Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (36) · Вкладка в «БШ» № 09 (165) · 1–15 мая 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

В гостях

Ольга Козлова

Уют информационной среды

Информатизация образования пробуксовывает, привычно сетуем мы, оправдывая собственную недостаточную активность по внедрению компьютера в нашу жизнь. А отдельные наши библиотекари и методисты уже неплохо обжились в новой среде. Что мы и увидели на очень интересном семинаре в Северо-Восточном округе Москвы.

Школа

Конечно, для проведения семинара «Использование новых информационных технологий в библиотеке общеобразовательного учреждения» заведующая лабораторией методики работы с библиотечными фондами Северо-Восточного округа Москвы Вера Григорьевна Грунина выбрала не простую школу и даже не простую гимназию.

Это была гимназия № 1518 при Финансовой академии – когда-то обыкновенная, раздрызганная, как все, школа, обучающая по среднему уровню. Но пришел новый директор, профессионал и энтузиаст, доктор педагогических наук Марина Михайловна Фирсова. Собрала команду, вместе отработали концепцию развития, и жизнь школы постепенно потекла в новом направлении. Акцент был сделан на углубленое экономическое образование с пятого класса, а это сегодня весьма и весьма актуально. Не вдруг и не случайно образовался и благополучный спонсор, нуждающийся в квалифицированных молодых кадрах.

Любопытно, что свою главную миссию гимназия видит в подготовке конкурентоспособной личности на рынке труда. Процесс обучения выстроен на основе практических занятий по добыванию знаний и умению применять их в конкретной ситуации. Здесь учат учиться, выделять главное, конспектировать, анализировать. Отсюда постулат: конкурентоспособная личность может и должна учиться всю жизнь. Конечно, при таком подходе и должном оснащении обучения гимназии удается выполнять свою миссию.

Сейчас в гимназии блестящая материальная база. Одних компьютеров 384, ноутбуков 171, мультимедийных проекторов 45, АРМ учителя – 41. Понятно, что степень информатизации и автоматизации учебного процесса чрезвычайно велика. Отсюда и прозрачность всего учебного процесса. Родители могут через Интернет узнать новости гимназической жизни, посмотреть изучаемые чадами темы по тому или иному предмету, отследить успеваемость.

В гимназии начинают изучать информатику с третьего класса, и к пятому классу гимназисты становятся полноправными пользователями медиатеки.

Развитием информационной грамотности учащихся библиотека в этой гимназии занимается со второго класса. К пятому – ставится задача выработать их информационно-коммуникативную компетентность, то есть умение получать информацию из разных источников и на различных носителях.

Заведующая библиотекой Евгения Борисовна Глинкина продемонстрировала в компьютерной среде Power Point модули библиотечных уроков различных уровней.

Для начальных классов – простейшие понятия о книге: автор, название, титульный лист и презентация «Правила пользования библиотекой». Для третьих классов уже более сложная презентация: художник, переводчик, издательство и знакомство с простейшими справочными изданиями.

Далее расширяется круг презентируемых изданий, усложняются возможности поиска.

Очень интересен нестандартный урок, проведенный Евгенией Борисовной совместно с учителем физики. (См. далее в этом же номере.)
В нем отчетливо видно врастание библиотечного урока в структуру предмета, да еще какого – физики!

Поскольку все компьютеры объединены в локальную сеть, можно зайти в медиатеку гимназии с ее богатым фондом электронных словарей и энциклопедий, скачать из электронной библиотеки дефицитное произведение по литературе, изучить перечень учебных аудио-, видеоматериалов.

В общем, сказка.

Методический центр

В рекламном буклете этого семинара есть раздел «О чем мы хотим вам рассказать». В нем находим программу семинара:

· О роли библиотеки в формировании информационной культуры личности читателей с использованием новых информационных технологий.

· Об опыте работы по ведению библиотечной документации с помощью специальных библиотечных компьютерных программ.

· О сайте окружного учебно-методического центра.

· О ведении информационной работы с методистами окружного учебно-методического центра (ОУМЦ)
с использованием новых технологий.

· О курсах повышения квалификации на базе ОУМЦ для библиотекарей «Использование основ информационных технологий в библиографической деятельности библиотек ОУ».

· Об опыте использования новых компьютерных технологий в ведении воспитательной и информационной работы в ОУ округа.

· О создании медиатек на базе библиотек ОУ и ОУМЦ и их использование.

Из представленной тематики понятно, что семинар плавно делился на две части: информатизация школы и информатизация методического центра. О достижениях лаборатории по учебным фондам окружного методического центра Вера Григорьевна Грунина за неимением времени рассказала очень конспективно, а жаль: интересного в методическом центре немало.

В округе 202 общеобразовательных учреждения, и в 156 из них компьютеры стоят в библиотеках. Показатель очень неплохой. Чувствуется твердая рука методистов по учебному фонду.

Заведующая лабораторией считает, что методисты-предметники должны иметь исчерпывающую информацию об учебниках. И лаборатория создала электронную картотеку учебников, полученных округом за последние шесть лет. Информацию по предметам обучения предоставляет выложенный там же бланк заказа учебников по Москве на текущий год с указанием полученного количества.

Для каждого методиста-предметника Вера Григорьевна завела папочку с информацией по всем имеющимся в природе учебникам, пособиям, мультимедийным изданиям. А в дальнейшем она хочет сделать прозрачным учебный фонд каждой школьной библиотеки: где, что и в каком количестве есть. Чтобы в базе как на ладони светился общий окружной библиотечный фонд. В виде картотеки у нее в кабинете это, конечно, имеется, но этого недостаточно. Важно создать удобство библиотекарям, имеющим выход в Интернет, при розыске и обмене недостающих учебников в начале учебного года или при смене учителей.

Хороша у них в лаборатории работа по повышению квалификации школьных библиотекарей. Здесь существует три уровня повышения квалификации. Первый – для библиотекарей, только начинающих путь
в школе, по азам библиотечной работы, второй уровень – по основам компьютерной грамотности и работы в простейших программах, и, наконец, на третьем уровне библиотекарей обучают делать презентации в Power Point.

Итоговая работа обучения библиотекарей третьего уровня – готовая презентация: тематическая, отдельных изданий, библиотечных уроков. Создано уже около 150 презентаций. И это не мертвый груз, а фонд обмена опытом между школами округа. Приезжают и скачивают материалы и коллеги из других округов

Также имеется банк мультимедийной продукции школ округа: где и что можно позаимствовать.

Разобрались методисты и с загадкой сорока мультимедийных дисков, полученных школьными библиотеками от департамента образования города. Лежали они вещью в себе. А ведь там и электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия. Продвинутые библиотекари пытались их открыть, попользоваться. Ничего не получалось. Списывали на собственную компьютерную неграмотность. Но многие преподаватели информатики тоже обескураженно почесывали затылки. Оказалось, что диски от разных издательств и системы поиска резко отличаются друг от друга. Вера Григорьевна достучалась до тех издательств, получила консультации их специалистов, освоила сама и обучила в групповом режиме своих библиотекарей использовать мультимедийные диски в работе.

Допускаю мысль, что в продвинутых регионах есть еще и не такое, но нам об этом пока неизвестно.

Жаль, что за неимением времени не удалось услышать об опыте использования компьютерных технологий в проведении воспитательной и информационной работы в школах округа, как было заявлено в программе. Совсем нелишней была бы и информация о создании медиатек на базе библиотек ОУ и ОУМЦ и их использовании.

Но, наверное, это уже в другой раз. Когда итоги будут более весомыми.

Семинар удался. Многому научил. Навел на размышления относительно собственных потуг в общении
с информационной средой. И очень зарядил желанием все же продвигаться в ней и обретать вполне достижимый комфорт.

Была бы охота, а впереди еще много работы.

Русская народная пословица