Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2006

Школьные, детские, юношеские библиотеки на страницах «Информационного бюллетеня РБА»

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Библиография

Татьяна Рудишина

Школьные, детские, юношеские библиотеки на страницах «Информационного бюллетеня РБА»

Выборочный список статей*

_____________
* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 08, 09–2006

Психолог в библиотеке

Никитина Ю. А. Психолог и библиотека: «невспаханное поле» практической психологии / Ю. А. Никитина, психолог Волгоградской областной детской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 26. – СПб., 2003. – С. 88–90.

– Ты знаешь, в последнее время совсем не могу найти с Пашкой общий язык – стал агрессивный, ершистый, не хочет слушать ни меня, ни отца. Все время на улице.

– Как думаешь, почему?

– Да возраст такой. Вот только как себя с ним вести теперь?

– А к психологу не пробовала обращаться?

– А что он может сделать?

Сергеева Т. Н. Открытие тренинг-центра «Карьера» в г. Ставрополе: взгляд со стороны заинтересованного лица / Т. Н. Сергеева, ведущий психолог Ставропольской краевой юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. – С. 69–71.

Начинать что-то новое всегда трудно и ответственно. А если это начинание касается судьбы людей – вдвойне важно подойти к делу со всей серьезностью. Непросто и мы подошли к необходимости открытия тренинг-центра «Карьера».

Информационные технологии
и информационная грамотность

Абрамова Н. С. Справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей библиотеки на основе новых информационных технологий / Н. С. Абрамова, главный специалист Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 189–190.

В современном мире информация становится одним из основных продуктов деятельности человека. Библиотеки, активно внедряющие компьютерные технологии, сегодня становятся центрами по предоставлению удаленного доступа к своим информационным ресурсам. Одной из главных задач в развитии библиотечного дела является формирование информационной сети библиотек с подключением к существующим телекоммуникационным сетям.

Абрамова Н. С. Электронные ресурсы библиотеки: воспитание информационной культуры подрастающего поколения / Н. С. Абрамова, главный специалист Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 87–88.

«Публичная библиотека является основным источником знаний и информации для жителей данной местности и призвана обеспечивать условия для непрерывного образования, формирования самостоятельного мышления и культурного развития как отдельного человека, так и различных социальных групп, проживающих на данной территории». (ЮНЕСКО/ИФЛА Манифест публичной библиотеки, 1995). Манифест ЮНЕСКО отражает убеждение, что публичная библиотека – животворная сила образования, культуры, информации.

Алиферова Л. И. Компьютеризация Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина / Л. И. Алиферова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 185–187.

Тезисы выступления по всем этапам и принципам компьютеризации библиотеки.

Антипова В. Б. Формирование информационной грамотности учащихся как основа реализации образовательной функции школьной библиотеки / В.Б.Антипова, заведующая центром научно-педагогической информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 49–52.

Одним из необходимых условий социализации подрастающего поколения в современном обществе является умение находить и использовать информацию. Формирование информационной грамотности составляет основу реализации образовательной функции школьной библиотеки. В докладе поднимаются проблемы, с которыми сталкивается сегодняшний школьный библиотекарь при проведении уроков информационной грамотности, и предлагаются пути их решения.

Архипова Л. В. Роль библиотеки в организации исследовательской деятельности школьников / Л. В. Архипова, заведующая библиотекой технического лицея № 176 г.Карасука Новосибирской области // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 78–80.

Подготовить школьника к жизни в сложном современном динамичном информационном мире – значит дать ему не только необходимые знания, но и научить его самостоятельно добывать их, овладевать ими и получать на их основе новые. Поэтому все более популярной формой учебной работы сегодня становится исследовательская деятельность, в процессе которой наиболее полно реализуется творческий потенциал ученика, раскрывается его личность. Независимо от конечного продукта исследовательской деятельности (реферат, доклад по теме, публикация, проект и др.) технология его создания включает в себя одни и те же основные этапы, на каждом из которых есть место библиотекарю.

Баженова И. А. Интернет и книга / И. А. Баженова, заведующая информационно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки для детей и юношества г. Новоуральска Свердловской области // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 187–190.

