конечно, сейчас только Интернет. Оградить ребенка, вышедшего в Интернет, от заведомо вредной ему информации не представляется возможным. Такая информация, по разным данным, составляет около 90% от общего количества информации в Интернете.

Как никогда остро, стоит проблема цензурирования Интернета. С моей точки зрения, цензура в Интернете – необходимость, не осознанная только ленивым или «неподключенным». Очень важно осознать, что не все люди обладают умением отсеивать информацию, анализировать ее в соответствии со своей моралью.

Слово «форум» в Древнем Риме обозначало рыночную площадь. Сегодня оно расшифровывается как веб-конференция. Нельзя не заметить, что слово подобрано как нельзя более точно, потому что большинство интернет-конференций похожи именно на базар, на выкрики с места. Конструктивность обсуждений на различных форумах неодинакова. Многие просто общаются, высказывают мнения, меняются материалами для учебы и работы.

Нечасто можно встретить такие форумы в Интернете, на которых действительно разворачиваются конструктивные споры по существу. Но мое мнение, что форум должен быть именно таким. Часто ли даже в очном разговоре мы обсуждаем серьезные вещи, проводим, например, глубокие аналогии и параллели между произведениями таких великих русских писателей, как Достоевский, Булгаков и другие? Мы сделали это на форуме сайта нашего дискуссионного клуба «DIALOGOS» (http://www.obsudim.net/forum). Это говорит о том, что не только в рамках школы и кружков ребенок может получать полезную и развивающую его информацию. Коммуникация школьника становится шире с каждым днем, теперь она уже не ограничена рамками его школы и двора. Это, вне всяких сомнений, приводит к более многостороннему развитию личности ребенка.

Почему же детей и подростков привлекает именно Интернет? Большой плюс форумов в Интернете – анонимность, можно участвовать на одном форуме сразу под несколькими вымышленными именами, обсуждая интересующую тему, при желании даже с самим собой. В Интернете можно задать любой вопрос и получить на него ответ, даже если родители или педагоги оказались бессильны помочь юному дарованию в удовлетворении его интереса: ведь Интернет является местом публикации работ не только сверстников, но и ведущих ученых всего мира.

Оговорюсь, что при всей пользе Интернета он имеет также массу недостатков, указанных выше. Будут не правы те, кто посчитает, что я всецело принимаю ту или иную сторону. Я не «за» Интернет, и вместе с тем я понимаю, что одна только бумажная книга уже не может удовлетворить все коммуникационные и познавательные запросы человечества. В этом свете идея противостояния между Сетью и книгой представляется мне несколько раздутой и, может быть, смешной: воевать легко, но всякая война несет разрушение. Приведу пример. Недавно, выступая по радио «Эхо Москвы», известный детский писатель Эдуард Успенский сказал, что компьютер – его главный враг, так как он отнимает бесценное время, которое дети могли бы потратить на чтение книг. Во времена, когда творчество этого заслуженного писателя пользовалось наибольшей популярностью, у ребенка не было почти никаких вариантов в выборе форм собственного досуга. Не было такого широкого спектра возможностей, в том числе и для развлечения, которое видят сегодняшние пользователи компьютеров.

Не было и способов развить некоторые особенности и таланты каждого конкретного ребенка. Чем больше у ребенка возможностей и чем меньше (в разумных пределах!!!) у него ограничений, тем более гармоничной личностью он станет в будущем. Разумеется, здесь выходят на первый план интуиция и воспитательные навыки родителей: нужно дать чаду тот максимум сфер приложения талантов, который возможен. При этом родителям необходимо четко сознавать, что не всякий ребенок способен себя самоорганизовать, четко разделив время на книги, уроки и компьютер. Необходима направляющая рука родителей и учителей. Искусственно ограниченный доступ в Интернет в наше время способен развить в ребенке немало комплексов, которые не замедлят проявиться. Тяжело, но объективно необходимо строить конструктивное сотрудничество, которое так необходимо для гармоничного развития человека.

Наш сайт в Интернете, располагающийся по адресу www.obsudim.net, может быть интересен как яркий пример того, как могут сосуществовать Интернет и книга. Идея создания сайта плавно выстроилась, когда члены клуба осознали необходимость поддерживать более или менее постоянные отношения в перерывах между очными дискуссиями. Было решено перенести все правила клуба, действующие в реальности на очных заседаниях, в реальность виртуальную. Среди этих правил можно выделить следующие:

· демократичность в выборе тем для обсуждения,

· свобода в высказывании своего мнения на очных заседаниях и на страницах форума,

· отсутствие возрастного ценза. Важнейшей составляющей нашего клубного ресурса можно назвать форум как место обсуждения проблем, волнующих членов клуба и гостей сайта.

На страницах этого форума было обсуждено немало проблем, тематика которых колеблется от общественно-политических и конкретно-ситуативных (то есть обсуждающих то или иное социальное явление на примере конкретной ситуации) до тем, непосредственно связанных с литературой, книжным творчеством самых разных авторов, среди которых оказались яркие представители различных литературных направлений.

