Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Марафон

Надежда Габрусева

«Пушкинская библиотека» – школе

Мы вновь возвращаемся к Московскому педагогическому марафону, прошедшему весной этого года. Еще одно выступление, собравшее множество слушателей. Вчитайтесь в него внимательно, с карандашом в руке.

Надежда Ивановна
Габрусева

кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Школьная библиотека» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»
Москва

Одним из направлений деятельности Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» является осуществление программ по поддержанию российской культуры в области библиотечного дела и книгоиздания, в том числе и в сфере образования. Сегодня фонд реализует проект «Школьная библиотека».

Тема проекта сегодня чрезвычайно актуальна. С одной стороны, состояние ресурсной базы школьных библиотек, с другой – особенности развития рынка учебного книгоиздания.

Состояние рынка учебной литературы

Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году, определил направления развития рынка учебных изданий. За последние 10 лет увеличилось количество учебников. По каждому предмету созданы вариативные учебники, реализующие разные дидактические системы и концептуальные подходы, отличающиеся отбором содержания в рамках Федерального компонента государственного образовательного стандарта, структурой, методическим аппаратом, языком изложения, педагогическими возможностями иллюстративного ряда и т.п.

Впервые разработаны учебники по музыке, изобразительному искусству, физической культуре и по другим предметам, которых ранее не было в учебном плане: экономике, МХК, экологии, ОБЖ и др.

Появились новые виды учебных изданий: рабочие тетради на печатной основе для учащихся и учителей, учебники-практикумы, учебники-хрестоматии, сборники тестовых заданий, направленные на организацию тематического контроля и подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Благодаря многообразию появившихся программ, учебников, дидактических и методических пособий стал возможен переход на вариативную систему образования.

Рынок учебной литературы условно можно разделить на два сегмента: первый – учебники, второй – программы, учебные и методические пособия. У каждого из них свои особенности и темпы развития.

За последние 13 лет были разработаны, изданы, прошли экспертизу, получили гриф Министерства образования и внедрены в практику обучения более 960 новых учебников. (Для сравнения: в 1992 году их количество для общеобразовательных учреждений составляло немногим более 180 наименований. Все они выпускались издательством «Просвещение».)

Огромным скачком в развитии учебного книгоиздания отмечен 1997 год. Число учебников, включенных в перечень, составило 737 наименований. А в 2000-м на рынке было уже 1088 учебников, имеющих гриф «Допущено» или «Рекомендовано Министерством образования РФ».

В последние пять лет наблюдается тенденция количественной стабилизации: в 2005 году в Федеральный перечень включено 1147 учебников, то есть за пять лет число наименований выросло всего на 59. Однако стабилизация рынка не исключает появления новых учебников, идет естественный процесс вытеснения одних изданий другими, основанный на конкуренции. Свидетельство тому – рост числа издательств, работающих в этом сегменте рынка. В 2001 году учебники выпускало 21 издательство, в 2005-м – 43.

Приоритетным направлением в развитии учебного книгоиздания сегодня является не создание отдельных учебников, а разработка учебно-методических комплектов (УМК) – программно-методического и дидактического сопровождения учебников.

Литература этого сегмента разнообразна и направлена на создание условий для наиболее эффективной организации всех этапов образовательного процесса, развития у детей интереса к предмету, вовлечения родителей в процесс познания ребенком явлений и законов окружающего мира и т.п. Она насчитывает около 2800 наименований «грифованных» изданий, включая программы, пособия для дошкольных образовательных учреждений, факультативные и элективные курсы, электронные учебные издания, развивающие и обучающие игры, карты, атласы и др.

Эту учебную литературу выпускают около 100 издательств. Только два из них – «Дрофа» и «Просвещение» – издают весь спектр учебной литературы: от учебников, программ, учебных и методических пособий по всем предметам для всех ступеней образования до электронных учебных изданий и развивающих игр. Многие издательства специализируются в основном на выпуске учебной литературы определенного направления, например, гуманитарного (как «Русское слово»), экономического и литературы для развивающего обучения по системе Эльконина–Давыдова (как «Вита-Пресс»), по системе Л.В.Занкова (как издательство «Корпорация Федоров»), учебников иностранных языков (издательства «Версия» и «Титул») и т.д. Некоторые компании определили для себя нишу – издание учебных пособий (рабочих тетрадей, дидактических материалов, электронных изданий, пособий для дошкольного образования и т.п.) – и успешно в ней работают. Это «Мозаика-Синтез», «Кирилл и Мефодий» и другие издательства.

