Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2006


Остров сокровищ. Выпуск 03.
Вкладка в «БШ» № 06 (162). 16-31 марта 2006 года

Книга подана

Ольга Корф

Новые сказки Артура Гиваргизова

В издательстве «Гаятри» в 2005 году вышла новая книга Артура Гиваргизова «Про королей и вообще». Ну вот, опять про королей, подумала я. Сейчас начнется: жил-был король... а потом станет ясно, что такая сказка уже была. Но ничего подобного: ни традиционного «жил-был», ни одного знакомого сюжета, ни одной расхожей мысли. Все ново, оригинально, свежо.

В начале 70-х мне пришлось услышать руководящее указание на всесоюзном совещании по детской литературе: не пускать в печать сказочки про королей и принцесс. Какие, мол, могут быть короли в стране победившего социализма?! Хорошо, что Андерсена не запретили! Но то были совсем другие короли. К гиваргизовским, может, не так бы придирались. Потому что все они – персонажи сплошь отрицательные. Дураки, лицемеры, невежды, гордецы, драчуны, грубияны... Королевства
у них находятся в полном упадке, приходится иногда кое-что продавать, чтобы свести концы с концами: король Филипп продает старую карету, а король Барадах – полкоролевства, причем претендуют на него крестьяне.

Короли – самодуры, но и остальные не лучше: королевский художник, который двадцать лет рисовал только Филиппа Особенного, решил нарисовать автопортрет, но на картине опять оказался король. «Вывод: если двадцать лет рисовать одного и того же короля, то он уже будет получаться автоматически». Но всех переплюнул палач. Этот удивительный умелец хорошо готовит борщ, играет на пианино, прекрасно поет, рисует, в астрономии разбирается, философские трактаты сочиняет –
в общем, мастер на все руки. Король даже предлагал ему пост министра культуры, но тот не согласился: «Хочу палачом, и все».

Сказки настойчиво убеждают читателей в необходимости постоянно размышлять и делать ответственный выбор, иначе может случиться то, что произошло в рекордно короткой истории «ЧП»:

В некотором царстве, в некотором государстве произошло ЧП. Злая колдунья превратила всех людей
в куриц, а всех куриц – в людей.

И превращенные курицы стали ходить по городу, все пробовать, примерять, ковырять, дергать, нюхать... Все им было в диковинку и все нравилось.

– Все клево, – говорили курицы. – Клево, клево, клево, клево.

Для меня это самая печальная история в книжке. Как бы не превратиться в таких же куриц в результате общения с королями, министрами и палачами, а также с другими лицами и явлениями, которые обозначены емким словом «вообще»...

Конечно, не обошлось без «школьных» историй, в которых и дети, и взрослые, как всегда у Гиваргизова, – одного поля ягоды, и достается всем одинаково за одно и то же – за глупость и лень. Но больше всего за лицемерие. Это качество автор ненавидит сильнее всего. Он зло высмеивает лицемерные королевские законы: «Хорошие придворные – это такие придворные, у которых такое же настроение, как у короля» или: «Все, что делается тайно от короля, даже если это что-то хорошее, считается заговором» – неискренность в чувствах и отношениях, притворство...

Однако мне показалось, что у писателя, который успел нас приучить к «веселью взахлеб», наметился некий кризис. Писать не смешно Гиваргизов просто не умеет, но юмор на сей раз становится безжалостно разящим. Не возникает радостного ощущения от победы над глупостью и другими «королевскими» пороками, приходит беспросветная печаль. Как будто произошел выброс отрицательной энергии, которая вошла в молодого, веселого, несгибаемого автора, и ему захотелось удрать из реального мира и словесно выпороть тех, кто доставляет ему столько неприятностей. Уж насколько сурова была обстановка в предыдущих «школьных» историях Гиваргизова, но не закрадывалось и мысли о том, чтобы с ней распрощаться, потому что
в той по-своему мрачной, скучной, тяжелой жизни всегда находился позитив. Во всяком случае, смех выручал и в чем-то даже примирял с ней. Здесь – другое. Короли, их семьи, подданные – фигуры настолько малоприятные, что, занимая собою все пространство, не дают просочиться даже капельке радости.

Мы привыкли выбирать из двух зол меньшее, а Гиваргизов учит нас не выбирать наименьшее из множества зол, даже если ничего другого не остается... И так каждый раз – сказки, отражающие мир под определенным «косым» углом, тем не менее показывают его многогранность и неоднозначность. Большой любитель театра абсурда, Гиваргизов словно разыгрывает кукольный спектакль, который позволяет отстраниться от абсурда действительности, освободиться, встряхнуться и найти новые силы в собственной душе. Писатель острый и смелый, Гиваргизов старается взрослых и, что особенно важно, детей вернуть к здравому смыслу, не поддаваться страшной и смешной логике абсурда. В этом он – наследник великих достижений детской литературы.