Здравствуйте!
Это было давно. Шел 1977 год. Практика
студентов библиотечного техникума, занятие по
выставкам. Книжных подставок нам не дают –
дефицит. Журналы не слушаются и скользят по
полированной поверхности стеллажа. Клеевой
корешок развернутой книжки грозит развалиться
пополам. Что тогда нам будет! За спиной слышу
голос преподавателя – пожилой дамы: «И зачем их
тут так много? Это не толкучка на базаре в
воскресный день. Представьте себе, что вы в
театре. Нужно выстроить мизансцену! Книги должны
дышать!» Спустя многие годы я понимаю, что это был
один из первых и главных уроков организации
книжной выставки.
В 1983 году я попадаю в Гайдаровку на
работу в методический отдел. Библиотечный
капустник. ВИА «Методо» самозабвенно поет на
мотив популярной в то время «Малиновки»: Заслышав
методиста голосок, район теряет самообладанье.
Три книжки и газеточки листок. И выставка готова
и названье…Мы на это имели право, потому что
сама Гайдаровка никогда не допускала у себя
формального отношения к выставкам. Библиотекарь
священнодействовал вместе с художником над
каждой из них. И с художниками нам везло. У меня до
сих пор стоит перед глазами вырезанные из бумаги
модели молекул ДНК на выставке «Почему я похож на
папу?». Эту выставку оформляла Елена Анатольевна
Поленова, внучка художника Василия Дмитриевича
Поленова.
В первые перестроечные годы, когда
интерес к нашей стране во всем мире был
повышенным, в ГРДБ (так тогда именовалась РГДБ)
приехали французы со своими книжными выставками.
Когда их монтировали, у наших библиотекарей
случился настоящий профессиональный шок.
Оказывается, можно, чтобы книжки не только стояли
на стеллажах, но и укладывались лесенкой, образуя
книжные ступеньки, вставали домиками, спускались
на веревочках откуда-то с потолка, прищепками
крепились к бельевой веревке. Одним словом,
хохотали, кривлялись, дразнились!
Мы в ХХI веке. У библиотекаря в арсенале
все чаще можно увидеть цветной принтер, сканер,
ламинатор. Интересно, остался ли в библиотечном
техникуме предмет «Плакатное дело»? К концу
семестра даже самая нерадивая студентка могла
довольно сносно плакатным пером
продемонстрировать 2–3 шрифта без всякого
трафарета!
Да, изменилось многое. Иногда в
библиотеках даже возникает чувство тревоги, а не
умрет ли искусство создания книжных выставок с
появлением современной техники? Ведь в последнее
время в выставочной работе в моду входит своего
рода минимализм. Отмирают цитаты, тексты. Да и
индустрия библиотечного оборудования, включая
выставочное, как-то унифицирует сам процесс
выставочной работы.
И все-таки неиссякаем творческий
потенциал библиотекаря! В этом мы убедились,
готовя летний тематический выставочный номер
газеты. Он перед вами.
Татьяна Рудишина |