На современного ребенка, подростка ежедневно идет поток негативной информации. А психологи отмечают, что разделение детей на «читателей» и «нечитателей» связано скорее всего с защитной реакцией последних на этот мир. «Я не принимаю ваш мир! Я не хочу о нем знать!» Поэтому так важно сейчас сотворение круга детского чтения. И предназначение детского библиотекаря прежде всего мы видим в том, чтобы рядом с ребенком всегда был мудрый собеседник. А Интернет может лишь добавить новые интересные, сверкающие грани к этому союзу, но не должен разрушать его и уж тем более не должен заменять все собой.

Баженова И. А. Интернет на ладошке. Работа детского библиографа с сетевыми ресурсами / И. А. Баженова, заведующая информационно-библиографическим отделом, Н. В. Романовская, библиограф Центральной городской библиотеки для детей и юношества г. Новоуральска Свердловской области // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 67–69.

«Современные информационные технологии – не самоцель, а орудие библиотекаря, которое позволит ему выполнять свою работу лучше, эффективнее», – сказал Б.Лэнг.

Базаленко В. В. Детская библиотека в корпоративной сети региона: возможность расширения доступа к информационным ресурсам / В. В. Базаленко, заведующая отделом информатизации Ярославской областной детской библиотеки им. И.А.Крылова // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 90–93.

Проблема создания и интеграции информационных ресурсов российских библиотек является одной из самых важных, а может быть, даже ключевой в современном развитии библиотечного дела. Новые компьютерные технологии позволяют сегодня то, что было принципиально невозможно вчера, – каждой библиотеке для каждого своего пользователя стать открытыми воротами в мир информации.

Боева Л. А. Информационная культура ребенка в контексте образования / Л. А. Боева, заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 175–180.

В ситуации жестокого взаимопроникновения наших главных функциональных задач – информационной и образовательной – приоритетом становится актуализация гармонии образованности и культуры, просвещения и гуманистических ценностей. Детская библиотека не должна развиваться на принципах утилитарного подхода к нуждам образования как учебного процесса. Наша задача – обеспечить гармоничное параллельное существование и плодотворное сотрудничество идей образовательных и культурных, только тогда изучение, например, мировой истории и культуры будет являть собой не хронологию событий, а поликультурное образование, интегрированные занятия, развитие психологии самопознания, самосознания, самореализации, самосовершенствования.

Верховский Л. Г. Влияние информационных технологий на детей и подростков / Л. Г. Верховский, доцент кафедры общей гигиены и экологии Ярославской государственной медицинской академии // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 101.

Как известно, глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих meнденций XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная, среда обитания, формируется постиндустриальное информационное общество. Именно поэтому перед системой образования встает сегодня новая задача – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде и защитить его от ее негативных воздействий.

Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина, проректор по научной работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 69–72.

Рассматриваются условия становления школьной библиотеки как центра формирования информационной культуры личности. Освещается опыт государственного университета культуры и искусств по профилированной подготовке и повышению квалификации специалистов, способных осуществлять формирование информационной культуры личности на базе школьной библиотеки.

Горобец Д. И. Рациональные пути информатизации детских библиотек / Д. И. Горобец, директор Пермской областной детской библиотеки им. Л.И.Кузьмина, Е. В. Исаченкова, заведующая отделом автоматизации Пермской областной детской библиотеки им. Л.И.Кузьмина // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 89–90.

В последние несколько лет Россия переходит от общества индустриального к обществу информационному. Уже из самого названия ясно, что именно информация как общественный ресурс будет играть в нем определяющую роль. Недаром синонимом понятия «информационное общество» является понятие «обществознание». А это значит, что в таком обществе роль библиотеки – накопителя информации и посредника между документом и noльзователем переоценить трудно.

Зиганшина Р. С. Республиканская юношеская библиотека Татарстана как член Корпоративной библиотечной сети г. Казани и АРБИКОН / Р. С. Зиганшина, директор Республиканской юношеской библиотеки Татарстана // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 90–92.

Современные представления о библиотеках как одном из важнейших гарантов обеспечения конституционных прав граждан на получение информации дают библиотекам возможность активно вписаться в формирующуюся государственную информационную политику. Библиотечно-информационное обслуживание в настоящее время переживает период радикальных изменений, связанных с развитием новых информационных и коммуникационных технологий.

