Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. Саратов

Картотека опыта

Материалы Информационного бюллетеня РБА, год 2002

 

 

Лилия Алиферова

Meтодическая панорама деятельности Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина

Лилия Ивановна Алиферова директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина

1. Библиотеки, в том числе и детские, существуют так давно, что, кажется, уже нет необходимости доказывать их нужность, право на финансирование и на поддержку общества. Тем не менее пропаганду библиотеки мы ведем постоянно, рекламируя ее деятельность на радио, в печати, на презентациях, акциях...

2. На разных встречах мы говорим и пишем о возрастающей роли библиотек, но на самом деле хорошо знаем, что библиотека относится к учреждениям отложенного спроса. Она полезна, но не необходима. Мы делаем все возможное, чтобы каждый приход читателя в библиотеку стал результативным и стимулировал к повторному посещению.

3. Библиотека – бесплатное и абсолютно доступное учреждение, и, возможно, поэтому, общество с трудом принимает наши правила, нормы поведения. Старание их обойти, не выполнить не считается в его глазах нарушением (запись в библиотеку, возврат книг).

4. Все библиотеки находятся в разных условиях. Библиотеки городов, имеющих университеты, академии культуры – это кадры библиотекарей высшей квалификации. Это теория плюс практика, исследования. Библиотеки городов, где нет вузов культуры и кафедр детской литературы, – это часто или полное отсутствие кадров, или специалисты без библиотечного образования.

5. Наша библиотека расположена в центре города, нас окружают конкуренты, соперники, коллеги. Мы нашли свою нишу – библиотечное и информационное обслуживание тех детей и юношества, кому это нужно, кому мы интересны. Читателями библиотеки стали свыше 27 000 юных граждан города. Мы постоянно совершенствуем свой образ, улучшаем условия. Наш девиз – «Все для читателя». Библиотека работает с 9.00 до 19.00 часов, открытый доступ к фондам, система читальных залов для делового чтения подростков, локальная компьютерная сеть, объединяющая 20 АРМ. Но вот парадокс: оказывается, чем быстрее и качественнее организовано обслуживание, тем проще кажется читателям (юношам и взрослым) библиотечная технология – стереотип простоты библиотечных процессов (надо, чтобы было сложно, долго, дорого и трудно).

6. Мы живем по принципу «Меняться или умереть...», и еще «приходится бежать со всех ног, только чтобы остаться на том же месте. Если хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее...».

Мы часто меняем структуру библиотеки и тем регулируем состав читателей, интенсивность наполнения библиотеки посетителями. С одной стороны, «наступая на горло собственной песне», отступаем от своих принципов: работали без выходных, теперь выходной суббота, закрыли два зала, так как почувствовали, что стали превращаться в учебную библиотеку: вузовские библиотеки не работают в воскресенье, а у нас поэтому уже не хватает мест в гардеробе, в читальных залах ограничили выдачу книг на дом для студентов (потери, задолжники).

С другой стороны, открыли центр «От книги – к творчеству» с выставочным залом и «Информационно-библиотечный центр по проблемам молодежи».

А общество живет с представлением, что библиотеки пусты, дети не читают, библиотеки в кризисе, разрухе, застое. Когда люди видят нашу библиотеку, то испытывают «разочарование», так как их тезисы не нашли подтверждения. Дети читают! Залы полны читателями! В библиотеке уют, комфорт, автоматизированные рабочие места, много книг!

7. Мы везде! Любая акция, событие – там библиотека!

К сожалению, не всегда есть двусторонние договорные обязательства. Мы нужны, к нам идут центры, общества, комитеты, школы: у нас книга, знания, специалисты. Но мы научились говорить «нет», иногда диктуем условия, не посылаем по первому зову специалиста в школу проводить мероприятия, заполнять окна в учебном графике.

Наш авторитет в городе и области высок, но бывает, что нас предают, подводят, наши правила не всегда выполняют, информацию о нашей работе искажают.

Мы настойчиво формируем мнение о нужности и важности деятельности детских библиотек, своими действиями утверждаем, что библиотеки могут очень многое, а дети не могут ждать. Им все нужно сейчас, быстро и лучшего качества, они не прощают лукавства.

В положении областного конкурса «Мир детской библиотеки», который у нас сейчас идет (напоминаем: доклад 2000 года. – Ред.), одно из условий для победителей в различных номинациях – «обеспечение приоритетного финансирования на комплектование, покупку компьютеров, периодических изданий, благоустройство помещений». Акции «Эстафета творческих дел», «Ассамблея талантливых читателей», смотры-конкурсы библиотек преследуют эти же цели.

Наши сильные стороны:

· Комфортные условия, удобный режим работы, хорошо сформированный фонд, открытый доступ к литературе, в читальных залах локальная компьютерная сеть, обеспечивающая быстрый поиск, творческий работоспособный коллектив, культура обслуживания. Библиотека посещаема!

· Организаторы работы с детьми (из любых учреждений) всегда находят здесь помощь.

· Дифференцированное обслуживание читателей от 0 до ... (студентов? – ред.); дети до 14 лет – вне очереди.

· Библиотечное и информационное обслуживание приоритетно, оно не ущемляется массовыми мероприятиями. Читальные залы – только для работы с книгой. Для творческих встреч имеются «голубой» зал, выставочный зал, центр «Детский мир» и др.

· Многообразие направлений в работе: экология, право, здоровый образ жизни, художественное, эстетическое развитие, информационное просвещение, проблемы молодежи, краеведение, раннее дошкольное развитие, чтение-творчество и многое другое.

· Работа с библиотеками и читателями области: «Поезд сказок», Фестиваль «Радостное чтение», передвижные выставки «По Пушкинским маршрутам», «Мир героев Пушкина», «Экологический поезд» по селам Саратовского сельского района, «Правовой поезд», «Путь к здоровью», поездки по библиотекам с творческими встречами, семинары, круглые столы, Ассамблея талантливых читателей и многое другое.