Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Татьяна Рудишина

Еще раз о комплектовании

Об одном списке для издателей

ВЕСНА этого года была щедра на круглые столы и прочие разговоры о детском чтении. На каждом из них кто-нибудь из участников непременно говорил, что в библиотеках нет книг той или иной тематики, что у каждого опытного, вдумчивого библиотекаря есть свой заветный список книг, которые надо бы переиздать.

Один из таких списков мне попал в руки. Каждая запись – это недостаток того или иного раздела книжного фонда не ахти как комплектующейся библиотеки. И первое естественное, горячее желание – достучаться до издателей побогаче: купите авторские права у наследников писателя, закажите крепкому литератору книжку по теме...

Но, перечитывая этот список, начинаешь задавать вопросы и комментировать его. Здесь хорошо известные книги 60–80-х годов. Ю.Дмитриев («Кто в лесу живет, что в лесу растет»), Б.Зубков («Из чего все машины сделаны»), Н.Надеждина («Во саду ли, в огороде»). Но каждая из этих книг сегодня требует отдельного рассмотрения: Дмитриев переиздан; в современной машине наряду с шестеренками есть еще микросхемы – сегодняшние автомобиль и станок представляют собой упрощенный вариант ракеты! Нужны новые научно-популярные книги (либо существенная редакция старых), а не переиздания. А вот что не помешало бы современному издателю познавательных детских изданий, так это продуманный, педагогически обоснованный в соответствии с возрастом справочный аппарат.

Далеко не все книги, написанные автором, нуждаются в переиздании. В списке три книги Н.Верзилина: «Путешествие с домашними растениями», «Учитель ботаники», «Солнце на обед». «Путешествие» переиздавалось, а две другие надо бы перечитать. Я их, честно говоря, не помню. Насколько они сегодня впишутся в круг чтения школьника?

Еще одно пожелание – занимательное литературоведение, например книги Н.Долининой. Что же получается: питерский «Детгиз» переиздал всю (!) Долинину и не может реализовать тираж, в Москве школы уже начали забывать это имя – книги давно истрепались.

В списке – «Загадки, пословицы, поговорки, в том числе собранные В.И.Далем». Но именно Даль к 200-летнему юбилею был издан и дорого, и дешево.

Книги об армии – да, несомненно нужны. Но «Книга будущих командиров» А.Митяева и «Солдатская школа» Б.Никольского, написанные в 70-е годы прошлого века, давно требуют редакции.

Многие книги серий «Из прошлого нашей Родины» и «Дедушкины медали» были переизданы, причем теперь они в твердом переплете.

А вот с чем действительно большой провал, так это с книгами об авиации и космонавтике. Библиотекари предлагают переиздать Ю.Гагарина «Вижу Землю…» Была еще книжка Л.Леонова «Выхожу в космос». На этом освоение космического пространства в наших фондах заканчивается. А нужна книга для младшего и среднего возраста, где бы рассказывалось и о работе орбитальных станций, и полетах автоматических зондов к другим планетам, их спутникам, кометам, астероидам. Кто из современных детей знает, что один из таких зондов уже покинул пределы Солнечной системы?

Можно возразить: издательства не собираются заказывать писателям книги о космосе или об армии – не коммерческий проект. Вот тут-то и нужен госзаказ на издание социально значимых книг с последующим целевым распространением их по библиотекам. Но пока мы ждем. Библиотекари давным-давно приступили к выпуску «самиздата» – тематические подборки-подшивки из детских и недетских научно-популярных журналов. Но это, как вы понимаете, больше советы от лукавого. И самая лучшая тематическая подборка журнальных материалов не заменит книжки!

Немного странным показалась просьба издавать сборники литературных игр и викторин. Подобной литературы было издано много.

Из зарубежных авторов, которых предлагается переиздать, – сказки Дж.Родари и стихи Ю.Тувима. Добропорядочная детская классика. А с другими зарубежными авторами все в порядке?

Вопросов больше, чем ответов. Почему школьный библиотекарь практически не участвует в процессе комплектования (в Москве во всяком случае)? Как повысить информированность библиотекарей о выходящей литературе? Как научить издателя снабжать современную книгу необходимым справочным аппаратом? Как вдохновить библиотекаря работать не только с привычными книжками, но и с теми, которые выходят сегодня?

Вопросы, вопросы, вопросы… А для начала предлагаю поделиться своими «заветными списками». Наши коллеги и друзья из газеты «Книжное обозрение» обещают знакомить с нашими предложениями и пожеланиями издателей, которые очень внимательно читают «КО» в поисках книгоиздательских идей для новых проектов.