Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2006

Обзор литературных и памятных дат на 2006/07 учебный год в помощь планированию работы школьных и детских библиотек

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастерство

Татьяна Рудишина, Людмила Сухова

«Месяц прошел и год,
десять пройдет и сто…»

Обзор литературных и памятных дат на 2006/07 учебный год в помощь планированию работы школьных и детских библиотек

Составление плана – дело непростое. А часто – еще и нелюбимое. Оптимизма в этой работе прибавляют разве что слова М.Пришвина: «В этом и есть мудрость в устройстве жизни, что план планом, а в то же время во всякий момент надо быть готовым этот план бросить».

Но прежде чем бросать – давайте все-таки попробуем его сотворить.

Вместе с обзором юбилейных дат мы предлагаем вам семь шагов-подсказок и избранное из «Мыслей вслух, или Записок на клочках».

Записки эти будут гулять курсивом по краешкам газетных полос, на которых разместился обзор литературных и памятных дат. Продолжением к обзору будут и «Открывшиеся страницы». В этом номере их много, как никогда. Они помогут вам и при составлении плана, и при выборе интонации или темы обзора, выставки, викторины, вечера, литературного бала...

Авторы этого материала рискнули взять на себя еще и роли обозревателей и экскурсоводов. Любой обзор, как, впрочем, и экскурсия, – дело субъективное. В оправдание можем только сказать – мы старались. Старались сделать этот обзор наиболее полным и всесторонним, с лирическими иллюстрациями, а экскурсию провести – с любовью...

Если даже есть талант –
Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить,
Чтобы увеличиться, удвоить и утроить, –
Нужен очень точный план.
Мы неточный план браним, и
Он ползет по швам – там-тирам…
Дорогие вы мои
Планы выполнимые,
Рядом с вами мнимые –
пунктиром…

Владимир Высоцкий

Пять лет назад мы публиковали подробный обзор литературных и памятных дат на 2001/02 учебный год (Т.Рудишина. «Планируя будущее, оглянемся назад»). Многие юбилейные даты там освещались весьма подробно. Поэтому первое, что рекомендуем сделать, – найти газету «Библиотека в школе» № 9 за 2001 год.

Второе. Давайте вычленим из общего списка самые значимые юбилеи, без которых культурно-просветительская жизнь вашей библиотеки будет явно неполной.

Третье. Проштудировав публикации прошлых лет и пофантазировав, что было бы интересным сегодня, сформируем банк идей, подсказок, приемов, советов.

Четвертое. Попытаемся перекинуть мостики от одной даты к другой. Эти даты могут быть на первый взгляд очень далеки друг от друга. Однако бывают странные сближенья…

Пятое. Этот пункт носит название – Ее Величество Библиография! Детальная роспись периодики и сборников, вступительных статей к изданиям – вот тот кладезь, из которого черпать и черпать идеи и вдохновение, информацию и факты.

Шестое. Нужен хороший собеседник, который помог бы взглянуть на привычные даты под другим ракурсом. В этом году для нас такими собеседниками станут Дмитрий Шеваров, Ольга Корф, Валерий Воскобойников и их недавно вышедшие сборники, которые можно условно отнести к жанру ЖЗЛ:

Корф О. Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Н. Детям о писателях. ХХ век. От Н до Я. – М. : Стрелец, 2006.

В сборнике есть очерки о К.И.Чуковском, Р.С.Сефе, Е.И.Чарушине, В.П.Катаеве, В.Г.Распутине, В.А.Каверине, В.А.Осеевой, И.С.Соколове-Микитове, К.Г.Паустовском.

Шеваров Д. Г. Освещенные солнцем: Добрые лица ХХ века. – М.: Московские учебники и Картография, 2004.

Очерки «Давайте будем людьми счастливыми…» о Д.С.Лихачеве, «Бандероль» о К.Г.Паустовском, «Книжная девочка» о Е.Таратуте, «Вечный дед» о К.Чуковском.

Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей. – М. : Оникс 21 век, 2005.

Главы «Когда Моцарт был маленьким», «Когда Христофор Колумб был маленьким».

