Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастерство

Елена Коптяева

Проект – это шаг вперед

Елена Ивановна Коптяева
зав. библиотекой школы № 2, руководитель пресс-центра, редактор газеты «Школа»
п. Октябрьский,
Архангельская обл.

Все мы о проектной деятельности узнали давно и в то же время недавно. В том смысле, что от уловленного нового слова до реального воплощения его в своей практике – дорога длинная. Не говоря уже о совершенствовании самих проектов и их организации.

Н.Карташов (Библиотека. – 1997. – № 4. – с. 25) здорово написал о пяти уровнях готовности к восприятию и использованию любого знания (хотя он имел в виду библиотековедческое):

1) «информационный уровень» (когда специалист «осознает факт незнания существующих научных идей, решений, методик»);

2) «тезаурусный уровень» (овладение языком науки);

3) «методический уровень» (понимание, «как практически реализовать ту или иную идею, научную рекомендацию»);

4) «технологический уровень» («эффективность и качество воспроизведения научных знаний и рекомендаций передового опыта с целью их внедрения в массовую практику»);

5) «исследовательский уровень» (когда специалист «из потребителя научного знания превращается в его создателя»).

Мои первые шаги к осуществлению проектной деятельности в школе начались на занятиях Библиотечной школы второй ступени, которую проводила газета. Проектная работа стала одним из лейтмотивов Бибшколы. Все мы были на разных уровнях готовности к восприятию знаний. Каждый услышал и увидел что-то свое. Вспомню и расскажу о том, на что обратила внимание я.

Начну, конечно, с незабываемой экскурсии в школу А.Н.Тубельского, где нас просто сносило потоком информации. Что и говорить, если вся работа и обучение в ней построены на проектах. Порадовалась за библиотекарей этой школы (но и позавидовала им же) за то, как ценят здесь библиотеку, что отдали ей пол-этажа, а теперь еще все заняты общешкольным проектом по созданию медиатеки. Особо выделила для себя вывод специалистов школы А.Н.Тубельского: «Для руководителя любого проекта важнее всего – степень компетенции, так как дети ищут себе именно такого человека». Кстати, здесь не забывают материально поощрять своих работников и на голый энтузиазм не рассчитывают.

Пойдем дальше. Лекция О.Мяэотс называлась: «Проектирование совместных программ школьной библиотеки и местного сообщества по привлечению к чтению». Сразу после нее в продолжение занятия все дружно проектировали условный «День чтения» в школе. Мы с Т.Пантюховой на пару придумывали проект «Моя домашняя библиотека» (который я с успехом осуществила в прошлом учебном году в седьмых классах и планирую, подкорректировав, повторить). Но, что важно, О.Мяэотс настаивала на единственном обязательном условии (и это – чадолюбие) и на непременном мотиве (проект должен быть выгоден всем участникам и всем принести удовольствие).

Очень яркой и впечатляющей оказалась встреча с Н.В.Богуславской. Ее лекция «Теория и практика проектного обучения» тоже началась с разговора о том, с какой стороны подойти к этой технологии, что это такое и с чем ее едят. Мы даже записали очень обстоятельное определение: «Проектное обучение – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решений и быть ответственными за свой выбор и результат труда, – создание собственного творческого продукта».

На этой встрече я отчетливо поняла и прочувствовала, что проект действительно должен быть шагом вперед (или броском, если угодно), причем шагом, который делается потому, что его очень хочется сделать. Н.В.Богуславская отметила, что нужна высокая эмоциональность учителя и ученика. Учитель должен заразить детей интересом.

Библиотекарь не в состоянии затевать и везти на себе массу разнообразных  проектов, которые существуют в природе. Но информировать свое школьное сообщество об их существовании  и преимуществах мы должны.

Было очевидно, что сама Н.В.Богуславская обладает огромным даром увлекать аудиторию. Кажется, предложи она нам, например, прямо сейчас помчаться на улицу для какого-либо экспериментального опроса прохожих – и подавляющая часть обучающихся библиотекарей рванула бы с места. Усидели бы единицы. Честно говоря, мне редакция «БШ» на этой лекции доверила следить за пленкой в диктофоне, чтобы перевернуть кассету, когда сторона закончится, но я настолько заслушалась рассказом Богуславской о проектах, которые у нее делают дети на уроках обществоведения, что забыла о диктофоне. (Вот – пытаюсь восполнить пробел.)

