Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2006

 
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Надежда Логинова

Книжный дозор: всем выйти из тени!

Надежда Васильевна Логинова
зав. рекламно-издательским отделом Свердловской областной библиотеки для детей
и юношества,
г. Екатеринбург

У драматурга Н. Эрдмана была такая мысль: «Сделайте свою идею господствующей – и она вас прокормит». Нет, я не надеюсь, что наша простая (на первый взгляд) идея о пользе чтения нас прокормит (и писала уже об этом, извините, повторяюсь), но мы все равно должны доказывать, что эта идея по-прежнему остается главной в зоне нашей профессиональной ответственности (чем бы мы ни занимались; социализацией в том числе).

Конечно, мы разрабатываем социальные технологии, представляем себе условия, которые надо учитывать: знаем, например, как важна диалоговая форма в общении с подростками. Мы имеем представления о гендерных отличиях в восприятии литературы, проводим тренинги по профилактике зависимости в подростковой среде и являемся партнерами всех. Но нашей главной задачей остается формирование того слоя нации, который будет способен мыслить самостоятельно (помните определение «intelligency» из Оксфордского словаря: «часть нации, стремящаяся к самостоятельному мышлению»)?

B «обществе риска», каковым мы сейчас и являемся, давно пора серьезно и без суеты говорить с подростками по существу. Это возможно для нас, потому что у нас есть главное – литература.

Наедине с книгой человек становится свободной личностью, независимой от воздействия масс-медиа и прочих атрибутов. В конце концов, личность на нашей Земле – явление ценное. Надо помочь ей состояться.

Обращаю ваше внимание на такую незатейливую и традиционную форму библиотечной работы, как выставка. Безусловно, выставка может стать знаковой (если мы вспомним Конфуция: «Главное – не слово и не закон, а знак и символ»). Вы можете налепить множество красивых картинок и еще больше табличек со словами, создав тонкую восточно-азиатскую мозаику. Некоторым нравится. В этом есть что-то клиповое. Мысли разбегаются в стороны также быстро, как буковки заголовков и подзаголовков. Мы предлагаем выставку «Пси-фактор: Зарядка для души», которая отвечает заявленной теме – социализация подростков, «вкус жизни» – по форме и содержанию. Выставка «сделана» со вкусом: оптимистичный оранжевый фонарик (оригинальный бумажный фонарик – произведение «оч.умелых» рук рекламно-издательского отдела) символизирует Свет Истины. На гранях фонарика – «выходные данные» библиотеки и филиала: полное название, адреса, телефоны, факсы и адрес сайта. Вот вам и первый знак: фонарик-библиотека. Светоч истины! Выставка выглядит современно, стильно, благодаря используемой лексике.

«Не будь марионеткой в чужих руках!» – понятно, книги какого содержания представляют этот раздел выставки. Чужое знание, которое собственным еще не стало, но может стать. Как не попасть к кукольнику и не стать марионеткой в его руках? Если такое все же случилось, то как преодолеть синдром выученной беспомощности? Не игнорировать измененную ситуацию, а пытаться изменить ее? Как разговаривать с подростками, чтобы не следовать слепо прошлому опыту и не склоняться к чрезмерному обобщению? Бывает трудно найти слова, но раскрытая на нужной странице книга будет вам верным помощником.

Фонарик на выставке «пси-фактор»