Золотарев Е. П. Региональная стратегия и возможная инфраструктура информатизации школьных библиотек Тверской области / Е. П. Золотарев, директор ГУП «Тверская оптовая книжная база» // Информационный бюллетень РБА. – № 22. – СПб., 2002. – С. 287–291.

О проекте информатизации образования Тверской области.

Капишникова А. П. Информационное пространство детской библиотеки: традиции и новые подходы / А. П. Капишникова, президент Ассоциации детских библиотек России, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 172–175.

Современное информационное пространство детской библиотеки предполагает новое видение старых проблем: органическую связь современных информационных технологий с традиционными источниками информации. В условиях информационного общества детские библиотеки, сохраняя свои традиционные функции хранения и трансляции знаний, способны выступить и как инфраструктуры образовательного пространства, которое организует движение информационных потоков и информационный обмен как внутри библиотек, так и с внешними структурами. Внедрение информационных технологий в детскую библиотеку способствует интеграции учебного процесса и собственно образовательной деятельности библиотеки по информационному обучению детей и подростков.

Коткина И. В. Возможна ли революция в отдельно взятой школьной библиотеке? Как составить заявку на грант / И. В. Коткина, заведующая библиотекой Ненецкой школы-интерната для детей-сирот им. А.П.Пырерки // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 106–108.

«В библиотеке школы сложилась революционная ситуация: дети и педагоги не хотят жить no-старому, библиотекарь не может работать по-старому». Это фраза из моей докладной записки директору. Под этими словами, уверена, могут подписаться многие работники библиотек. Термин «информационный бум» знаком нам не понаслышке. Как сориентироваться в безудержном потоке информации, как помочь детям и педагогам вычленить нужные, полезные сведения по теме и отбросить «пустую породу», как выйти на новый виток развития библиотечного обслуживания, идти в ногу со временем?

Крук Н. В. Школьная библиотека – центральная часть информационного образовательного пространства / Н. В. Крук, заведующая читальным залом, библиотекарь-педагог высшей категории // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 76–77.

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Если в 1950 г. объем информации увеличивался каждые 10 лет, в 1970 г. – каждые 5 лет, то сейчас каждые 2–3 года объем информации удваивается.

Куракина М. С. Информационная среда детской библиотеки для успешной культурной и образовательной деятельности детей / М. С. Куракина, вице-президент Ассоциации детских библиотекарей России, директор Ленинградской областной детской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 181–185.

Детская библиотека, чтобы быть современной, должна отражать отношение ребенка ко времени, помогать ему в создании своего времени, аккумулировать опыт детей, создавать информационную среду для включения в пространство событий в социуме и культуре. Ответственность перед будущим наших детей обусловливает целенаправленный поиск стратегий создания условий для реализации прав детей в информационном обществе. Статус уникальной среды развития и образования ребенка детская библиотека, на наш взгляд, приобретет тогда, когда мы создадим для него все условия для формирования опыта личностного поведения в информационном пространстве.

Лукзен Л. Н. Информационно-коммуникационные технологии в библиотечном сервисе для детей / Л. Н. Лукзен, заведующий отделом развития и внедрения новых технологий, С. К. Раева, директор ГРДБ им. С.Бегалина (Республика Казахстан) // Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. – С. 18–21.

Первая реакция на внедрение Интернета в библиотеках вообще и в детских в частности у библиотекарей, как у людей читающих, рефлекторно была следующей: как изменился мир с тех пор, как мы начинали свою карьеру детских библиотекарей! Но это чувство резких перемен обманчиво. Давайте посмотрим на цели и задачи, которые ставит перед собой детская библиотека и которые выражаются в следующем: «стимулировать потребность в чтении», «повышать уровень информационного сервиса», «полно предоставлять образовательную информацию», «повышать уровень информационной культуры».

Олифер С. В. Электронная информационная среда детской библиотеки: структура и взаимодействие ресурсов / С. В. Олифер, директор Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска Челябинской области // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 95–97.