Интересен пример одной темы, заявленной на форуме. Ее название – «Компьютер и книга». Это обсуждение было создано в сотрудничестве с игровым сайтом (!) www.
morrowind-rpg.narod.ru, имевшим
в то время достаточно высокую посещаемость. Вопреки нашим ожиданиям «геймреры» быстро откликнулись на наше предложение разместить опросник на их сайте, ответы
с которого будут собираться на нашем форуме. Результат опроса оказался обнадеживающим: большая часть опрашиваемой аудитории сайта высказала озабоченность в связи с тем, что чтение играет все меньшую роль в их жизни. Многие также ответили, что им Интернет и компьютерные игры не мешают читать книги. Ведь даже через компьютерные игры, столь никчемные с точки зрения большинства взрослых, человек получает массу информации, которую нельзя найти ни в одной книге.

Резюмируя все вышесказанное, хочу сказать, что Интернет и книга постепенно, конечно, попросту притрутся друг к другу, перераспределив то время, которое ребенок уделяет самовоспитанию. Попытка же заморозить развитие новейших форм коммуникации натолкнется на жесткий протест со стороны самых разных слоев общества, и в авангарде будут дети и подростки.

Дмитрий Проклушин
Новый этап расцвета культуры

Периоды расцвета литературного искусства приходились на века великих потрясений. Что ждет нас в будущем, мало кто может даже предположить,  но, быть может, именно наше поколение оставит потомкам нечто очень ценное и важное, то, что потом будут вспоминать через века.

С чем можно сравнить роль Сети в современной культуре? Я бы провел параллель с   литературными журналами ХIХ века, масонскими ложами – с ключевым расширением аудитории читателей, критиков и писателей.

Любое творение всегда не завершено по своей сути: автор оставляет место для последнего штриха – мнения зрителя (читателя). Сеть дает все это: тысячи людей пытаются творить, сотни находят аудиторию, десятки становятся известными, единицы останутся в истории. Один человек сказал, что Сеть – это сказочный джинн: только задай правильный вопрос – и получишь все что угодно. Попробую на нескольких примерах доказать, что Сеть – неотъемлемая часть современной культуры. И, возможно, благодаря именно Интернету культура развивается и приобретает новые течения. Однако ценя положительные черты, нужно видеть и неблагоприятные стороны этой структуры.

Например, одна из проблем Интернета – авторское право, в том числе и связанное с книгами. Еще 2–3 года назад аудитория виртуальных библиотек была весьма ограниченна и серьезного экономического ущерба нанести не могла, но сейчас она намного расширилась. Об этом говорит, например, рейтинг Библиотеки Мошкова. Многие издатели и авторы выражают беспокойство по этому поводу.

Однако важно отметить, что очень многие писатели, как зарубежные, так и отечественные, сами выкладывают свои книги в Сети. Примером того могут служить отечественные фантасты – Дьяченко, Каганов, Лукьяненко (последний, например, даже советовался с аудиторией, выкладывая главы «Лабиринта отражения» и «Черновика»)… список можно продолжать долго.

Также в Сети весьма распространено «заимствование»: на сайтах различных клубов поклонников чьего-то творчества выкладываются стилизованные под любимого автора рассказы – так называемые фанфики. Часто в этих рассказах присутствуют главные герои, придуманные во-все не автором фанфика. Однако я считаю, что это ни в коем случае не нарушает авторских прав, скорее, наоборот, дает рекламу основному произведению.

Следует отметить так же широко распространившееся в Сети хобби – ведение он-лайн-дневника. Это не всегда регулярные записи о проведенном дне, чаще это мысли, которые приходят в голову. Дневники не только пишут, но и читают, обсуждают. Некоторые из них становятся действительно популярными.

Отдельно стоит сказать о такой части культурного пространства, как сетевые мифы. Это могут быть как простые байки о хакерах, техниче-ском оборудовании и прочем, так и куда более интересные, можно сказать, высокохудожественные истории, переходящие из уст в уста.

В продолжение темы можно вспомнить о «бродячих рассказах». Короткие и не очень повести, часто с утерянным или вовсе не известным именем автора, появляющиеся то на одном, то на другом сайте. Короткая повесть «Исповедь мага» впервые попалась мне на глаза
в году 98-м. Она и до сих пор появляется то на одном, то на другом интернет-ресурсе.

Важнейшая особенность Интернета – возможность свободного обсуждения в Сети самых разных тем. Примером тому может служить сайт нашего дискуссионного клуба http://www.obsudim.net, виртуально обсуждающего все области современной культуры: от Библии и Корана до Гарри Поттера, от процессов глобализации до национализма. Пожалуй, это один из лучших проектов, посвященных именно классической культурной части жизни.

Именно в свободном, доступном всем разговоре можно сформировать полноценное мнение о теме. Примечательно, что при обсуждении на нашем форуме темы национализма в диспуте участвовали в том числе представители движения скинхедов и прочих «крайних» организаций.

Есть также множество проектов, посвященных непосредственно публикации творчества малоизвестных авторов: стихи.ру, проза.ру и др. Здесь публикуются те «домашние» зарисовки, которые еще пару лет назад скорее всего пропали бы в суете текущих дней, а так они могут найти своего читателя. Есть множество просто игровых ресурсов или посвященных внутрисетевым темам, однако взращивающих на своих просторах действительно сильных писателей.

Все эти и многие другие направления и течения сетевого пространства доступны миллионам людей из разных точек мира. Когда культура движется в таких масштабах, трудно не найти себе единомышленника или сферу общения. Важное свойство общения в Сети – отсутствие возрастного ценза. Здесь возраст скорее можно измерять количеством полученной полезной информации. Сеть – это информация в открытом виде, она постоянно развивается, здесь всегда происходит что-то новое.

Возможно, кто-то посчитает это неверным, но мне кажется, что именно эти особенности дают Интернету право считаться новым этапом развития культуры.

Александр Дюков
Сводки с книжных фронтов

Рано или поздно столкновение альтернативных носителей информации должно было произойти.

Когда у людей появилась возможность не выдавливать клинопись на глиняных табличках, а писать на пергаменте, они отбросили таблички. Когда на смену пергаменту пришла бумага – пергамент был забыт. Когда на смену бумажным носителям пришли более емкие, удобные и дешевые цифровые, книги стали раритетами, водящимися лишь в коллекциях чудаковатых коллекционеров.

Быть может, именно так столетием позже неведомый культуролог начнет свою основательную и педантичную монографию «Компьютер и книга». Но что нам до того? Обычный, не склонный к философским размышлениям человек не станет раздумывать о столь отдаленном будущем: какая разница, на каких носителях будут хранить информацию наши далекие потомки?

Когда я сел писать о взаимоотношениях компьютерной и книжной культуры, то честно посвятил этому целый день. Я сидел дома; шкафы вдоль стен были заставлены книгами – старыми, чудом не затерявшимися полвека назад, когда мои будущие бабушка и дедушка колесили по стране от Грозного до Свердловска, от Алма-Аты до Москвы. Они были журналистами и, уезжая на новое место работы, увозили с собой детей, мебель и книги. С книгами было труднее всего: набитые печатной мудростью ящики постоянно терялись при переездах, но, когда мои бабушка и дедушка наконец зажили оседлой жизнью, книг оставалось еще много – около двух тысяч томов. Когда смотришь на эти аккуратно изданные собрания сочинений, выходившие в пятидесятых и шестидесятых годах, невольно восхищаешься тем, как люди тянулись к печатному слову: все это было жутким дефицитом, доставшимся не всем и зачитывавшимся от корки до корки. Сейчас полным собранием Пришвина или Ромена Роллана можно разве что напугать читателя…

Нам, сегодняшним, ближе практицизм изданий тридцатых и сороковых. Этих книг у меня немного; они стоят отдельно, чудом уцелевшие в огне великой войны. До книг ли было тогда! Но вот они, доставшиеся от прадеда: серые томики «Библиотеки командира»: по ним предвоенная армия училась воевать. Отдельным изданием – «Характер операций современных армий» замначальника Генштаба Триандафиллова. С этой работы началось изучение глубокой наступательной операции, называвшейся в Германии блицкригом. И почему-то воспоминания Герцена – хотя ни историков, ни литературоведов в нашей семье тогда не было – одни военные.

Книги, приобретенные мной самим, уже не помещаются в шкафах, расползаются по комнате. На письменном столе громоздятся тома исторических документов и монографий. Книгами по политологии и современному терроризму завалена тумбочка и компьютерный стол; спинку дивана оккупировали романы: вперемешку Эко и Дьяченко, Буджолд и Рыбаков, Акунин и Олди. А на полу почему-то валяется невесть откуда взявшаяся Хмелевская. Загадочно: вроде бы я ее не читал…

Компьютеры на этом книжном фоне совершенно теряются. Ну ладно, один портативный всегда со мной: мурлычет у меня на коленях и недовольно помигивает индикатором питания. А вот стационарный мало что не погребен под заполонившими компьютерный столик журналами; чтобы сесть за него, придется вести серьезные археологические раскопки.

И любой узревший эту картину поймет: далеко еще те времена, когда компьютер целиком заменит книги, ой, как далеко!

Пока в лучшем случае он может помочь нам рассказать о книгах.

На форуме www.obsudim.net дискуссионного клуба «Dialogos» есть специальный подраздел. Называется он «Сводки с книжных фронтов», а обсуждают там новые книги. Принцип таков: прочитал книгу – напиши собственное мнение и обязательно дай библиографическое описание. Ведь тогда об этой книге смогут узнать и другие. Такая вот информационно-справочная работа на добровольных началах.

Присоединяйтесь!