Однако помимо необходимых или полезных для использования в образовательном процессе учебных пособий рынок наполнен изданиями низкого качества и сомнительного образовательного значения... К ним относятся: пересказы литературных произведений, решебники, готовые домашние задания, сборники «золотых», «серебряных», «лучших» и т.п. сочинений и другая литература, которая не способствует развитию мышления, закреплению и отработке навыков решения задач, формированию умений анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы и т.д.

В многообразии учебной литературы учителям, библиотечным работникам, родителям, учащимся трудно разобраться и выбрать нужные и полезные издания.

Существуют ли ориентиры в выборе учебной литературы?

В России с 1817 года существовала система рассмотрения – экспертизы и «штемпелевания»–«грифования» книг. Специально созданная при Министерстве образования государственно-общественная структура [в дореволюционный период – Ученый комитет, в советский – Учебно-методический совет (УМС), в постсоветский – Федеральный экспертный совет (ФЭС)] рассматривала все виды учебных изданий, которые предназначались для использования в образовательном процессе. На основании заключения Федерального экспертного совета Министерство образования Российской Федерации присваивало программам, учебникам и учебным пособиям рекомендательный гриф.

Основным ориентиром при выборе программ, учебников, пособий следовало считать наличие грифа Министерства образования Российской Федерации.

С апреля 2005 года изменен порядок проведения экспертизы учебников и отменена ранее проводимая Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации экспертиза программ, учебных и методических пособий. Поэтому в настоящее время перед учреждениями дошкольного, общего, дополнительного образования возникает задача самостоятельного анализа и отбора программ и учебных пособий.

Экспертизу учебников для общеобразовательных учреждений проводят Российская академия наук и Российская академия образования, по результатам которой Министерство образования и науки РФ присваивает им рекомендательный гриф.

Выбор и использование учебников в практике обучения возможны лишь из числа тех, которые включены в федеральные перечни учебников, издаваемые ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации.

Какие условия необходимы для выбора учебных изданий?

При создании условий для свободного выбора учебных изданий важной задачей является информационное обеспечение учебного книгоиздания.

С 1994 года Министерством образования издается перечень (Федеральный перечень) учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений. В 2001 году в целях информирования участников образовательного процесса обо всех изданиях, имеющих гриф министерства, и оказания помощи учителям в выборе учебной литературы, представленной на книжном рынке, Министерство образования России впервые сформировало Перечень-каталог учебно-методических изданий на 2002/03 учебный год. (Они издавались министерством ежегодно до его реорганизации в 2004 году.)

Перечни-каталоги «грифованной» литературы на 2005/06 год (их два: для дошкольных и общеобразовательных учреждений) были выпущены Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации.

Начиная с 2005 года перечни-каталоги учебно-методической литературы министерством не издаются.

Каталоги издательств, представляющие выпускаемую ими книжную продукцию, прайс-листы книготорговых организаций не могут создать информационные условия для выбора учебной литературы.

В сложившейся ситуации выпуск систематизированных предметных каталогов, отражающих весь спектр современной отечественной учебной литературы, издающейся в разных издательствах, является необходимым условием для осуществления обоснованного выбора и целесообразного комплектования библиотек общеобразовательных учреждений.

Предоставление права выбора и заказа учебной, методической и иной литературы, необходимой для организации образовательного процесса, образовательным учреждениям является не менее важным условием для комплектования школьных библиотек.

Согласно Закону РФ «Об образовании» выбор учебников отнесен к компетенции образовательного учреждения, новые нормы Федерального закона № 94 от 21.07.2005 определяют механизмы и порядок осуществления закупок продукции, в том числе и непосредственно получателем товара. В нашем случае это учебные издания, а непосредственный получатель – общеобразовательное учреждение. Таким образом созданы законодательные условия для передачи органами управления образованием функций по приобретению учебной и иной литературы, необходимой для организации процесса обучения и воспитания, детским садам, школам, гимназиям и т.д.