Современные психологи определяют нынешнее поколение детей как мультимедиапоколение. Действительно, наши дети живут в мире, где новейшие электронные коммуникации стали реальностью, для них всегда существовавшей. Поэтому картина мира ребенка, особенно подростка, отличается от взрослой картины мира, она насыщена компьютеризированными образами. Компьютер становится частью естественного окружения в восприятии нового поколения, является атрибутом действительности.

Рогожина Т. А. Детская библиотека для успешной образовательной деятельности ученика и учителя / Т. А. Рогожина, директор ЦГДБ, г. Нижний Тагил, Свердловская область // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 192–195.

Информационная поддержка образования в информационно-образовательном центре в библиотеке.

Сочилина Е. Г. Жизнь и сны Книжного Червя / Е. Г. Сочилина, главный библиотекарь Кабинета профессиональной информации МУК «Библиотечный центр для детей и юношества “Читай-город”» // Информационный бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. – С. 84–85.

Если компьютер у вас под рукой (и, естественно, подключен к Интернету), прежде чем читать дальше, наберите в окошке адрес www.younglib.novgorod.ru. И если появилась картинка в теплых тонах с заголовком, соответствующим названию этой статьи, вы попали туда, куда нужно.

Степанова Л. В. «Окно», открытое в мир писателя, или «Весь Радий Погодин» в электронном издании / Л. В. Степанова, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 97–100.

Как современная информационная среда будет отражаться в картине мира, которую создают современные дети и подростки? Как плоскость телевизионного или компьютерного мониторов или как пространство выбора и преобразования информации на основе доверия к слову, где мониторы – удобное средство? Ответ на данный вопрос призвана дать и детская библиотека.

Тарасова И. Б. Детская библиотека в новой информационной реальности / И. Б. Тарасова, заведующая методико-библиографическим отделом муниципального учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля» // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 82–84.

Информация. Информационное общество. Информационное пространство. Информационная культура... Только ленивый не употребляет сейчас этих терминов. В ходу они во всех слоях общества, и, конечно, в первую очередь среди библиотекарей и учителей.

Толмачева Л. П. Межсетевое взаимодействие юношеских библиотек Сибири / Л. П. Толмачева, президент Межрегиональной общественной организации «Клуб директоров юношеских библиотек Сибири», директор Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 87.

Межсетевое взаимодействие юношеских библиотек Сибири началось с создания Межрегиональной общественной организации «Клуб директоров юношеских библиотек Сибири». Начиная с 1991 г. Новосибирская областная юношеская библиотека работает в режиме сетевого развития по направлениям деятельности. Например, «Сеть молодежных информационных центров», «Сеть молодежных добровольческих центров Новосибирской области» и др. явились основой нашей веры в силу сетей. Однако обе перечисленные выше сети имели структуру, построенную по принципу – головная организация и филиалы на базе учреждений по взаимодействию. «Сеть юношеских библиотек Сибири» строится по другим принципам. Во-первых, это не сеть библиотек – государственных учреждений. Это сеть библиотек, объединенных в межрегиональную общественную организацию.

Федосова Л. А. Библиотечно-информационный центр как ведущий сектор информационной инфраструктуры гимназии «Универс» № 1 / Л. А. Федосова, заведующая библиотечно-информационным центром гимназии «Универс» № 1 г. Красноярска // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 72–75.

О глубоком кризисе школьных библиотек не говорил только ленивый... Причин ситуации, в которой оказались библиотеки (и не только школьные), множество. В профессиональном сообществе достаточно популярна точка зрения – сводить все проблемы библиотек к отсутствию финансирования. Не оспаривая этого постулата, нам бы хотелось затронуть другую проблему, лежащую в нематериальной плоскости.

Шелухина Л. Ю. Информационная независимость. Конкурс-олимпиада по поиску информации в детской библиотеке / Л. Ю. Шелухина, главный библиотекарь Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 58–60.

В сообщении представлен практический опыт организации и проведения итогового занятия по программе «Основы информационной культуры» для школьников – городской командной олимпиады «Информационная независимость» для учащихся 8–11 классов.

Шелухина Л. Ю. Представление образовательной информации на сайте детской библиотеки / Л. Ю. Шелухина, главный библиотекарь Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 94–95.