«Книжный портал» – художественная литература для подростков. Мне нравится другое название – «Книжный дозор: всем выйти из тени!» – но так называется другая выставка. Название это приснилось заведующей отделом обслуживания нашей библиотеки Татьяне Анатольевне Шмотьевой (да, вот такие мы творческие!). Но главные фишки – кнопки (огромные, вырезанные из бумаги, с торчащим зубчиком). На «кнопки» можно «подсесть», кнопки олицетворяют соблазны. Например, вы «подсели» на какую-нибудь зависимость (наркотики и др.) – стрелка (яркие стрелки – самое легкое изобретение) указывают вам выход (выходом, естественно, должна быть книга, например, книга Е. Ройзмана «Город без наркотиков»). В разделе «Книжный портал» / «Книжный дозор» это может быть книга Д. Коупленда «Нормальных семей не бывает». Мне кажется символичным, что все «соблазны» (кнопки) на выставке как бы свалены в кучу. От этой кучи ведут стрелки к книгам о здоровом образе жизни и безопасной жизнедеятельности, а потом (что совершенно логично) – к более сложному этапу – чтению художественной литературы. Табличка с традиционной надписью «выход» выглядит в этом случае символично, знаково. Кроме того, очень интересная деталь – маски, небрежно висящие там и сям. На самом деле, разумеется, они висят очень продуманно: маска должна быть приподнята, а что под маской? Может, какой-то интересный психологический портрет? Какой-то неординарный герой? Какая-то загадка или тайна? Что-то новое или непредсказуемое? Выставка, таким образом, представляет собой инсталляцию, в которой нет ни одного проходного образа. И подросток вряд ли пройдет мимо.

Образ любимой нами зебры (как растянувшегося на годы пешеходного перехода) в указателе «Generation 12–16: твой читательский гид» (СОБДиЮ, 2003) не устарели и могут использоваться в полном объеме (или частями). Названия разделов/тем, выбор книг, цитатник – все вполне актуально. «Читай хоть что, но лучше – лучшее. Тише, идет работа мозга!» Разделы: Трудно быть; Новое поколение выбирает; Трудно быть интеллектуалом; Это модно!; Дикие годы; Лекарство от скуки; Настоящие слезы!; Тайные дневники и страдания; Счастье за дверью; Тариф на лунный свет; Новое прочтение; Вам интересно – читайте!

Есть такой замечательный журнал «Лицейское и гимназическое образование». А в этом журнале читатели-подростки рассказывают, какие книги они читают и любят (информация из первых рук). Это выбор поколения, это серьезно! Книги С. Лукьяненко о Ночном и Дневном Дозорах и мирах Иных. Пелевин как зеркало русской р., Бах, Коэльо и Мураками (но не тот, не Харуки, а Рю Мураками). Причем Коэльо-то и не в почете! Но неожиданно – Карлос Кастанеда, Джон Апдайк и др. (читайте «Лицейское и гимназическое образование», 2005, № 6).

Фрагмент выставки «пси-фактор»

Влияние книг на формирование молодого человека в нашей стране явно недооценивается (подробнее об этом – «Geo Focus», 2005, № 11. Тайны книг). Император Цинь Ши Хуанди уничтожил всех, кто мог бы написать о нем книги. Только кто мог бы! Да, он понимал силу книг. Но смельчаки все же находятся.

Когда мы поймем, что книги играют огромную роль в процессе социализации, мы победим одно из самых страшных заболеваний – СПИД – вот в такой расшифровке: Синдром Приобретенного Интеллектуального Дефицита.

P.S. На самом деле, это было выступление на семинаре. Каюсь: кое-что после выступления я в этот текст добавила. Как известно, русский письменный и русский устный – это как два разных языка. В разговоре многие слова заменялись мною жестами, интонацией и прочими эмоциональными элементами. В письменном изложении в эти места пришлось вставлять всякие слова, которые, возможно, покажутся вам весьма неудачными или ничего не выражающими.

А еще за время между выступлением и написанием прочитаны «Границы жизни»: назидательное послание нашему юношеству http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/granitsy-zhizni.html; перечитан «Обломов» (а ведь и правильно, что Илья Ильич разлюбил Ольгу Сергеевну – заурядная, глянцевая девица, хотя на первый взгляд, и не скажешь). И услышано было, как некий современный, стильный такой подросток искренне восхищался Достоевским: «Это как же он так про человека написал, что как будто все с тобой происходит ... Это как же все так чувствовать?.. Ничего не читал интереснее «Преступления и наказания»!

И подумалось: Ну, если они УЖЕ думающие, а мы – ЕЩЕ думающие, – то мы сможем, конечно, договориться.

Только не надо суетиться. Тише, идет работа мозга!