Вместе с тем отсутствие централизованной системы заказа и поставки литературы, даже при наличии финансовых средств, затрудняют выбор и приобретение в настоящее время учебной литературы. Создание такой системы является еще одним условием успешного комплектования школьных библиотек.

Состояние школьных библиотек

Школьные библиотеки долгое время были незаслуженно обделены вниманием Министерства образования РФ. Устаревшая нормативная база, неудовлетворительное состояние кадрового обеспечения школьных библиотек, тенденция уменьшения основного и учебного фондов при недостаточном финансировании их обновления и пополнения – эти и другие проблемы тормозили развитие системы образования.

Лишь в 2002–2003 годах был проведен ряд мероприятий по определению состояния кадрового и ресурсного потенциала школьных библиотек. По итогам проведенного в 2002 году Министерством образования анализа их ресурсной базы, обеспеченность художественной литературой составляла в среднем 3–4 книги на одного учащегося; обеспеченность отраслевой литературой по естественным наукам, экономике, истории и т.п. – еще ниже. Учебно-методической, научно-популярной, справочно-энциклопедической литературы в школьных библиотеках было крайне мало, а имевшиеся в библиотечных фондах издания физически и морально устарели и в связи с этим не могли удовлетворять информационные потребности учителей и учащихся.

С полной ответственностью можно сказать, что и сегодня ситуация с пополнением и обновлением библиотечных фондов ненамного изменилась к лучшему.

Трудно себе представить возможность решения основной задачи модернизации образования, повышения его качества без существенного обновления и пополнения фондов библиотек образовательных учреждений и превращения их в универсальные центры, реализующие информационные, образовательные и культурные функции.

В тоже время состояние библиотеки, ее статус, нормативное, ресурсное и кадровое обеспечение свидетельствуют о степени готовности и потенциальных возможностях образовательного учреждения предоставлять обществу качественные образовательные услуги.

В 2004 году была проведена коллегия Министерства образования «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации», был намечен ряд мероприятий, выполнение которых позволило бы существенно улучшить положение библиотек в целом и решить ряд проблем нормативного регулирования деятельности кадрового и ресурсного потенциала и др.

Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения (23.03.2004 № 14-51-70/13) определяет в качестве основной задачи «обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом, коммуникативном... а также воспитание культурного и гражданского самосознания обучающегося, развитие его творческого потенциала».

Выполнение этих и других задач потребовало существенного расширения функций библиотек, связанных прежде всего с педагогическим и информационно-методическим направлениями работы.

Библиотека должна содействовать работе педагогического коллектива и администрации учреждения по организации образовательного процесса, удовлетворять запросы учителей в области педагогических инноваций и новых технологий, содействовать профессиональной компетенции, повышению квалификации и проведению аттестации педагогических работников, создавать банк педагогической информации, осуществлять накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам. Такое расширение функций повышает не только статус школьной библиотеки, но и ее ответственность за формирование фондов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, образовательными программами, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей: обучающихся, педагогов, родителей.

Проект «Школьная библиотека»

В целях оказания информационной и методической помощи учреждениям общего, специального (коррекционного), дополнительного дошкольного образования в комплектовании библиотек и методических кабинетов учебной, справочной, энциклопедической, научно-популярной, художественной (для программного и внеклассного чтения) и другой литературы, использование которой возможно в образовательном процессе, Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» приступил к реализации проекта «Школьная библиотека».

В рамках этого проекта осуществляются следующие направления деятельности:

· формирование, выпуск и рассылка предметных каталогов изданий для общеобразовательных учреждений;

· организация и проведение компетентной экспертизы изданий при отборе их для включения в каталог;

· оказание консультативной помощи образовательным учреждениям в выборе учебно-методической и иной литературы, оформлении и заказе на нее;

· создание системы заказа и поставки литературы.

В соответствии с указанной целью проекта планируется выпуск 10 каталогов серии «Школьная библиотека»: «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Химия, биология, география, экология в школе», «Физика, математика, информатика в школе», «История, обществоведение, право, экономика в школе», «Русский язык, литература, иностранный язык в школе», «Изобразительное искусство, черчение, музыка, мировая художественная культура в школе», «Основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, трудовое обучение в школе», «Дополнительное образование», «Каталог изданий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений».

Каталоги серии «Школьная библиотека» позволяют максимально полно представить весь спектр современной отечественной учебной, методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе.

В каталоги включаются все виды изданий: учебные, методические пособия, справочно-энциклопедическая, научно-популярная, художественная литература, развивающие и обучающие игры, электронные издания, аудио- и видеопродукция, которые могут быть использованы в образовательном процессе – как в урочной, так и во внеурочной его формах. В связи с отменой Министерством образования и науки РФ экспертизы и грифования программ, учебных и методических пособий в каталоги будут включаться издания как имеющие, так и не имеющие грифа министерства. В аннотациях, входящих в каталог изданий, будут содержаться отметки о наличии грифа, если таковой имеется. Предполагается ежегодное обновление и выпуск каталогов.

Рассылка каталогов будет осуществляться в органы управления образованием субъектов Российской Федерации (краевые, республиканские, областные), а также по возможности в муниципальные органы управления, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования, региональные библиотечные центры.

В каталогах будут систематизированы учебно-методические издания в соответствии с дидактическими системами, комплектами, программами.

Особое значение мы придаем структуре каталогов. Именно она поможет работникам школьной библиотеки, учителям, учащимся, родителям разобраться в предлагаемой для заказа литературе и выбрать пособия, дополняющие и улучшающие условия использования учебника, по которому ведется преподавание того или иного предмета в школе. Структура каждого каталога будет отражать особенности вариативного обучения на той или иной ступени образования. Например: издания раздела «Учебно-методическая литература» в каталоге «Начальное общее образование» будут структурированы по системам, комплектам и программам обучения, каталоги для ступеней основного и среднего (полного) общего образования – по предметам и программам обучения.

В настоящее время выпущен каталог «Дошкольное образование», в котором учебно-методические издания разделены на пособия, реализующие комплексные (общеобразовательные) программы, пособия, реализующие парциальные (дополнительные) программы и пособия без программного обеспечения.

Отбор литературы для включения ее в тот или иной раздел каталога осуществляют эксперты-специалисты в области образования.

Такая систематизация изданий в каталоге будет способствовать созданию оптимальных условий участникам образовательного процесса для выбора учебной и методической литературы.

Мы рассчитываем на вовлечение в этот проект заинтересованных в комплектовании школьных библиотек современной учебной литературой всех общеобразовательных учреждений, дошкольных, специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Каталоги также могут быть востребованы средними и высшими педагогическими образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Каталоги серии «Школьная библиотека» обеспечат образовательным учреждениям возможность формирования комплексного заказа на издания, выпускаемые в разных издательствах. Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» готов принимать как сводные заказы на литературу от органов управления образованием, так и индивидуальные заказы образовательных учреждений и обеспечить централизованную поставку заказанных книг. С этой целью в конце каждого каталога будет приведен бланк заказа и информация о порядке оформления заказа и его исполнения.

Реализуя данный проект, мы надеемся на то, что, своевременно информируя образовательные учреждения о выпускаемой литературе и осуществляя ее доставку, можно преодолеть информационную изолированность детских садов, школ и других образовательных учреждений регионов России.

Следует подчеркнуть, что, осуществляя данный проект, «Пушкинская библиотека» не преследует коммерческой цели, все книги каталога заявлены по ценам издательств с учетом стоимости их доставки.

Новый проект «Школьная библиотека» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» реализуется при информационной поддержке Федерального агентства по образованию. Письмо Федерального агентства по образованию от 06.04.2006 № 0558-223/12-14 «О каталогах изданий для общеобразовательных учреждений Некоммерческого фонда “Пушкинская библиотека” направлено в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также размещено на сайте агентства.

Надеемся, что проект имеет все шансы быть полезным для системы образования и приведет к успешному и продолжительному сотрудничеству большого числа учреждений дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного образования с Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека».