Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (34) · Вкладка в «БШ» № 05 (161) · 1–15 марта 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Создаем документы

Елена Баханская, Елена Макарова

Два голоса среди молчания?

Методист и библиотекарь о проблеме работы с учебниками

Елена Васильевна
Баханская

методист отдела информационного и учебно-методического обеспечения окружного методического центра СЗАО

Москва

Елена Ивановна
Макарова

зав. библиотекой школы № 1302

Москва

Библиотекарь. Дважды за учебный год любую школьную библиотеку охватывают аврал, стихийное бедствие – назовите, как хотите, – сбор и выдача учебников. Самое интересное, что школьные библиотекари порой даже не подозревают, что работа с учебниками не входит в их прямые функциональные обязанности. Это дополнительная нагрузка, которая отдельно планируется, учитывается и оплачивается.

Методист. Библиотечным обслуживанием, связанным с фондом учебной литературы, охвачен весь контингент учащихся и педагогов

В условиях современного образовательного учреждения объем работы с учебным фондом намного перерос объем работы с основным фондом библиотеки. Увеличился рост книговыдачи (особенно в условиях вариативности учебной литературы, когда на руки учащимся выдается по 2–3 учебника по одному предмету), поступление изданий осуществляется ежемесячно в течение всего года, не исключая каникулярный период.

Библиотекарь. Вернемся к нашему «потопу». Школьный библиотекарь в очень сжатые сроки вопреки всему должен все собрать, пересчитать, проверить, что-то заменить, обменять, добыть, добавить, складировать, сберечь… Причем другим в этот момент не до нас. Оно и понятно: окончание года, выпускные экзамены и т.д. А здесь библиотека требует сдавать учебники. Некогда. Но в августе всем срочно требуется их получить, хотя теперь уже никто не помнит о своих задолженностях, несдачах, потерях. И мечется школьный библиотекарь меж огней. Старается как можно больше собрать учебников, избежать потерь и недостач. А проблемы в этот момент так и множатся: классный руководитель в декрет ушел; ребенок выбыл, прихватив школьные книжки; в каком-то классе учебники оказываются разрисованными и т.д. и т.п. Вспомните те чувства, которые охватывают вас при проверке учебников – выдавались книги новые, а в конце года вернулись в библиотеку истерзанные и измочаленные, такие, что отчаяние берет. В августе мы с тревогой ждем, не поменялась ли программа, не вводят ли какой-то новый предмет, не потребуются ли какие-то совершенно новые и неизвестные учебники.

Методист. Библиотекарь отвечает не только за обеспечение учебного процесса в образовательном учреждении, но и за работу с учебным фондом, за его сохранность. Учебники выдаются учащимся на учебный год, и порой только библиотечный работник беспокоится за состояние и возврат учебников. Хотелось, чтобы и педагоги, и администрация ОУ приняли активное участие в этой работе, несли определенную ответственность. Сохранность фонда учебников, бережное отношение к нему – обязательное условие в работе не только библиотекаря, но и всего педагогического коллектива ОУ.

Библиотекарь. Классные руководители страшно не любят заниматься учебниками, стремятся хоть как-нибудь от этого «отбояриться», а библиотекарь должен работу выполнить, так как от этого зависит учебный процесс, но требовать что-либо с коллег не имеет права. Нет его у нас по той простой причине, что инструкция по работе с учебниками одна тысяча девятьсот «лохматого» года не подтверждена министерством в статусе живых и ныне здравствующих. Она давно уже устарела и не действует, а другой нет. И не на что нам сослаться и сказать, каковы обязанности библиотекаря, классного руководителя и администрации при работе со школьными учебниками. Так и срываются с уст «любимые» вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Ну, естественно, не пеплом голову посыпать.

Методист. Уделяя должное внимание этому вопросу, можно продлить жизнь учебным книгам, выработать ответственный подход к пользованию литературой не только у учащихся, но и у педагогов.

Библиотекарь. Нужно думать, советоваться с коллегами, искать пути решения проблемы всем миром. Ведь наверняка уже есть в регионах какой-то опыт. Хотелось бы, чтобы коллеги откликнулись и рассказали о нем на страницах «БШ». Помимо этого, можно обсудить и возможные варианты.

