Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Елена Иванова

И посредник, и связующее звено

Особенные возможности информационных технологий в школьной библиотеке

Библиотека в школе – библиотека для школы

Как «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко), так и библиотекарь в школе больше, чем просто библиотекарь. По крайней мере если этот человек намерен полностью раскрыть свой личный потенциал и потенциал школьной библиотеки.

Сегодня школьным библиотекам свойственны (в большей или меньшей степени) все ведущие тенденции развития библиотек в целом: автоматизация своей деятельности, работа с Сетью и цифровыми ресурсами.

При этом школьная библиотека имеет свою очевидную специфику – это библиотека образовательного учреждения, которая не только содействует и поддерживает образовательный процесс, но и призвана оказать помощь в его совершенствовании.

Осуществляя работу в этом направлении, библиотеке не надо стремиться включить, вобрать в себя все возможные образовательные ресурсы. Для этого нет ни возможности, ни, что более важно, необходимости.
У школьной библиотеки сегодня несколько другие задачи. Она может выступить посредником между большим миром информации и потребностями образовательного сообщества. Именно освоение и расширение роли посредника и связующего звена ведет к развитию услугового пространства современной библиотеки. Используя Интернет, доступные базы данных, онлайн-каталоги, библиотеки способны предложить множество ресурсов, что способствует развитию нового и традиционного обслуживания.

Убеждая администрацию в значимости информационных технологий в библиотеке, подключения к Интернету, важности приобретения и поддержки АИБС в школе, мы чаще говорим о том, как технологии облегчат работу библиотекаря. Полагаю, что это весомый, но недостаточный аргумент. Убеждать лучше на примерах, и для этого мы сместим акцент: вместо «библиотека в школе» будем позиционироваться как «библиотека для школы». Из нового названия очевидно, что перемены связаны с обновлением существующих и развитием новых услуг в библиотеке в связи с использованием новых технологий и ресурсов.

Стоит обозначить необходимые условия для такой работы:

Органичная встроенность технологий в образовательный процесс. Технологии должны стать не искусственно прикрепленной модной деятельностью, а органичной, востребованной в образовательном процессе частью единого информационного пространства школы. И библиотекари должны суметь внедрить их в это пространство и показать особые возможности разных технологий в данной образовательной среде.

Комплексность использования технологий. Демонстрируя уникальность каждой технологии в отдельности, мы не увидим многогранности и глубины их совместного использования, их огромного общего образовательного потенциала. Надо помнить, что внедрение и использование технологий должны предстать
в комплексе, создавая единую среду информационного взаимодействия и обмена.

Школьная библиотека может предложить свои ресурсы и услуги для образовательного наполнения учебных программ, предоставляя дополнительные ресурсы, систематизированную информацию, полнотекстовые материалы, то есть значительно улучшая доступ к информационным ресурсам, совершенствуя обслуживание. Имея технологические возможности, школьная библиотека разрабатывает модели использования технологий и работы с ними педагогов и учеников, то есть занимается методической работой. Технологии при этом выступают как приманка для исследования цифрового поля предмета учителя.

Предложения библиотеки для информационного наполнения учебных программ

Рассмотрим варианты предложений библиотеки для совершенствования учебных программ с помощью вовлечения информационных технологий в учебный процесс. Внедрение таких моделей работы приведет к углублению содержания обучения, будет способствовать формированию информационного образовательного пространства школы.

Планы уроков –
в помощь учителям

Совместно с педагогами библиотекарь может разработать схему уроков с использованием ЭОР, в котором будет предложен алгоритм работы с ресурсами школьной библиотеки. Чтобы помочь учителям проводить такие уроки, составим план организации урока.

1. Название урока/проекта.

2. Предмет и уровень класса.

3. Краткое описание занятия.

4. Исходные умения учеников по работе с информацией на данный момент.

5. Цели: знания, умения навыки по предмету согласно требованиям образовательных стандартов.

6. Материалы:

– ресурсы школьной библиотеки:

· учебники и справочно-энциклопедические издания как базовые информационные ресурсы (в том числе на СД, полные тексты или фрагменты из Интернета),

· дополнительные информационные ресурсы библиотеки (ЭК, тематические БД, картотеки статей),

· ресурсы Интранета1 (если в школе есть Сеть);

– интернет-ресурсы (перечисляем веб-адреса);

– другие ресурсы.

7. Порядок работы.

8. Временная шкала (сколько времени отводится для каждой работы).

9. Требуемая деятельность:

– неинтернет-деятельность (работа школьников с традиционными ресурсами школьной библиотеки, с АИБС, составление библиографических списков и ресурсов Интранета);

– интернет-деятельность (работа школьников с различными вебсайтами, подготовка дебатов, создание презентаций, обсуждение на форумах, веб-дневники и проч.);

– дополнительная деятельность.

10. Оценка (выработка критериев для оценки).

Отметим, что при изучении содержания предметов первоначальными информационными ресурсами выступают ресурсы школьной библиотеки.

По просьбе педагога библиотекарь оказывает ему помощь в нахождении и систематизации электронных ресурсов. Итоговым продуктом такой деятельности библиотекаря (поиск, изучение, оценка, систематизация ресурсов Сети) может быть создание списка – перечня информационных ресурсов по предмету.

Библиотеке не надо стремиться включить, вобрать в себя все возможные образовательные ресурсы. Для этого нет ни возможности, ни, что более важно, необходимости.

Ресурсные и маршрутные листы – в помощь ученикам

Библиотекари (в сотрудничестве с педагогами) составляют в помощь ученикам вспомогательные материалы/списки – ресурсные и маршрутные листы.

Маршрутные листы. На сайте школы располагаются ссылки к изучаемым предметам (физика, химия, биология и т.д.), внутри этих ссылок – градация по классам. Выбрав по ссылке предмет и класс, ученики переходят к перечню изучаемых тем в той или иной предметной области. Выбрав тему изучения, дети попадают на страницу, которая называется «Маршрутный лист по теме…» (см. схему 1).

Здесь их ждут список вспомогательных материалов к изучению темы и краткие аннотации к ним. Это может быть:

– фонд школьной библиотеки: печатные и мультимедийные ресурсы, которые имеются в наличии (книги, справочные и учебные издания, CD, аудио-, видеокассеты и т.д., естественно, с необходимыми выходными данными). Целесообразно давать не полный перечень, а только основные, базовые источники и отсылку к электронному каталогу для поиска остальных ресурсов. Это сэкономит время при создании таких страниц и будет способствовать развитию информационной грамотности;

– электронные полнотекстовые и библиографические базы данных и место их нахождения (гиперссылка или сами тексты);

– веб-ресурсы: отобранные тематические сайты и место их нахождения в Интернете (гиперссылка)

Маршрутный лист задает определенную последовательность работы в изучении темы как по содержанию (от простого к сложному, от общего к частному или наоборот и др.), так и по работе с ресурсами (от освоения ресурсов школьной библиотеки к внешним, удаленным источникам информации).

Другая разновидность вспомогательного списка для школьников – ресурсный лист. В нем перечисляются названия и места размещения информационных ресурсов для изучения материала и выполнения практических заданий. Ресурсный лист в отличие от маршрутного указывает все возможные места нахождения информации по теме, но не регламентирует последовательность ознакомления с информацией. Он предоставляет свободу выбора формата ресурса, его объема и в итоге – глубины освоения темы.

Наполнение маршрутных и ресурсных листов может меняться в соответствии с изменением и корректировкой поставленных педагогом задач.

Такие вспомогательные списки можно создавать и при отсутствии технических возможностей (не создан сайт школы, отсутствует подключение к Интернету, еще не освоена система автоматизации, нет электронного каталога и т.п.). В таком случае сотрудники библиотек составляют маршрутные/ресурсные листы, а педагоги раздают их ученикам для выполнения задания. В списки включаются ресурсы, доступные в своей библиотеке, и те материалы, воспользоваться которыми можно в другой при определенном техническом оснащении. Это наглядно продемонстрирует школьникам многообразие информационных ресурсов.

Учебный модуль, соединяя ресурсы всех форматов, объединяет и педагогов (здесь очевидны просматриваемые
и полезные межпредметные связи), и детей (в параллели
и между классами
по их увлечениям)

Учебные модули

Накопив опыт по организации и проведению уроков с использованием маршрутных и ресурсных листов, можно предложить педагогам объединить разработанные страницы в единую обучающую систему. Создаются учебные модули – организованная и систематизированная информационная среда по предметам (химия, физика, иностранный язык и т.д.) с межпредметными гиперссылками и разным уровнем трудности предлагаемых материалов и заданий. Эта структура (см. схему 2), соединяя ресурсы всех форматов, объединяет и педагогов (здесь очевидны просматриваемые и полезные межпредметные связи), и детей (в параллели и между классами по их увлечениям).

Для самостоятельных ученических исследований на модуле должны быть размещены различные по уровню трудности поисковые задачи и сценарии исследования. Для индивидуальной работы на модуле представлены:

– поисковая задача;

– сценарий исследования;

– перечень рубрик и инструментов для использования в работе, ссылки на полезные сайты (отсылка к ресурсным и маршрутным листам).

От ресурсов школьной библиотеки – к материалам вузов

Предлагая схему ресурсного обогащения учебных программ, которая рассматривалась выше, можно объединить образовательные библиотечные ресурсы. В ресурсных листах надо давать ссылки на электронные ресурсы вузов и их библиотек: полнотекстовые материалы, профильные для данной школы, блоки информации, обращенные к абитуриентам, работы преподавателей, тематические базы данных. Это позволит оптимизировать и придать новую глубину и содержание профильному обучению
в школе, подготовительным курсам для старшеклассников в вузе.

Объединяя ресурсы различных информационных учреждений, школьные библиотекари будут способствовать созданию единого информационного образовательного пространства.

Конкурс методических разработок

По итогам проведения описанных выше занятий можно предложить учителям конкурс методических разработок по использованию информационных технологий (в комплексе или отдельно) в учебном процессе: на уроках, на факультативных занятиях, при проведении индивидуальных исследований-проектов. Например, работа с АИБС может включать:

– поиск в электронном каталоге в рамках исследовательской, проектной деятельности;

– составление библиографических (в том числе рекомендательных) списков к изучаемой теме урока или проекта;

– работа с АИБС и внесение данных о книге: знакомство с материалами школьной библиотеки при составлении электронного библиографического описания. Такую работу можно проводить в рамках факультативных занятий по предметам при погружении в изучаемую тему.

Школьникам можно предложить обдумать, какие технологии используются в школьной библиотеке и как они помогают в обучении. Идеи детей могут быть оригинальными и интересными

Школьникам можно предложить обдумать, какие технологии используются в школьной библиотеке и как они помогают в обучении. Идеи детей могут быть оригинальными и интересными и реализоваться в виде следующей активной работы:

– дискуссия для обсуждения в классе;

– исследовательский проект по проблемам развития школьной библиотеки;

– веб-квест1: «Как интегрировать стандарты информационной и технологической грамотности в учебные программы?»;

– план поддержки гибкого расписания работы школьной библиотеки;

– брошюры, информирующие педагогов или родителей о том, что такое информационная грамотность и ее продвижение школьной библиотекой;

– план развития сотрудничества библиотекарей с учителями в решении задач обучения.

Компьютерный класс библиотеки

При устойчивом удачном опыте и его распространении в школе можно вести речь с директором о включении компьютерного класса (компьютерной лаборатории) в состав школьной библиотеки. Это позволит увеличить число занятий с использованием информационных технологий и ресурсов библиотеки, о которых мы говорили выше. Аргументируется подобная инициатива просто: компьютерные лаборатории не должны использоваться только для преподавания знаний о компьютерах. Компьютерная грамотность должна вырабатываться в контексте решения практических учебных задач. Технические средства (в том числе компьютеры) должны поддерживать доступ, помогать работать с информацией, расширять круг образовательной активности, в итоге – приумножать знания.

Такое решение может стать знаковым и значимым для позиционирования библиотеки в школе и способствовать ее статусным и организационным изменениям. Кроме того, включение компьютерного класса в состав библиотеки станет первым шагом на пути построения сильной, влиятельной общешкольной медиатехнологической программы. Хочу подчеркнуть, что это не бред больного воображения, подобный опыт существует за рубежом (см., например, Mary Alice Anderson «The Media Center: Computer Labs and Media Centers: A Natural Fit» Multimedia Schools, October, 2000).

Миссия школьной библиотеки и ее специалистов остается неизменной. Все отличия связаны с увеличением набора инструментов, которые предлагают информационные технологии.