Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2006


УГОЛОК ЗЕМЛИ

Библиотечная столица России – 2006
ЕКАТЕРИНБУРГ

Тема года
«Библиотеки важнее всего в культуре»
(Д.С.Лихачев)

Здравствуйте!

Ольга Громова

«Можно ли научить патриотизму? Сократ вот считал, что добродетели учить нельзя.<…> Нет такой работы – нравственность. Так и патриотизм. Патриотизму, как и добродетели, учить нельзя. Тем не менее можно быть и патриотом, и гражданином, занимаясь любой деятельностью, если ты человек нравственный». Это цитата из статьи Надежды Логиновой «Сезон террора» из екатеринбургского журнала «Читай-город».

Екатеринбург все еще не отпускает меня, хотя из командировки я вернулась не вчера. Разбирая полученные папки, работы и разного рода издания, смогла наконец повнимательнее посмотреть толстые книжки под названием «Читай-город: Журнал профессиональной информации и общения». И зачиталась. От номера, посвященного проблемам патриотического воспитания, оторваться невозможно. Почему? Что такого они пишут, чего не писали другие? Какие Америки можно открыть в этой популярной сейчас теме? А никто из авторов и создателей журнала и не пытается открывать Америк. Они думают вслух на страницах «Читай-города», спорят и удивляются, честно признаются, что не так все просто и однозначно с этими задачами патриотического воспитания. И хотя есть в журнале и официальные программы, и несколько пафосные разработки мероприятий (они тоже кому-то нужны), но есть и другое.

Статья Надежды Логиновой «Война, террор и насилие в литературе и искусстве: новый подход к теме» – спорный, увлекательно написанный материал о непростой литературе и о том, как можно обсуждать с детьми трудные темы, чтобы они думали вместе с нами, а не просто выдавали то, что мы хотим услышать.

Но проблема не в формах и методах работы по «патриотическому воспитанию» (простите мне эти кавычки – иначе не пишется!). И даже не в ее содержании. Она в том, что мы сами под этим понимаем. Чего мы на самом деле хотим? Чтобы наши дети вовремя произносили нужные слова? Чтобы все поголовно уважали свою армию за то, за что ни один нормальный человек уважать не может? Чтобы любили свою Родину?.. А мы-то с вами можем сформулировать для себя – только честно! – что значит любить Родину? И что мы, собственно, собираемся воспитывать?

Патриотическое воспитание – «это тонкая, кропотливая работа, – пишут екатеринбургские коллеги, – не терпящая суеты и невежества. Ответственная, как прогулка по минному полю». Будем осторожны на этом поле. Много раз подумаем, прежде чем хватать знамя и бежать вперед.

Команда способна сделать намного больше, чем кучка отдельно взятых гениев. Установлено, что одна лошадь может сдвинуть с места тонну, но две лошади осилят уже не две, а пять тонн – совместные усилия всегда продуктивнее.

Кажется, известный итальянский писатель Умберто Эко и одновременно профессор нескольких университетов, понимающий толк в методиках и технологиях обучения, сказал об информационной культуре все самое главное. Осталось добавить совсем немного.

Очевидно, что сегодня информационная культура является не набором абстрактных, отвлеченных знаний и умений, а непременным условием способности жить и развиваться. Она необходима для получения образования, личностного роста, профессиональной карьеры, решения повседневных жизненных проблем. При ее непременном участии вершатся мистерии любви и смерти.

Из редакционных статей
«Читай-города»