В аннотациях к этим книгам мы упомянули только фамилии выдающихся юбиляров предстоящего учебного года, хотя в книгах идет речь и о других.

И седьмое, наконец. Чтобы получился прыжок, надо от чего-то оттолкнуться. Нам в этом часто помогают хорошие стихи. Так что их сегодня будет предостаточно!

Записки
на клочках

• • •

Перед составлением плана на следующий учебный год проведем маленькое анкетирование.

В течение недели попросим всех читателей (учеников, учителей, родителей), пришедших в библиотеку, ответить на вопросы: «Что из увиденного в библиотеке в этом учебном году понравилось больше всего?»; «Что не понравилось (и почему)?»; «Что стоит повторить?».

 

 

Можно попросить назвать:

«лучшую выставку», «лучшую встречу», «лучший библиотечный урок».

К проведению анкетирования можно привлечь ребят из совета библиотеки, можно попросить классных руководителей провести классный час «Ставим отметки нашей библиотеке».

 

 

 

• • •

В библиотеках оформляют много выставок. Чаще всего – к юбилейным датам. Библиотекари считают, что юбилей – это повод для разговора. А что думают об этом наши читатели? Отмечать юбилеи широко – наша школьно-библиотечная страсть. И... уроки, выставки, встречи в библиотеке, инсценировки, общешкольные мероприятия – все посвящено юбилею. Так и хочется сказать: «Если можно, чуть потише».

• • •

Выставки оформили, сценарии на блюдечке – все для вас, дорогие читатели! А может, выставки оформлять и сценарии писать вместе с читателями? И не только к круглым календарным датам? И выставка, например, будет называться «Апрель неюбилейный». Пусть себе встречаются даты круглые и не очень. А на юбилейных выставках одну полочку всегда оставлять свободной. Назвать ее можно «Посвящение юбиляру». И оформлять ее будут только сами читатели. Кстати, может получиться интересный проект с предметными кафедрами.

 

 

 

• • •

Можно предложить провести сравнительный анализ календарей «Плюс-минус пять» (не всегда срабатывает юбилейный принцип «плюс пять», так, 145-летие И.Анненского не отметил даже календарь издательства «Либерея») или «О ком мы не успели поговорить в год юбилейный». 

 

 

 

• • •

При составлении плана выставок вспомним лекции Славы Григорьевны Матлиной «Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке». Лекции были опубликованы в рубрике «Курсы повышения квалификации» («БШ». – 2005. – № 17–24).

Методисты по этим материалам могут провести цикл семинаров. Участникам семинаров можно предложить ответить на вопросы (они есть после каждой лекции) и выполнить контрольные работы и творческие задания.

• • •

Вернемся к юбилеям и вспомним о выставке, на которой есть свободная полка для посвящений. Мы выбрали экскурсоводом   поэта Бориса Чичибабина.  С его посвящениями мы и встречаем юбилеи.

Кстати, о юбилее Царскосельского лицея.

Экскурсия в лицей

Нам удалась осенняя затея.
Ты этот миг, как таинство, продли,
когда с другими в сумерках Лицея
мы по скрипучим лестницам прошли.

Любя друг друга бережно и страшно,
мы шли по классам пушкинской поры.
Дымилась даль, как жертвенные брашна.
Была война, готовились пиры.

Горели свечи в коридорных дебрях.
Там жили все, кого я знал давно,
Вот Кюхельбекер, Яковлев, вот Дельвиг,
а вот и Он – кому за всех дано
сквозь время зреть
и Вечности быть верным
и слушать мир,
как плеск небесных крыл.
Он плыл органом в хоре семисферном
и егозой меж сверстниками слыл...

Легко ль идти по тем же нам дорожкам,
где в шуме лип душа его жива,
где он за музой устьем пересохшим
шептал как чудо русские слова?

От жарких дум его смыкались веки,
но и во сне был радостен и шал,
а где-то рядом в золоте и снеге
стоял дворец и сад, как Бог, дышал...

И нет причин – а мы с тобою плачем,
а мы идем и плачем без конца,
что был он  самым маленьким и младшим,
поди стеснялся смуглого лица
и толстых губ,  что будто не про женщин.
Уже от слез кружится голова, –
и нет причин, а мы идем и шепчем
сквозь ливни слез бессвязные слова.
Берите все, берите все березы,
всю даль, всю ширь со славой и быльем,
а нам, как свет, оставьте эти слезы,
в лицейском сне текущие по нем.

Как сладко быть ему единоверцем
в ночи времен, в горячке вековой,
лишь ты и Он, душой моей и сердцем
я не любил нежнее никого.

А кто любил? Московская жаровня
ему пришлась по времени и впрок.
И всем он друг, ему ж никто не ровня –
ни Лев Толстой, ни Лермонтов, ни Блок.

Лишь о заре, привыкнув быть нагими,
над угольком, чья тайна так светла,
склонялись в ласке нежные богини
и все деревья Царского Села...

Уже близки державная опека
и под глазами скорбные мешки.
Но те, кто станут мученики века,
еще играют в жаркие снежки.

Еще темны воинственные вязы,
еще пруды в предутреннем дыму...
О смуглолицый, о голубоглазый,
вас переглушат всех по одному.

И по тебе судьба не даст осечки,
уложит в снег, чтоб не сошел с ума,
где вьет и крутит белые колечки
на Черной речке музонька зима...

Но знать не знает горя арапчонок –
земель и вод креститель молодой,
и синева небес неомраченных
ему смеется женской наготой.

В ребячьем сердце нежность и веселье,
закушен рот, и щеки горячи…
До наших лет из той лицейской кельи
сияет свет мальчишеской свечи.

И мы, даст Бог, до смерти не угаснем,
нам не уйти от памяти и дум.
Там где-то Грозный радуется казням,
горит в смоле свирепый Аввакум.

О, что уму небесные законы,
что град Петра, что Царскосельский сад,
когда на дыбе гибнут миллионы
и у казнимых косточки хрустят?
Молчат пустые комнаты и ниши,
и в тишине, откуда ни возьмись,
из глубины, но чудится, что свыше,
словами молвит внутренняя высь:

– Неси мой свет в туманы городские,
забыв меж строк Давидову пращу.
В какой крови грешна моя Россия,
а я ей все за Пушкина прощу.

1974

 

 

• • •

11 ноября – 185 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского.

 

Федор Достоевский

Два огня светили в темень, два мигалища.
То-то рвалися лошадки, то-то ржали.
Провожали братца Федора Михалыча,
за ограду провожали каторжане...

А на нем уже не каторжный наряд,
а ему уже — свобода в ноздри яблоней,
а его уже карьерою корят:
потерпи же, петербуржец новоявленный.
Подружиться с петрашевцем
все не против бы,
вот и ходим, и пытаем, и звоним, –
да один он между всеми, как юродивый,
никому не хочет быть своим.

На поклон к нему приходят сановитые,
но, поникнув перед болью-костоедкой,
ох как бьется — в пене рот,
глаза навыкате, –
все отведав, бьется Федор Достоевский.

Его щеки почернели от огня.
Он отступником слывет у разночинца.
Только что ему мальчишья болтовня?
А с Россией и в земле не разлучиться.

Не сойтись огню с волной,
а сердцу с разумом,
и душа не разбежится в темноте ж, –
но проглянет из божницы

Стенькой Разиным

притворившийся смирением мятеж.
Вдруг почудится из будущего зов.
Ночь – в глаза ему,
в лицо ему – метелица,
и не слышно за бураном голосов,
на какие было б можно понадеяться.

Все осталось. Ничего не зажило.
Вечно видит он, глаза свои расширя,
снег, да нары, да железо... Тяжело
достается Достоевскому Россия.

1962

 

• • •

28 мая – 130 лет со дня рождения М.А. Волошина.

На могиле Волошина

Я был на могиле поэта,
где духу никто не мешал,
в сиянии синего света,
на круче Кучук-Енишар.

В своем настоящем обличье
там с ветром парил исполин –
родня Леонардо да Винчи
и добрый вещун из былин.

Укрывшись от бурь и от толков
с наивной и мудрой мольбой,
он эти края для потомков
обжил и наполнил собой.

Гражданские грозы отринув,
язычески рыжебород,
увидел в девчонке – Марину
и благословил на полет.

Художник, пророк и бродяга,
незримой земли властелин,
у вскинутых скал Карадага
со всеми свой рай разделил…

Со всей потаенной России
почтить его гордый покой
мерещились тени другие,
завидуя тризне такой.

Но пели усталые кости,
вбирая гремучий бальзам,
о том, что разъехались гости
и не было счастья друзьям.
На солнце кусты обгорели,
осенние бури лихи…
Не меркнут его акварели,
у сердца не молкнут стихи.

И я в этом царстве вулканьем,
с велением сердца в ладу,
ему на обветренный камень
угрюмые строки кладу.

Пожил богатырь да поездил,
да дум передумал в тиши.
Превыше побед и поэзий
величие чистой души.

У туч оборвалась дорога.
Вернулся на берег Садко.
Как вовремя... Как одиноко…
Как ветрено… Как высоко…

1975

 

 

• • •

31 мая – 115 лет со дня рождения К.Г. Паустовского.

 

Паустовскому

Не уподобившись волхвам,
не видя света из-за марева,
я опоздал с любовью к Вам
на полстолетия без малого.

Но что ни год от Ваших чар
все чаще на душу – о Боже мой –
нисходит светлая печаль
и свежесть вести неопошленной.

На море Черном, на Оке ль
мне Ваше слышится дыхание, –
седого юношества хмель
с годами все благоуханнее.

Места, что были Вам милы,
и я люблю безоговорочно:
святое из житейской мглы
выходит ярко и осколочно, –

и тех осколков чистота
все светоносней и нетленнее.
О Боже, как юна мечта
и как старо осуществление!
Мир дышит лесом и травой
как бы в прозрачности предутренней, –
нет зренья в прозе мировой
восторженней и целомудренней.

И мне светлее оттого,
что в скуке ль будня, в блеске ль праздника
я столько раз ни одного
не перечитываю классика.

1984

 

В «Открывшейся странице» еще одно посвящение Паустовскому Б.Чичибабина – «Слово о любимом писателе» .

 

• • •

Прогулки с Борисом Чичибабиным можно продолжить по месяцам неюбилейным. Зимняя выставка может называться «На мой порог зима пришла». И там будут посвящения:

Осипу Мандельштаму
Жизнь – кому сыто, кому – решето,
всех не помилуешь.
В осыпь всеобщую Вас – что за что,
Осип Эмильевич?
и Борису Пастернаку
Твой лоб, как у статуи, бел,
и взорваны брови.
Я весь помещаюсь в тебе,
как Врубель в Рублеве.

 

 

• • •

Есть безумный соблазн идти с поэтом по месяцам: от одного дня рождения к другому. Да кто ж позволит на газетной площади?! Но небольшое перечисление позволим себе.

«Путешествие к Гоголю», «Сонет Марине», «Пушкин и Лермонтов», «До могилы Ахматовой сердцем дойти нелегко» и

«Памяти друга» [Шарова]

Но лишь тогда в Начале будет Слово,
когда оно готово Богом стать, –
вот почему писателя Шарова
пришла пора, открыв, перечитать.

• • •

С Чичибабиным (как, впрочем, и с другими поэтами и прозаиками) можно изучать русскую литературу, путешествовать по городам и весям.

Хорошо когда-то сказал Дмитрий Шеваров: «Читайте детям стихи Чичибабина, и вырастут хорошие, совестливые дети».

 

 

 

• • •

Оформим выставку «Читаем книги с Борисом Чичибабиным».

И проведем небольшое анкетирование. На карточке будет написано: «Назовите, пожалуйста, шесть русских прозаиков, которых вы взяли бы с собой в пустыню». (Борис Чичибабин стихотворение «Памяти Грина» начал так: «Шесть русских прозаиков, которых я взял бы с собой в пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и – Александр Грин».)

 

  

 

 

• • •

Если в неюбилейном январе вы будете говорить о Владимире Высоцком, вспомните и эти стихи.

 

 

Стихотворные
посвящения Высоцкому

 

 

Белла Ахмадулина

– Твой случай таков...
– Москва: дом на Беговой улице
– Эта смерть не моя есть ущерб и зачет...

Андрей Вознесенский

– Памяти Владимира Высоцкого
– Наверно, ты скоро забудешь...

Валентин Гафт

– Хулиганы

Булат Окуджава

– О Володе Высоцком я песню придумать решил...

Леонид Филатов

– Июль 80-го;

– Записка на могилу

Он замолчал. Теперь он ваш,
потомки.
Как говорится, «дальше – тишина».
...У века завтра лопнут перепонки –
Настолько оглушительна она.

1980

 

• • •

А кому и что посвящал Высоцкий?

Булату Окуджаве

– Притча о правде и лжи

Михаилу Шемякину

– Купола
– Конец «Охоты на волков» – или охота с вертолетов (другое название – «Баллада о волчьей гибели»)
– Осторожно, Гризли!

 

• • •

Еще несколько посвящений юбилярам

14 сентября – 70 лет со дня рождения А.С. Кушнера.

 

А. Кушнеру

Хочу воскресить своих предков,
хоть что-нибудь в сердце сберечь.
Они словно птицы на ветках,
и мне непонятна их речь.

Живут в небесах мои бабки
и ангелов кормят с руки.
На райское пение падки,
на доброе слово легки.

Не слышно им плача и грома,
и это уже на века.
И нет у них отчего дома,
а только одни облака.

Они в кринолины одеты.
И льется божественный свет
от бабушки Елизаветы
к прабабушке Элисабет.

Булат Окуджава

• • •

28 ноября – 100 лет со дня рождения Д.С. Лихачева.

Читайте «Открывшуюся страницу» в этом номере:

Дмитрий Шеваров. «Давайте будем людьми счастливыми...» (с. 38–40).

 

 

• • •

Оформление выставок-посвящений может послужить и началом проекта по составлению «Литературной антологии посвящений».

 

 

 

• • •

Еще раз о выставках.

 

Название выставки может выглядеть и так: «Герои этих книг читали книги эти».

 

Выставку начнут оформлять самые внимательные и вдумчивые читатели. Например, рядом с книгой Роальда Даля «Матильда» встанут книги, которые читала главная героиня – девочка по имени Матильда. А их немало:

 

• «Николас Никльби» и «Оливер Твист» Чарлза Диккенса,

• «Джен Эйр» Шарлотты Бронте,

• «Гордость и предубеждение» Джейн Остин,

• «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Томаса Харди,

• «Ким» Редьярда Киплинга,

• «Человек-невидимка» Герберта Уэллса,

• «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя,

• «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера,

• «Гроздья гнева» Джона Стейнбека,

• «Брайтон-рок» Грэма Грина,

• «Скотный двор» Джорджа Оруэлла.

• • •

Совместные проекты с учителями-предметниками (в рамках проведения Недели предметов) «Использование художественной литературы на уроках... (химии, математики и т.д.)» – примеры стихов и фрагментов художественных произведений, актуальных в различных темах.

 

 

 

• • •

Исследовательские ученические проекты – одно из направлений работы школы.

Среди направлений исследования – анализ художественного оформления библиотеки. Для работы над проектом можно привлечь старшеклассников под руководством психолога и учителя ИЗО.

 

 

• • •

К слову о проектах и комплектовании: назовем проект «Плюс TV, или Внимательно читайте программы телепередач на завтра».

В течение учебного года ребята (под руководством библиотекарей, учителей литературы, истории, МХК...) выбирают и записывают фильмы, циклы передач и т.д. Но, для того чтобы получить отметку по предмету, ребятам надо будет не только записать фильм или передачу, но еще дать описание для каталога (по ГОСТу!) и написать небольшую рецензию.

