Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2006


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам газет Издательского дома «Первое сентября» за январь 2006 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Белякова Л. Мотив крика в искусстве : Урок мировой художественной культуры в 10-м классе / Л. Белякова // Искусство. – 2006. – № 1. – С. 5. – (Урок МХК).

Разработку урока можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.

Городова Т. Русские народные загадки : Урок внеклассного чтения в 5-м классе / Т. Городова // Литература. – 2006. – № 2. – С. 3–5. – (Я иду на урок).

Разработка урока может пригодиться при подготовке внеклассного мероприятия.

Китаева М. Ворон, тьма, легион и колода… / М. Китаева // Математика. – 2006. – № 2. – С. 12–13. – (Предлагаю коллегам. Математиче-ский праздник).

Сценарий математического праздника с элементами сказочности (для 5-х классов).

Граблина Н. «Красота спасет мир?!» : По роману Ф.М. Достоев-ского «Идиот» / Н. Граблина // Литература. – 2006. – № 1. – С. 22–23, 26–27. – (Я иду на урок).

Дискуссионный клуб на уроке литературы.

Дорожкина Н. «По Сеньке и шапка» : История причесок и головных уборов в России / Н. Дорожкина // История. – 2006. – № 1. – С. 32–46. – (Я иду на урок).

Материал для урока по теме «Русская цивилизация и культурные традиции. Обычай как культурная норма» может быть использован и при подготовке внеклассного мероприятия.

Липинина О. «Звездный час» : Экология / О. Липинина // Начальная школа. – 2006. – № 2. – С. 13–16. – (Учимся играя).

Сценарий интеллектуальной игры.

Малыхина М. В гостях у сказки / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2006. № 2. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Подвижные игры, герои которых – лесные и домашние животные. Игры можно проводить в спортивном зале и рекреациях.

Рулевская Л. Какой образ жизни выбирают старшеклассники? / Л. Рулевская // Здоровье детей. – 2006. – № 1. – С. 40–42. – (Школьный возраст).

Некоторые вопросы анкеты из исследования Всемирной организации здравоохранения «Образ жизни детей школьного возраста».

Струков Е. Музыка и графические образы : Предновогодняя научно-практическая конференция физика + информатика + МХК / Е. Струков // Физика. – 2006. – № 2. – С. 20–22. – (Спецвыпуск Липецкой области. Нестандартные занятия).

Федешова Н. Баба-Яга в школе : Школьные праздники в Декаде естественных наук / Н. Федешова // Биология. – 2006. – № 01. – С. 9–13. – (Я иду на урок).

Сценарий урока-сказки о необычных явлениях и чудесах в природе.

Ячменцева Н. Брейн-ринг : Внеклассное мероприятие / Н. Ячменцева // Химия. – 2006. – № 2. –
С. 33–35. – (Переписка с читателями).

Сценарий игры, помогающей повысить интерес учащихся к химии и развить навыки работы с литературой.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Брагинский В. Врачеватели души / В. Брагинский // Здоровье детей. – 2005. – № 1. – С. 36–39. – (Вместе с психологом).

Если ваш ребенок плохо спит, его беспокоят страхи, заикание… к каким специалистам при этом следует обращаться?

Горбушина О. О чем плачет ребенок / О. Горбушина // Здоровье детей. – 2006. – № 2. – С. 40. – (Семья и дети).

Размышления психолога и несколько вопросов родителям.

Коцага В. Непривитые дети / В. Коцага // Здоровье детей. – 2006. – № 1. – С. 12–13. – (Медкабинет).

В чем проблема непривитых детей в детских коллективах?

Рекомендации врача-педиатра.

Первушина И. Влияние горя на отношения «родитель-ребенок» : Советы психолога / И. Первушина // Школьный психолог. – 2006. – № 2. – С. 36–37. – (Вместе с родителями).

Если в дом пришла беда… Показана важность особого подхода к детям в это время и наглядно описаны конкретные шаги, которые следует сделать заботливому родителю.

Фоминова А. Как улучшить настроение? : Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния / А. Фоминова // Школьный психолог. – 2006. – № 2. – С. 42–43. – (Вместе с родителями).

В материале приведен тест на определение способов преодоления детьми эмоционального дискомфорта.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Годовникова Л. Программа групповых занятий с младшими подростками из класса КРО / Л. Годовникова // Школьный психолог. – 2006. – № 1. – С. 36–41. – (Психологические технологии).

Программа предназначена для групповой работы школьного психолога или освобожденного классного руководителя в классах коррекционно-развивающего обучения (5–7-е классы).

Родионов В. Антистресс : Занятие с подростками 11–13 лет / В. Родионов, М. Cтупницкая, К. Ступницкая // Школьный психолог. – 2005. – № 1. – С. 11–13. – (Психолог у доски).

Занятие 9. Стресс и опасность.

Занятие 10. Эксперты по стрессу.

Сталевская Н. Путешествие в космос : Сценарий психологической игры / Н. Сталевская // Школьный психолог. – 2006. – № 1. – С. 44–46. – (Игротека).

Цель игры: создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общения.

ПРОБЛЕМА

Брязгунов И. Бич XXI века : Так называют курение – самую распространенную из вредных привычек / И. Брязгунов // Здоровье детей. – 2006. – № 1. – С. 14–15. – (Медкабинет).

Крылова Я. Примеры из нашей жизни / Я. Крылова, Т. Новикова // Здоровье детей. – 2006. – № 1. – С. 15–17. – (Нам пишут).

В Красноярском крае ученики 11 класса провели самостоятельное исследование, как социальная среда влияет на здоровье жителей их поселка. В публикации часть этого исследования – «О влиянии на организм человека никотина».

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Белова Е. Формирование мотивации учения гимназистов : Разработка педагогического совета / Е. Белова // Управление школой. – 2006. – № 2. – С. 33–35. – (Тема для педсовета).

Берштейн А. Нервная профессия / А. Берштейн // История. – 2006. – № 1. – С. 30–31. – (Прямая речь).

О «профессиональном риске» учителя.

Вачков И. Создание интегрированного школьного сообщества / И. Вачков, Е. Раянова, П. Шустова // Школьный психолог. – 2006. – № 2. – С. 10–11. – (Психологические технологии).

Сценарий деловой игры в рамках педагогического совета. Игра ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия специалистов школы с целью объединения их в единое профессиональное сообщество.

Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой. – 2006. –
№ 1. – С. 14–16. – (Технологии).

О научно-исследовательской и исследовательской работе школьников. Приведена таблица «Различия между научно-исследовательской и исследовательской деятельностью учащихся».

Заикина Е. Валеологический аспект в работе классного руководителя / Е. Заикина // Биология. – 2006. – № 1. – С. 18–21. – (Копилка опыта).

Круг задач валеологического образования. Годовая циклограмма работы классного руководителя по здоровьесбережению. Схемы проведения тренингов.

Ванушкина Л. Авторская программа «Культура здоровья» (2–7-е классы) / Л. Иванушкина // Здоровье детей.– 2006. – № 1. – С. 22–32. – (Номинация «Моя методика»).

Предлагаемая программа – это попытка создать единый «человекоцентрический» учебный предмет, который служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.

Кучма В. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения? / В. Кучма // Здоровье детей. – 2006. – № 1. – С. 4–9. – (Аналитика).

Родионов В. Как вести профилактику СПИДа в школе / В. Родионов // Здоровье детей. – 2006. – № 2. – С. 25–29. – (Вне урока).

О способах профилактической работы по ВИЧ-инфекции.

Рябова С. От классных сочинений – к школьной газете : Опыт элективных курсов / С. Рябова // Литература. – 2006. – № 1. – С. 12–16. – (Факультатив).

Элективные курсы: «Заметки и статьи в школьную прессу: теория и практика»; «Развитие культуры речи учащихся при подготовке школьной газеты».

ИМЕНА

Авилова К. Феликс Робертович Штильмарк (1931–2005) / К. Авилова // Биология. – 2006. – № 2. – С. 36–37. – (История науки).

Грученко Г. Михаил Алексеевич Прокофьев : К 95-летию со дня рождения / Г. Грученко // Химия. – 2006. – № 1. – С. 6–7. – (Галерея русских химиков).

Очерк о великом химике.

Коробко М. Архитектор русской усадьбы / М. Коробко // История. – 2006. – № 2. – С. 19–28. – (Анфас и профиль).

Биография М.Ф. Казакова (1738–1812) феерична даже по меркам блестящего XVIII в.

Смирнова Е. России верные сы-ны : вклад российских химиков в мировую цивилизацию : Заключительный урок по курсу химии для классов гуманитарного профиля / Е. Смирнова // Химия. – 2006. – № 2. – С. 44–46. – (В помощь молодому учителю).

О Д.И. Менделееве, М.В. Ломоносове, Н.Н. Бекетове и др.

Софья Васильевна Ковалевская // Математика. – 2006. – № 1. – С. 24–25. – (На стенд).

Тихомиров В. Великие математики прошлого и их великие теоремы / В. Тихомиров // Математика. – 2006. – № 2. – С. 38–46. – (Лекторий. Для любознательных учеников и их учителей).

Об Архимеде, Ферма, Лангранже, Гауссе.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Гребенькова Е. «Перестать презирать народ свой…» / Е. Гребенькова // История. – 2006. – № 2. – С. 29–31. – (Книгочей).

О книге А.И. Вдовина «Русские в ХХ веке».

Калашникова А. Атмосфера старой Москвы / А. Калашникова // История. – 2006. – № 1. – С. 26–28. – (Книгочей).

О книге В.Муравьева «История Москвы в пословицах и поговорках».