Методист. В условиях современного образовательного учреждения возникает необходимость наличия внутреннего приказа (распоряжения) по ОУ об обеспечении, выдаче, приеме учебной литературы в целях сохранности учебного фонда и бережного, ответственного отношения к изданиям со стороны и учащихся, и преподавателей.

Без понимания и поддержки администрации ОУ эта работа не будет выполнена должным образом.

Библиотекарь. Любая школьная библиотека в силах разработать правила пользования школьным учебником и передать на утверждение педсоветом и директором. Это будет документ внутришкольного характера, что в принципе является нормальной практикой, и ссылаться на него очень удобно и наглядно. По возможности (в зависимости от местной ситуации) нужно поднимать вопрос о школьных учебниках на педсоветах, родительских собраниях, классных часах. Необходимо сделать его постоянным. Важно добиться от администрации (договориться, уговорить и т.д.) включения пункта об ответственности за работу со школьными учебниками в должностные инструкции классных руководителей. Необходимо также разработать и утвердить внутришкольную инструкцию, приказ или что-то еще подобное (но ежегодно обновляемое) по работе со школьными учебниками, где будут прописаны обязанности всех участников данного процесса: библиотекаря, классных руководителей, администрации. Возможно, такой документ уже где-то существует. Коллеги! Хотелось бы с ним познакомиться. Сами же можем предложить некий пока еще теоретический вариант, который мы разработали для своего округа, но который при доработке с учетом местных условий и особенностей может пригодиться и вам.

ПРОЕКТ УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СШ №

ПРИКАЗ

о порядке выдачи и приеме учебной литературы в ГОУ СШ №

от « » 200_ г.

В целях обеспечения сохранности библиотечного фонда устанавливается следующий порядок работы с учебной литературой.

I. Заведующая школьной библиотекой (ШБ) обязана:

1. Координировать взаимодействие работы с администрацией школы (ОУ) по формированию заказа на учебную литературу.

2. Проводить согласование данных «Бланка заказа учебной литературы» с завучами, председателями методических объединений, учителями.

3. Осуществлять своевременную сдачу «Бланков заказа» в окружной методический центр СЗОУО.

4. Корректировать количественные показатели заказа на учебную литературу в соответствии с перспективным планом и контингентом ОУ.

5. Корректировать количественные и качественные показатели в соответствии с перспективной образовательной программой ОУ.

6. Сопровождать учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов об учебно-методической литературе.

7. Обеспечивать учет, сохранность и контроль за фондом учебной литературы:

– организовать размещение, расстановку и хранение учебников в отдельном помещении в соответствии с инструкцией (1993 г.);

– организовать своевременную выдачу и прием учебников в 5–11 классах;

– принимать меры для своевременного возврата учебной литературы;

– осуществлять изучение состава фонда и анализ его использования;

– вести работу с классными руководителями по обеспечению учащихся ОУ учебниками.

8. Проводить своевременное списание устаревшей и ветхой учебной литературы по установочным нормам и правилам.

9. Осуществлять совместную работу с администрацией, педагогами ОУ по сохранности библиотечного фонда.

II. Классный руководитель обязан:

1. В начале учебного года:

– получить комплекты учебников в библиотеке, подтвердить получение подписью в журнале выдачи учебников по классам;

– провести беседу-инструктаж учащихся своего класса о правилах пользования школьными учебниками (см. Приложение);

– выдать учебники классу по ведомости, в которой учащиеся расписываются за полученный ими комплект.

2. В конце учебного года:

– обеспечить своевременную сдачу учебников своего класса в ШБ в соответствии с графиком;

– в случае необходимости обеспечить ремонт учебников.

3. Классный руководитель несет ответственность за комплект учебников, полученных от ШБ в течение всего учебного года, осуществляет контроль за их состоянием.

 

III. Администрация ОУ при увольнении сотрудников и выбытии учащихся контролирует сдачу ими учебной литературы в ШБ.

Приложение

ПРАВИЛА пользования школьными учебниками

1. Учащиеся подписывают каждый учебник, полученный от школьной библиотеки.

2. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку (синтетическую или бумажную).

3. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости учащиеся их ремонтируют (подклеивают, подчищают и т.д.). В случае порчи или утери ими учебников учащиеся должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой.