Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2006


ЭКОЛОТ

Рубрику ведет Нина Колоскова

Рисунки Геннадия Целищева

Для пользы дела

Нина Колоскова

Экологические разборки

Думаем

– Ну давай, если не напишем, то хотя бы подумаем, – говорит главный редактор. – Чем, собственно, отличается экологическое воспитание и образование от природоохранного. И еще. Есть ли какие-то отличия в методике подготовки и проведения мероприятий экологического характера? Может, какие-то формы работы особенные существуют? А то в головах все перемешалось, и трудно, особенно не спецу, понять, что есть что. И глубины хочется.

Повод для раздумий, несомненно, есть. Во-первых, весна. А весной экологический календарь весьма богат на различные даты и праздники. И действительно: направленность мероприятий, их формы и методику хорошо бы подкорректировать. А во-вторых, посыл главного – это святое. Подумать я обещала. И процесс пошел. Думала я неторопливо и обстоятельно. На первых порах не прибегая к мнению профессионалов. То есть оставалась наедине исключительно с мыслями собственными.

Через некоторое время мое обремененное думами серое вещество выдало первые плоды. Правда, не совсем те (а вернее, совсем не те), на которые я рассчитывала. Это был сон. Мне снилось, что я держу в руках хрупкий зелено-голубой шар – елочную игрушку. И очень осторожно укутываю его в белоснежную вату. А затем бережно опускаю в коробку с другими елочными украшениями. Это я, совсем маленькая, и мама разбираем елку и отправляем игрушки на покой до следующего Нового года. Ежегодный ритуал. Сценка из детства.

Только зелено-голубой шар, который я держала в ладонях, уж очень напоминает… Ну да, нашу планету в миниатюре. И эта мысль – «не разбить бы» – тоже в тему.

Обдумывать мысль, подкинутую главредом, удобнее за компьютером – так она сразу становится материальной. Правда, вспоминая слова о глубине, подумалось: «Не потонуть бы…»

Кстати, теперь, когда не засыпается, я больше не считаю слонов. Я закутываю зелено-голубые елочные шары в невесомые хлопья ваты.

Главное – определиться

Образование формирует знания и представления личности, а просвещение – душу и нравы.

В.И.Даль

На самом деле я поставила бы вопрос несколько иначе: что стоит за словосочетаниями «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическое просвещение»? И какое место может и должно быть отведено природоохранным просвещению и деятельности? Все это, естественно, применительно к библиотечной практике.

Начать придется с воспоминаний, а вернее, со вспоминаний.

Вспомним, что понимается под термином «экология» и что является ее объектами. Существует несколько десятков определений «экологии». Остановимся на том из них, которое принадлежит Эрнсту Геккелю и стало классическим: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организмов к окружающей среде…» Таким образом, объектами изучения экологии являются биологические сообщества: представленные отдельными популяциями виды, биоценозы, биогеоценозы и в конечном итоге биосфера. Здесь никак не удастся обойтись без специальной терминологии, так как она позволяет представить предмет в полном объеме.

А теперь о понятиях, которые мы с вами активно используем, планируя работу с нашими читателями и давая теоретические обоснования программам и концепциям экологической деятельности библиотек.

«Экологическое образование» – непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной (иногда используется термин «природоохранительный») деятельности, формирование общей экологической культуры. Цель экологического образования – формирование экологического сознания, экологической культуры личности и общества, целостного мировоззрения.

«Экологическое воспитание» – целенаправленное воздействие на духовное развитие ребенка, формирование нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание обращено преимущественно к эмоционально-чувственному миру личности.

Фото автора

Аглая и бегемот

Соотношение понятий «образование» и «воспитание» остается в педагогике дискуссионной проблемой. Думается, нам целесообразно относиться к экологическому образованию и экологическому воспитанию как к равноценным категориям. Особенно актуален такой подход для практики школьных библиотек, которые призваны осуществлять поддержку образовательного процесса. Что касается библиотек детских, то здесь нередко наблюдается уклон в сторону процесса воспитательного, что вполне объяснимо. Понятие «экологическое просвещение» является более емким, включает в себя и воспитание, и образование, становится синтезом этих процессов.

За последние десятилетия образование прошло путь от натуралистического движения, через охрану природы и природоохранного просвещения к экологическому образованию и экологической культуре. Одни специалисты склонны придерживаться мнения, что в настоящее время понятия «экологическое просвещение» и «природоохранное просвещение» существуют параллельно. Другие считают природоохранное направление частью экологического. Последний вариант кажется мне более приемлемым для библиотечной практики, поскольку позволяет более четко структурировать нашу деятельность.

Это совсем не означает, что природоохранное направление является вторичным по отношению к экологическому. Здесь речь идет скорее об определенном балансе. Перевес в сторону природоохранную правомерен при работе с младшей аудиторией. Такой же перевес здесь будет иметь воспитательный аспект по отношению к образовательному. Поскольку на данном этапе главное – сформировать активную жизненную позицию малыша, его неравнодушие к окружающему миру, желание соучаствовать в решении экологических и природоохранных проблем.

При кажущейся простоте понятия «охрана природы» трактовка у него достаточно сложная: охрана природы – отрасль практики социального управления, направленного на природу или общество, в ходе которого устраняются или предупреждаются нежелательные для общества изменения в естественной или искусственной природе – как самопроизвольные, так и порожденные обществом. Под природоохранным просвещением понимается передача знаний о природе и обществе. Причем «знаниями, эмоционально окрашенными, где истинность… неотрывна от представлений о добре и справедливости» (С.Н. Глазачев). При таком понимании термин «просвещение» будет включать в себя моменты и воспитания, и образования. Природоохранное просвещение является своего рода подготовкой к деятельности экологической.

Фото Михаила Манаева

Почему так важно определить соотношение экологического и природоохранного просвещения? Чем чреват природоохранный перевес? По мнению специалистов, крен в сторону природоохранного воспитания и образования несет в себе опасность для целостного мировоззрения, порождает ограниченность, отстраненность от социальных проблем. Не зря в последнее время термин «экология» все чаще сопровождается определением «социальная».

На самом деле во всем этом есть определенная доля лукавства. Каждый из нас достаточно четко представляет, чем отличается экологическое просвещение от природоохранного. Просто последнее ближе и понятнее. Как и само слово природа ближе и понятнее – роднее – слова экология.

Быть в форме

Библиотекарь, по умолчанию, – самый информированный человек в школе. И его задача не только самому уметь добывать необходимую информацию и пользоваться ею, но и научить этому своих читателей.
А читательский состав школьной библиотеки достаточно сложный: в число пользователей помимо учащихся входят еще и преподаватели.

Что касается форм работы экологической направленности, то здесь я бы акцентировала внимание на том, что они должны носить активный, даже агрессивный характер. Экологическая информация не должна залеживаться. Нужны такие формы, которые оперативно приближали бы ее к пользователю. И такие формы есть. Вы их знаете и в той или иной мере используете в работе. Ну, например, дайджесты. Чаще всего они носят тематический характер и позволяют собрать вместе информацию из различных сборников и периодических изданий. Дайджесты могут иметь электронную форму (при наличии компьютера и сканера), форму сброшюрованного издания, тематической папки. Наиболее удобной, на мой взгляд, является журнальная форма. Она позволяет иметь необходимое количество экземпляров (при наличии ксерокса), в том числе и для выдачи дайджеста на дом. Но данная форма не позволяет с должной оперативностью вносить дополнения, изменения. Здесь преимущество за электронными дайджестами и папками. Следует помнить, что подобные аналитические материалы обязательно должны быть структурированы (по темам, проблемам или другим параметрам) и иметь справочный аппарат, облегчающий их использование: оглавление, тематический, предметный или иной указатель.

От того, насколько полно и оперативно экологическая информация доводится до пользователя, зависит очень многое – от качества и быстроты выполнения учебных заданий до безопасности жизни и деятельности. Если читателю предложить готовую подборку материалов по теме, над которой он работает, сэкономив тем самым его время и силы на их поиски по различным изданиям (даже если это будет вторичной информацией в виде списка литературы), это непременно скажется на качестве работы. А если вы располагаете конкретной информацией о том, какие вредные примеси содержатся в воде, текущей из вашего крана, и какой вред они могут принести вашему здоровью, то вряд ли будете экономить на приобретении устройства для ее очистки.

Для продвижения экологической информации бытового характера можно найти и другие оперативные формы: буклеты, листовки, закладки, информационные стенды, плакаты. Наш читатель имеет полное право и должен знать, каким воздухом он дышит, какую воду пьет, что может улучшить экологическое состояние квартиры, в которой он живет, и класса, в котором он учится.

Фото Михаила Манаева

Одна из эффективных форм продвижения информации к читателю – это выставка одной книги или одной статьи. Особенно актуальна и ценна форма работы для школьных библиотек, не всегда располагающих пространством для больших выставок. Но не надо забывать, что это именно выставка и надо найти какой-либо способ привлечь внимание к экспонату. Книгу или статью можно поместить на цветном фоне. Обязательно нужно сопроводить материал комментарием: почему именно его вы рекомендуете. Это может быть небольшая рецензия, выбранная из предлагаемого источника цитата. А может – аксессуар, имеющий отношение к тематике материала. Для читателей младшего возраста «рекомендовать» книгу может игрушка или кукла-талисман, которые «живут» во многих библиотеках. Если у вас нет такого хранителя вашей библиотеки, может быть, пора его придумать, призвав на помощь читателей. Но самое главное – использовать данную форму исключительно для хитовых, горячих материалов. Тех, которые действительно представляют ценность и интерес. И совсем не обязательно это должна быть новая книга. Главное, чтобы она была интересной и полезной.

Из наиболее крупных, комплексных мероприятий я бы отдала предпочтение симбиозу Дня библиографии и Дня информации, объединив их, например, в «Экологические среды» (почему среды – понятно). Периодичность их может быть самой различной. Ну, скажем, каждую последнюю среду месяца. Именно эта форма позволит проводить презентации ваших дайджестов, знакомить с новинками литературы, с подготовленными вами библиографическими материалами малых форм (списками литературы, например). Если есть возможность, хорошо сопроводить традиционный рассказ электронной презентацией. «На сладкое» читателям можно показать интересный фильм о природе, животных. Гостями Среды могут стать интересные люди – специалисты в экологической или природоохранной сфере, авторы книг соответствующей тематики.

Не обязательно придумывать что-то грандиозное и масштабное. Просто ваш читатель должен знать, что именно в этот день вы готовы предоставить ему самую полную информацию по экологическим проблемам, которой располагаете. Программу могут частично определять и запросы ваших читателей. Особенно если вы ведете работу по индивидуальному информированию или в вашей библиотеке имеется почтовый ящик для вопросов читателей.

Кроме того, данная форма позволит систематизировать вашу работу по экологическому направлению и более четко ее планировать.

При проведении подобных мероприятий в условиях школьной библиотеки (фонды которой, как правило, невелики) желательно привлекать дружественную детскую библиотеку с универсальным книжным фондом, фондом периодических и справочных изданий, справочно-библиографическим аппаратом.

Необходимым условием для проведения подобных мероприятий является своевременное и полное информирование о его программе. А оформить плакат «Загляни к нам в Среду», где будет располагаться программа, с удовольствием помогут ваши читатели.

А теперь – самое главное.

Всем нам следует свято уверовать: экологические проблемы могут быть решены в том числе путем воспитания и образования, использования форм и методов библиотечной работы. Без этой убежденности наша деятельность вряд ли увенчается успехом. Равно как и без нашей с вами экологической культуры. Но это уже другая история.

Почитайте:

Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы / С. Н. Глазачев – М. : Соврем. писатель, 1998. – 432 с.

Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии : учебное пособие для учащ. лицеев, гимназий, колледжей, студентов пед. училищ, институтов и университетов / С. Н. Глазачев, Е. А. Когай – М. : Горизонт, 1999.

Глазачев С. Н. Экологическая культура : пробное учебное пособие для учащ. школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей / С.Н. Глазачев, О. Н. Козлова – М. : Горизонт,1997. – 208 с. – (Экология для гуманитариев).

Урсул А. Д. Введение в социальную экологию / А. Д. Урсул, Н. М. Мамедов и др. – М. : Луч, 1994.

Ясвин В. А. История и психология формирования экологической культуры / В. А. Ясвин. – М. : Наука, 1999.