Оказывается, дети способны самостоятельно проводить сложные социологические исследования. Например, анализ анкет старшеклассников с их жизненными приоритетами: что они ценят больше (здоровье, дружбу, деньги, образование, любовь, карьеру, досуг, семью и т.д. – больше десяти пунктов). Нужно было пронумеровать пункты по степени важности для себя. А потом провели анкетирование учителей: как они считают – что современная молодежь ставит на первое место, что – на второе? и т.д. по тем же пунктам.

Сопоставление ответов показало, что преподаватели очень мало знают о тех, кого учат и с кем каждый день встречаются в школе. Причем к этому материалу были приложены наглядные диаграммы и графики, выполненные учениками.

А какие темы ребята себе выбирают!

Например, девятиклассники решили исследовать влияние религиозных сект на психику подрастающего поколения. И свою работу они довели до конца, несмотря на трудности, с которыми столкнулись: получить информацию было непросто.

Мы увидели несколько ученических проектов, разглядели, как они оформлены. Такую работу смело можно называть научной. Все как положено: тема исследования, объект, предмет, метод, цель, гипотеза, сроки. С такого резюме начинается теоретическая часть. А дальше идет практическая: методика исследования, результаты, выводы, рекомендации. А потом часть третья с приложениями. Причем начинается все с титульного листа, а заканчивается списком литературы.

Жалко, что мало было времени на разговор о методиках исследования. В показанной Н.В.Богуславской литературе я высмотрела удивительный для себя опыт школы № 24 г. Брянска. (И опять же так увлеклась описанием социальной практики, проведенной учениками этой школы, что забыла, а потом и не успела переписать данные источника, который держала в руках.) Дети решили проанализировать отношения между покупателями и продавцами в среднестатистическом магазине с позиций одной и другой сторон на предмет выявления причин конфликтных ситуаций и их инициаторов.

Фото из архива автора

Исследования проводили методом наблюдений и с помощью заполнения специально разработанных и подготовленных заранее «листов наблюдения». Дети составляли таблицы, сопоставляли данные: какие отношения в магазине чаще складываются с покупателями (теплые, нейтральные, конфликтные); анализировали лексику и поведение покупателей и продавцов. И как отмечают руководители проекта: «Главным итогом стало заметное изменение собственной позиции подростка в конфликтной ситуации – появилось осознание своей ответственности за уровень конфликтности, стремление изменить свое собственное поведение».

В конечном счете все это и есть предмет «обществоведение», который ведет Н.В.Богуславская в школе. Хотя, может быть, подобные темы больше касаются школьных психологов и социальных работников. Но, очевидно, для овладения проектным методом обучения нужны незаурядные способности преподавателя. А уж какой предметник с талантом достался школе – такое направление и будет исследоваться детьми под его руководством. Главное, в результате всей этой деятельности получить следующее (далее по конспекту лекции Н.В.Богуславской):

1. Превращение учащегося в объект познавательной деятельности посредством формирования механизма мышления. (Не эксплуатация памяти, не зубрежка, не вложение знаний.)

2. Приоритет дедуктивного способа познания.

3. Доминирование самостоятельного метода работы. (Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.)

4. Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся.

И при всем этом: повышение мотивации учащихся, развитие способности к активной практической деятельности и установление контакта в совместной партнерской деятельности учителя и ученика.

Словом, тема социального проектирования и технология проектного обучения на лекции Н.В.Богуславской впечатлила всех.

Уже приехав домой, разбирала перексерокопированные после лекции листочки и заметила разницу в терминах: социальная проба, социальная практика, социальный проект. Так и осталась бы с вопросами, если бы не наткнулась у нас в библиотеке РУО на вышедшую недавно в свет брошюру из серии «Библиотека федеральной программы развития образования», где подробно расписано, что есть что. (Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка: Как изменить отношения в школе / Мин-во образования РФ, Департамент образования г. Москвы, НПО «Школа самоопределения». – М.: Новый учебник, 2003. – с. 14–15.)

«Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой авторы понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика – это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальные проекты – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность».

Ну, например, для сравнения: проба – интервью с депутатом, практика – избирательная кампания, проект – предвыборная программа или детский парламент.

Конечно, библиотекарь не в состоянии затевать и везти на себе массу разнообразных проектов, которые «существуют в природе» и о которых с таким азартом рассказывали преподаватели и участники семинара «Библиотечная школа-2».

Но информировать свое школьное сообщество об их существовании и преимуществах мы должны, чтобы выводить тех, кто не в курсе, хотя бы на первый «уровень готовности к восприятию и использованию знания» (см. начало данной статьи). Остальное от нас уже не зависит. А что первый шаг вперед часто за библиотекарем, мы, ученики Библиотечной школы, знаем не понаслышке.