Образовательные ресурсы представляют собой совокупность разнообразных по происхождению и предназначению информационных средств, способствующих операции, сбору, регистрации, хранению и транспортировке образовательной информации.

Продвижение чтения

Бахмутская И. В. «Ассамблея талантливых читателей: юность России – Пушкину» / И. В. Бахмутская, директор Российской государственной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 17. – СПб., 2000. – С. 220–223.

Ассамблея собрала в концертном зале Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) ребят – победителей всевозможных конкурсов и фестивалей, которые наглядно и убедительно показали в течение трех с половиной часов, как глубоко воспринимают они наследие поэта. Это проявлялось не только в чтении юными участниками ассамблеи его стихотворений и разыгрывании сценок из спектаклей по его произведениям, но и в исполнении собственных стихов, навеянных творчеством А.С.Пушкина, музыкальных пьес.

Белуза Л. М. Искусство диалога с читателями в условиях детской библиотеки / Л. М. Белуза, директор Ставропольской краевой детской библиотеки им. А.Екимцева // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 164–167.

Если мы хотим, чтобы юные читатели нас с интересом слушали и в ответ искренне высказывали свое мнение, искусству диалога необходимо учиться, постоянно расширяя и актуализируя свои знания о ребенке как главной цели всей деятельности детской специализированной библиотеки.

Касимовская Г. Н. Библиотека – центр Чтения (тезисы выступления) / Г. Н. Касимовская, заведующая организационно-методическим отделом Челябинской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 83.

Основная миссия библиотеки – быть наставником в чтении. Забота о чтении является важным моментом социализации личности. В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, на осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы.

Книжкина А. Исцеление чтением / А. Книжкина, журналист // Информационный бюллетень РБА. – № 30. – СПб., 2004. – С. 125.

Уже четвертый год подряд в Нижнем Новгороде проводится ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа. Это хорошая возможность реализовать идеи, связанные с нашей финансируемой в последнюю очередь культурой, оказать психологическую помощь наименее социально защищенным слоям населения. По ее образу и подобию в Саратове учредили свою ярмарку социальных и культурных проектов, назвав ее первым областным конкурсом.

Краева Н. Г. Ребенок смотрящий, говорящий и его чтение. К проблеме развития позиции родителей / Н. Г. Краева, заведующая Гатчинской ЦГДБ, Ленинградская область // Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. – С. 17–18.

Всех нас, взрослых, в той или иной степени беспокоит (а чаще раздражает) чрезмерное увлечение детей новыми информационными технологиями. Ребенок, часами сидящий у экрана телевизора или компьютерного монитора, или подросток, отгородившийся от всего мира наушниками плеера, – образы вполне узнаваемые. Появилась и новая терминология: цифровое или виртуальное поколение, а современную информационную среду мы все чаще, и не без оснований, называем агрессивной. Эта среда формирует у детей и подростков иные ценности и модели поведения, а медиа- и видеопродукция воспринимаются как фактор, отвлекающий ребенка от книги и чтения. Очевидно, что в изменившихся условиях должна быть выработана новая стратегия поведения, в чем детская библиотека может оказать поддержку читателям – детям и их родителям, создавая комфортную среду вербальной и визуальной культуры современного ребенка. При этом нам, взрослым, необходимо уметь слушать и слышать детей, не бояться советоваться с ними, не игнорировать их интересы.

Крылова Е. А вы написали письмо Пушкину? / Е. Крылова, ученица 10 класса, школы № 67 г. Саратова // Информационный бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. – С. 86*.

В 2003 году в Пушкинской библиотеке для детей и юношества прошла Областная программа «Год Пушкина в библиотеке». В ее рамках объявлено пять конкурсов, два из которых завершились к моменту публикации.

Кулемина О. Библиотечный день для юных читателей / О. Кулемина, корреспондент газеты «Саратовские вести», Виктория Симонова, корреспондент газеты «Саратов–СП» // Информационный бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. – С. 86*.

Областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина – старейшая, ведущая свое начало от библиотеки Купеческого клуба (Коммерческого собрания), созданного в 1861 г. Часть старинного фонда до сих пор хранится в уже новых стенах библиотеки, расположившейся в особняке купчихи Кошкиной. После возведения пристройки площадь библиотеки составляет полторы тысячи квадратных метров, а количество читателей достигает свыше 27000 как юного, так и старшего поколения. В общероссийский день библиотек, 27 мая, губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков посетил Областную библиотеку для детей и юношества им. А.С.Пушкина, получившую по итогам 2002 г. Губернаторский штандарт. Со словами: «Приходил сюда студентом и теперь с удовольствием переступаю этот порог как губернатор» – Д.Аяцков вошел в здание.

Куликова Е. В. Детская библиотека – среда читательского развития / Е. В. Куликова, заместитель директора Российской государственной детской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 60–62.

Тема доклада, на мой взгляд, особенно актуальна сегодня, когда основное внимание нашего профессионального сообщества посвящено вопросам информатизации библиотек. Именно поэтому мне хотелось бы особо обратить внимание на один принципиальный момент: задачи детской библиотеки не сводятся только к информированию читателей. Библиотекари стараются привить ребенку вкус к чтению, оказать ему всемерную поддержку в овладении мировым культурным наследием, в учебе и саморазвитии, а для этого создать благоприятную для него библиотечную среду.

Лебедева Е. Н. Библиотечная акция как способ продвижения чтения и развития творчества детей с ограниченными возможностями / Е. Н. Лебедева, заместитель директора Ставропольской краевой библиотеки для слепых им. В.Маяковского // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 34–37.

Рассматривается опыт создания системы социокультурной реабилитации детей с различными формами инвалидности и проведения библиотечных акций как эффективной формы продвижения чтения среди людей с ограниченными возможностями.

Мичурина Н. А. Городской Библиотечный фестиваль «Увлеченные чтением» – эффективная форма привлечения к чтению / Н. А. Мичурина, детская библиотека, г. Лесной // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 198–207.

Размышления о качественных показателях эффективности работы с читателями. Методика проведения Библиотечных фестивалей.

Наумова Н. А. Юным читателям – инициативы и творческие проекты библиотеки в условиях перемен / Н. А. Наумова, директор Тверского областного центра детского и семейного чтения им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 18. СПб., 2001. – С. 166–172.

Возможности детской библиотеки как института гуманистической и творческой педагогики трудно переоценить. В последние годы работниками центра созданы интереснейшие развивающие программы, построенные на принципах игры и творчества.

Новикова Т. А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе / Т. А. Новикова, заведующая инновационно-методическим отделом Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска, Архангельская область // Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. – С. 12–15.

Стандартная и привычная формулировка «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе» не столь проста, как кажется на первый взгляд, и это связано с общей ситуацией нестабильности в стране, кризисом чтения, в первую очередь молодого поколения. Тяжело идущие реформы ставят чтение (мы не имеем в виду деловое) на одно из последних мест в жизни современного человека. Так ли необходимо библиотеке играть определенную роль в формировании интереса к современной литературе, является ли это ее функцией? Да и да, если рассматривать проблему с точки зрения значимости социального содержания литературы. Замечательно сказал об этом в своей Нобелевской речи «Обоснование литературы» в 2001 г. китайский писатель Гао Синцзянь: «Произведения литературы, преодолевая в переводе границы стран и языков, тем самым... связывают человечество воедино... литература преодолевает пределы национального сознания».

Олифер С. В. Библиотека для детей – среда семейного чтения и общения / С. В. Олифер, заместитель директора Централизованной системы детских и школьных библиотек г.Озерска Челябинской области // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 65–67.

В последние годы особенно актуальной становится проблема создания такого информационного пространства для детей и юношества, которое бы способствовало развитию юной личности, давало новые возможности для образования, самообразования и творческого досуга. Для ребенка и его семьи в современном мире детская библиотека является тем элементом информационного пространства, которое способствует вхождению в культуру нации и мира. Во многих библиотеках для детей центральных, областных и муниципального уровня работа с семьей является самостоятельным направлением деятельности.

Пегова П. А. Нижегородская государственная областная детская библиотека – лауреат Пушкинской премии Нижегородской области / П. А. Пегова, главный библиотекарь НГОДБ // Информационный бюллетень РБА. – № 17. – СПб., 2000. – С. 195–199.