 

А ваша библиотека (медиатека) будет регулярно пополняться новыми дисками, видеокассетами и каталогом с рецензиями.

 

Особое внимание, на наш взгляд, надо обратить на передачи канала «Культура», в частности «Плоды просвещения».

• • •

В плане воспитательной работы школы отражаются экскурсии на целый учебный год. Библиотека может оказать информационную поддержку проекту «Экскурсия как образовательный проект» и оформить свою «Литературную карту России» (литературные музеи, в которых побывали ученики и учителя школы).

 

 

• • •

Деньги… Их вечно нет. И фонды не пополняются. А ведь библиотеку можно комплектовать и «под юбилеи».

Ни одну библиотеку, ни одну школу юбилеи не обойдут стороной. К празднованию оных составляем планы и ищем деньги. Сердце какого директора не сожмется от слов библиотекаря: «Столько юбилеев в следующем году... Библиотека могла бы провести и конференции, и выставки и оказать информационную поддержку многим школьным проектам... Но при анализе фонда оказалось, что ни к одному юбилею мы не готовы и школу родную можем подвести, если...»

 

Но прежде чем просить деньги, подготовьте небольшую справку о том, что вы смогли сделать сами (без помощи администрации), что планируете сделать в следующем учебном году. И тогда ваш директор наверняка вспомнит пословицу: «Помогать надо тому, у кого рубаха в поту».

 

Важнейшие события предстоящего учебного года

(в хронологической последовательности)

2005 год – год 65-летия начала Великой Отечественной войны.

Нет, не вычеркнуть войну.
Ведь она для поколенья –
Что-то вроде искупленья
За себя и за страну.

Давид Самойлов

В преддверии 60-летия Победы мы публиковали разные материалы из опыта работы библиотек и методические разработки. Предлагаем к ним вернуться и далее использовать в работе.

Громова О. К 60-летию Победы / О. Громова // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2005. – № 4. – С. 34–35.

Гусева В. Вино. Вина. Война : Читаем рассказ Евгения Носова «Красное вино победы» / В. Гусева // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2004. – № 7. – С. 22–24, 43.

Гусева В. По следам «Расстрелянной песни» / В. Гусева // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2005. – № 10. – С. 31–33.

Лазарева Л. Великая Отечественная война глазами юных читателей. Исследование в детской библиотеке: проведение, итоги, рекомендации / Л. Лазарева // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2006. – № 4. – С. 9–11.

Муравьева Л. Родники : [О гуманитарном проекте «Светлое слово»] / Л. Муравьева // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2005. – № 8. – С. 29.

Половинкина К. Русская рулетка / К. Половинкина // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2005. – № 7. – С. 15–16.

Рудишина Т. Особая страница : Из военного прошлого одной библиотеки / Т. Рудишина // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2004. – № 6. – С. 16–18.

Рудишина Т. Это надо живым : Некоторые размышления о военной тематике в работе библиотеки / Т. Рудишина // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2004. – № 21. – С. 12–13.

Ситникова В. Как говорить о памяти? : Заметки библиографа / В. Ситникова // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2005. – № 7. – С. 13–15.

Цымбалова Г. «Сохраняя память сердца…» : Краткая поэтическая летопись важнейших событий Великой Отечественной войны 1941–1945 / Г. Цымбалова // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2005. – № 17–19. – С. 23–26; № 21. – С. 23–27.

Обратите внимание: издательствами «Дрофа» и «ДиК» выпущен сборник «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.», в котором собрано более 160 карт боевых операций, свыше 600 иллюстраций, фотографий и схем, приводятся объективные исторические сведения. Подробности на сайте издательства: www.drofa.ru.

В декабре будут отмечаться два юбилея двух маршалов Победы:

1 декабря – 110 лет со дня рождения советского военачальника и государственного деятеля Георгия Константиновича Жукова (1896–1976);

21 декабря – 110 лет со дня рождения советского военачальника Константина Константиновича Рокоссовского (1896–1968).

8 мая исполнится 40 лет со дня открытия мемориала «Могила Неизвестного солдата».

* * *

19 октября – 195 лет со дня основания Царскосельского Александровского лицея (1811).

Давай поговорим как лицеисты
О Шиллере, о славе, о любви…

Геннадий Шпаликов

В материале Т.Рудишиной «Планируя будущее, оглянемся назад» («БШ». – 2001. – № 9) были опубликованы вопросы викторины, список литературы и россыпь советов и идей. В этом номере публикуем сценарий «Лицейское братство» Марии Андреевой и Марины Коротковой.

11 ноября – 185 лет со дня рождения русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821–1881).

Один из очень «библиотечных», книжных сюжетов вокруг Достоевского – «Ф.М. Достоевский в иллюстрациях разных художников».

28 ноября – 100 лет со дня рождения русского филолога, историка культуры, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999).

Нынешний год объявлен в России Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Дмитрия Лихачева. Это предусматривает подписанный Президентом РФ Указ «О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С.Лихачева».

Эпиграфом ХI сессии РБА 2006 года в Екатеринбурге взяты слова Д.С.Лихачева «Библиотеки важнее всего в культуре».

Материалы в помощь работе были представлены в обзоре юбилейных дат «Планируя будущее, оглянемся назад» («БШ». – 2001. – № 9).

По поводу странных сближений: Дмитрий Сергеевич Лихачев работал в Институте русской литературы (ИРЛИ) Российской академии наук (Пушкинском Доме), которому 28 февраля исполнится 75 лет. А у Андрея Битова, также юбиляра предстоящего учебного года, один из самых известных романов – «Пушкинский Дом», где знаменитый институт представлен как символический образ академичности.

10 декабря – 185 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика и издателя Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878).

Материалы в помощь работе были также представлены в обзоре «Планируя будущее, оглянемся назад» («БШ». – 2001. – № 9).

31 марта – 125 лет со дня рождения русского поэта, писателя, переводчика, литературоведа Корнея Ивановича Чуковского (1882–1963).

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник,
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?

Валентин Берестов

Предлагаем вашему вниманию шпаргалку творческих идей и библиографическую поддержку (кластер1 к плану).

________________

1 Стратегия «Кластер» используется в технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма», о которой мы писали в рубрике «Повышение квалификации» в 2004 году (№ 17–24).

Главная установка: дать Чуковского всем читателям – от начальной школы до выпускных классов + учителя + родители.

Метафора творчества Чуковского – чудо-дерево. Выращиваем чудо-дерево в библиотеке (как интереснее его сделать?). Каждый – свой листочек. Что на листочке? Любимые цитаты, названия произведений, розы и апельсины, потому что «Рады, рады, рады. Рады все березы, и на них от радости прорастают розы…», а также – башмаки, потому что «Как у наших у ворот…».

Грани таланта юбиляра:

· Чуковский – переводчик (сравниваем разные переводы).

· Чуковский – исследователь творчества Некрасова (между прочим, тоже юбиляр), Ахматовой, Чехова.

· Чуковский – педагог – родитель. Лидия Корнеевна Чуковская (ее 100-летний юбилей прямо рядом с юбилеем Корнея Ивановича) об отце. Переписка: Корней Чуковский – Лидия Чуковская.

· Чуковский и русский язык. «Живой как жизнь». Выставка одной книги. Привлекаем все редко спрашиваемые книги по русскому языку.

· Чуковский и его проза. «Серебряный герб». Тема «Гимназисты, гимназистки». Взять к теме Кассиля, Гарина-Михайловского, Бруштейн, Осееву и т.д.

· Чукоккала. Чуковский и его окружение. Мемуаристика.

· Чуковский и «От двух до пяти». Ребенок осваивает язык. «Устами младенца». Забавные слова и фразы наших младших братьев и сестер.

· Чуковский – Конашевич (главный иллюстратор Чуковского). Кто еще иллюстрировал Чуковского? Ю.Анненков, М.Добужинский, Е.Сафонова, Н.Ремизов, С.Чехонин, К.Рудаков, Ю.Васнецов, В.Чижиков, В.Пивоваров, В.Дувидов, М.Митурич.